Аппликация в средней группе детского сада: организация работы с детьми


Суть аппликации: цели и задачи в средней группе

Аппликация — это разновидность изотехники, которая основывается на создании сюжетной композиции при помощи бумажных, тканевых деталей, элементов из природных материалов, крупы или зёрна, расположенных и приклеенных/пришитых на плотную подложку — картонную, бумажную или драпированную тканью.

В средней группе малыши становятся более самостоятельными при выполнении аппликации

Миссия занятий аппликацией заключается в следующем:

  • обогащении представлений детей об окружающем мире, в частности о понятиях формы, оттенков цветов, начальном понимании пропорциональности и расположении элементов на ограниченном пространстве (на листе бумаги или картона);
  • формировании основы критического мышления, то есть умения сравнивать, обобщать, делать простые выводы;
  • развитии логики, образного мышления, речи через составление рассказов по мотивам аппликаций;
  • тренировке моторики рук;
  • пробуждении вкуса к творческой работе, стремления гармонизировать цвет и форму в целостных сюжетах;
  • воспитании инициативности, самоорганизации и умения работать с напарником или в группе.

Задачами занятий по этому виду изобразительного творчества в средней группе является:

  • освоение навыка прямого вырезания в разных (!) направлениях, а также с элементами создания округлых форм путём срезания углов у квадрата;
  • отработка умения комбинировать элементы для получения цельной композиции (если положить квадраты друг над другом, получится башня, а если над квадратом расположить треугольник — домик);
  • тренировка составления сюжетов из разных по размеру геометрических форм (из 10–12 деталей), в частности в форме треугольника, круга, квадрата, прямоугольника;
  • развитие навыка находить эстетически привлекательные сочетания аппликации с другими видами изотворчества;
  • формировать навык работы в парах;
  • воспитывать умение давать оценку своей работы.

Дети учатся работать и просто рядом, и в парах, мини-группах

Новые навыки аппликации в средней группе

Главным «приобретением» среднего дошкольного возраста является тренировка умения пользоваться ножницами. Кроме этого, малыши 4–5 лет:

  • располагают и клеят элементы сюжета на основу, имеющую неправильную форму;
  • учатся формировать нужные по форме и размеру детали путём отрезания углов, обрезания элемента по всему периметру или только снизу/сверху/справа/слева, например, делают круг, обрезая углы квадрата;
  • совершенствуют обрывной вид аппликации, в том числе и во время подготовки материалов (срезают или обрывают углы прямоугольника так, чтобы придать заготовке форму квадрата и пр.).

Перспективный план по конструированию и аппликации в средней группе

Царева Мария

Перспективный план по конструированию и аппликации в средней группе

Сентябрь

1 неделя

«Автобусы на нашей улице»
(коллективная)
.

Цель: продолжать учить вырезать окошки автобуса, учить вырезать круги, срезая уголки.

Литература:Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада»

стр. 188.

2 неделя

«Ежик из маленькой шишки»
(из природного материала)
Учить работать с природным материалом – шишками. Упражнять детей в различных способах соединения деталей поделки между собой. Развивать творческие способности. Вызывать положительные эмоции.

3 неделя

«Красивая пирамидка»

Упражнять в вырезании округлых форм из квадратов, путем плавного закругления углов. Закрепить приемы владения ножницами. Учить красиво подбирать цвета.

4 неделя «Ковер из листьев»
(по образцу)
(из природного материала)

Учить составлять композицию из осенних листьев, творчески дополнять композицию деталями, развивать фантазию и творчество

Октябрь

1 неделя

«Угости зайку морковкой»

Цель: учить детей вырезать морковку из четырехугольника, срезая углы.

Литература:Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада»

стр. 47.

2 неделя

«Зайчик»

(по образцу
(из природного материала)
Учить детей видеть образ в природном материале, использовать для закрепления частей пластилин, делать поделки аккуратными и устойчивыми.

3 неделя

«Птицы на ветках»

Цель: учить детей аккуратно пользоваться клеем.

Литература:Т. М. Бондаренко “Комплексные занятия в средней группе детского сада”, стр. 151.Тема:

4 неделя

«Двухэтажный дом»
(по образцу)(из строительного материала)
Учить детей сооружать высокие постройки с перекрытиями, по образцу определять, из каких деталей сделаны отдельные части постройки, в какой последовательности её выполнять, познакомить с понятием
«фундамент»
.

Ноябрь

1 неделя

«Ёлочки растут в лесу»

Учить вырезать треугольники и составлять из них елочку, варьируя величину частей; наклеивать на основу.

2 неделя «Мебель»
(из строительного материала)
Учить определять последовательность, отбирать материал, планировать постройку, выбирать размер, соизмеримый с игрушкой, для которой делается постройка.

3 неделя

«Красная шапочка»

Учить передавать в аппликации образ сказки. Продолжать учить изображать человека (форму платья, головы, рук, ног, характерные детали (шапочка, соблюдая соотношение по величине. Закреплять умение аккуратно вырезать и наклеивать.

4 неделя

«Птичка»

(по образцу
(из природного материала)
Учить составлять образ из частей, соединять между собой детали пластилином.

Декабрь

1 неделя

«Снеговик»

Продолжать учить наклеивать фигуры в нижней части листа, составлять из двух – трех частей. Закреплять последовательность намазывания и наклеивания.

2 неделя

«Фонарики»

(по показу
(из бумаги)
Учить складывать 3 круга пополам, склеивать их между собой, действовать по показу воспитателя слаженно, четко соединяя половинки кругов.

3 неделя

«Игрушки на ёлку»

(по показу
(из бросового материала)
Учить делать игрушки из различных материалов, развивать мелкую моторику рук и творческие способности.

4 неделя

«Ёлочка»

(по образцу
(из бумаги)
Упражнять в обрывании бумаги по контуру, скатывании бумажных шариков, составлении изображения из частей на плоскости.

Январь

1 неделя

«Поможем белке заготовить грибы на зиму»

.

Цель: учить детей срезать ножницами уголки, закругляя их. Закреплять умение правильно держать ножницы.

Литература:Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада»

стр. 123-124

2 неделя

«Загадки»

Закрепить умение соотносить плоские геометр. фигуры с формой частей предметов, составлять изображение из готовых частей, мелкие детали вырезать самостоятельно. Упражнять в аккуратности наклеивания; развивать творчество.

3 неделя

«Снегурочка»

(по условию
(из природного материала)
Учить делать постройки из снега, использую для скрепления – воду, для украшения – акварель

4 неделя

«Вырежи и наклей, что бывает круглое и овальное»

Закреплять представления об основных строительных материалах (кирпичик, кубик, брусок)

; учить замыкать пространство, ритмично располагая детали.

Февраль

1 неделя

«Аппликация по сказке горького «Воробьишко»

.

Цель: учить детей определять форму основных частей. Самостоятельно находить вырезанные из бумаги части. Складывать и наклеивать изображение птицы.

Литература:Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада»

стр. 218.

2 неделя

«Грузовые автомобили»
(из строительного материала)
Дать детям обобщенные представления о грузовом транспорте; упражнять в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций; дать представление о строительной детали – цилиндре и его свойствах. Развивать способность к плоскостному моделированию.

3 неделя

«Коврик»

Учить выделению углов, сторон. Закреплять знания круглой, квадратной, треугольной формы. Учить преобразованию формы, разрезая квадрат на треугольник, круг на полукруги. Развивать композиционные умения.

4 неделя

«Открытка для папы»
(из бумаги)
Закреплять умения складывать прямоугольный лист пополам; составлять композицию, дополнять работу деталями. Вызвать потребность делать приятные сюрпризы близким людям.

Март

1 неделя

«Подарок для мамы и бабушки»
(из бумаги)
Учить мастерить несложные поделки. Развивать творческие способности. Воспитывать умение доводить свой замысел до конца. Воспитывать внимательное, отзывчивое отношение к маме и бабушке.

2 неделя

«Мы – строители»
(коллективная)
.

Цель: вызывать стремление участвовать в коллективной работе, уметь составлять из частей целое, добавлять отдельные детали, вырезая их из бумаги.

Литература:Т. М. Бондаренко “Комплексные занятия в средней группе детского сада” стр. 242.

3 неделя

«Самолёты летят сквозь облака»

Учить правильно составлять изображение из частей, находить место той или иной части в общей работе, аккуратно наклеивать. Закрепить знание формы- прямоугольник, учить плавно срезать углы.

4 неделя

Четвёртая неделя Оригами «Бабочка»

Учить складывать квадрат по диагонали и вчетверо. Развивать творческие способности. Воспитывать умение доводить свой замысел до конца.

Апрель

1 неделя

«Волшебный сад»

Цель: учить резать ножницами по прямой, закругляя углы квадрата, развивать образное мышление.

Литература:Т. М. Бондаренко “Комплексные занятия в средней группе детского сада” стр. 282.

2 неделя

«Ракета»

Цель: закрепить навыки наклеивания бумаги,развивать воображение, интерес к профессии космонавта.

Литература:Конспект занятия по аппликации в средней группе.

3 неделя

«Светит яркое солнышко»

Учить составлять аппликацию из частей (наклеивать круг, а вокруг полоски- лучи на одинаковом расстоянии друг от друга).

4 неделя

«Паучок на паутинке»(из природного и бросового материала)

Развивать интерес к работе с бросовым и природным материалом, расширять знания о насекомых, развивать зрительно – двигательную координацию.

Май

1 неделя

«Вырежи и наклей что хочешь»

Учить детей задумывать изображение, подчинять замыслу последующую работу. Учить вырезать из бумаги прямоугольные и округлые части предметов, мелкие детали. Воспитывать самостоятельность, творчество.

2 неделя

«Славный День Победы»

Цель: закреплять умение складывать круги пополам, совмещая стороны, проглаживая линию сгиба, чтобы получился цветок

3 неделя

Птичка из грецкого ореха (из природного материала)

Учить создавать композицию. Закреплять различные приёмы соединения деталей. Учить дополнять работу недостающими деталями. Развивать творческие способности. Вызывать положительные эмоции.

4 неделя

«Грузовик»

Цель: продолжать учить вырезать из бумаги разные по форме (прямоугольник, квадрат, круг)

детали.Литература:Т. М. Бондаренко “Комплексные занятия в
средней группе детского сада”, стр. 201.

Место уроков по аппликации в образовательной программе для средней группы

Аппликация — это не только отдельный урок художественно-эстетического цикла уроков, который включает детальное рассмотрение темы и выполнение аппликации в той или иной технике, но и:

  • способ закрепить изученный материал на занятиях в рамках других образовательных векторов (например, на уроке по развитию речи по теме «Мой город» дети делают геометрическую аппликацию «Моя улица»);
  • задание проектной работы (к примеру, малыши вместе с мамами и папами делают аппликацию на тему «Необычные профессии», которая сопровождается рассказом о представленном таким образом специалисте);
  • суть деятельности кружка по изодеятельности.

Для детей 4–5 лет кружок по аппликации возможен, только если группа смешанная — средне-старшая, так как в средней группе кружок по аппликации уступает место кружку по рисованию.

Как распределяется время работы над аппликацией в средней группе

Занятие в рамках творческого курса учебно-воспитательного процесса длится 20 минут, и всё это время отводится на подготовку — до 3 минут, выполнение — до 12 минут, и оценку аппликации — до 3 минут (оставшиеся минуты остаются для организации работы группы). В этап подготовки вводится пальчиковая гимнастика, а на стадии выполнения поделки обязательно (!) проводится физкультпауза — до 2 минут.

Пальчиковая гимнастика является обязательным элементом занятия по аппликации

Если аппликация является отдельным видом работы на уроках не творческого направления, то на её выполнение обычно отводится четверть времени занятия. Как правило, аппликация является частью этапа закрепления материала, то есть выполняется в конце урока.

Обычно проект, конечной целью которого является выполнение аппликации, в средней группе ограничивается довольно большим временным промежутком — от двух дней до недели. К тому же проект подразумевает активное содействие родителей. Однако если проектная аппликация — это задание, которое выполняется в ходе учебно-воспитательного процесса в группе, то хронометраж её создания будет таким же, как и на обычном занятии.

Работа над аппликациями в деятельности кружка может проводиться по сценарию урока или проекта в зависимости от темы занятия.

В чём заключается участие педагога

В работе с детьми 4–5 лет воспитатель озвучивает задание, показывает образец, а затем поэтапно выполняет поставленную задачу, которую дети пошагово повторяют. Кроме этого, педагог:

  • оказывает практическую индивидуальную помощь с выполнением отдельных деталей композиции, например, вырезает мелкие детали (например, листья винограда в аппликации «Фрукты на тарелке»);
  • помогает расположить элементы композиции на подложке;
  • контролирует аккуратность нанесения клея, придавливания элементов;
  • даёт рекомендации по наиболее гармоничному использованию декоративных элементов (так, для бумажной «Матрёшки» украшения сарафана могут быть сделаны из пластилина, пуговиц, а вот стразы, пайетки стилистику народного костюма будут нарушать).

Видео: деятельности педагога на занятии по аппликации на тему «Тюльпаны» в средней группе

С какими изобразительными техниками комбинируется аппликация

К средней группе дети знакомы со всеми изобразительными техниками, обозначенными как программные в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). Однако уровень владения многими из них ещё на низком уровне. Например, конструирование освоено на начальном этапе. Поэтому аппликация комбинируется только с рисунком или с пластилинографией.

Фотогалерея: примеры вариантов комбинаций аппликаций с другими видами изотехник


Чтобы работа смотрелась аккуратно, пластилиновых элементов не должно быть много


В некоторых поделках не только изотехники сочетаются, но и разные виды аппликации


Рисованные добавления в аппликацию в виде несолжных элементов дети средней группы могут делать сами

Таблица: виды аппликации для детей среднего дошкольного возраста

ТехникаВид аппликации, материалОсобенности использования в средней группе
ТрадиционнаяПлоская — вырезанные из бумаги цельные элементы наклеиваются на подложку.Во второй младшей группе дети использовали детали, которые подготавливал педагог, в средней — сами вырезают крупные детали без лишних изгибов. Кроме того, дети 4–5 лет осваивают навыки многослойной аппликации, когда детали перекрывают одна другую.
Мозаичная — нарезанные кусочки бумаги выкладываются в границы рисунка. Осваивается параллельно с ленточной.На мозаичном виде аппликации дети тренируют прямое движение ножницами для вырезания деталей. Ленточный вид заключается в том, что дети складывают бумагу гармошкой, а затем режут её на детали.
Геометрическая — композиция составляется из элементов геометрической формы.Дети 4–5 лет практикуются в выкладывании сюжетов треугольниками, квадратами и прямоугольниками разного размера. В прошлом году для составления композиций использовались детали одной формы, в средней группе малыши комбинируют несколько.
НетрадиционнаяИз салфеток — элементы или отдельные детали выполняются из салфеток, часто сложенных в несколько слоёв для придания изображению объёма.В средней группе ребята учатся складывать салфетки так, чтобы получилась многослойная деталь.
Обрывная — бумага или салфетки рвутся на детали разного размера, которыми затем выкладывается картинка.Знакомый с прошлого года вид аппликаций в средней группе может усложниться тем, что дети из оторванных деталей скручивают ладошками шарики, которые затем выкладываются мозаикой в контурах изображения.
Из ваты или ватных дисков — изображением заполняется кусочками ваты или дисками (целыми или обрезанными).В средней группе вата и диски становятся дополнительным элементом аппликаций других видов.
Ладошковая — композиция составляется из обведённых и вырезанных ладошек малышей.Вырезанием ладошек занимается педагог, так как дети 4–5 лет не владеют ножницами на таком уровне, чтобы вырезать закруглённые детали.
Из крупы, зерна — отдельные элементы композиции заполняются гречкой, рисом, манкой и пр.Малыши знакомы с этим видом поделок со второй младшей группы, в средней дети учатся комбинировать крупы в одной композиции.
Тканевая, то есть предполагающая, что некоторые элементы вырезаются из ткани.Работа с тканью очень хлопотное занятие, поэтому тканевые элементы готовятся педагогом заранее, дети только наклеивают заготовки на основу.
Из сухих листьев, хвои — изображение или его элементы выкладываются природным материалом.При выполнении таких аппликаций важно нанести нужное количество клея, чтобы летали «не утонули», поэтому технику выполнения дети осваивают под руководством воспитателя.
Квиллинг — картинка или её детали выкладываются элементами из скрученной разными способами бумаги, обычно в виде кругов или свободных кругов.Ребята 4–5 лет учатся скручивать тугие круги, свободные, то есть со смещённым центром, делает педагог.

Фотогалерея: примеры аппликаций разных видов в средней группе


Для аппликаций из ваты дети 4–5 лет учатся отщипывать маленькие кусочки ваты


Ватные диски для придания аппликации объёма можно накладывать в два слоя


При выполнении плоской аппликации дети самостоятельно выбирают расположение элементов композиции


Тканевые элементы готовятся педагогом, дети лишь располагают их на картинке и клеят


Работа с листьями требует от малышей внимательного отбора материала по форме и размеру


Обрывной вид — самый часто используемый тип аппликации в средней группе


Дети сами пробуют скручивать детали в технике квиллинг


Для аппликации из салфеток дети скатывают шарики из кусочков тонкой бумаги и выкладывают ими картинку


Геометрические аппликации знакомы малышам со второй младшей группы


В средней группе малыши выкладывают крупой элементы, требующие разграничений линиями контура


Ладошки для аппликаций этого вида вырезает педагог


Мозаичная аппликация чаще всего совмещается с обрывной

Видео: занятие по плоской аппликации на тему «Флаг» в средней группе

Видео: занятие по плоской многослойной аппликации на тему «Цветы» в средней группе

Важные вопросы индивидуализации работы с детьми

Ключевым фактором, определяющим степень участия взрослого в выполнении аппликации, является степень уверенности владения малышом ножницами. Если ребёнок хорошо справляется с вырезанием крупных силуэтов, ритмично сжимает и разжимает ножницы для выполнения поступательных движений, то он сможет работать и в ленточной аппликации. А вот если малыш не удерживает ножницы, с трудом режет, то ему стоит потренироваться: чаще выполнять пальчиковую гимнастику, вырезать силуэты с прямыми углами, постепенно переходя к круглым формам.

Из своего опыта могу сказать, что навык вырезания отлично тренирует упражнение «Лабиринт»: педагог на листе плотной бумаги рисует линии (в случае с малышами 4–5 лет линии должны быть прямыми, с поворотами под углом 90º), а ребёнок «ищет выход» из лабиринта, прорезая ход. При этом во втором полугодии, когда навык уже освоен, этим тренажёром детей можно готовить к знакомству с основами вырезания округлых силуэтов. Для этого ребята, в том числе отрабатывают и величину надреза бумаги: широко размыкая ножницы, делают «шаги великана», а едва раскрывая лезвия – «идут карликами».

Мелкие детали аппликации вырезает педагог

Конспект открытого мероприятия «Коллективная работа «Цветочки для мамочки» в средней группе №2»

Открытое мероприятие

Коллективная работа «Цветочки для мамочки» в средней группе №2

Конспект занятия ориентирован на средний дошкольный возраст. Занятие включает в себя элементы объёмной аппликации обведенных и вырезанных контуров, детских ладошек.

Цель:

Научить детей методам и приёмам создания объёмной аппликации из контуров детских ладошек.

Задачи:

обучающие;

совершенствование умений и навыков работы с бумагой, клеем.

— развивающие;

развитие композиционных умений (расположение ладошки на листе в зависимости от характера формы и величины), развитие творческих способностей, мышления, воображения, расширение кругозора детей, знакомство с новым общественным праздником «Днем Матери».

— воспитательные;

воспитание аккуратности, самостоятельности, внимательности при работе с бумагой, ножницами, клеем, воспитание доброго, внимательного и уважительного отношения к маме, воспитание желания радовать маму добрыми делами и поступками.

Предварительная работа.

Чтение художественных произведений о маме, рассматривание иллюстраций, семейных фотографий, совместное обсуждение смысла пословиц о маме, вернисаж детских работ «Портрет моей мамы».

Интеграция образовательных областей; х

удожественно – эстетическое, познание, социализация, коммуникация, безопасность, музыка, здоровье.

Здоровьесберегающие технологии;

физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

Материал и оборудование;

цветная бумага по кол-ву детей, клей – карандаш, ватман белого цвета, запись текста и музыки песни Ульяны Андреевой «Добрая, милая мама».

Ход занятия

:

Воспитатель: Ребята, скажите мне какой у нас сейчас месяц?

Дети: Ноябрь.

Воспитатель: Правильно, а какой праздник мы с вами отмечаем в ноябре?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Верно, ребята в конце ноябре в нашей стране отмечается общественный праздник «День Матери».

Мама, мамочка, мамуля,

Ты такая красотуля.

Ты меня за всё прощаешь

И всегда всё понимаешь.

Поздравляю нежно я

С днем мамулечки тебя.

Ребята, вот видите, как автор этого стихотворения ласково называет свою маму: мама, мамочка, мамулечка. А скажите мне, какими ласковыми словами можно еще назвать маму?

Дети: (ответы детей) милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная и т.д.

Воспитатель: Молодцы! А как мы можем поздравить свою маму?

Дети: (ответы детей) рассказать стих, подарить цветы, хорошо себя вести, спеть песню.

Воспитатель: Ребята, а я вам предлагаю поздравить ваших мам красочной газетой, которую мы сделаем сами.

Физкуль

Образцы конспектов уроков по аппликации в средней группе

Занятие по аппликации в средней группе проводится один раз в неделю и, как отмечалось выше, длится 20 минут. Это время включает:

  • вводный этап, на котором педагог актуализирует имеющие у детей знания по теме — 2–3 минуты (обычно в форме разгадывания загадок, чтения стихотворений или просмотра мультфильма);
  • основной этап, подразделяющийся на подготовительный — заготовку фона, материалов, инструментов для аппликации, проведение пальчиковой гимнастики — и выполнение поделки — дети с помощью взрослого создают, вырезают детали, наклеивают их на подложку — 15 минут (в середине основного этапа проводится физкультпауза);
  • заключительный этап — воспитатель благодарит детей за работу, даёт оценку их деятельности — 2 минуты.

Примером реализации всех трёх этапов может быть занятие по геометрической аппликации на тему «Украшение платочка» О. Рассейкиной. Образец конспекта занятия, в котором комбинируется аппликация с рисованием, представлен в работе И.Е. Ульяниной «Лыжники». Интересный вариант методики отработки прямого движения ножницами представлен в конспекте В. Золотарёвой «Цветные кубики».

Обрывная аппликация занимает особое место в системе занятий этим видом творчества, так как детям очень нравится рвать бумагу, а это, в свою очередь, является отличной тренировкой мелкой моторики. К тому же поделки из обрывков бумаги или салфеток оригинально смотрятся. Пример занятия по обрывной аппликации можно найти в конспекте «Письмо незнакомого друга» О.Г. Лебедевой.

Сюжеты для аппликации в средней группе

Композиция для аппликаций в средней группе подбирается под тематику занятий цикла «Художественно-эстетическое творчество», обозначенных ФГОС, а также под тематику уроков других направлений, если этот вид работы уместен для её раскрытия.

В список тем уроков по аппликации среди прочих входят:

  • «Детский сад»;
  • «Сад. Фрукты»;
  • «Овощи. Огород»;
  • «Лес. Грибы. Ягоды»;
  • «Деревья»;
  • «Дикие животные»;
  • «Мебель»;
  • «Транспорт. ПДД»;
  • «Зима»;
  • «Птицы»;
  • «Игрушки»;
  • «Посуда»;
  • «Космос»;
  • «День Победы»;
  • «Скоро лето».

На занятиях по развитию речи аппликация привлекается на таких темах:

  • «Дружба» (малыши делают ладошковую аппликацию «Дерево дружбы»);
  • «Профессии» (ребята наклеивают заготовки инструментов на «чемоданчики» представителей той или иной профессии);
  • «Мой город» (дети выполняют поделку «Зима укрыла дома на моей улице», используя геометрические фигуры и ватные диски).

Уроки по ФЭМП можно разнообразить выполнением аппликации на изучении таких тем:

  • «Форма. Цвет» (ребята выполняют аппликацию из геометрических фигур «Светофор»);
  • «Простейшие геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, круг» (если эта тема близка к празднованию Дня народного единства, то малышам можно предложить сделать поделку из цветных салфеток «Флаг России»);
  • «Количественный и порядковый счёт. Сутки» (дети выполняют плоскую аппликацию «Ночь»).

Ещё одним образовательным циклом, где аппликации очень уместны для закрепления материала, являются занятия по ознакомлению с окружающим миром. В частности, такие темы, как:

  • «Пожар» (ребята выполняют аппликацию «Пожарная машина»);
  • «Урожай» (дети выполняют аппликацию из бумаги и семечек «Золотые подсолнухи»);
  • «Зимушка-зима» (воспитанники средней группы делают снеговиков из вырезанных из ватных дисков заготовок).

Фотогалерея: образцы готовых работ на занятиях по аппликации


В теме «Игрушки» особое внимание уделяется матрёшкам как виду народного творчества


Выполняя аппликацию «Скоро лето», малыши для головки цветка скручивают небольшие обрывки салфеток


Для аппликации по теме «Огород» ребята сами вырезают блюдо


Выполняя аппликацию по теме «Овощи», ребята делают морковку для зайки


При работе над темой «Птицы» дети сами выбирают цветовые комбинации деталей


Работая над заполнением контуров посуды обрывками бумаги, дети учатся комбинировать два цвета


Аппликация ко Дню Победы может быть оформлением открытки


Тема «Деревья» в нетрадиционной технике аппликации может быть заданием проекта


Геометрическая аппликация «Ракета» представляет своего рода пазл, который ребята сначала складывают, а потом приклеивают к основе


В средней группе на теме «Дикие животные» дети учатся комбинировать два вида крупы или зерна


При выполнении аппликации на плоскости «Грибы» задача детей правильно расположить детали на подложке под коллективную аппликацию

Фотогалерея: примеры аппликаций на уроках по развитию речи


Создавая коллективную аппликацию на тему «Дружба», педагог помогает вырезать ладошки


Одним из вариантов аппликации на тему «Профессии» является создание композиции из инструментов представителей разного рода деятельности


В аппликации «Дома на нашей улице» малыши комбинируют несколько видов изотехники: аппликацию на плоскости, геометрическую и из ватных дисков

Фотогалерея: примеры аппликаций на занятиях по ФЭМП


Для плоской аппликации «Светофор» дети используют три круглые и один прямоугольный элемент


Ночь в аппликациях показывается фоном, то есть чёрным или тёмным листом цветной бумаги


В аппликации «Флаг России» дети повторяют геометрические фигуры в процессе нарезания элементов для заполнения границ изображения

Фотогалерея: примеры аппликаций на уроках по ознакомлению с окружающей средой


В аппликации «Золотые подсолнухи» дети комбинируют обрывную технику с многослойной


Для выполнения аппликации «Пожарная машина» дети сами вырезают корпус машинки и окно, остальные элементы помогает педагог


Аппликацию «Снеговик» можно сделать из нарезанных белых листов, которые выкладываются в границы изображения

Статья Перспективный план в средней группе по аппликации. Автор: Русяева Наталия Николаевна

Автор: Русяева Наталия Николаевна

2.

«Я и улица»

1. «Грузовик»

Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 4—5 лет. Конспекты занятий, стр. 22.

Продолжать учить правильно, держать ножницы.

Учить вырезать круглые формы из квадратов путем скругления углов, создавать образ из заранее вырезанных частей, располагать предмет в центре листа.

Упражнять в умении аккуратно и ровно наклеивать детали на лист бумаги.

½ альбомного листа, прямоугольник из цветной бумаги (кузов) 9×3 см, квадрат 5×5 см с обрезанным верхним левым углом (кабина), два квадрата 4×4 см; ножницы, клей, тряпочки, клеенки-подкладки.

Чтение стихотворения А. Барто «Грузовик»; беседа; самостоятельная работа; складывания грузовика из деталей; решение проблемной ситуации; показ приема, как ножницами скруглить углы квадратов, итог.

Наблюдение на прогулке за движущимся транспортом, рассматривание иллюстраций по теме «Транспорт».

Индивидуальные беседы.

Рекомендации.
Автор:
Русяева Наталия Николаевна

Аппликация

Тема недели Тема, литература Программное

содержание

Материалы и

оборудование

Методы и приёмы Совместная деятельность

с детьми

Совместная деятельность с родителями
Сентябрь
2.

«Я и улица»

1. «Грузовик»

Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 4—5 лет. Конспекты занятий, стр. 22.

Продолжать учить правильно, держать ножницы.

Учить вырезать круглые формы из квадратов путем скругления углов, создавать образ из заранее вырезанных частей, располагать предмет в центре листа.

Упражнять в умении аккуратно и ровно наклеивать детали на лист бумаги.

½ альбомного листа, прямоугольник из цветной бумаги (кузов) 9×3 см, квадрат 5×5 см с обрезанным верхним левым углом (кабина), два квадрата 4×4 см; ножницы, клей, тряпочки, клеенки-подкладки. Чтение стихотворения А. Барто «Грузовик»; беседа; самостоятельная работа; складывания грузовика из деталей; решение проблемной ситуации; показ приема, как ножницами скруглить углы квадратов, итог. Наблюдение на прогулке за движущимся транспортом, рассматривание иллюстраций по теме «Транспорт». Индивидуальные беседы.

Рекомендации.

4.

Мониторинг

Выявление умений и навыков у детей по образовательной деятельности «аппликация». Индивидуальные рекомендации.
Октябрь
2.

«Осень. Овощи, фрукы»

2. «Ширма с фруктами»

Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 4—5 лет. Конспекты занятий, стр. 13.

Расширить и уточнить представления детей о многообразии фруктов. Учить различать овощи и фрукты.

Закреплять приемы аккуратного наклеивания.

Развивать внимательность.

Изображения фруктов и овощей, вырезанные

из цветной бумаги, картонная книжка-раскладуш-

ка (размер страницы 12×10 см), клей, тряпочки, клеенки-подкладки.

Рассматривания изображение фруктов и овощей, раскладывания их на 2 группы; игра «Четвертый лишний»; коллективная работа по изготовлению книжки-расскладушки; итог. Беседа с детьми об осени, о сборе урожая овощей и фруктов.

Д/и «Кто скорее соберет овощи и фрукты»

Выставка работ из природного материала родителей с детьми «Дары осени»
4.

«Моя семья»

3. «Неваляшки»

Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 4—5 лет. Конспекты занятий, стр. 35.

Продолжать учить вырезать круги, плавно закругляя углы квадратов, составлять изображаемый предмет из нескольких кругов, правильно располагая их на листе.

Учить передавать слова стихотворения действиями.

Неваляшка; ½ альбомного листа; квадраты 6×6 см (туловище), 4×4 см (голова), два квадрата 2×2 см (руки), ножницы, клей, салфетки. Рассматривание неваляшки; танец неваляшек; самостоятельная работа; итог. Беседа, рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение литературы по теме недели. Выставка работ.
Ноябрь
2.

«Поздняя осень. Деревья»

4. «Ёлочки»

Швайко Г.С.

«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты»,

стр. 139.

Учить детей вырезать треугольники из квадратов; составлять аппликацию из двух предметов, располагая их рядом внизу на листе бумаги; наклеивать треугольники (ветви ёлки) по убывающей величине. Альбомный лист, по три прямоугольника зеленого цвета размером 5х10 см, 4х8 см и 3х6 см, ножницы,

клей, салфетка.

Рассказывание, объяснение, рассматривание, физкультминутка, показ способа действия Отгадывание загадок,

беседа о деревьях осенью, рассматривание иллюстраций с изображением осенних деревьев

Индивидуальные беседы

Рекомендации

4.

«День матери»

5. «Украшение платочка»

Комарова Т.С.

«Изобразительная деятельность в детском саду», стр.50.

Учить выделению углов, сторон. Закреплять знание круглой, квадратной и треугольной формы. Упражнять в подборе цветосочетаний. Учить преобразованию

формы, разрезая квадрат на треугольники и круг на полукруги. Развивать композиционные умения, восприятие цвета.

Образцы работ; готовые круги, квадраты, ножницы, клей,

салфетка, подносы.

Рассмотреть квадрат, расположения узора на квадрате; показ приема деления квадрата и круга пополам; самостоятельная работа; итог. Рассматривание декоративных изделий

с простым узором.

Выставка работ на стенде.
Декабрь
2.

«Зима. Одежда, обувь»

6. «Шапка и варежки для куклы»

Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 4—5 лет. Конспекты занятий, стр. 22.

Продолжать учить наносить клей на детали и ровно наклеивать их на лист бумаги.

Закреплять умение соотносить цвет с его названием.

Три куклы в платьях разных

цветов (синем, желтом и красном). Вырезанные из цветной бумаги шапки и варежки тех же цветов, что и платья у кукол, альбомные листы, клей, салфетки.

Рассматривание кукол; обыгрывания ситуации; выбор рукавиц и шапки для куклы, самостоятельная работа; итог. Рассматривание узоров на рукавичках, игра «Подбери пару»

Отгадывание загадок.

Продуктивная деятельность.

Выставка работ на стенде.
4.

«Дикие животные зимой»

7. «Заюшка»

А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду», стр. 42.

Учить детей вырезать предметы круглой и овальной формы из других геометрических фигур (круг – из квадрата, овал – из прямоугольника) Тонированный альбомный лист, заготовки белые размером 6х4 см, 3х4 см, 1,5х1,5 см, полоски размером 1х6 см, 1х4 см, ножницы, клей. Беседа, проблемная ситуация, рассказывание, рассматривание, физкультминутка

объяснение,

показ способа действия, итог.

Рассматривание игрушки зайца

Чтение стихов, в которых описаны повадки зайцев, рассматривание иллюстраций.

Индивидуальные беседы, выставка работ.
Январь
2.

«Зимние забавы»

8. «Снеговик»

Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду», стр. 40.

Тренировать умение срезать углы, равномерно их, закругляя, получать круглые и овальные детали из квадратных заготовок; развивать воображение, глазомер, мелкую моторику рук. Синий картон, заготовки белого цвета, ножницы,

клейстер, кисть клеевая, клеенка, тряпочка

Беседа, игровая мотивация, рассказывание, рассматриваниефизкультминутка, объяснение,

показ способа действия, самостоятельная работа, анализ.

Рассматривание иллюстраций с изображением снеговиков

Чтение стихов о снеговиках

Индивидуальные беседы, выставка работ.
4.

«Продукты питания»

9. «Грибы»

Швайко Г.С.

«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты», стр. 121.

Учить вырезанию закруглённых форм; продолжать учить составлять симметричную композицию из нескольких предметов; наклеивать предметы в последовательности; закреплять в речи детей названия цветов: оранжевого, серого коричневого и умение различать тёмные и светлые оттенки красного цвета; закреплять приёмы наклеивания. Деревянный грибок и его изображение на картинке, альбомный лист, по 3 прямоугольника для вырезания шляпок, полоски зелёного цвета (трава), 3 ножки для грибов, ножницы, клей, салфетка. Беседа, игровая мотивация, рассказывание, рассматривание, физкультминутка, объяснение,

показ способа действия, анализ

Отгадывание загадок, беседа о строении гриба, рисование в воздухе, игровая ситуация «Грибной лес» Индивидуальные беседы.

Рекомендации

Февраль
2.

«Зимушка хрустальная»

10. «Белая снежинка»

Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 4—5 лет. Конспекты занятий, стр. 23.

Продолжать учить правильно, держать

ножницы, разрезать квадрат на узкие полосы. Упражнять

в составлении задуманного предмета из полос. Закреплять

навык аккуратного и ровного наклеивания. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения.

Картонные круги диаметром 10 см,

квадраты из белой бумаги 8×8 см, ножницы, клей, салфетка.

Чтение стихотворения Э. Булгаковой; беседа о зимушке хрустальной; объяснение и показ приема изготовления снежинки; самостоятельная работа детей; итог. Рассматривание иллюстраций с изображением по теме недели

Чтение стихов про зимушку.

Выставка работ на стенде.
4.

«В гостях у сказки»

11. «Избушка ледяная и лубяная»

(по мотивам русской народной сказки)

И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, стр. 92.

Учить детей создавать на одной аппликативной основе (стена – большой квадрат, крыш – треугольник, окно – маленький квадрат) разные образы сказочных избушек – лубяную для зайчика и ледяную для лисы. Закрепить способ разрезания по диагонали квадрат с целью получения двух треугольников. Альбомный лист

квадраты 7х7см для стен избушек (коричневого цвета и белого).

Квадраты 7-7см для крыши домиков (белого и коричневого цветов).

Квадраты 3х3 см для окон двух домов (желтого цвета).

Ножницы, клей.

Разыгрывания диалога с помощью персонажей кукол; рассматривания образцов, беседа, объяснение; самостоятельная работа; итог. Чтение сказки, показ кукольного театра. Рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа заяц — добрый, лиса — хитрая, коварная. Выставка работ на стенде.
Март
2.

«Весна — красавица»

12. «Красивый цветок в подарок маме»

Комарова Т.С.

«Изобразительная деятельность в детском саду», стр. 96.

Учить вырезать и наклеивать красивый цветок, используя приём срезания углов, закругляя их. Учить красиво, располагать изображение на листе бумаги. Альбомный лист, заготовки для цветов, ножницы,

клейстер, кисть клеевая, клеенка, тряпочка.

Беседа, проблемная ситуация, рассказывание, рассматривание,

объяснение,

показ способа действия, анализ.

Беседа о цветах.

Беседа о празднике 8 марта

Чтение стихов о маме.

Продуктивная деятельность.

Все работы выставить на стенде, чтобы порадовать своих мам.
4.

«Народная игрушка»

13.«Разноцветные матрёшки»

А.Н. Малышева, Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду», стр. 28.

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Учить располагать узор в пределах основы неправильной формы (силуэт матрёшки) Матрёшка, силуэты матрёшек, готовые формы: круг диаметром 1,5 см, цветные овалы 1,5х2,5 см, цветные кружки, клей, салфетка. Игровая ситуация, чтение детям, рассматривание, физкультминутка,

объяснение,

показ способа действия, анализ.

Отгадывание загадок

Рассказ о кукле-матрёшке, о разных её вариантах (семёновская, загорская, полхов-майданская)

Оформление выставки «Разноцветные матрёшки»
Апрель
2.

«День космонавтики»

14.«Ракета летит в космос»

Швайко Г.С.

«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты», стр. 125.

Учить детей закруглять два уголка у прямоугольника с узкой стороны; определять исходные формы для вырезания частей ракеты; располагать изображение (ракету) по диагонали на листе бумаги; закреплять умение вырезать треугольники из квадрата, разрезая его по диагонали; наклеивать предмет начиная с крупной части. Образец; портрет Ю.А.Гагарина. Альбомный лист темно-синего; светло-серый прямоугольник (13×3 см) для ракеты, такого же цвета квадрат (3×3 см), узкие полоски красного и оранжевого цвета; маленькие кружки для изображения иллюминаторов, клей, салфетка, ножницы. Рассматривание фотографии Ю. Гагарина и образец , беседа; показ приемов закругления носа ракеты; самостоятельная работа; итог. Беседа о космосе и космонавте; Ю. Гагарине.

Отгадывание загадок.

Рассматривание иллюстраций.

Продуктивная деятельность по теме недели.

Выставка работ.
4.

«Книжкина неделя»

15. «Декоратив ные закладки»

Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду», стр. 38.

Освоение новых приёмов работы с бумагой: складывание полоски бумаги гармошкой, срезание уголков, закругление их по контурной линии. Воспитывать бережное отношение к книге. Белые полоски из плотной бумаги размером 5х20 см, заготовка красного цвета 4х6 см, синего цвета – 1,5х10 см, ножницы,

клейстер, кисть клеевая, клеенка, тряпочка.

Беседа, проблемная ситуация, рассуждение,

физкультминутка,

объяснение,

показ способа действия, анализ.

Проблемная ситуация «Книга заболела»

Обсуждение «Кому и зачем нужна закладка»

Выкладывание узоров на полосе

Продуктивная деятельность.

Индивидуальные беседы.

Рекомендации.

Май
2.

«Цветущая весна»

16. «Весенний цветок»

Швайко Г.С.

«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты», стр. 129.

Учить детей вырезать круг приёмом плавного закругления углов квадрата, разрезать круг пополам; составлять из частей – кругов, полукругов и узкой полосы – изображение нераспустившегося и распустившегося цветков; закреплять приёмы аккуратного наклеивания. Открытка или иллюстрация с изображением цветка и бутонов, альбомный лист, заготовки из цветной бумаги, ножницы,

клей, салфетка.

Беседа, рассматривание, рассказывание,

физкультминутка,

объяснение,

показ способа действия, анализ

Беседа с детьми о весне.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение стихов о цветах.

Отгадывание загадок.

Продуктивная деятельность.

Выставка детских работ.
4.

Мониторинг

Выявление умений и навыков у детей по образовательной деятельности «аппликация». Индивидуальные беседы.

Рекомендации.

comments powered by HyperComments

Методика подготовки открытого занятия по аппликации в средней группе

Работа по составлению сценария открытого урока по аппликации в средней группе мало чем отличается от написания конспекта обычного занятия: те же три этапа, то же распределение времени между ними. Однако есть ряд особенностей на уровне содержания:

  • открытый урок обязательно должен иметь сюжетную основу, в средней группе удобно работать со сказками, герои которых приходят к малышам за помощью или за советом по теме;
  • чтобы занятие прошло успешно, отрабатываемый вид аппликации должен быть уже знаком ребятам;
  • на заключительном этапе урока малышам нужно дать возможность оценить свою аппликацию — нравится/не нравится и почему.

С позиции реализации этих условий интересен конспект открытого занятия по аппликации на тему «Самый лучший дом» Е.А. Иютинской.

Критерии оценки открытого занятия проверяющими

Показательный урок оценивается и самим педагогом, и присутствующими по единой схеме:

  • соответствие целей, задач занятия теме и требованиям ФГОС;
  • действенность приёмов;
  • наличие подходящей и доступной для понимания малышами наглядности;
  • логичность видов работы, объяснений педагога;
  • проведение физкультпауз на занятии (гимнастики для пальчиков и физкультминутки);
  • формы осуществления индивидуального подхода;
  • общая атмосфера урока, его темп;
  • оценка готовых работ;
  • рекомендации педагогу (какие уровни методической работы нужно откорректировать).

Если анализ присутствующими предполагает письменную форму, то необходимо вначале указать ФИО, регалии педагога, а также возраст детей и количество присутствующих на занятии.

В средней группе малыши учатся давать собственную оценку своей работе на занятии

Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет

Конспект НОД по аппликации из салфеток «Снегири» ко Дню снегирей на МAAM (младший дошкольный возраст)


Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Приоритетная область: художественно-эстетическое развитие. Цель: развивать творческие способности, выполнить аппликацию из салфеток «Снегирь»

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Елочка»


Конспект занятия по аппликации в средней группе «Елочка»

Программное содержание: 1. Продолжать развивать у детей умение составлять
аппликацию из двух более предметов, располагая их рядом, по центру листа. 2. Закреплять у детей умение пользоваться ножницами, правильно намазывать…

Методическая литература по аппликации

При подготовке занятий по аппликации педагогу будут полезны следующие пособия:

  1. Аппликации и поделки из бумаги. — М.: Стрекоза, 2012.
  2. Григорьева Г. Использование игровых приёмов в руководстве изобразительной деятельностью./Дошкольное воспитание, 1991.
  3. Гусакова, М.А. Аппликация. — М.: Просвещение, 1987.
  4. Дубровская Н.В. Аппликации из природных материалов. — М.: Астрель, Сова, 2012.
  5. Дубровская Н.В. Аппликации из семян и косточек. — М.: АСТ, Сова, 2013. Дубровская Н. В. Аппликация из гофрированной бумаги. — М.: Детство-Пресс, 2013.
  6. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. — М., Просвещение, 1991.
  7. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. институтов — М.: Просвещение, 1987.
  8. Малышева А.И., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. – М.: 2000.

Образцы составления планов занятий по аппликации можно найти в пособиях:

  1. Колдина, Д. Н. Аппликация с детьми 4–5 лет. Конспекты занятий / Д.Н. Колдина. — М.: Мозаика-Синтез, 2021.
  2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада: конспекты занятий. – М.: 2008.
  3. Конспекты занятий по аппликации в средней группе.

Творческому развитию детей 4–5 лет в образовательной программе детского сада уделяется много времени. При этом особое значение имеют занятия по аппликации, позволяющие малышам не только научиться пользоваться ножницами, отработать навыки работы с клеем и кисточками, но и узнать об изобразительных возможностях бумаги и других материалов для поделок. Всё это формирует у ребят важные учебные навыки и приобщает к интересному занятию, пробуждающему фантазию.

Аппликация на тему «Весна» в старшей группе

Детсадовцы старшей возрастной группы должны развивать навык работы с цветной бумагой, канцелярскими принадлежностями, пластичными материалами. У них уже должны быть знания о том, что весной на деревьях распускаются цветы, чтобы на их месте летом образовались плоды, что птицы возвращаются с юга, чтобы выводить птенцов в родных краях.

Аппликация «Весна» из цветной бумаги

Для создания аппликации необходимо подготовить плотный бумажный лист для фона, набор цветной бумаги, вкладыш из подарочной коробки конфет, маркеры, клей, ножницы, простой карандаш.

Инструкция, как сделать аппликацию «Птицы весной»:

  1. Вырежьте из коричневой бумаги ветку дерева. Приклейте на картонную основу.
  2. Вырежьте бежевый или желтый круг – это основа птичьего гнезда. Приклейте его на ветку.
  3. Разрежьте конфетный вкладыш тонкой соломкой. Хаотично приклейте по контуру круга. Получится настоящее гнездо.
  4. Вырежьте желтое солнце и его лучи. Приклейте на картон над веткой.
  5. Из зеленой бумаги сделайте листья. Наклейте на ветку.
  6. Сделайте птенцов, которые будут сидеть в гнезде. Из цветной бумаги вырежьте тельце, голову, клювы, крылья, лапки, глазки. Нарисуйте маркером зрачки.
  7. Приклейте готовых птенцов к гнезду.

Еще один вариант аппликации «Птицы весной» смотрите в следующем видео.

Весенний букет

Для развития моторики пальцев рук полезны пластилиновые поделки. Пусть дети скатают из красного, желтого или оранжевого пластилина тонкие жгуты, скрутят их «улиткой». Получатся цветочные бутоны. Далее нужно вырезать из цветной бумаги большой круг, сложить его так, чтобы получилось подобие букетного кулька. К его верхней свободной части остается приклеить пластилиновые бутоны. Если есть перламутровые бусины, ими можно украсить центр бутонов.

Синица весной

Старшим дошкольникам будет интересно поработать с пряжей. Для аппликации нужны нитки, соответствующие окрасу синицы: желтые, белые, черные, серые, синие, зеленые.

Нарисуйте на картоне контурное изображение птицы.

Нарежьте пряжу на маленькие отрезки отдельными кучками по цвету.

Покажите ребенку реалистичное изображение синицы.

Пусть он промазывает каждый участок контура клеем, обсыпает отрезками пряжи подходящего цвета.

Весенние соловьи

Весна ассоциируется с прилетом птиц. Сделайте с ребенком такую поделку:

  1. Из светлой бумаги вырежьте силуэтные заготовки соловьев.
  2. Сделайте клетки для птиц. Из широкой полоски цветной бумаги склейте кольцо – основание.
  3. К нему прикрепите тонкие бумажные полоски, сделав куполообразную решетчатую конструкцию.
  4. Вставьте бумажных птиц внутрь клеток.
  5. Развесьте соловьев на веревочке в детской комнате или в игровом зале детского сада.

Коллективная аппликация в средней группе на тему: Зима

Конспект образовательной деятельности в средней группе с использованием нетрадиционных форм. Коллективная аппликация «Зимнее дерево».
Цель: Продолжать учить детей использовать нетрадиционный вид аппликации; Развивать диалогическую речь, активизировать словарь; Способствовать развитию познавательного интереса; Воспитывать аккуратность при работе с клеем; Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм аппликации. Материал: Салфетки белого цвета, клей ПВА, кисточка, клеенка, подставка под кисточку, влажная салфетка, тонированный лист ватмана, иллюстрации с изображением деревьев зимой, интерактивный стол. Предварительная работа: Рассматривание картин по теме «Времена года». Чтение рассказов и стихов о зиме. Прослушивание альбома «Времена года». Отгадывание загадок о зиме. Организация и методика проведения образовательной деятельности. Воспитатель: Ребята, какое у нас сейчас время года? (ответы детей). Воспитатель: Давайте с вами вспомним основные приметы зимы, а для этого я вам предлагаю поиграть в игру: Игра на интерактивном столе «Времена года»: дети выбирают из предлагаемых предметов те, которые подходят для зимнего времени года (закрепление признаков зимы).


Воспитатель: Ребята, а хотите, я расскажу вам сказку о зиме? (ответы детей). Воспитатель: Тогда садитесь поудобнее и слушайте, сказка начинается. Дети садятся на коврик около воспитателя. -Далеко, далеко на Севере, где всегда холодно, стоял ледяной замок. Он был очень красивым, а стены и окна его были разукрашены морозными узорами. В этом замке и жила Зима. Ребята, а как вы думаете какая бывает зима? (ответы детей). Воспитатель: Вы все правильно сказали, но, не смотря на то, что зима холодная, она очень заботливая. Зима день за днем летала по всему миру и укрывала от мороза молодую травку и цветы. Но больше всего ей нравилось укутывать деревья серебристым инеем и снегом. Давайте посмотрим за окошко на красивые заснеженные деревья (если в этот день нет снега, просто показать картинки с изображением деревьев зимой). Показать на доске картинки деревьев (вспомнить строение и названия деревьев). Воспитатель: Ребята, а вы хотите сделать такое красивое дерево? (ответы детей) Ребята, а чем зима укутывает деревья? (ответы детей) Воспитатель: Но у нас нет, ни снега, ни инея. Из чего же мы с вами можем сделать наши зимние деревья? (ответы детей). Если дети затрудняются с вариантами ответов, то задаю им наводящие вопросы. Воспитатель: Правильно ребята. Сегодня мы будем работать с салфетками. Какого цвета салфетки нам нужны? (ответы детей) Воспитатель: Но прежде чем начать нашу работу я предлагаю, вам превратится ненадолго в «Белый пух». Дети встают около своих мест, и выполняют пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика «Белый пух» Сыплет белый, снежный пух, (Плавно опускаем кисти рук сверху вниз) Устилает все вокруг. (Разводим руки в разные стороны) Пух на шапках (Показываем на названные вещи) Пух на шубках, ( или поочередно загибаем пальцы) Пух на бровках, Пух на губках. Как щекотно — ух! Щекочем себя и встряхиваемся Кто щекочет — пух! Ладошки перед собой, дуем на них Дети садятся за столы, на которых лежат заготовки салфеток. Воспитатель: Показываю детям затонированный фон, с заранее наклеенным стволом и сугробами, дети должны доделать ветки дерева путем скручивания салфеток в жгуты.


Воспитатель: Ствол у дерева уже есть, чего же не хватает? (ответы детей) Воспитатель: Правильно, сейчас я вам покажу, как мы будем делать ветки. Берем салфетку и скручиваем полоску в жгут, это будет ветка для нашего дерева, затем скручиваем шарики, из них мы сделаем снег. Тогда приступаем к работе. Дети выполняют коллективную аппликацию. Воспитатель: Берем в руки кисточку, набираем на неё клей, намазываем клеем наши жгуты и приклеиваем его к стволу дерева, получилась ветка. И так до тех пор, пока дерево не будет готово. Затем скручиваем из салфеток шарики (снег) и приклеиваем по всему периметру листа. Воспитатель смотрит за работой детей, при необходимости оказывает им помощь. А сейчас я предлагаю снова поиграть, пройти к столу и нарисовать «Зимний пейзаж» Игра на интерактивном столе «Зимний пейзаж»: дети по очереди создают зимний пейзаж, выбирая необходимые для этого предметы, объясняя, для чего они нужны зимой, тем самым закрепляя представления о зиме, зимних забавах.


Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень постарались. Все работали дружно, и у вас получилось очень красивое зимнее дерево.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в средней группе «Грибная поляна» Конспект НОД. Мой город Железногорск Конспект НОД в средней группе с элементами экспериментирования Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству в средней группе

Похожие статьи:

Конспект занятия в средней группе: Безопасность в быту

Конспект занятия в детском саду «Приём гостей». Средняя группа

Конспект занятия в средней группе на тему: Свойства стекла

Занятие в средней группе детского сада. Деревенское подворье

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Правила поведения в цирке

Перспективное планирование «Аппликация» в средней группе

Перспективное планирование «Аппликация»
Аппликация «Мишка-спортсмен»(предметная аппликация)
Цели:

учить правильно держать ножницы в руках, резать по прямой (разрезать бумажный прямоугольник на узкие полоски);

вызвать интерес к созданию из нарезанных полосок лесенки для мишки; познакомить с правилами безопасности при работе с ножницами; развивать согласованность в работе глаз и рук; воспитывать интерес к занятиям аппликацией.

Игрушка медведя; магнитная доска, полосы короткие и длинные для обследования; ножницы; бумага для фона; заготовки в виде прямоугольника; клей; салфетки.

(Леонова Н.Н ,стр. 231)

2.

Аппликация «Мы строим домик»

Цели

; знакомить детей с ножницами: учить правильно держать их в руках и резать по прямой линии; вызывать интерес к созданию композиции из нарезанных полосок; показать прием деление квадрата по диагонали на два треугольника для получения крыши дома; познакомить с правилами безопасности при работе с ножницами; развивать согласованность в работе глаз и рук; формировать интерес к аппликации.

Широкие полоски бумаги разного цвета, листы бумаги разного цвета для фона, ножницы, клей, клеенки.

(Леонова Н.Н стр. 287)

октябрь

3.

Аппликация

«Натюрморт»

Цели

; знакомить детей с натюрмортом как видом искусства; совершенствовать творческие способности детей по средством работы с бумагой в нетрадиционной технике; учить скручивать бумагу, придавать ей разнообразные формы, объединять изготовленные предметы в композицию; формировать интерес к аппликации

Для винограда: узкие полоски бумаги фиолетового цвета; для листьев зеленого цвета; готовая ваза; ножницы, клей, клеенки.

(Леонова Н.Н стр. 290 )

4.

Аппликация «Вкусный компот»

Цели

: закреплять обобщающие понятия «фрукты», называть фрукты; учить детей создавать аппликативный образ фруктов, закреплять умение вырезать силуэт по контуру; развивать чувство композиции; отрабатывать навык работы с ножницами; развивать мелкую моторику; продолжать вызывать интерес к аппликации.

Муляж фруктов; контуры для вырезания, ножницы, клей, клеенки, салфетки, изображение пустой банки на каждого ребенка.

(Леонова Н.Н стр. 292)

ноябрь

5.

Аппликация «Две морковки и капуста»

Цели

: знакомить детей с полезными свойствами моркови и капусты; учить создавать аппликационные изображения овощей: морковку- способом разрезания прямоугольника по диагонали и закругления уголков, капусту — способом обрывной аппликации; продолжать учить пользоваться ножницами; развивать чувства композиции, мелкую моторику.

Муляж овощей; контуры для вырезания, ножницы, клей, клеенки, салфетки.

(Леонова Н.Н стр. 294)

6.

Аппликация «Для любимой мамочки сделаю подарочек!»

Цели

: учить детей создавать гармоничную композицию из бумажных полосок, чередующихся по цвету; продолжать освоение техники резания ножницами по прямой; знакомить с новым способом — резание бумаги по линии сгиба; развивать чувства ритма и цвета; воспитывать любовь и уважение к маме, желание порадовать ее подарком, сделанный своими руками; воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному творчеству.

Бумажные квадраты или прямоугольники, ножницы, клей, клеенки, салфетки.

(Леонова Н.Н стр. 296)

декабрь

7.

Аппликация «Домик для птиц»

Цели

: учить детей выполнять аппликацию (приклеивать готовую форму на определенную часть основы листа согласно образцу, использовать формы речевого этикета («здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо» и т. д.); обогатить речь детей словами: перелетные птицы, скворечник, правила поведения; развивать зрительное восприятие ребенка, внимание, двигательную и речевую активность, фантазию и творческие способности; обобщить знания детей о птицах; развивать интерес к художественному слову (загадки, стихи); воспитывать заботливое отношение к птицам.

Готовые формы — силуэты с изображением разных птиц, кормушки, ножницы, клей, клеенки, салфетки.

(Леонова Н.Н стр. 297)

8.

Аппликация «Скоро праздник — Новый год».

Цели

: вызывать у детей интерес к декоративной аппликации; учить составлять аппликативное изображение елочки из треугольников; учить резать ножницами квадраты по диагонали; вызывать желание создавать открытки своими руками; поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые приемы декорирования аппликативного образа.

Бумажные квадраты, листы бумаги ярких цветов, ножницы, клей, клеенки, салфетки, кисти, гуашь.

(Леонова Н.Н стр. 299)

январь

9.

Аппликация «Глаза — угольки, губы — сучки, холодный,

большой. Кто я такой?»

Цели

: закреплять знания детей о круглой форме; учить вырезать дополнительные детали: морковку, глаза, ведро; учить составлять изображение из частей

, располагая их по величине; закреплять свойства снега, представление о белом цвете; учит внимательно, рассматривать образец и следовать ему; закреплять умение аккуратно пользоваться клеем.

Игрушка снеговик, бумага синего цвета, заготовки для снеговика, прямоугольник оранжевого цвета, квадраты черного цветы, ножницы, клей, клеенки, салфетки, кисти, гуашь.

(Леонова Н.Н стр. 300)

10.

Аппликация

«Помоги зайчику спрятаться от лисы»

Цели

: воспитание интереса к природе, доброжелательного отношения к животным; знакомить с повадками и сезонными изменениями зайца; развивать умения рассматривать предмет, определять его признаки; закрепить умения складывать полоску пополам, разрезать по прямой; учить детей правильно работать ножницами; воспитывать интерес к природе, доброжелательное отношение к животным

Картинки (капуста, морковь, ветка ели), карандаши, полоски белой бумаги, клей, игрушка зайчика, мешочек для обыгрывания

(Леонова Н.Н стр. 247)

февраль

11.

Аппликация

Тема: «Рыбки в водице»

Цели

: закреплять представление детей о море и их обитателях; учить составлять гармоничные образы рыб из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников); учить вырезать круги и овалы из квадратов или прямоугольников путем закругления углов;

добиваться выразительности образа путем контрастного сочетания цветов; развивать воображение, умение самостоятельно выбирать материал для раскрашивания по предложенной теме; развивать комбинаторские способности и композиционные материалы; обобщать опыт сотрудничества и сотворчество при создании коллективной композиции.

Прямоугольники разной формы, ножницы, клей, клеенки, салфетки, бросовый материал, лист — ватмана.

(Леонова Н.Н стр. 302)

12.

Аппликация «Украсим шляпу»

Цели

: систематизировать элементарные знания о головных уборах; формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму; развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику; вызывать положительный отклик на результаты своего творчества.

Цветной картон, пуговицы, бросовый материал, кисточки, ножницы, клей, клеенки, салфетки

(Леонова Н.Н стр. 303)

март

13.

Аппликация «Открытка для мамочки»

Цели- расширять образные представления детей, развивать умение создавать изображение цветочной композиции; продолжать формировать навыки работы с цветной бумагой, ножницами; закреплять знание о цвете и форме; воспитывать внимание, стимулировать воображение; вызывать чувство радости от созданного изображения; воспитывать желание порадовать мам, бабушек — родных и близких женщин, создать для них что то красивое.

Цветной картон, цветная бумага, клей, салфетки разных цветов, прямоугольники зеленого цвета.

(Леонова Н.Н стр. 306)

14.

Аппликация«Быстрокрылые самолеты»

Цели

: учить детей создавать изображение из бумажных деталей разной формы и размера, видео измерять детали: срезать, загибать и отгибать уголки, разрезать прямоугольник пополам поперек и по диагонали; показать аналогию между аппликативной техникой и конструированием из бумаги (свободный перенос освоенных техник); развивать творческое мышление; воспитывать интерес к познанию техники, отражению полученных представлений в изо

деятельности

Цветная и белая бумага,клей,салфетки,фломастеры

(Леонова Н.Н стр. 250)

апрель

15.

Аппликация «Егоркин оберег»

Цели

: расширять и углублять представление детей о старинных семейных обычаях , закреплять знания старинных русских имен; формировать умение создавать индивидуальные композиции, составлять узоры из геометрических фигур в технике аппликации; обогатить словарный запас существительными
оберег, колыбелька, лапти, чугунок, сундук
; определениями
старинный, деревянный, расписной, узорчатый
; воспитывать уважение к русскому народу, чувство эмпатии, вызвать интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Заготовки оберег, цветная бумага, клей, салфетки

(Леонова Н.Н стр. 307)

16.

Аппликация

У солнышка в гостях(сюжетная)

Цели:

создание простых сюжетов по мотивам сказок; вырезывание округлых форм из квадратов разной величины, учить детей создавать простой аппликативный сюжет по мотивам сказок, подвести к пониманию обобщенного способа изображения животных, развивать чувство цвета, формы и композиции, воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность

Цветная бумага, клей, салфетки

(Леонова Н.Н стр. 260 )

май

17.

Аппликация

«Праздничный салют»

Цели:

воспитание у детей патриотических чувств, вызывать сопереживание событиям ВОВ; продолжить учить создавать коллективную композицию, воспитывая навыки сотворчества, закреплять умения складывать круги пополам, совмещая стороны, проглаживая линию сгиба; закреплять навык наклеивания, соблюдая последовательность действий, воспитывать творческих подход к выполнению работы , аккуратность

Круги разного цвета, клей, салфетки

(Леонова Н.Н стр. 313)

18.

Аппликация «Цветок моего имени»

Цели

: закрепить знания детей о понятиях «имя» и «отчество»; учить детей составлять краткий рассказ из 2–3 предложений;

упражнять в употреблении своего имени и отчества, а также имен существительных в творительном падеже; закрепить навыки аккуратного наклеивания; развивать связную речь, мелкую моторику; формировать умение чувствовать радость от своего имени, знать свои ласкательные имена, понимать, что они указывают на половую принадлежность, индивидуальность, чувствовать гордость за это.

оборудование для аппликации, серединка цветка, лепестки, фото ребенка в виде кружка (для наклеивания); ножницы;

(Леонова Н.Н стр. 313)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]