Программа взаимодействия с родителями
«Мы вместе»
Пояснительная записка
Специфика учреждения дополнительного образования детей состоит в том, чтобы выполнять государственный заказ по социализации детей, способствовать их духовно-нравственному становлению, создавать дополнительные предпосылки и уникальные возможности для воспитания, интеллектуального и творческого развития детей при активном включении в этот процесс семьи.
Актуальность данной программы в том, что в ней обозначены основные формы и методы взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и родителей учащихся, так как без помощи ни одно образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания. Здесь семья по отношению к учреждению выступает уже не только как социальный заказчик, но и, как партнер.
Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров, конкретной семьи.
Это следующие параметры:
Демографический – структура семьи (большая, полная или неполная, мало-или многодетная).
Социально- культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.
Социально- экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе.
Изучение обозначенных параметров происходит с использования различных методов, таких как анкетирование, тестирование, интервью, беседа, наблюдение. Полученная информация позволяет выяснить особенности семьи, наметить формы сотрудничества, а также содержание просветительской работы.
В связи с этим в качестве одной из задач, стоящих перед педагогами, является необходимость осуществления «психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения».
Современные родители рассматривают учреждение дополнительного образования детей не только как место для развития хобби ребенка, для организации его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в образовательных успехах ребенка, нацелены на четкий и внятный образовательный результат. Поэтому для педагога дополнительного образования очень важно установление партнерских отношений с родителями, создание атмосферы поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия.
Педагог дополнительного образования может и должен стать авторитетом, который оказывает влияние на становление и развитие ребенка. Но работа педагога становится гораздо результативнее и эффективнее, когда он вовлекает в совместную и взаимодополняющую воспитывающую деятельность родителей.
Новизна программы это предложение родительской общественности строить отношения семьи и образовательного учреждения через взаимодействие и партнерство. Это означает сотрудничество педагогов и родителей, направленное на развитие творческой атмосферы, интересной для всех субъектов образовательного процесса.
Работа педагога дополнительного образования с семьей должна реализовываться в следующих направлениях: изучение семьи, психолого-педагогическое просвещение семьи, организация совместной деятельности, привлечение родителей к управлению образовательным процессом.
Цель: взаимодействие Центра детского творчества и семьи;
установление заинтересованного диалога и сотрудничества.
Задачи:
— психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение педагогической компетентности родителей, психологическое сопровождение развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения;
— создание условий для взаимодействия педагогов, родителей с детьми для развития и воспитания здоровой личности на основе единой педагогической позиции, укрепление семей, профилактика негативного поведения, повышение педагогической культуры родителей, организация содержательного досуга;
— система мероприятий, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой работы учреждения, знакомят с воспитывающей и развивающей средой;
— осознание родителями роли семейного воспитания, типа воспитательных отношений в семье, развитие позитивного стиля семейного воспитания.
Основные приоритеты реализации программы:
— мобильность – быстрое реагирование на потребности социума, расширение видов деятельности, разработка новых вариативных программ;
— персонификация образовательного и воспитательного процессов, ребенок находится в центре интересов, как педагога, так и родителей;
— профессионализм педагогического состава;
— интеграция с другими социальными институтами;
— методическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса.
Критерии результативности:
— удовлетворенность родителей качеством и количеством форм взаимодействия с педагогическим коллективом, участия в творческой жизни детских коллективов и учреждения;
— включение родителей в образовательный процесс;
— положительные отзывы педагогов и родителей о результатах деятельности:
— наличие эффективной системы взаимодействия, родители – активные участники жизнедеятельности учреждения.
Механизм реализации:
Механизмом реализации программы выступает формирование единого воспитывающего коллектива родителей, педагогов, учащихся и развивающейся среды на основе информационного взаимодействия и сотворчества в коллективной творческой деятельности. Привлечения родителей к активному участию в управлении образовательным процессом.
Основная идея механизма реализации программы состоит в диалоговом обсуждении значимости и условий творческого развития ребенка, в побуждении родителей к развитию вместе с ребенком.
В учреждении используются формы работы с семьей:
1. Интерактивная
2. Традиционная
3. Просветительская
4. Государственно-общественная.
Работа с родителями включает в себя комплекс мер – различные формы психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.
Взаимодействие педагога с родителями служит максимальному вовлечению их в образовательный процесс, формирование у них позиции субъекта данного процесса. Это позволит изменить представления многих современных родителей об их роли в жизни ребенка, в основном сужающейся до материального обеспечения своих детей. Совместная жизнедеятельность с ребенком, обсуждение успехов, преодоление неудач дозволяет родителям увидеть сына или дочь по-новому, ощутить себя значимым для него человеком.
Методы взаимодействия с родителями
— методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;
— методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций;
— методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, благодарность, одобрение.
Чётко организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в организации. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг, педагогам необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия организации дополнительного образования с семьями воспитанников.
Позитивные изменения, отвечающие интересам детей, их воспитания и личностного развития происходят лишь там, где педагогические коллективы объединяют свои профессиональные знания с усилиями родительской общественности, помогают семьям воспитанников в их культурном и духовном развитии, содействуют укреплению взаимопонимания родителей и детей.
Социально-педагогические результаты работы с родителями
На уровне детей и родителей:
— разрешение личностных проблем детей и родителей;
— повышение компетентности родителей в решении педагогических, психологических и других проблем детей.
На уровне учреждения:
— повышение результативности образовательного процесса за счёт организации совместной работы с родителями.
Ожидаемые результаты
Активные формы работы с родителями дадут возможность педагогам познакомиться с детско-родительскими отношениями в семье, создадут условия для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми, будут способствовать согласованному принятию совместных решений.
Позитивные изменения, отвечающие интересам детей, их воспитания и личностного развития происходят лишь там, где педагогические коллективы объединяют свои профессиональные знания с усилиями родительской общественности, помогают семьям воспитанников в их культурном и духовном развитии, содействуют укреплению взаимопонимания родителей и детей.
Литература
1. Кожурова О.Ю. Воспитательный потенциал семьи как основа семейной педагогики: учебно-методическое пособие / О.Ю. Кожурова, Д.В. Григорьев. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2011. – 84 с.
2. Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с. Ил.
3. Формы работы с родителями. 5-11 классы / Сост. Л.П. Барылкина, Т.А. Фалькович, Г.И. Татаренко. – М.: ВАКО, 2013. – 160 с.
Организация работы с семьями воспитанников ДОУ
Дарья Андреева
Организация работы с семьями воспитанников ДОУ
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
Е. А. Мухачёва
Для достижения высокой результативности образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимо для успешного развития ребенка.
Эффективное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, адресного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем обучения, воспитания и развития ребенка. Как показывает опыт, успешное взаимодействие с родителями зависит от изучения семейной среды, условий воспитания и развития детей.При этом используются традиционные педагогические методы: наблюдение, опросные методики, диагностика семейного состояния, самодиагностика родительского отношения к детям, беседы, анкетирование, тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности. Кроме того, в этом процессе важную роль играют более близкое знакомство с семьей, ее посещение, беседы с родителями, наблюдение за их взаимоотношениями во время встреч.
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьяминеобходимо соблюдать основные принципы:
открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
развитие интересов и потребностей ребенка;
распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
воспитание уважения к детству и родительству;
взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей,являются следующие:
изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др. ;
открытость детского сада семье;
ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.
1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.
3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.
5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
Оптимальной формой сотрудничества с семьей в нашем детском саду стала неделя открытых дверей. Неделя открытых дверей является одной из форм работы с родителями, которые предоставляют им возможность познакомиться с дошкольным образовательным учреждением, его правилами, задачами образовательно-воспитательного процесса. Цель проведения данного мероприятия-установление доверительных отношений между родителями и педагогами, определение задач совместного воспитания детей и их реализацию.
Вниманию родителей предлагаются:
Педагогические мастер-классы
Гимнастика с применением здоровьесберегающих технологий
Открытые просмотры занятий воспитателей для родителей
Конференции с участием родителей
Выставки детского творчества
Отчетный концерт для родителей силами детей всех возрастных групп
Театрализованные постановки для детей младших групп и родителей
Отчетные коррекционно-развивающие занятия специалистов
Совместная деятельность с семьей дошкольника позволяет педагогам обучить родителей успешно развивать собственного ребенка, увидеть «зону его ближайшего развития»
, определить цели и задачи в дальнейшей
работе. Выбор форм и методов работы зависит от потребностей и интересов семьи, стиля воспитания в ней детей и отношений между взрослыми, которые отличаются индивидуальными особенностями в каждой семье.
В результате целенаправленной работы педагогов и специалистов с семьями позиция родителей как воспитателей своего ребенка становиться более гибкой и осознанной в выборе методов и приемов взаимодействия с детьми в домашних условиях.
Комплексный подход к решению проблем воспитания, обучения, творчества детей направлен на самореализацию личности ребенка в социуме, на воспитание не потребителя, а дарителя; на то, что бы в будущем он приносил пользу другим людям, был востребован в обществе. Тогда такая личность становиться удовлетворительной и счастливой.
Литература:
1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М. ,2000.
2. Тавберидзе В. А. Организация и содержание работы с родителями. – М.: школьная Пресса, 2008.