Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Деревья осенью»
Цель:
- уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья осенью»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме.
Коррекционно-образовательные задачи:
— закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.;
- развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие общей и мелкой моторики пальцев рук с помощью самомассажа, су-джок терапии;
- развитие зрительно-пространственного восприятия и речевого дыхания;
- развитие памяти, мышления.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.
Оборудование и материалы: картинки с изображением деревьев, картинки с изображением признаков осени, пень, су-джок мячики, схема рассказа.
Ход занятия.
I. Организационный момент: (на столе сидит игрушка «Ежик»)
Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? Дети: Ежик! Логопед: давайте поприветствуем ежика. Это что же за комочек (сжимать кулаки) Ковыляет между кочек? (перебирать пальцами) На себе несёт комочек (сжимать кулаки) Два листочка и грибочек.(разжимать пальцы в стороны) Логопед: Что же принес ежик на своих иголках? Давайте попробуем угадать? Дети: Листья деревьев. Логопед: Давайте поблагодарим ежика и погреем в руках маленькие мячики, которые так похожи на ежат. (Су-джок)
II. Основная часть.
Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением деревьев. Давайте перечислим те изменения, которые происходят с деревьями осенью (листья желтеют, опадают). Логопед: Молодцы, вы очень наблюдательны.
Логопед: А сейчас давайте покажем ежику веселую гимнастику для нашего язычка (Артикуляционная гимнастика «История веселого ежика»). В лесу наступила осень и тучки почти закрыли солнышко (упр. «Качели»). Пошел небольшой дождик, который быстро закончился (упр. «Лошадка»). Ежик выглянул в окошко, посмотрел направо, посмотрел налево (упр. «Часики») — погода была чудесная. Он оделся потеплее и отправился в лес. Ежик шел по тропинке не спеша и услышал, как дровосек рубит старое дерево «Д-д-д». Тропинка привела ежика на чудесную полянку (упр. «Лопатка»). Сел ежик на пенёк (упр. «Грибок») и огляделся (упр. «Часики»). Деревья стали такими красивыми, разноцветными, что ежик залюбовался и от удивления открыл рот (упр. «Окошко»). Вскоре, тучек стало еще больше и они опять спрятали солнышко (упр. «Качели»). Ежик поспешил домой.
Логопед: Ребята, ежик решил узнать, какие вы знаете названия деревьев? (упражнение с мячом). А еще он хочет знать части деревьев (корни, ствол, стебель, листья, плоды, семена, ягоды, гроздья, сережки, кора, шишки, крона). А знаете ли вы, чем отличается дерево от кустарника? Какие вы знаете кустарники? (шиповник, смородина, малина) Логопед: Давайте изобразим осеннее дерево (физминутка) Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем Это к нам птицы летят, Как они сядут, тоже покажем Крылья сложили назад.
Логопед: Ребята, ежик очень любит собирать гербарии из листьев. Давайте поможем ему в этом. Вот упал листьев дуба, какой лист упал? (дубовый) Вот упал лист клена. Какой лист упал? (кленовый) Вот упал лист березы. Какой лист упал? (березовый) Молодцы ребята! Прекрасный получился гербарий! Логопед: Наш ежик, сидя на полянке, любит придумывать интересные истории. Хотите послушать одну из них?
Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»
В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать мячик в открытой ладони. Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.
Несколько раз сжать и разжать ладонь с мячиком Су-Джок
Однажды ранним осенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.
Катать мячик по ладони вперед- назад.
Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.
Круговые движения мячиком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.
Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!
Прокатить мячик по каждому пальцу, начиная с большого.
А там поляна — большая, круглая, красивая!
Круговые движения мячиком по ладони.
На поляне видимо-невидимо разноцветных листочков, наверное, ветром занесло! Красиво, как в сказке! Ежику очень понравилась поляна, он её обошел, ступил на мостик — один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый… и он на другом берегу!
Прокатить мячик по каждому пальцу, начиная с большого.
Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой и оказался у своего домика!
Катать мячик по ладони вперед- назад.
Наступил вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать мячик в ладошке. Логопед: Ребята ежик рассказал вам свою историю. Давайте и мы покажем ежику, как умеем составлять рассказы? (Дети составляют рассказ по схеме). Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие. О чем мы сегодня говорили? Давайте попрощаемся с ежиком! Вы – молодцы, отлично поработали.
Автор материала: Бастракова Елена Александровна
Также по теме:
Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе