Конспект урока грамоты Тема занятия: Звук [у] и буквы Уу.
Образовательная область:
коммуникация.
Разделы: обучения грамоте и письму Тема занятия: Звук [у] и буквы Уу.
Цели:
— способствовать развитию звуко-буквенного анализа;
— способствовать развитию фонематического слуха;
— учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение;
— учить детей отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;
— развивать логическое мышление; развивать внимание;
— учить внимательно слушать текст и называть слова со звуком [у];
— учить интонационно выделять звук [у] в словах;
— учить писать печатную букву У, используя образец;
— формировать навык самоконтроля и самооценки.
Тип урока:
изучение нового материала.
Технология:
диалоговое обучение на уроках.
Методы:
словесный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский, практический, разрешение проблемной ситуации.
Ресурсы:
цветные карандаши, учебник основы грамоты и письма, цветные сигнальные карточки, индивидуальные листы.
Ход урока:
- Орг. момент.
— Посмотрите, всё ль в порядке –
Ручки, книжки и тетрадки.
(проверяется готовность к занятию)
- Постановка темы и цели занятия.
Дома стоят, Друг на друга глядят. Пешеходы идут, Сумки несут. И автомобили Куда-то покатили. Что это?
Это улица.
На улицах всегда большое движение, много людей, много машин и …. опасностей. Вы знаете правила безопасности на улице? Давайте, повторим! ….
Правила безопасного поведения на улице
- Нельзя разговаривать с незнакомцами, брать любые предметы из их рук, уходить с ними. В случае, если незнакомец хочет применить силу, кричите, зовите на помощь, убегайте.
- Нельзя брать с земли и даже подходить к опасным предметам: шприцы, ножи, битые бутылки, непонятные свёртки и т.д.
- Нельзя убегать от родителей, прятаться от них, забегать в помещения, транспорт без родителей.
- Выучите наизусть важную информацию о себе: фамилия и имя, адрес. Это пригодится если вдруг потеряетесь.
- Выучите основные правила поведения на дороге (когда и где переходить улицу).
В начале урока мы вспомнили правила поведения на улице — это очень хорошо. Но ещё сегодня мы познакомимся с новым звуком. С каким? Конечно, с первым звуком слова улица. Что это за звук? Проговорите звук [у]. Где этот звук встречается? Какой он?
Верно, звук [у]
— гласный!
III. Работа по теме урока
1. «Лови звук»
. Хлопните в ладоши, если услышите звук
[у]
в словах:
паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица.
2. «Доскажи словечко»
Идут ко мне унылые – С морщинками, со складками, Уходят очень милые, Веселые и гладкие! Значит, я надежный друг – Электрический… (утюг)
***
Длинная и гибкая, Охотится за рыбками, Порой пуста, как дудочка, А петь не может… (удочка)
***
Он не птицей называется, Хоть откладывает яйца. У него утиный нос, Зверь не страшный… (утконос)
3.
Какие предметы, названия которых начинаются со звука
[у]
, нарисованы на картинке? Раскрасить их (сохранить на компьютере и распечатать)
- Знакомьтесь с буквой У
.
У
добная буква!
У
добно в ней то, что можно на букву повесить пальто! А ещё
Уу
мная! - Знакомьтесь с буквой У
.
У
добная буква!
У
добно в ней то, что можно на букву повесить пальто! А ещё
Уу
мная!
4.
Раскрась листок с буквой
У
:
5.
Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву
У
с правой стороны рисунка .
6.
Соедини с буквой
У
только те предметы, названия которых начинаются со звука
[у]
.
7.
Соедини точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось. Чем отличаются два квадрата справа?
8. «Кто больше?»
Придумайте слова со звуком [у] в начале (улица, утро, ужин), в середине (руки, груша, капуста), в конце слова (хожу, несу, внизу).
Придумайте слова, в которых звук [у] второй (лужа, сук, тумбочка).
Угадайте слова, в которых всего три буквы, причем вторая и третья – ук (жук, лук, сук, бук).
- Работа по учебнику с. 18-19
- Работа в прописи согласно заданиям
- Итог занятия.
— Посмотрите на рисунки. Что на них изображено? (Шкаф, утюг, удочка, стул)
— Определите, в каких словах есть буква У .
— В каком слове буквы У нет? (Шкаф)
— Чем занимались на занятии?
V. Самооценка.
(Учитель раздаёт детям изображения солнышка и предлагает нарисовать улыбку, которая соответствует настроению обучающегося)
Планируемые результаты:
- предметные:
закреплять характерные особенности буквы У; (отсутствие слов, начинающихся с буквы У; )
- личностные:
осмысленно относится к тому, что делают, знают, для чего они это делают; воспринимать важность учебы, как интеллектуальный труд.
Учить детей анализировать звуковой ряд, состоящий из двух гласных звуков; ознакомить с буквой Уу; упражнять в умении ориентироваться на плоскости листа (направления: сверху вниз и снизу вверх).
Оборудование.
Набор картинок, сюжетная картина, панно букв; листы бумаги с нарисованными внизу цветами и бумажные пчелки (по количеству детей).
Предварительная работа.
Дети рисуют цветы на индивидуальных листах (по низу листа).
Ход занятия
1. 1. Педагог рассказывает историю, выделяя голосом звук [у]:
— Сегодня я расскажу вам про маленькую пчелку. Ее звали Уля. Однажды ранним утром Уля вылетела из домика — улья. Она полетела на луг за дальний лес собирать мед. Уля весело напевала:
У-у-у, у-у-у,
Много меда соберу-у-у-у!
Возле пруда Уля увидела утку. Мама-утка учила плавать утят. Уля полетела дальше. Смотрит, ползет по камушку ее знакомый уж. «Доброе утро, уж!» — «Доброе утро, Уля!» Пчелка полетела дальше, напевая:
У-у-у, у-у-у,
Для всех меду соберу!
2. — Какую песенку пела Уля? (у-у-у) Песенка пчелки похожа на звук [у]. Вспомните слова со звуком [у] из истории про пчелку Улю (если дети не могут вспомнить, воспитатель задает наводящие вопросы).
— С какого звука начинаются названные слова? ([у]). Выделите этот звук в словах голосом.
3. Артикуляция звука. При произнесении звука [у] губы в форме трубочки, язык лежит за нижними зубами, воздух проходит спокойно и плавно, не встречая на своем пути преграды, звук произносится с голосом (голосовые связки вибрируют).
Характеристика звука.
— Как мы называем звуки, которые произносятся с голосом и не встречают преград во рту? (Гласные звуки) Значит звук [у] — гласный.
II. 1. — Пролетая лес, Уля услышала, как кто-то кричит: «Ау!» Это девочка потерялась. Уля ей говорит:
У-у-у. у-у-у.
Иди за мной Я выведу-у-у.
Вывела Уля девочку из дремучего леса и довела до самого дома. У девочки был маленький братик. Малыш плакал: «Уа-уа!» Пчелка ему медку оставила. И полетела дальше.
Педагог предлагает детям вспомнить, как кричала потерявшаяся девочка в лесу (ау) и плачущий малыш в кроватке (уа).
— Сколько звуков в слове вы слышите? (Воспитатель напевно произносит а-а-а—у-у-у, затем у-у-у—а-а-а) Какой первый звук в слове? Какой второй звук? Какие это звуки? (Гласные)
Работа со звуковым домиком.
2. Воспитатель предлагает вспомнить и повторить песенки Ули.
III. 1. Знакомство с образом буквы.
Педагог показывает карточку с изображением буквы Уу. Буква заселяется в квартиру на панно букв по адресу: шестой этаж (самый верхний ряд), квартира № 2.
— Буква Уу живет рядом с буквой Аа. В нашем домике они соседи.
2. Аналитико-синтетическая деятельность. (По аналогии с занятием 3)
IV. Упражнение «Пчелка на лугу» на развитие ориентации на листе бумаги и закрепление направления сверху вниз и снизу вверх.
Воспитатель раздает детям их листы с нарисованными цветами и бумажных пчелок.
— Наконец пчелка Уля прилетела на луг. (Дети располагают пчелок вверху листа) Летает пчелка, смотрит вниз. Как много красивых цветов. Стала пчелка на цветы садиться, нектар собирать. Сядет на один цветок, потом снова в воздух поднимется. И снова сядет. И снова поднимется.
— Где находится пчелка? (Вверху) Где растут цветы? (Внизу) Когда пчелка садится на цветок, как она летит? (Сверху вниз) А когда поднимается с цветка? (Снизу вверх) Покажите, как летает пчелка.
Дети выполняют указания воспитателя, передвигая пчелок по листу и сопровождая действия соответствующими словами: сверху вниз, снизу вверх и т. п.
Тема занятия: звук у (первое занятие).
Цель занятия: четкое произношение звука у
; сравнение звука
у
с гласными
а, ы, и
; выделение звука
у
из ряда гласных и из начала слова; знакомство с буквой
у
.
Примерный ход занятия
Организационный момент.
Логопед входит в комнату, дети встают. Затем логопед говорит: «Все встали хорошо, тихо, а теперь я скажу, кто может сесть (инструкция дается вполголоса – дети должны быть максимально внимательны, чтобы не допустить ошибок). Саша, сядь, Антон, сядь. Максим, сядь. Все мальчики из первого ряда, сядьте. Все девочки, сядьте». И т.п.
II. Постановка цели занятия.
Логопед говорит: «Сегодня вы будете учиться хорошо произносить звук у
и познакомитесь с буквой
у
».
III. Произнесение звука у
.
1. Детям предлагается очень четко произносить звук у
тихо и голосом нормальной громкости. Пользуясь своими зеркалами, дети рассматривают артикуляцию звука, узнают, что звук
у
– гласный – он произносится свободно, его можно тянуть, петь.
2. Затем дети упражняются в произношении обратных и прямых слогов, состоящих из доступных для произношения твердых согласных звуков и звука у
, т.е.
ут, ум, ук; ту, му, ну
и т.п.
IV. Выделение звука у
на слух из ряда гласных (проводится как игра «Кто самый внимательный»).
1. Логопед произносит гласные звуки, неправильно их чередуя (а, у, ы, у, и, а, у
и т.д.). Инструкция при этом дается такая: «Надо поднять руку (или хлопнуть в ладоши), если я скажу звук
у
». Упражнение проводится вначале без экрана, а затем, с целью развития слухового восприятия, с экраном (или детям предлагается закрыть глаза).
2. Аналогичное упражнение проводится во время ходьбы.
Дети ходят по комнате. Логопед произносит разные гласные звуки. На звук у
все останавливаются. Упражнение повторяется 4 – 5 раз.
V. Произношение слов со звуком у
. Выделение звука
у
из начала слова.
1. Детям предлагается произнести слово утка
; их внимание привлекается к тому, что в этом слове первый звук
у
.
логопед говорит: «Послушайте, как я скажу, и посмотрите на мои губы». Затем он два-три раза произносит слово утка
, выделяя интонационно звук
у
. Затем логопед продолжает: «В этом слове первый звук
у
. Скажем это слово еще раз все вместе». Аналогично звук
у
выделяется еще из 2 – 3 слов (
ухо, Уля, улитка
). На этот раз детям предлагается самим выделить звук
у
из начала слова.
2. Произношение слов паук, муха, пух, туфли
, т.е. со звуком
у
в середине слова. Логопед четко произносит слова; говорит детям, что и в этих словах есть звук
у
, а затем предлагает им так же четко произносить слова (СНОСКА: Здесь и в дальнейшем в зависимости от возможностей детей в занятия могут включаться и другие слова. Так, например, в данном занятии это могут быть слова
дуб, буквы, суп, сумка
и т.п.).
VI. Знакомство с буквой у
.
Детям раздают кассы, в которые вложена буква у
. Затем им объясняют назначение касс (буквы в кассах располагаются в порядке алфавита, заполняются кассы буквами постепенно). Дети рассматривают буквы, пишут их в своих тетрадях. Буква
у
большого формата красного цвета выставляется в таблицу гласных букв.
Второе занятие на звук у.
Материал немного усложняется.
В начале занятия детей спрашивают о том, какой звук и какую букву они узнали накануне. Затем логопед предлагает детям садиться после того, как каждый из них четко повторит произнесенный логопедом слог. Примерные слоги: ту, ук, ум, му
и с другими согласными.
В занятие могут быть включены примерно такие упражнения.
Повторение вслед за логопедом сочетаний из двух-трех слогов типа: му – ту; ут – ук
и т.п. Это упражнение проводится как игра на внимание. После того как два-три ребенка повторят предлагаемый слоговой ряд, дается новое сочетание. Постоянно требуется очень четкое произнесение каждого слога, каждого звука.
Повторяется произношение слов со звуком у
.
Повторно проводится упражнение на выделение звука у
из ряда гласных. На этот раз дети, услышав звук, поднимают букву
у
.
Логопед предлагает детям определять, есть ли в начале слов, которые он произнесет, звук у
; если есть, то надо поднимать букву
у
. Так как слова детьми не повторяются, то они могут быть любого звукового состава (
улица, утюг, утенок, уши
и т.п.). Для сравнения можно включить несколько слов, начинающихся на звук
и
, как наиболее отличный от звука
у
(
ива, Иван, игры).
Физкультминутка. Дети встают и проделывают несколько упражнений – движения руками вверх, в стороны, вниз. При этом они произносят слоги со звуком у
.
Запись (повторно) буквы у
.
Развитие внимания (проводится как игра).
Логопед говорит: «Посмотрим, умеете ли вы хорошо слушать. Я вам буду что-то говорить только один раз, а потом тот, кого я вызову, должен это сделать».
Инструкции для запоминания даются примерно такие: «Надо подойти к полке с игрушками, взять большого коричневого мишку и посадить его на маленький стульчик, который стоит около окна». «Надо взять три картинки, одну положить на стол, другую отдать Мише, а третью оставить себе». И т.п.
На звук и букву а
материал подбирается примерно так же, как на звук и букву
у
.
Вслед за занятиями на звук а проводится занятие, во время которого еще раз повторяются оба пройденных звука и обе буквы.
Опишем примерный ход занятия.
Тема занятия: звуки а и у.
Цель занятия: повторение звуков а
и
у
; выделение звуков
а
и
у
из начала слова; анализ сочетаний типа
ау
.
Примерный ход занятия
I. Организация детей.
II. Повторение звуков и букв а
и
у
.
Логопед задает вопрос: «Какие звуки и буквы мы учили на прошлых занятиях?» (А, у.)
Дети показывают соответствующие буквы и говорят: звуки и буквы
а
и
у
– гласные.
1. В ходе повторения закрепляется правильное произношение этих звуков. С этой целью логопед спрашивает отдельных детей или дает задание поочередно произносить звуки а
и
у
, четко их артикулируя (один ребенок произносит
а
, следующий –
у
, затем опять
а
и т.д.).
2. Соотнесение артикуляции со звучанием. Инструкция при этом дается примерно такая: «Посмотрите на меня и угадайте, какой звук я хочу сказать». Логопед (или кто-либо из детей) беззвучно артикулирует. Дети называют соответствующие звуки, очень четко при этом артикулируя. Кроме отдельных звуков для «угадывания», предлагаются сочетания из двух звуков – ау, уа
. Дети произносят звуки или сочетания, после чего их внимание привлекается к количеству и последовательности звуков. Так, например, проартикулировав сочетание
ау
, логопед предлагает произнести его кому-либо из детей, а затем задает следующие вопросы: «Сколько всего звуков ты сказал?» (Два.) «Какой первый звук?» (А.) «А второй?» (У.)
III. Выделение начального гласного из слова.
Логопед называет слова, начинающиеся на звук а
или на звук
у
(
аист, улица, урок, аптека, апельсин, ученик, ужин, астра, автобус
и т.п.). В данном случае могут быть подобраны слова любого звукового состава, так как дети их не произносят. Дети в каждом случае должны назвать только первый звук, т.е.
а
или
у
, и поднять соответствующую букву.
IV. Произнесение слов, начинающихся на звуки а
и
у
.
На столе лежат картинки. Вызванный ребенок берет одну из картинок, четко произносит название изображенного на ней предмета, затем называет первый звук. Примерные слова: Алик, Аня, утка, альбом, улица, автомобиль, ухо, антенна
и т.п. Все дети получают задание внимательно следить за правильностью ответов своих товарищей.
⇐ Предыдущая3Следующая ⇒
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры…
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот…
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор…
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования…
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Конспект занятия в старшей логопедической группеТема: Звук [У]
Задачи:
Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком «У» и его характеристикой; познакомить с понятием «гласный звук»; формировать умение выделять гласный звук в начале слова;
Коррекционно-развивающие: развивать фонематические процессы, мелкую и артикуляционную моторику; внимание, память, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение слушать друг друга, внимательно вслушиваться в речь педагога.
Оборудование: символ звука У, красный домик, предметные картинки, символ гласного звука.
Ход занятия:
- Организационный момент:
- Дыхательная гимнастика: «Сдуй карандаш на край стола».
- Гимнастика для глаз: «Нарисуй пружинку».
- Пальчиковая гимнастика: «Массаж ладоней шариком Су-Джок».
- Основной этап:
- Сообщение темы занятия:
Как воют волки? Как зимой воет ветер? Сегодня мы с вами познакомимся со звуком У.
- Характеристика звука:
Длительное произношение звука. Анализ артикуляционной позы.
Посмотрите в зеркало. В каком положении находятся губы? Язык спокойно лежит на дне рта, зубы сближены, но не сомкнуты, воздушная струя спокойно выходит изо рта, не встречая преграды. «Растягиваем ниточку» и поем, «наматываем ниточку на клубок». Звук У – гласный, будет жить в красном домике. Обозначать будем маленьким кружочком.
- Развитие фонематического слуха:
Игра «Поймай звук». Выделение звука У хлопками на слух:
Из ряда гласных: а, у, и, а, и, у, а, ы, у.
Из обратных слогов: ах, ух, ом, ум, ик, ук.
Из слов: август, улей, аист, удочка, ученик.
- Закрепление звука в слогах:
Игра «Запомни, повтори» (повторение слоговых рядов вслед за логопедом)
Ум-ум-ам, ам-ам-ум, оп-уп-уп, ут-ут-от.
Динамическая пауза: «Пчелки» (Словарная работа со словом «ульи»).
Пчелки в ульях сидят, на меня они глядят.
Пчелки, с ульев выделяйте, мед скорее собирайте.
- Закрепление звука в словах:
Игра «Магазин»
На доске – картинки со звуком У в начале слова и две картинки с другим звуком. Логопед называет картинки, выделяя звук У, затем говорит детям, что он – продавец, а дети – покупатели. Им нужно купить только те предметы, которые начинаются со звука У.
- Развитие внимания:
Игра с картинками «Чего не стало?»
- Закрепление звука в предложениях:
Договаривание предложений по предметным картинкам
В реке плавают … На берегу крякает … Мама гладит белье … Мальчик рисует …
- Итог:
С каким звуком сегодня познакомились? Какой это звук? Почему? Положите мне в ладошку слова со звуком «У».
Ход занятия.
Оргмомент.
2. Основная часть.
2.1. Введение в тему.
Логопед: Отгадайте загадки:
Длинная и гибкая, Охотится за рыбками, Порой пуста, как дудочка, А петь не может…..(удочка).
Гладит все, что касается, А дотронешься — кусается (утюг).
Кто на себе свой домик носит? (улитка)
Логопед: Какой первый звук в словах удочка, утюг, улитка. (Слайд №1 )
2.2. Фонетические упражнения.
Логопед: На что похож звук «У»? (вой волка, гудок паровоза).
(Слайд №2)
а) произнести вслед за в логопедом на плавном длительном выдохе:
— волк воет: уууууууууу. — поезд едет: уууууууууу…
в) произнести самостоятельно звук «У» отрывисто
2.3. Уточнение артикуляции звука «У».
Логопед:
— Как складываются губы, когда произносим звук «У»? (в трубочку, зубки не смыкаются ); (Слайд №3)
— Какой это звук? (гласный). Почему? (Голос поет.).
Для фиксации голосовых складок дети кладут руку на горлышко.
— Фишкой какого цвета будем обозначать звук? (красного)
2.4. Игра «Тихо — громко». ( Слайд №4)
Логопед: Волк воет на луну громко, а волчонок – тихо. Мальчики будут у нас «волками», а девочки «волчатами». Потом поменяемся ролями.
2.5. Упражнения на развитие фонематического восприятия. Выделение звука «У» на слух в ряду:
Логопед: Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У».
— гласных звуков: А, У, И, У, А, У, У, А, И;
— слов: утка, ива, машина, кукла, шутка, ананас, буква, подушка, самолет, умный, кошка, барсук, думать,…
2.6. Упражнения на развитие фонематического анализа.
Логопед: Рассмотрите картинки, назовите те из них, где звук «У» в начале слова, в середине слова. (Слайды № 5,6 )
— А теперь, наоборот, я называю слово, а вы на своих звуковых линейках отмечаете, где находится звук «У»: в середина, в начале или в конце слова:
Улица, посуда, туфли, уголь, удав, туча.
Динамическая пауза.
Логопед: Слушайте меня и повторяйте за мной движения:
Самолёты загудели. (вращения перед грудью согнутыми в локтях руками.) Самолёты полетели. (Руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо.) На полянку тихо сели. Да и снова полетели. (Присесть, руки к коленям.)
Продолжение основной части.
4.1.Логопед: Выберите и назовите только те картинки, в названиях которых есть звук «У». (Слайды № 7,8 )
4.2. Игра « Четвертый лишний». (Слайды №9,10 )
4.3. Упражнение «Дорисуй картинку и раскрась».
Логопед раздает детям цветные карандаши и трафарет фигурки «Уточка». (Приложение №1 )
Итог занятия.
Логопед: Какой звук учились четко произносить?
— Как складываются губы, когда произносим звук «У»?
Сюрпризный момент. Просмотр музыкального ролика « Волк». (Слайд № 11)
Презентация: Звук [У]
Терентьева Наталия Анатольевна, учитель-логопед, ГБОУ СОШ СП «Детский сад «Колосок», Россия, Самарская область, Хворостянский район, с. Хворостянка
- Конспект фронтального логопедического занятия [Звук и буква Б]
- Конспект фронтального логопедического занятия с использованием ИКТ
- Конспект индивидуального логопедического занятия: Звук [Л], этап автоматизации
- Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 7 года жизни с ФФН. Тема: «Звук Р»
- Конспект фронтального логопедического занятия с применением средств ИКТ для детей 4-5 лет. Тема: «Весна»
(1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading …