Понятие образовательного процесса в ДОУ
В современных условиях системы дошкольного образования, основные цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста, а также развития личности, решаются в условиях образовательного процесса.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Образовательный процесса ДОУ носит целостный, планомерный и целенаправленный характер. Его организацией занимается педагог, на основании учета закономерностей обучения, воспитания и развития ребенка. Данный учет позволяет обеспечить необходимый результат всестороннего развития детей.
Всестороннее развитие детей дошкольного возраста предполагает следующие направления:
- Физическое развитие
- Социально-личностное развитие
- Познавательно-речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
Например, в сфере познавательно-речевого развития осуществляется развитие у детей любознательности, самостоятельности и инициативности. В поиске новых впечатлений и апробировании разнообразных способов действий, ответов на возникающие в процессе деятельности вопросов и проблемных ситуаций, осуществляется развитие речи ребенка.
Образовательный процесс в ДОУ характеризуется общими принципами организации образовательного процесса как педагогического явления, а также общей структурой и логикой построения.
Специфика образовательного процесса в ДОУ обусловлена возрастными особенностями детей дошкольного возраста, закономерностями их развития, а также потребностями в получении новых знаний и умений.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Образование и образовательная среда в ДОУ 430 ₽ Реферат Образование и образовательная среда в ДОУ 260 ₽ Контрольная работа Образование и образовательная среда в ДОУ 200 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Качество построения образовательного процесса ДОУ во многом зависит от того как воспитателем учтены принципы по его организации и последующему функционированию.
Замечание 1
Таким образом, образовательный процесс в ДОУ является целенаправленным процессом всестороннего развития, воспитания и обучения детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет, с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый с применением различных моделей и форм дошкольного образования, в соответствии с требованиями ФГОС.
Организация развивающей образовательной среды в ДОУматериал по теме
Организация развивающей образовательной среды в ДОУ.
На развитие ребенка оказывают влияние
- Наследственность
- Среда
- Воспитание
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) при введении ФГТ становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей образовательной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства:
гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;
непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;
вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;
интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;
открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;
установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.
В идеале детский сад представляет для ребенка среду, в которой протекает естественная и реальная жизнь, что становится предпосылкой для решения двух важных взаимосвязанных проблем. С одной стороны, максимально приближает учебно-воспитательные ситуации к реалиям детской жизни, что помогает личностному принятию их ребенком; с другой — учит ребенка действовать и общаться в ситуациях, максимально приближенных к социальному бытию человека.
В связи с этим ДОУ рассматривается как целенаправленно специально организованная среда, служащая для ребенка моделью социума.
Специальным образом организованная среда
- оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению
- Выступает в роли стимулятора, движущие силы в целостном процессе становления личности ребенка
- обогащает личностное развитие
- Способствует раннему проявлению разносторонних способностей
Существует несколько определений образовательной среды: Образовательная среда — это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.В соответствии с требованиями ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ среда должна:
— соответствовать принципу развивающего образования, цель которого — развитие ребенка;
— сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;
— соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные образовательные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному минимуму);
— обеспечивать интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
— предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
— предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах взаимодействия педагога с детьми;
— в полной мере обеспечивать условия для поддержки и развития игровой деятельности детей с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных потребностей, интересов и способностей
Развивающая образовательная среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным принципам:
Структура образовательной среды.
Компоненты:
- Пространственно-предметный (физическое окружение);
- Социальный (человеческиё фактор)
- Психо-дидактический (программа обучения)
Очень важно обустроить образовательное пространство таким образом, чтобы дети сами выступали с инициативой своего развития, чтобы взрослый, видя, в какой области лежит мотивация их деятельности, обеспечил ее моральной, материальной, интеллектуальной поддержкой, подсказал, как построить процесс познания, помог получить наглядный результат, оформить его, обсудить, сделать позитивным достоянием коллектива и достижением жизни ребенка. Не указывая, что нужно делать, но зная, как образована конкретная область знания и из чего складывается процесс освоения ее содержания, через какие этапы он проходит, взрослый обустраивает комфортную среду для деятельности детей, подает идеи, демонстрирует образцы, становится источником сведений, снабжает материалами и оборудованием.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности
Требования к построению развивающей образовательной среды
- Среда должна объективно через свое содержание и свойство создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития
- В каждый момент жизни ребенка общение, предметная и развивающая деятельность присутствуют одновременно, как и учебная деятельность, но каждая из них проходит свой путь развития до того момента, в котором она становится ведущим видом деятельности. Например: в раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, в дошкольном детстве – игра.
- Среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка (Выготский И.П.: зона актуального развития – зона ближайшего развития; Поддъяков Н.Н.: область ясных знаний, область неясных знаний).
Функции развивающей образовательной среды ДОУ
Основные закономерности воспитания и обучения детей позволяют сформулировать функции развивающей образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГТ.
Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.
Информационная функция
Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.
Функция сохранения психологического здоровья
Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние.
Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызывать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и индивидуальной («уголок уединения» и пр.) деятельности.
Воспитывающая функция среды не требует особой расшифровки. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.
Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие.
Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов
- взаимодействие участников педагогического процесса;
- предметно-развивающая среда;
- содержание дошкольного образования.
Компоненты развивающей образовательной среды дошкольного учреждения выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, содержание образовательной программы вносит специфику в организацию предметной среды, определяет направление педагогического поиска и самосовершенствование педагогов. С учётом специфики развития ребёнка дошкольного возраста большое значение в структуре образовательной среды ДОУ придаётся взаимодействию участников образовательного процесса.
Взаимодействие зависит от профессиональной компетентности коллектива ДОУ: готовность коллектива к творческой, инновационной деятельности, проявление коммуникативных способностей во взаимодействии с воспитанниками и их родителями.
Творчески использовать весь арсенал педагогических средств, формировать субъектную позицию каждого участника коррекционного и образовательного процесса в наибольшей мере позволяет личностно-ориентированная модель взаимодействия. Педагог как субъект педагогического процесса обеспечивает развитие детей, формируя у них знания, умения, навыки. Вместе с тем, деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести поиск нового содержания, форм и методов обучения, максимально соответствующих индивидуальным особенностям воспитанников. В результате происходит не только развитие каждого ребенка, но и профессиональный и личностный рост педагога.
Важной стороной образовательного процесса в ДОУ является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые являются заказчиками образовательных услуг, обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания. Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.
Педагогическое сотрудничество родителей с ребенком и педагогами помогает родителям познать индивидуальные особенности своих детей и общие закономерности развития.
С введением ФГТ изменилась идеология во взаимодействии детского сада и семьи. Поэтому в содержании родительских уголков могут появится следующие разделы:
- психологические особенности детей;
- уголок краткой информации (высказывания великих людей, яркие
строки стихов, меткие народные пословицы и поговорки по вопросам
воспитания и обучения);
- послушайте вместе с детьми (специальная запись песен или стихов для
прослушивания дома);
- уголок здоровья;
- наши успехи;
- знаете ли вы (рубрика содержит сообщения о новых исследованиях в
области медицины, психологии);
права детей (помещается информация по соблюдению прав детства в
ДОУ и семье;
В соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, предметно – развивающая среда образовательного учреждения должна способствовать реализации основных направлений развития детей:
- Физическому развитию
- Познавательно-речевому развитию
- Художественно-эстетическому развитию
- Социально-личностному развитию
В основной общеобразовательной программе предметная среда должна строиться как развивающая, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.
Предметно – развивающая среда включает все, что доступно непосредственному восприятию ребенка и использованию им в практической деятельности, она должно соответствовать противопожарным и санитарно-гигиеническим требованиям. Сегодня предметно-развивающая среда должна вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт
Соблюдение основных принципов.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
- Установление контакта между взрослыми и детьми
- Позиция партнерства «глаза в глаза»:
- разновеликая мебель,
- оборудование индивидуального места ребенка,
- оптимальная дистанция при организации в разных видах деятельности
Принцип активности, самостоятельности, творчества
- Он должен проявляться при формировании предметного окружения ребенка: крупные игровые и дидактические пособия, рисовальная стена творчества, живописные картинки со съемными элементами изображения (с застежками, пуговицами), использование гигиенической комнаты для участия детей во взрослой жизни (хозяйственный труд, опыты с использованием большого количества воды)
Принцип комплексирования и гибкого зонирования
- Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения не пересекающихся сфер активности
- Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и т.д.
Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого
- Среда должно быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка
- При создании среды необходимо учитывать условия для формирования развития полноценного образа «Я»
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
- Важно разметить в интерьере простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку знания об основах графического языка и о различных культурах – восточной, европейской, африканской
Принципы учета половых и возрастных различий детей
- Создавая предметную развивающую среду, необходимо учитывать половые различия детей.
- Среда должна предоставлять возможность, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности
- Все принципы должны опираться на возрастные возможности детей
Принцип открытости-закрытости
- Во-первых, открытость природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы
- Второй аспект – это открытость культуре. В ее прогрессивных проявлениях
- Третий аспект – это открытость обществу
- Четвертый – открытость своего «Я», собственного внутреннего мира
- В помещении детского сада развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающие возрастную динамик
- Альбомы и папки с фотографиями хранятся в доступном для ребенка месте, что бы он мог по желанию рассматривать их
Принцип безопасности. Педагоги соблюдают правила пожарной безопасности, нормы СанПиНа и инструкций по охране жизни и здоровья детей;
Принцип рациональности и целесообразности- это удобство, простор, функциональная значимость каждого компонента, эстетичностьЕсли мы будем создавать предметно-развивающую среду вне реализации этих принципов, то наша среда превратится в мертвую дорогостоящую игрушку.
Предметно – развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Предметное пространство каждой возрастной группы носит специфические черты, отражающие общие и индивидуальные потребности детей. Все игры и игрушки расположены в доступном для детей месте, игровые и развивающие пособия расположены на уровне глаз детей. В игровых зонах расположен материал, используемый в процессе специально организованного обучения; иной, но похожий; «свободный», позволяющий ребенку применять усвоенные средства и способы познания в других областях.
При некоторых общих принципах и подходах к детям большое внимание уделяется развитию детской индивидуальности, учета темпа развития и деятельности каждого ребенка, его собственных предпочтений. Большое внимание уделяется свободной деятельности детей. Однако это не просто время, когда дети предоставлены сами себе, а время работы воспитателя в выбранной детьми сфере деятельности. Возможно, также в это время наблюдение за детьми с целью выявления способностей их к взаимодействию и деятельности..
Следующий компонент образовательной среды ДОУ – освоение содержания дошкольного образования. Отмечая, что содержание дошкольного образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, Закон РФ «Об образовании» выдвигает к нему ряд общих требований. В их числе создание условий для самовыражения и самореализации личности: формирование мировоззрения адекватного современному уровню знаний. В современных условиях дошкольным учреждениям доступен достаточно широкий выбор образовательных программ. Консервативные устои воспитателей, проработавших много лет по старым программам, и нежелание внедрять новые технологии тормозят этот процесс.
Интегрированность, разнообразие форм и методов, учёт индивидуальных особенностей воспитанников в освоении содержания образования способствует формированию у дошкольников основ творчества, любознательности, познавательной активности, коммуникативности. Эти свойства являются основой успешности дальнейшего обучения детей и важным показателем качества дошкольного образования.
Место педагога в развивающей образовательной среде
Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушевляет Интегративный подход и к организации развивающих центров активности детей»
Работа педагога складывается из трех равно необходимых компонентов:
- реализация поставленных в программе общих задач психического развития;
- реализация регионального компонента воспитания и образования;
- цели конкретного образовательного учреждения и интересы каждого ребенка группы и его родителей.
Таким образом, организация образовательной среды — направление управленческой деятельности руководителя ДОУ, связанное с созданием целостной системы материальных, культурных и дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач в оптимальных условиях.
Вместе с тем каждый педагог ДОУ (воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель изостудии, эколог, инструктор по физкультуре) также решает задачу создания предметно-пространственной среды как подразделения учреждения. Важно отметить, что педагог при этом проявляет свою индивидуальность, учитывает наличные ресурсы своего образовательного пространства, но свой персональный проект обязательно согласует с моделью образовательной среды всего ДОУ. Задача каждого педагога связана в первую очередь с обеспечением оптимальных условий для индивидуального развития каждого ребенка.
Понятие образовательной среды ДОУ
Для успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, важным является создание образовательной среды.
Образовательная среда ДОУ направлена на:
- Обеспечение охраны и укрепления психического и физического здоровья воспитанников;
- Обеспечение эмоционального благополучия детей;
- Профессиональное развитие педагогических работников;
- Создание эффективных условий для развивающего вариативного дошкольного образования;
- Обеспечение открытости и доступности дошкольного образования;
- Создания условий для предоставления родителям (опекунам) возможности принимать активное участие в реализуемой ДОУ образовательной деятельности;
Замечание 2
Образовательная среда ДОУ оказывает воздействие на результативность образовательного процесса, характер устанавливаемого межличностного взаимоотношения между субъектами образования и на развитие каждого воспитанника.
Компоненты образовательной среды ДОУ:
- Взаимодействие между участниками образовательного процесса – представляет собой согласованную деятельность воспитателя, воспитанников и родителей, направленное на достижение образовательных задач и получение конкретного образовательного результата.
- Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ – является составной частью образовательной среды ДОУ, представлена материалами, мебелью, игрушками, инвентарем и т.д., подобранными в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.
- Содержание дошкольного образования – это совокупность знаний, умений и навыков, мировоззрения, нравственных и эстетических идей, элементов познавательного, творческого и социального опыта.
Все указанные компоненты образовательной среды ДОУ находятся в тесной взаимосвязи и реализуются воспитателем в совокупности.
Задача ДОУ
Развивающая среда дошкольного образовательного учреждения способствует моделированию условий, способствующих проявлению творческих способностей ребенка, познанию им образного языка, реализации культурно-коммуникативных и познавательно-эстетических потребностей. При правильном подборе методов и приемов работы малыши получают реальные возможности для самосовершенствования.
Внутренняя среда образовательного учреждения способствует сотрудничеству, взаимодействию, взаимообучению детей. При правильной организации развивающего процесса осуществляется всестороннее развитие каждого ребенка. Каждый малыш сможет подобрать занятие по душе, поверить в собственные способности и силы.
Развивающая среда образовательного учреждения помогает детям приобретать навыки взаимодействий со сверстниками и педагогами, оценивать и понимать поступки и чувства других людей. Это и есть основа развивающего обучения.
Отечественные разработки
Образовательная среда учреждения образования изучалась и создавалась на протяжении многих лет отечественными и зарубежными педагогами и психологами-практиками. В Институте педагогических инноваций РАО Н. Б. Крыловой, М. М. Князевой, В. А. Петровским были сформулированы философские аспекты термина «образовательная среда», а также продуманы технологии и приемы ее проектирования.
Образовательная среда современного образовательного учреждения основывается именно на работах основоположников развивающего обучения. Так, В. В. Давыдовым была предложена, введена, апробирована модель «школы взросления».
Образовательная среда дошкольного учреждения является более узким понятием. Под ней понимают функционирование определенного учебного учреждения:
- материальные факторы;
- пространственно-предметные ресурсы;
- социальные компоненты;
- межличностные отношения.
Они связаны между собой, дополняют, обогащают друг друга, влияют на каждого субъекта образовательного пространства.
Информационно-образовательная система
В настоящее время именно она является наиболее популярной и востребованной в отечественном образовании. В концепции развития дистанционного образования в РФ она рассматривается как «системно организованная совокупность средств передачи различной информации, методического, организационного обеспечения, ориентированная на полное удовлетворение потребностей детей и подростков». Для реализации поставленной задачи осуществляется информационный обмен между различными учебными учреждениями, применяются специальные программные средства.
В. А. Ясвиным образовательная среда была определена как процесс целенаправленного формирования личности по условному социальному образцу. В качестве структурных единиц он выделяет следующие элементы: программы обучения, человеческие факторы, физическое окружение.
Ури Бронфенбреннер выделяет следующее:
- микросистема, которая характеризуется комплексом отношений между средой и развивающимся ребенком;
- мезосистема, предполагающая совокупность микросистем, влияющих друг на друга;
- экзосистема, охватывающая специальные структуры формального и неформального вида;
- макросистема, ориентирующаяся на социальной, экономической, правовой, политической конструкции.
В. И. Пановым были систематизированы модели образовательной среды, выделены следующие направления:
- эколого-личностная (В. А. Ясвин);
- коммуникативно-ориентированная (В. В. Рубцов);
- антрополого-психологическая (В. И. Слободчиков);
- психодидактическая (В. А. Орлов, В. А. Ясвин);
- экопсихологическая (В. И. Панов).
Появилась методика векторного моделирования образовательной и развивающей среды, которая предполагала построение системы координат. Одной осью становилась «свобода-зависимость», а второй – «активность-пассивность».
Построение в этой координатной системе вектора для определенного типа образовательной среды проводится на основе шести диагностических вопросов. Три касаются присутствия в среде оптимальных возможностей для полноценного развития ребенка, остальные — возможностей для самореализации детей.
Активность в этом аспекте рассматривается, как стремление к чему-то, инициативность, борьба за собственные интересы, а пассивность – отсутствие подобных качеств.
Оценка сформированности ОС
Осуществляется экспертиза социальной составляющей по требованиям развивающего образования с помощью специальных диагностических методик, которые тщательно отбираются из психологии и социологии. Основным фактором в обеспечении нормального функционирования социального компонента развивающей образовательной среды станет повышение качества переподготовки педагогов, в частности, в сфере психологии. Для такой подготовки важно периодическое участие учителя в различных вариантах социально-психологического тренинга.
Проектирование
Я. А. Коменский (чешский педагог) считал пространственно-предметную среду образовательного учреждения «приятным местом», в котором должны быть географические карты, исторические схемы, пространство для игр, сад для общения с природой.
Макаренко отмечал важность оснащения школ комплексом элементов:
- пособиями и мебелью;
- материалами и станками;
- декоративными элементами.
М. Монтессори первая уделила внимание пространственно-предметному компоненту образовательной среды как ключевому фактору личностного развития подрастающего поколения. Ею была сконструирована «подготовительная среда», побуждающая дошкольника и ученика младшего школьного возраста реализовывать индивидуальность посредством самостоятельной деятельности.
Дидактический материал: рамки с гнездами разной формы и вкладышами для них, кубы-вкладыши, детская мебель — все эти устройства давали ребенку возможность самостоятельно находить ошибки при выполнении определенных упражнений, устранять их. Монтессори считала пространственно-предметную среду важнейшим элементом приобретения детьми многогранного сенсорного опыта. Благодаря самостоятельной деятельности ребята упорядочивают свои представления об окружающем мире, учатся понимать и любить природу.
Подготовительная среда, по мнению Монтессори, способствует осознанию ребенком возможностей для духовного и физического развития. Она помогает подрастающему поколению адаптироваться к требованиям социума. Монтессори предлагала педагогам выбирать упражнения, содержание которых соответствовало детским потребностям.
В пространственно-предметный компонент образовательной среды включают:
- архитектуру здания школы;
- уровень открытости (закрытости) элементов внутреннего дизайна;
- пространственную структуру и размер помещений;
- простоту трансформации;
- возможность перемещений для субъектов.
В. В. Давыдов, Л. Б. Переверзев, В. А. Петровский выделили основные требования, которые предъявляются к интегрированной среде, без которой невозможно всестороннее развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста:
- содержание различных элементов, без которых невозможна оптимизация интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых компонентов деятельности;
- логичность, взаимосвязь отдельных элементов;
- управляемость (возможность корректировки и педагогом, и ребенком);
- индивидуальность.
Благодаря сложности структуры, пространственно-предметная образовательная среда способствует развитию каждого субъекта.
В подобной среде субъекты не только отыскивают, но и конструируют художественную, познавательную, сенсорную, моторную, игровую активности.
Важные аспекты
Предметно-развивающая среда образовательного учреждения напрямую влияет на успешность младшего школьника, приобретения им навыков самостоятельной ориентации в объеме информации.
Среда развития является посредником и фоном для взаимодействия ребенка и взрослого. В ней малыш может делиться своими переживаниями, выстраивать свою поведенческую линию. Образовательная среда образовательного учреждения должна стать для него вторым домом, где хочется оставаться надолго.
Экономические преобразования, происходящие в современном мире, требуют увеличения качества обучения молодежи, создания методик правильной передачи знаний детям, чтобы они стали достойными членами современного общества. Идея образовательных сред является основой решения проблемы адаптации подрастающего поколения к действительности.
Сущность
Образовательная среда образовательного учреждения упоминается в концепции модернизации российских учебных заведений. У каждого субъекта есть возможность влиять на его развитие и функционирование, неся ответственность за создание оптимальных условий для выполнения школами, детскими садами их основных обучающих и социальных функций.
Рассматривая особенности среды образовательного учреждения, остановимся на некоторых психологических аспектах. Экологическая психология появилась под воздействием идей о значимости изучения реакций человека на изменчивую окружающую среду во второй половине 20 века.
Основным предназначением данной отрасли знаний стало изучение закономерностей отношений между окружающим миром, обществом, человеком. Понятие «среда» рассматривалось как взаимосвязь условий, которые обеспечивали полноценное развитие ребенка: взаимовлияние, понимание действительности, отношения с окружающими людьми.
Теоретические моменты
Образовательная среда образовательного учреждения — это подсистема социокультурной среды. Она представляет собой сумму обстоятельств, факторов, ситуаций, направленных на организацию педагогических условий для всестороннего развития личности каждого ребенка. Это структура, которая в себя включает сразу несколько связанных между собой уровней.
Глобальный слой составляют общемировые тенденции развития науки, политики, экономики. Региональный уровень – это образовательная политика, культура. Локальной является система, которая включает в себя методику воспитания и обучения, личность педагога.
Модификации
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает в себя несколько компонентов с учетом конкретного ОУ. К примеру, в настоящее время существует виртуальное пространство, которое способствует творческому развитию детей. Благодаря информационным технологиям происходит саморазвитие каждого ребенка.
Педагогическая среда образовательного учреждения предполагает конкретизацию термина «учебная среда». Под ней подразумевается связь конкретных коммуникационных, материальных, социальных условий, которые обеспечивают процессы учения и преподавания.
Предполагается присутствие учащегося (обучаемого) в среде, его активное взаимодействие с другими субъектами ОУ.
Образовательная среда дошкольного учреждения создает специально организованные условия, которые направлены на получение детьми определенных навыков, умений, знаний. Методы, содержание, цели и формы работы становятся доступными и мобильными (изменяющимися) в рамках определенного учебного заведения.
Внешняя среда образовательного учреждения – это система, которая генерирует процесс обучения, пронизанная характерными, специфическими признаками.