Консультация для воспитателей «Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада»


Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУстатья

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ — обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

  • технологии профилактики заболеваний,
  • углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
  • коррекция возникающих функциональных отклонений,
  • отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),
  • реабилитация соматического состояния здоровья,
  • противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
  • витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
  • санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии — направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

  • закаливание КГН;
  • беседы по валеологии;
  • спортивны праздники;
  • спортивные развлечения и досуги;
  • недели здоровья;
  • соревнования;
  • прогулки-походы.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов — технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

  • Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
  • Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;
  • Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
  • Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.

Валеологического просвещения родителей — это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

  • Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
  • Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
  • Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
  • Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду — это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Современные здоровьесберегающиетехнологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • приобщение детей к физической культуре
  • использование развивающих форм оздоровительной работы.

Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий

  • Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
  • Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
  • Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
  • Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
  • Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
  • Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.

Система здоровьесбережения в ДОУ:

  • различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
  • комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
  • физкультурные занятия всех типов;
  • оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
  • организация рационального питания;
  • медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
  • соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
  • комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ

  • Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;
  • Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
  • Разнообразие форм физкультурно — досуговой деятельности с дошкольниками;
  • Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей;
  • Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
  • Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
  • Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

В настоящее время анализ тематической литературы показывает о многих имеющих место здоровьесберегающих технологиях. В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям (дальше речь пойдет о педагогических здоровьесберегающих технологиях):

  1. 1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
  2. 2.Технологии обучения здоровому образу жизни.
  3. 3.Коррекционные технологии.
Педагогические здоровьесберегающие Технологии
Технологии сохранения и стимулирования здоровья Технологии обучения здоровому образу жизни Коррекционные технологии
— Стретчинг

— Динамические паузы

— Подвижные и спортивные игры

— Релаксация

— Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др)

— Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая

— Физкультурные занятия

— Проблемно-игровые :игротренинги, игро- терапия

— Коммуникативные игры

— Серия занятий«Уроки здоровья»

— Точечный самомассаж

— Технологии музыкального воздействия

— Арт-терапия

— Сказкотерапия

— Технологии воздействия цветом

— Психогимнастика

— Фонетическая ритмика

Использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Ответственный исполнитель: воспитатели.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели, психолог.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Ответственный исполнитель: все педагоги

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Ответственный исполнитель: все педагоги

Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Ответственный исполнитель: воспитатели.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель.

Проблемно-игровые игротреннинги, игротерапия – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не -заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Занятия из серии «Уроки здоровья» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Самомассаж. В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Ответственный исполнитель: воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания

Точечный массаж. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули). Ответственный исполнитель: воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания.

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Ответственный исполнитель: все педагоги

Арт-терапия. Сеансами 10-12 занятий по 30-35 мин начиная со средней группы. Программа имеет диагностический инструментарий и предполагает ведение протоколов занятий. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Психогимнастика – 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.

Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Фонетическая ритмика – 2 раза в неделю с младшего возраста в физкультурном или музыкальном залах. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Ответственный исполнитель: воспитатели, логопед, руководитель физического воспитания.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Статья «Здоровьесберегающая деятельность в условиях дошкольного образовательного учреждения

«Здоровьесберегающая деятельность в условиях дошкольного образовательного учреждения» (статья)

Подготовила: воспитатель I кв. категории

Койнова Юлия Николаевна

МДОУ «Д/с № 11 о. в.» г. Магнитогорска

Понятие здоровья неотделимо от человека, поэтому проблема здоровья — это проблема человека.

Формирование у ребенка здорового образа жизни на основе здоровьесберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, особенно для детей дошкольного возраста. В этой связи необходимо совершенствовать на данном этапе систему образования, активизировать деятельность детей по личному здоровьесбережению, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к воспитанию основ здорового образа жизни, а также к обучению и развитию ребенка в условиях ДОУ и семьи. Здоровье понятие комплексное и оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы медиков и педагогов с детьми, системы оздоровительных мероприятий. Как известно, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье «как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов».

С развитием прогресса в образовательной сфере нагрузки на организм катастрофически резко растут, становятся сопоставимыми с важнейшими природными ресурсами среды обитания человека. Отсутствие здоровья у человека несет гибель цивилизации в целом. В этой плоскости находятся: и организация образовательного процесса со стороны педагогов и воспитателей, и участие детей в нем, и управление этими направлениями человеческой деятельности.

Механизмы саморегуляции начинают функционировать на предельных значениях жизненных потенциалов здоровья людей. Создается угроза ухудшения здоровья. Более того, в практике участия в образовательном процессе явно усиливаются тенденции ухудшения здоровья все возрастающего числа участников этих отношений. Назрела необходимость целенаправленного вмешательства в сферу образования с тем, чтобы тенденции сохранения здоровья участвующих субъектов нашли новые направления развития, не ухудшая при этом уровня своей образованности, профессиональной квалификации (педагоги) и получения возможности принять участие в самом процессе получения образования (обучающиеся).

Главной целью здоровьесберегающей образовательной деятельности педагогов является, психологопедагогического обеспечение возможности сохранения здоровья особенно психического в период пребывания в ДОУ, приобретение у необходимых знаний, формирование умений и навыков по здоровому образу жизни, использованию полученных знаний в повседневной жизни [3]. Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни задача не только образовательных учреждений, но и родителей. Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (профилактическим методикам оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, самомассаж и др.); привитие детям элементарных навыков гигиены (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.); через здоровьеразвивающие технологии, применяемые в процессе обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных игр; проветривания и влажной уборки помещений; ароматерапии, витаминотерапии; функциональной музыки; чередование занятий с высокой и низкой активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры); в процессе реабилитационных мероприятий (фитотерапия, ингаляция, лечебная физкультура); массовых оздоровительных мероприятий (тематические праздники здоровья, выход на природу); а также в работе с семьей, с педагогическим коллективом [1]. Очень важно в период дошкольного детства не упустить время, пока ребёнок наиболее интенсивно растёт и развивается, каждому воспитателю нужно грамотно сформулировать основные задачи сохранения здоровья детей в образовательном процессе ДОУ: создать условия для укрепления и сохранения здоровья детей; сформировать представления у дошкольников о своём теле, организме; а также о том, что полезно и что вредно для растущего организма; обучать детей правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности; -понимать необходимость и роль двигательной активности. Для достижения целей здоровьесбережения в ДОУ необходимо активно использовать основные средства обучения и воспитания: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические средства т.к их комплексное применение позволит качественно реализовать здоровьесберегающие подходы к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ. К средствам двигательной направленности относят двигательные действия, направленые на реализацию здоровьесберегающих подходов: движения; физические упражнения; физкультминутки; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др [3]. Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий. Проведение игр и занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления. В качестве относительно самостоятельных средств оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год в декабре и весной с целью укрепления памяти дошкольников). Возможно привнесение в жизнь ДОУ новых элементов: фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные процедуры для педагогов и детей. К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих технологий, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; организация порядка проведения прививок с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня физической и интеллектуальной нагрузки во избежание переутомления. Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение занятий, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические дни здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения. Таким образом, для сохранения здоровьям дошкольников в воспитательно-образовательном процессе необходима реализация принципов, форм и методов здоровьесохраняющего обучения и воспитания.

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ

Список литературы:

1. Алямовская В.Г. 1993. Как воспитать здорового ребенка? — М.: Просвещение.

2. Венгер А.Л. 2004. Психологическое консультирование и диагностика: Практическое руководство: Ч. 1, 2. — М.: Генезис.

3. Кудрявцев В.Т. 1998. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4 — 7 лет. — М.: РИНО.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Воспитатель: Колобова Н.М.

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • приобщение детей к физической культуре
  • использование развивающих форм оздоровительной работы.

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:

  • знание правил гигиены и ухода за своим телом;
  • знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
  • знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
  • знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Современные здоровьесберегаюшие технологии

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным-педагогическим.

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ):

  1. системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
  2. качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
  3. технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).
  3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика

Формы организации здоровьесберегающей работы:

  • физкультурные занятия
  • самостоятельная деятельность детей
  • подвижные игры
  • утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
  • двигательно-оздоровительные физкультминутки
  • физические упражнения после дневного сна
  • физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
  • физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
  • физкультурные досуги
  • спортивные праздники
  • оздоровительные процедуры в водной среде.

Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

  • Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
  • Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
  • Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий- учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ

Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий-обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся:

  • родительские собрания, консультации, конференции, беседы,
  • конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья,
  • семейный клуб
  • папки-передвижки,
  • личный пример педагога,
  • нетрадиционные формы работы с родителями.

Перечислим некоторые из них:

  1. Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
  2. Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
  3. Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
  4. Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.,
  5. Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
  6. Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
  7. Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
  8. Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
  9. Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
  10. Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
  11. Использование степ-платформы – способствуют формированию осанки, костно-мышечного корсета, развитию координации движения, укреплению и развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, формированию ритмичности движений.

«Степ» (от англ. Step – шаг, легкий стук или удар) – направление в эстрадном танце, ставящее во главу ритмический рисунок звуков, возникающий от удара стопы об пол.

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии «Здоровье» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

  • закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
  • проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
  • проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;
  • сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:

  • нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;
  • проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в течение года;
  • прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18 -20 градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность ребенка;

Солевое закаливание с младшего возраста (после динамической гимнастики на дорожки выкладываются мокрые одеяла и дети проходят притопывая по дорожке. В яслях проходят по 3 круга, в младшей группе — 3-4 круга, в средней 4-5 кругов. Первые 5-6 закаливаний воспитатель проходит вместе с детьми по дорожке, показывая каким шагом идти).

В среднем возрасте дополнительно включается применение воздушного душирования – это эффективный способ выработки устойчивости к сквознякам (разработал врач В.Л. Лебедь). В процессе душирования происходит повышение работоспособности всех систем, обеспечивающих терморегуляцию. Благодаря воздушным процедурам ребенок становится более уравновешенным, спокойным, незаметно исчезает повышенная возбудимость, улучшается сон.

В старшем возрасте использование горячего обтирания проводимое при температуре воздуха в помещении не ниже 23 градусов мягкой варежкой, смоченной водой определенной температуры.

При карантинном режиме применение полоскания горла: водой комнатной температуры 3 раза в день температура воды снижается постепенно с 36 градусов до 27.

В подготовительной группе введение «рижского метода» — топтание на гальке в солевом растворе.

Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.

Фитобар, где воспитанники получают кислородный коктейль. Кислородный коктейль – это сок, фитораствор или любой другой напиток, насыщенный кислородом до состояния нежной воздушной пены. Кислородный коктейль — это очень полезный продукт. Он помогает сконцентрироваться и улучшает память, улучшает зрение. Это естественный природный способ избавиться от головной боли, увеличивает выносливость, является немедикаментозным способом снижения веса, успокаивает и стабилизирует нервную систему, служит гарантией хорошего настроения.

Дети в течение всего года получают витаминные чаи, настои трав ромашки, крапивы, зверобоя, мяты, подорожника. Постоянно дети полощут рот отварами трав шалфея, эвкалипта, календулы. С большим удовольствием наши воспитанники участвуют в дегустации травяных чаев:

  • успокаивающего чая (мята, пустырник)
  • противовоспалительного чая (зверобой, ромашка, подорожник)
  • витаминного чая (смородина, крапива, шиповник)
  • чая регулирующего обмен веществ (шиповник, земляника).

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Используемая литература:

  1. Шарманова, С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С. Б. Шарманова //Управление ДОУ. — 2006. — №4. — С.40-45.
  2. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
  3. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.
  4. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна/ Методическое пособие // Под ред. Б.Б. Егорова. – М., 2004.
  5. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
Следующая >

Из опыта работы воспитателя ДОУ по здоровьесбережению детей младшей группы

Из опыта работы по здоровьесбережению детей младшего дошкольного возраста.
Автор публикации: Зинаида Аркадьевна Старцева, воспитатель МБДОУ «Детский сад №40» п. Майский, Пермский край.Назначение материала: В течение дня воспитателю предстоит практически ежеминутная работа по здоровьесбережению детей своей группы, начиная с утреннего приёма и заканчивая уходом детей с родителями домой. Моя работа будет интересна воспитателям детских образовательных учреждений, родителям. Всем, кто любит детей, кто заинтересован в сохранении и укреплении здоровья малышей. Материал можно использовать для сообщений на родительском собрании, в качестве консультации для родителей. Описание: предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по здоровьесбережению детей в младшей и средней группе детского. «Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех его физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» В. А. Сухомлинский. В течение дня воспитателю предстоит практически ежеминутная работа по здоровьесбережению детей своей группы. Начнём с утреннего приёма: приветствие, улыбка, ласковое обращение по имени к ребёнку, в эти первые минуты воспитателю очень важно: выразить свою радость от прихода ребёнка в группу. Удивиться, восхититься, любой мелочи (красивому платьицу, новой шапке, погоде на улице), создавая тем самым благоприятный эмоциональный фон; далее видя настроение ребёнка, воспитатель осуществляет индивидуальный подход, предлагая ребёнку: совместную деятельность, индивидуальную работу, включение в игру со сверстниками ярко иллюстрированную книгу, или просто подремать, сидя на диванчике. В восемь часов детей собираю в спальне. Своего рода уединение, утренний круг. Стулья ставим по кругу, или садимся на коврик (в зависимости от температуры воздуха), чтобы видеть глаза друг друга, начинаем пальчиковые игры, которые тренируют мелкую моторику, стимулируют речь, развивают пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции: «Доброе утро» Придумано кем-то просто и мудро пальцы обеих рук поочередно «встречаются»
При встрече здороваться: «Доброе утро!»,
пальцы обеих рук соединяются в «замочек»
«Доброе утро!», солнцу
пальцы обеих рук широко расставлены, как солнечные лучики
и птицам,
кисти рук изображают «птицу»
«Доброе утро!», улыбчивым лицам,
ладони «полочкой» сложены под подбородком, на лице улыбка
И каждый становится добрым, доверчивым
обеими руками гладим себя по голове
Пусть доброе утро длится до вечера.
рисуем руками высокий и широкий полукруг над головой«Здравствуйте» «Здравствуйте», — ты скажешь человеку! правая рука вперёд открытой ладонью вверх
«Здравствуй», — улыбнётся он в ответ
левая рука накрывает правую, образуя »замочек»
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
руки «в замке», покачиваются влево-вправо
А здоровым будет много лет!
рисуем руками высокий и широкий полукруг над головой
. Слова этих пальчиковых игр создают доброжелательного настрой на предстоящий день. Пальчиковые игры плавно перетекают в самомассаж: Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха здоровьесбережения.
Растираем, разминаем, надеваем колечки на каждый пальчик правой руки, проговаривая
Этот палец самый сильный, самый толстый и большой,
(большой палец)
Этот палец для того, чтоб показывать его,
(указательный палец)
Этот палец самый длинный, он стоит посередине,
(средний палец)
Этот пальчик безымянный, ох, избалованный самый,
(безымянный палец)
Этот пальчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
(мизинец)
Чтобы размять пальчики левой руки, используем другую пальчиковую игру:
«Утро» Утро настало, солнышко встало! Эй, братец Федя, разбуди соседей! Вставай, Большак! Вставай, Указка! Вставай, Серёдка! Вставай, Сиротка! И ты, Крошка-Митрошка! Привет, ладошка!


Самомассаж. «Строим дом» Строим, строим, строим дом, (большими пальцами обеих рук растираем энергично крылья носа,до лба)
и с окошком,
(указательным пальцем «колем» кончик носа)
и с трубой
(большим пальцем энергично растираем лоб сверху вниз, снизу вверх)
из трубы идёт дым
(большим пальцем энергично растираем лоб слева-напрвао, справа-налево)
бровки пощипали; по носику постучали
(указательными пальцами «стучим» по крыльям носа, произнося долго звук «ммм»)
«Колючка»:
(проговариваем шутливо: «я вас дети уколю» указательным и большим пальцами, колем перегородку носа)
«Нет, нет, нет,»,
(колем точку под носом)
«Нет, нет, нет,»,
(колем точку под нижней губой)
«Кошечка»: «мяу, мяу»
(мягкими ладошками нежно поглаживаем шею впереди снизу вверх)
«Разбудим косточки»,
(энергично растираем ярёмную ямку)
и приговариваем«Доброе утро, косточки, пора вставать!» «Не хотим!» »Надо!» «барабаним»
(кулачками по грудине, массируя точку иммунитета)
«Парад красных ушей»
(энергично растираем уши до красна)
«Ослик»
(тянем уши вниз за мочки)
«Зайка»
(тянем уши вверх)
«Обезьянки»
(тянем уши назад)
«Чебурашка»
(тянем уши в стороны)
«Мартышка»
(тянем уши вперёд)
«Бабочка»
(указательный пальчик сверху за ушком, большой пальчик снизу,соединяем пальчики легко хлопая ушками)
«Слон»
(четыре пальчика за уши и медленно хлопаем ушами)(Средний пальчик постучал по козелочкам)
«Пельмешки готовы?» «Защипываем пельмени»
(защипываем, как пельмешки края ушей, снизу вверх)
«Чистим уши»
(указательным пальцем тщательно проминаем уши изнутри, проминая все ямки)
«Вилочка»
(указательным за ухом, средним пальцем впереди растираем уши)
«Похлопали от радости»
(хлопки ладонями по ушам)
«Стряхнули водичку»
(мизинчиком «стряхнули водичку с ушей»)
«Погладили ушки» «Гусеничка»
(пальчики «побежали», по рукам, начиная с кистей до шеи, гладим шею сзади, голову и приговариваем,) мальчики:
«Я молодец, я удалец, я сильный, я смелый, я ловкий, я умелый»
Девочки:
« Я умничка, я разумничка, я хорошая, я пригожая, я добрая, я нежная» Самомассаж выполняемый ребёнком улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует физическому укреплению ребёнка, и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж — это профилактика простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Самомассаж благоприятствует психоэмоциональной устойчивости, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Артикуляционная гимнастика. Простые игровые упражнения (с одновременным проговариванием стишков) для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Если позволяет время: игры «Подарки», «Добро по кругу», «Поделись словечком» — дарим друг другу добрые слова. Настрой на предстоящий день: что будем делать, когда, с кем. Далее утренняя гимнастика вновь положительный настрой на день, а также у детей формируются ритмические умения и навыки, благодаря музыкальному сопровождению. Умывание водой комнатной температуры, своего рода закаливающая процедура и массаж ладошек, пальчиков.


Завтрак, обед, полдник, любой приём пищи это короткие беседы о пользе продуктов, из которых приготовлены блюдо и повторение правил этикета.«Овощи и фрукты – полезные продукты»; «Пейте, дети, молоко, будете здоровы»; «Кто хлеб бросает, тот силу теряет» Полоскание каждым ребёнком после приёма пищи горлышка и ротика водой комнатной температуры, профилактика кариеса, закаливание горла.


Далее самостоятельные игры, в ходе которых реализуются основные потребности детей в движении, игре и общении.


Физкультурные, музыкальные занятия также проходят в движении, в игровой форме. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка. Продуктивная деятельность способствует развитию навыков пальчиковой умелости, самостоятельности, мышления, внимания, уверенности в себе, в своих силах. «Я могу»; «Я научусь»; «Каждый имеет право на ошибку». Гимнастика для глаз. Просмотрели вверх, на потолок, вниз, пальчик к носу- смотрим близко, пальчик далеко- посмотрели далеко, и ещё дальше в окно. . Высоко- низко, далеко- близко. Физминутки способствуют снятию усталости, напряжения, переключения на другой вид деятельности, расслабляют.


Общие игры: хороводные, игры малой подвижности укрепляют социальное здоровье. Прогулка способствует оздоровлению организма детей: свежий воздух, плюс солнечные ванны, плюс движение, общение друг с другом, общение с природой, наблюдение за явлениями природы, объектами живой и неживой природы, игра, трудовые навыки, игры с природным материалом (снегом, листьями, водой,веточками, песком), закаливание.


Одевание, раздевание – наработка навыков самостоятельности, аккуратности, самоутверждение: «Я могу, я умею», навыков взаимопомощи: «Можно я тебе помогу?», умения обратиться с просьбой, умения договариваться. Всё это способствует укреплению социального здоровья детей. Дневной сон способствует расслаблению, отдыху, сохранению, укреплению физического и психического здоровья. Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, его выполняют только те дети, которые проснулись на данный момент. Так как постепенный подъём никто не отменял. Подъём с поглаживанием, с девочками договариваемся, какую причёску будем делать, расчёсывание волос также способствует оздоровлению организма. Затем обширное умывание: руки до локтей, лицо, уши, шея). После полдника массаж ладошек грецкими орешками, упражнения для профилактики плоскостопия, воспитания правильной осанки, Для профилактических целей каждым родителем были изготовлены «волшебные следочки» с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по ним в любое свободное время. Такая дорожка прекрасно массажирует ступни детей, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом. Кроме того, подлезаем в воротики, тянемся к нашим сосулькам-змейкам, подвешенным у потолка. Осенью тянулись вверх к листочкам, зимой вытягиваемся вверх, тянемся к снежинкам, а весной и летом к Солнышку!. Серия игровых занятий «Здоровейка» также является одним из здоровьесберегающих компонентов. Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме кружковой работы. Мною разработан цикл занятий по валеологическому воспитанию дошкольников и формированию представлений о здоровом образе жизни. Внедрение разработанных занятий с применением нетрадиционных методов и приёмов позволяет повысить интерес детей к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. «Я здоровье берегу! Сам себе я помогу» Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья. В вечернее время после чтения сказок, дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Наши дети используют персонажей кукольного театра, самостоятельно организуют ролевые игры, в которых перевоплощаются в разных сказочных героев.


Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы — основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Для психического здоровья детей как раз необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Соблюдение гигиены в течение дня также способствует сбережению здоровья детей. Такие факторы, как выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима питания, режима дня. Предметно-пространственная развивающая среда физкультурного уголка (скакалки, гантели, кегли, кубики пластмассовые, мячи разных размеров, кольцеброс, массажёры, палочки, флажки, ленты, «снежки», воротики) также является средством сбережения здоровья детей, так как способствует развитию личности ребёнка, является источником его индивидуальных знаний и социального опыта, обеспечивает физическую активность детей, является основой для их самостоятельной двигательной деятельности.


Общение с родителями в вечернее время. Дети радуют родителей своими работами по рисованию, аппликации, лепке, конструированию, делятся своими успехами. Одобрение родителей ещё один фактор эмоционального здоровья ребёнка. Информационная работа с родителями через папки раскладушки, папки-передвижки, информационные стенды, родительские собрания, консультации, беседы в течение утреннего приёма и в вечернее время, также является здоровьесберегающим фактором.

Существует десять золотых правил здоровьесбережения: 1. Соблюдайте режим дня! 2. Обращайте больше внимания на питание! 3. Больше двигайтесь! 4. Спите в прохладной комнате! 5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу! 6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! 7. Гоните прочь уныние и хандру! 8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! 9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! 10. Желайте себе и окружающим только добра!

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для родителей «Использование самомассажа для оздоровления детского организма»


Развитие творческих способностей у дошкольников Проект в подготовительной группе «Отчего идет дождь» Организация двигательной активности у детей младшего возраста на прогулке в зимний период

Похожие статьи:

Включение музыкальных физкультминуток в НОД и режимные моменты ДОУ

В каком случае образовательные технологии наносят ущерб здоровью воспитанника и педагога

Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетической направленности «Умелые руки» для детей седьмого года жизни

Как подготовить руку ребёнка к письму

Консультация для родителей «Конструирование из строительного материала»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]