Развитие интеллекта у детей: на что обратить внимание


Типы интеллекта

Психолог Ховарт Гарднер предложил теорию множественного интеллекта. Ее суть в том, что существует 8 типов интеллекта. У человека доминирует несколько из них. Они определяют особенности личности. Их можно заметить в раннем возрасте и развивать.

Тип первый — природный

Ребенок чувствует и бережет природу, любит животных, птиц, растения. Выступает в защиту экологии: сортирует мусор, отказывается от животной пищи, например. Среди людей этого типа есть астрономы, химики, экологи, ветеринары, астрономы.

Развитие интеллекта у детей «экологов» происходит через единение с их стихией. Выезжайте в лес, гуляйте в парках, смотрите кино, читайте книги по теме.

Тип второй — музыкальный

В раннем возрасте малыши чувствуют ритм и фальшивые ноты, подпевают в такт. У них развит слух, голос. Дошкольники на слух подбирают любую мелодию, осваивают музыкальные инструменты, красиво поют, сочиняют стихи, музыку.

Раннее интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста состоит в поощрении любви чада к музыке. Запишите в музыкальную школу, ходите на концерты, слушайте хорошую музыку дома, устраивайте творческие вечера, где малыш расскажет свой стих, споет песенку.

В будущем ваше дитя может стать композитором, музыкантом, певцом, продюсером.

Тип третий — логико-математический

Малыши легко решают головоломки, собирают геометрические пирамидки, пазлы. Дошкольники решают задачи на логику, уравнения.

В будущем ваше чадо может выбрать профессию в сфере IT, стать математиком, экономистом, физиком, инженером, финансистом, детективом. А если у него развит музыкальный интеллект, то из него может получиться первоклассный барабанщик.

Каковы способы развития интеллектуальных способностей детей «логиков»? Давайте собирать геометрические сортеры и пирамидки, пазлы. Младшим и средним дошкольникам — игры Никитина (квадраты, кубики), дощечки Сегена, головоломки.

Тип четвертый — экзистенциальный, философский, духовный

С детства у таких деток богатый внутренний мир. Они не по возрасту задаются вопросом о смысле жизни, своей миссии. У маленьких детей он проявляется в виде рассуждений, любознательности, дискуссий, споров.

Ваше дитя может стать философом, психологом, археологом, историком, политиком

Рекомендации по развитию интеллектуальных способностей детей «философов»: обогащайте внутренний мир своего чада. Путешествуйте по городам и странам, посещайте музеи и выставки, ходите на экскурсии. Пусть ребенок увидит многообразие нашего мира

Тип пятый — кинестетический, телесный

Детки активны, неусидчивы, пластичны. Они уверенно владеют своим телом, выражают через него эмоции, мысли. У них развито пространственное мышление: они чувствуют время, окружающие предметы. Среди людей с телесным интеллектом много спортсменов, танцоров, дирижеров, хирургов, артистов.

Каковы пути развития интеллектуальных способностей детей «кинестетиков»? Не ограничивайте их! Пусть бегают, прыгают, выражают себя через движение. Запишите в спортивную секцию.

Тип шестой — социальный, межличностный

Общительность, стремление к новым знакомствам, эмпатия — отличительные черты деток. Среди них много лидеров, они первые подходят знакомиться, харизматичны. В детском коллективе ваше чадо поддержит и поможет другу, в школе будет хорошо учиться.

Во взрослом возрасте выберет профессию, связанную с работой с людьми: учителя, психолога, воспитателя, соцработника, менеджера по персоналу. У всех успешных руководителей доминирует этот тип IQ.

Рекомендации по развитию интеллекта детей «коммуникаторов»: расширяйте кругозор. Путешествуйте, знакомьтесь с новыми людьми. Принимайте участие в форумах, пусть чадо выступает публично.

Тип седьмой — пространственный, образный

Феноменальная память, пространственное и образное мышление, ориентация на местности, воображение, любовь к искусству — характеристики детишек.

Они могут один раз прочитать книгу и воспроизвести написанное постранично. Иллюстрации, предметы, лица — дети помнят их в деталях. От их острого взгляда не ускользает ни одна мелочь. Ваше дитя может найти себя в таких профессиях: летчик, водитель, архитектор, инженер, скульптор, моряк, строитель.

Лучшие игрушки для развития интеллекта детей — лабиринты, паззлы, конструкторы, 3D-моделирование.

Тип восьмой — лингвистический, вербальный

Ребята любят писать: на бумаге излагают свои мысли, в школе лучше всех пишут сочинения и изложения. Ораторы из них тоже отличные. С ними интересно общаться: они рассказывают и сочиняют истории. Среди них много писателей, журналистов, переводчиков, ораторов, историков, актеров.

Разговаривайте с крохой, вызывайте на разговор, читайте. Через речь происходит развития интеллекта детей.

Дополнительный тип — личностный, внутренний

Ребята чувствуют себя, осознают свои желания. Понимают, чего хотят и что для этого нужно. Планируют будущее. В раннем возрасте это проявляется в собственном мнении на все. Они адекватно оценивают свои силы и возможности.

Внутренний интеллект хорошо развивают самостоятельные игры. Рекомендация по развитию интеллекта детей — научить их играть и получать радость от процесса. Поощряйте интерес к познанию себя, помогите в этом. Среди людей с этим типом IQ хорошие психологи, соцработники.

Игры для развития интеллекта у детей 5-7 лет

Успешная стимуляция мозговой деятельности у детей старшего дошкольного возраста происходит в форме игры.

Игры для развития интеллектуальных способностей дошкольников в возрасте 5-7 лет:

  • «Пуговицы». У двоих участвующих должно быть по одинаковому набору пуговиц и расчерченных на клетки листов. Один из игроков расставляет пуговицы в определенном порядке на бумаге, второй должен запомнить где и как они расположены. Затем поле накрывается, и игрок воссоздает порядок атрибутов поле.
  • «На стол! Под стол! Стучать!». Сначала взрослый произносит команды и следует им. Малыш должен слушать и выполнять. Когда он привыкнет, мама меняет команду, говоря «на стол», сама при этом прячет под него руки. Смысл в том, чтобы кроха не слепо повторял, а верно выполнял произнесенные команды.
  • «Зеркало». Играют двое. Один из детей совершает движения, например, машет руками, строит рожицы, приседает и т.д. Другой – повторяет за ним в течении одной минуты. Затем, можно поменяться местами.
  • «Бывает/не бывает». Необходимо назвать какую-либо ситуацию (самолет летит, яблоко соленое и т.д.) и бросить малышу мячик. «Бывает», — значит необходимо его ловить, и наоборот.

Развитие детей во многом зависит взрослых. Необходимо выявлять предрасположение к тому или иному виду деятельности своего чада и всесторонне его развивать.

Что влияет на интеллектуальное развитие ребенка

Психологи выделяют 6 факторов:

  1. Внутриутробное развитие. Протекание беременности, осложнения, роды, состояние здоровья мамы;
  2. Генетика. Например, один малыш «щелкает» в уме математические задачки, как его бабушка, а другой изумительно рисует, как мама. Наследственный фактор влияет на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста;
  3. Занятия с чадом. Хотите развитого ребенка? Регулярно занимайтесь с ним! Малыш «разовьется» и без этого. Вопрос в том, насколько качественно;
  4. Образ жизни. Психологический климат в семье, режим дня, прогулки на свежем воздухе, достаточный сон, отношение мамы и папы к чаду, привычки отражаются на умственных способностях;
  5. Социальный фактор. Финансовое положение семьи, возможность водить дитя на развивающие занятия, дать хорошее образование. Если «развивашки» дорого для вас, — не беда. Занимайтесь дома. Такие занятия полезны для интеллектуального развития детей дошкольного возраста;
  6. Личностные особенности малыша. Играют роль характер, темперамент.

Усидчивые, любознательные детки любят учиться новому, лучше усваивают материал, чем гиперактивные непоседы.

Какие способности называют интеллектуальными?

Умственные данные маленького ребёнка иногда путают с информированностью, или с навыком использовать разные алгоритмы. Но это не одно и то же. Способности не являются знаниями или навыками. Их следует сравнивать с механизмом, который позволяет получать опредёленный багаж знаний, управлять им, а ещё научиться выполнять различные действия. Интеллектуальные способности – это мышление, которое организовано внутри человека, его деятельные активные мысли.

Лучшее время для формирования интеллекта – это дошкольный возраст, когда малыш занимается анализом информации, рассуждениями. В это время он начинает понимать законы природы и связи между причинами и следствиями.

Этапы формирования интеллекта

Начинается в период внутриутробного развития. Пик приходится на раннее детство, дошкольный и школьный периоды. Выделяют 4 этапа.

Этап 1: сенсомоторный интеллект. Кроха от рождения и до 2-х лет познает мир через движения и органы чувств. Понимает: его действия приводят к последствиям. Осознает, что он — автономен от окружающего мира. Оперирует конкретными предметами.

Этап 2: дооперациональный период. В возрасте от 2-х до 7-ми лет постепенно формируется «внутренний план». Ребята учатся использовать символы. Например, в игре в доктора в качестве термометра используют карандаш, корабль имитирует коробка. Некоторые виды опыта детки воспринимать еще не могут. Мышление эгоцентрично: ребенок не понимает, что есть другие мнения, точки зрения. С этим пониманием проходит эгоцентризм.

Этап 3: конкретные операции. Приходится на возраст с 7-ми до 11-ти лет. Ребята используют и логически манипулируют символами. Складывают несуществующих котят, классифицируют предметы. Понимают принцип обратимости операций и сохранения вещества (при разделении теста для лепки на комочки его количество не изменится). Дети не умеют обобщать. Задачи решают по отдельности.

Этап 4: формальные операции в развитии интеллекта детей. Ребята в возрасте 12-ти лет и старше мыслят абстрактно и конкретно. Мышление по аналогии, воображение, понимание метафор, способность прислушаться к мнению другого приходит в подростковом возрасте. Операции переходят во «внутренний план»: для мышления не нужна связь с реальными предметами, событиями.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) характеризуется активной социализацией и получения новых знаний. Интеллектуальная готовность ребенка к школе – это способность маленького человека овладеть анализом и сравнением, выявлять причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Показателями интеллекта для детей старшего дошкольного возраста являются:

  • навыки развития речи – говорить так, чтобы другие понимали;
  • словесно-логическое мышление;
  • наглядно-образное мышление (умение сравнивать и обобщать).

Дети в дошкольном возрасте воспринимают мир через сюжетно-ролевую игру. Взаимодействуя в игровом процессе, дошкольники учатся межличностным отношениям, моделированию различных ситуаций и их разрешению.

Важно! Родители должны вложить в детей не только навыки счета и знание алфавита, но и воспитать заинтересованную в окружающем мире личность, не стесняющуюся задавать вопросы. Развитие таких качеств, как усидчивость и трудолюбие очень помогут в дальнейшем процессе обучения.

Способы развития интеллектуальных способностей детей

Мечтаете о светлом будущем для чада? Хотите оформить его в престижный лицей? Повышаете его шансы на успешную жизнь — развивайте с пеленок.

Вот несколько рекомендаций по развитию интеллекта детей.

Учитывайте возраст крохи. Предлагайте соответствующие игры. Подбирайте их с учетом текущего развития и возможностей дитя. Игрушки должны быть «с запасом»: чуточку сложнее, чем сын или дочка может сделать сегодня.

Подходите к задаче комплексно. При интеллектуальном развитии ребенка психология рекомендует развивать логику, память, внимательность, аналитические способности, коммуникативные навыки, речь. Не зацикливайтесь на одном. Вместе с тем акцент делайте на доминирующий тип интеллекта.

Чередуйте умственную и физическую активность. Не зацикливайтесь на умственном развитии — физическое не менее важно.

Не делайте развитие интеллекта самоцелью. Не превращайте жизнь малыша в рутину развивающих занятий. Не лишайте его детства.

Возрастные изменения

Приблизительно с 6-илетнего возраста, преобладающим становится когнитивное развитие дошкольников. Представление об окружающем мире ребенок получает теперь на основе эгоцентрического и магического мышления. Логическое же восприятие переходит на второй план. Следовательно, должен измениться и материал, по которому с детьми необходимо продолжать обучение и развитие.

Отличный способ продолжать обучение и развитие – различные настольные игры, такие, что заставляют думать, напрягать память, запоминать, сопоставлять и немного анализировать. Вы можете начинать с обыкновенных крестиков-ноликов, и не сомневаться, что полученный в этих играх интеллектуальный материал поспособствует развитию интеллекта. Кто знает, может ваш малыш станет выдающимся мастером такой сложной и увлекательной логической игры, как шахматы.

Вывод

Умственное воспитание, наряду с интеллектуальным развитием, совершенствованием логики и т.п., позволят воспитать гармоничную личность. И не забывайте о важности достижения полноценного физического уровня подготовленности дошкольника.

Игры и упражнения для развития интеллекта

Начинайте развивать младенца с 6-ти месяцев. Предлагайте игрушки из разнотекстурных материалов, деревянные кубики.

Тренируйте моторику. Позвольте крохе запустить пальчики в мисочку с песком, крупой, фасолью, водой. Согласно системе развития интеллекта ребенка Монтессори, разные тактильные ощущения идут на пользу развития мозга.

Разговаривайте с малышом. Показывайте и называйте предметы вокруг него. Чем больше вы будете говорить с ним, тем быстрее он начнет говорить сам.

Ближе к 8-ми месяцам предложите сортер, классическую пирамидку. Идеально, если в год кроха будет ее собирать.

Читайте сказки, слушайте хорошую музыку (классику, детские песенки, потешки), рисуйте пальчиковыми красками, раскрашивайте водные раскраски, лепите из пластилина и теста. Это новый опыт, расширение кругозора, работа с разными текстурами запускает речь.

С 1-го года до 3-х лет необходимы развивающие игры. Их великое множество. Вот примеры игр must have:

  • пазлы: сначала на 2, 3, 4 части, с возрастом количество фрагментов увеличивайте до 100;
  • рамки-вкладыши: выбирайте с учетом интересов малыша (машинки, животные);
  • мозаика: выбирайте простую, с пятиугольными гвоздиками — их проще всего захватить пальчиками;
  • сортеры: геометрические фигуры.

Время активно взяться за формирование речевых навыков. Помогут пособия. Например, «Альбом по развитию речи» С. Батяевой. Шикарное издание, его очень любят дети.

Отличные результаты дает изучение виммельбухов: они расширяют кругозор, пополняют пассивный словарь, тренируют внимание, память, усидчивость, логическое мышление.

В 1,5 — 2 года подключайте, дощечки Сегена, квадраты Никитина (там 3 уровня), лото, домино, лабиринты, цилиндры Монтессори.

В 3 года предложите шарик орбо, тетрис, геометрические пирамидки — полезные и интересные игрушки. После 3-х лет предлагайте головоломки: катамино, танграм, а позднее — легкие задачи, загадки, обсуждение по картинке. Малыш учится рассуждать, делать выводы.

Разговаривайте с ребенком с первых дней жизни. Особенно актуально развитие речи в возрасте 4 — 6 лет. Совершенствуйте ее, ставьте звукопроизношение.

Развивайте любознательность, формируйте у чада самоуважение, адекватную оценку своих сил, достоинств и недостатков, принятие себя — развивайте эмоциональный интеллект. Помните: самооценку вы успели сформировать намного раньше. Поэтому растите дитя в любви, уважении и принятии с рождения. Говорите слова любви, какой он красивый и умный.

Когда начинают развивать интеллект

Обучением следует заниматься с первых же дней появления младенца на свет. Некоторые матери начинают этот процесс еще тогда, когда кроха находится в утробе. В этот период можно делать первые шаги в формировании интеллектуальной сферы. В наше время разработано множество методик, которые помогают закладывать начальный фундамент интеллекта. На развития будущего малыша воздействуют:

  • цветотерапией;
  • прослушиванием музыки;
  • общением с будущим малышом
  • тактильным воздействием;
  • физической активностью будущей мамы;
  • духовным обогащением женщины в период вынашивания ребенка.

После рождения малыша обучение нужно продолжать. И все же, интенсивное интеллектуальное развитие у ребенка приходится на период с двух до восьми лет. В этом возрасте мыслительная и эмоциональная сфера находятся в стадии становления.

С малышом необходимо заниматься: играть в логические игры, читать ему книги, расширять кругозор и словарный запас. Не стоит забывать, что когнитивное развитие в детском возрасте происходит через игру.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Предлагайте игры с 4-х — 5-ти лет.

Сложи узор. Материал: счетные палочки, мозаика. Это недорогая альтернатива кубикам Никитина. Задание: сложить узор по примеру.

Выйди из лабиринта. Используйте альбомы с нарисованными лабиринтами разной сложности. Просите малыша находить из них выход.

Чего не хватает? Материал: изображения предметов с недостающими деталями (кот без хвоста, машина без колеса). Задание: указать и назвать, чего не хватает.

Повтори мелодию. Простучите костяшками пальцев по столу короткую простую мелодию, попросите повторить ее.

Съедобное — несъедобное. Вы бросаете крохе мяч и одновременно называете слово. Он ловит мяч и говорит, съедобное это или нет.

Ухо или нос? Делайте упражнение вместе. Говорите «ухо» — оба дотрагиваются до уха, «но» — до носа. Потом специально «ошибитесь». Отлично, если малыш не повторит за вами, сделает правильно.

Запомни рисунок. Материал: сюжетная картинка. Достаточно сложная, детализированная. Малыш рассматривает рисунок. Вы его убираете и просите рассказать, что на нем изображено, вспомнить максимум деталей. Другой вариант: вы задаете вопросы по сюжету — малыш отвечает.

Добавь прилагательное. Называете простую фразу. Просите малыша повторить ее, добавить прилагательные. Пример: это елка — это зеленая елка — это зеленая новогодняя елка — это зеленая новогодняя елка с красивыми шариками.

Что изменилось? Материал: игрушки (4 — 5 штук). Задание: просите чадо отвернуться и меняете местами, добавляете или убираете одну игрушку. Просите малыша повернуться и сказать, что поменялось.

Мы предложили базовые упражнения по развитию интеллекта детей. По аналогии вы можете придумать вариации и разнообразить занятия с маленьким учеником.

«Развитие умственных способностей ребенка путем овладения логическими формами мышления».

Тема: «Развитие умственных способностей ребенка путем овладения логическими формами мышления».

Цель: Способствовать овладению взрослыми практическими умениями проведения игр, способствующих развитию умственных способностей ребенка.

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой.

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.

В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.

Многие люди полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, читать, складывать и вычитать. Однако при обучении по учебникам современных развивающих систем эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках.

Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению»проблем с учёбой».

А ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в школе, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы. Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера.

Закономерен ли такой подход к отбору детей для обучения? Да, закономерен, поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на

первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Часто родители вспоминают о развитии логики ребенка тогда, когда «малыш» уже перешел в 8-9 класс и столкнулся со стереометрическими задачами. До этого печального этапа многие не задумываются над этой проблемой. Что развивать, когда читать, считать и писать умеет, а большего вроде бы и не нужно?

Еще как нужно!

Развитие логики начинается с того момента, как ребенок стал задавать свои первые вопросы, с помощью которых он познает этот огромный мир. Если в этот момент отмахнуться от ребенка, от его порою надоедливых вопросов, то в жизни ему придется очень трудно. А первые трудности возникнут уже в начальной школе.

Как же научить ребенка логически мыслить, как научить ребенка учиться?

Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.

Логические приемы умственных действий

— сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация — в литературе также называют логическими приемами мышления.

При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Сериация

— построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.

Сериации можно организовать по размеру, по длине, по высоте, по ширине, если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т. д.), и просто по величине (с указанием того, что считать величиной), если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту). Сериации могут быть организованы по цвету, например по степени интенсивности окраски (расставить баночки с окрашенной водой по степени интенсивности цвета раствора).

Анализ

— выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку. Например, задан признак: «Найти все кислые». Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку «кислые».

Синтез

— соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез — через анализ).

Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаки), а также на соединение их в единое целое можно предлагать с первых же шагов математического развития ребенка. Приведем, например, несколько таких заданий для детей двух — четырех лет.

1. Задание на выбор предмета из группы по любому признаку: «Возьми красный мячик»; «Возьми красный, но не мячик»; «Возьми мячик, но не красный».

2. Задание на выбор нескольких предметов по указанному признаку: «Выбери все мячики»; «Выбери круглые, но не мячики».

3. Задание на выбор одного или нескольких предметов по нескольким указанным признакам: «Выбери маленький синий мячик»; «Выбери большой красный мячик». Задание последнего вида предполагает соединение двух признаков предмета в единое целое.

Аналитико-синтетическая мыслительная деятельность позволяет Ребенку рассматривать один и тот же объект с различных точек зрения: как большой или маленький, красный или желтый, круглый или квадратный и т. д.

Однако речь не идет о введении большого количества объектов, как раз наоборот, способом организации всестороннего рассмотрения является прием постановки различных заданий к одному и тому же объекту.

В качестве примера приведу несколько упражнений для детей пяти-шести лет, развивающих способности ребенка к анализу и синтезу

Упражнение 1

Материал: набор фигур — пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые:

большой и маленький), маленький красный квадрат.

Задание: «Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Объясни Почему? (Все остальные — круги.)».

Упражнение 2

Материал: тот же, что к упражнению 1, но без квадрата.

Задание: «Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил.

(По цвету, по размеру.)».

Упражнение 3

Материал: тот же и карточки с цифрами 2 и 3.

Задание: «Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.)

Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга.)».

Упражнение 4

Материал: тот же и дидактический набор (набор пластиковых фигурок: цветные

квадраты, круги и треугольники).

Задание: «Вспомни, какого цвета был квадрат, который мы убрали? (Красного.)

Открой коробочку «Дидактический набор». Найди красный квадрат. Какого цвета

еще есть квадраты? Возьми столько квадратов, сколько кругов (см. упражнения 2,

3). Сколько квадратов? (Пять.) Можно сложить из них один большой квадрат?

(Нет.) Добавь столько квадратов, сколько нужно. Сколько ты добавил квадратов?

(Четыре.) Сколько их теперь? (Девять.)».

Традиционной формой заданий на развитие визуального анализа являются задания на выбор «лишней» фигуры (предмета). Приведу несколько

заданий для детей пяти-шести лет.

Упражнение 5

Материал: рисунок фигурок-рожиц.

Задание: «Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? (Четвертая.) Чем она

отличается?»

Упражнение 6

Материал: рисунок фигурок-человечков.

Задание: «Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. (Пятая фигурка.) Почему она

лишняя?»

Более сложной формой такого задания является задание на выделение фигуры из

композиции, образованной наложением одних форм на другие. Такие задания

можно предлагать детям пяти — семи лет.

Упражнение 7

Материал: рисунок двух маленьких треугольников, образующих один большой.

Задание: «На этом рисунке спрятано три треугольника. Найди и покажи их».

Примечание. Нужно помочь ребенку правильно показать треугольники (обвести

маленькой указкой или пальцем).

Упражнение 8

Материал: 4 одинаковых треугольника.

Задание: «Возьми два треугольника и сложи из них один. Теперь возьми два

других треугольника и сложи из них еще один треугольник, но другой формы. Чем

они отличаются? (Один высокий, другой — низкий; один узкий, другой — широкий.)

Можно ли сложить из этих двух треугольников прямоугольник? (Да.) Квадрат?

(Нет.)».

Сравнение

— логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы

предметов).

Выполнение сравнения требует умения выделять одни признаки объекта (или группы объектов) и абстрагироваться от других. Для выделения различных

признаков объекта можно использовать игру «Найди это по указанным признакам»:

«Что (из этих предметов) большое желтое? (Мяч и медведь.) Что большое желтое

круглое? (Мяч.)» и т. д.

Ребенок должен использовать роль ведущего так же часто, как и отвечающего, это подготовит его к следующему этапу — умению отвечать на вопрос: «Что ты можешь рассказать о нем? (Арбуз большой, круглый, зеленый. Солнце круглое, желтое, горячее.)». Или: «Кто больше расскажет об этом? (Лента длинная, синяя, блестящая, шелковая.)». Или: «Что это: белое, холодное, рассыпчатое?» и т. д.

Рекомендуется сначала учить ребенка сравнивать два объекта, затем группы

объектов. Маленькому ребенку легче сначала найти признаки различия объектов,

затем — признаки их сходства.

Типы заданий на сравнение

:

1. Задания на разделение группы объектов по какому-то признаку (большие и

маленькие, красные и синие и т. п.).

2. Все игры вида «Найди такой же». Для ребенка двух — четырех лет набор признаков, по которым ищется сходство, должен быть четко обозначен. Для более старших детей предлагаются упражнения, в которых количество и характер признаков сходства может широко варьироваться.

Приведу примеры заданий для детей пяти-шести лет, в которых от ребенка

требуется сравнение одних и тех же предметов по различным признакам.

Упражнение 9

Материал: изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное. У

ребенка набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький

зеленый, круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.

Задание: «Найди среди своих фигур похожую на яблоко». Взрослый по очереди

предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую

фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. «Какую фигурку можно

назвать похожей на оба яблока? (Круги. Они похожи на яблоки формой.)».

Упражнение 10

Материал: тот же и набор карточек с цифрами от 1 до 9.

Задание: «Отложи направо все желтые фигуры. Какое число подходит к этой группе? Почему 2? (Две фигуры.) Какую другую группу можно подобрать к этому числу? (Треугольник синий и красный — их два; две красные фигуры, два круга; два квадрата — разбираются все варианты.)». «Возьми все синие фигуры. Сколько их? (Одна.) Сколько здесь всего цветов? (Четыре.) Фигур? (Шесть.)».

Умение выделять признаки объекта и, ориентируясь на них, сравнивать

предметы является универсальным, применимым к любому классу объектов.

Однажды сформированное и хорошо развитое, это умение затем будет

переноситься ребенком на любые ситуации, требующие его применения.

Классификация

— разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания (этот вариант чаще используется с детьми шести-семи лет, так как требует определенного уровня сформированности операций анализа, сравнения и обобщения).

Следует учитывать, что при классификационном разделении множества полученные подмножества не должны попарно пересекаться и объединение всех подмножеств должно составлять данное множество. Иными словами, каждый объект должен входить только в одно множество и при правильно определенном основании для классификации ни один предмет не останется вне определенных данным основанием групп.

Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:

— по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);

— по размеру (в одну группу большие мячи, в другую — маленькие, в одну коробку

длинные карандаши, в другую — короткие и т. д.);

— по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту — зеленые);

— по форме (в эту коробку квадраты, а в эту — кружки; в эту коробку — кубики, в

эту — кирпичики и т. д.);

— по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя

есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает

летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.

Все перечисленные выше примеры — это классификации по заданному основанию: взрослый сообщает его ребенку, а ребенок выполняет разделение. В другом случае классификация выполняется по основанию, определенному ребенком самостоятельно. Здесь взрослый задает количество групп, на которые следует разделить множество предметов (объектов), а ребенок самостоятельно ищет соответствующее основание. При этом такое основание может быть определено не единственным образом.

Например, задания для детей пяти — семи лет

.

Упражнение 11

Материал: несколько кругов одинакового размера, но разного цвета (два цвета).

Задание: «Раздели круги на две группы. По какому признаку это можно сделать?

(По цвету.)».

Упражнение 12

Материал: к предыдущему набору добавляются несколько квадратов тех же цветов (два цвета). Фигуры перемешиваются.

Задание: «Попробуй снова разделить фигуры на две группы». Возможны два варианта разделения: по форме и по цвету. Взрослый помогает ребенку уточнить формулировки. Ребенок говорит обычно: «Эти — круги, эти — квадраты». Взрослый обобщает: «Значит, разделили по форме».

В упражнении 11 классификация была однозначно задана соответствующим

набором фигур только по одному признаку, а в упражнении 12 — дополнение набора

фигур намеренно было произведено таким образом, чтобы стала возможной

классификация по двум разным основаниям.

Обобщение

— это оформление в словесной (вербальной) форме результатов

процесса сравнения.

Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например классификации: эти все — большие, эти все — маленькие; эти все — красные, эти все — синие; эти все — летают, эти все — бегают и др.

Все приведенные выше примеры сравнений и классификаций завершались обобщениями. Для дошкольников возможны эмпирические виды обобщения, то есть обобщения результатов своей деятельности

. Для подведения детей к такогорода обобщениям взрослый соответствующим образом организует работу надзаданием: подбирает объекты деятельности, задает вопросы в специально разработанной последовательности, чтобы подвести ребенка к нужному обобщению. При формулировке обобщения следует помогать ребенку правильно его построить, употребить нужные термины и словесные обороты.

Приведу примеры заданий на обобщение для детей пяти — семи лет

.

Упражнение 14

Материал: набор из шести фигур разной формы.

Задание: «Одна из этих фигур лишняя. Найди ее. (Фигура 4.)». Детям этого возраста незнакомо понятие выпуклости, но они обычно всегда указывают на эту фигуру. Объяснять они могут так: «У нее угол ушел внутрь». Такое объяснение вполне подходит. «Чем похожи все остальные фигуры? (У них 4 угла, это четырехугольники.)».

Если у ребенка возникает интерес к фигуре 4, взрослый может отметить, что это тоже четырехугольник, но необычной формы. Формирование у детей способности самостоятельно делать обобщения является крайне важным с общеразвивающей точки зрения.

Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Легко убедиться, что при выполнении всех приведенных выше примеров заданий и систем заданий ребенок упражняется в этих умениях, поскольку в их основе также лежат умственные действия: анализ, синтез, обобщение и др.

Таким образом, ещё до школы можно оказать значимое влияние на развитие умственных способностей дошкольника. Даже если ваш ребенок не станет непременным победителем школьных олимпиад, проблем с учебой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]