Проект «Богатыри Земли Русской»
- 7 сентября 2020
Конкурс «Детский проект — 2013»
Номинация «Первые открытия»
Увидев однажды репродукцию картины «Богатыри» В.М. Васнецова, я захотел больше узнать о защитниках Земли Русской, ее верных стражах. Я стал просить взрослых почитать мне сказки и былины, повествующие о быте наших предков. Так произошло мое полное погружение в атмосферу русской народной былины и ее обитателей. И мне очень хотелось бы поделиться с Вами полученными знаниями.
Цель нашего исследования: познакомиться с русскими богатырями посредством былин.
Задачи:
1) развить представления о былинных героях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче;
2) познакомиться с оружием богатырей;
3) почувствовать свою причастность к истории русского народа.
Объект: богатыри.
Предмет: роль былин как источник знаний о русских богатырях.
Гипотеза: если создать атмосферу заинтересованности в былинном эпосе, если вызвать положительное эмоциональное отношение к нему, то мы сможем пробудить чувство сопричастности к истории своего народа.
Наше знакомство с устным народным творчеством началось с чтения таких былин, как «Илья Муромец и соловей разбойник», «Финист – Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Алеша Попович и Тугарин Змей». После чтения следовала беседа по содержанию былины.
К примеру, после прочтения такого произведения как «Илья Муромец», мы многое узнали о жизни этого богатыря. Илья Муромец был крестьянским сыном. Родился он в селе Карачарово, что под Муромом. До 33-х лет он не мог ходить, так как был разбит параличом, но впоследствии получил чудесное исцеление от старцев.
Чтобы приблизиться к быту русского народа, мы также разучивали стихотворения, пословицы и поговорки о труде, дружбе и смелости. Приятные впечатления оставили просмотренные нами мультфильмы о богатырях Земли Русской.
Подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Так, на занятиях по изобразительной деятельности мы познакомились с картиной В.М. Васнецова «Богатыри».
Полученные знания мы применяли в своих рисунках по следующим темам: «Портрет богатыря», «Оружие богатыря» и т.д.
Праздник ко Дню защитника Отечества также был посвящен богатырской тематике. Мальчики с удовольствием показали разученный ранее с хореографом танец богатырей под песню «Богатырская наша сила» А.Н. Пахмутовой. На утреннике было много игр и забав, где дети проявили себя как ловкие и смелые защитники.
Подведением итога выбранной нами темы можно считать открытое занятие «Богатыри Земли Русской». Дети много читали стихов о русском богатыре, делились своими знаниями о ратных подвигах Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. После мы все отправились в путешествие, где нас ждали препятствия от Змея Горыныча. Но мы без труда их преодолели. Последним этапом на пути к «заветным» богатырям была игра «Старинное и современное оружие». Здесь мы тоже проявили себя как эрудированные ребята, знающие оружейные потребности русских воинов.
После победы над Змеем Горынычем, мы встретили мальчика-гусляра, который поведал нам о подвигах богатырей русских. Далее мы познакомились с тремя богатырями. Илья Муромец рассказал про Соловья-разбойника, от свиста которого «все цветочки осыпалися». Но Илья победил злую птицу. Добрыня Никитич поведал нам о своей победе над Змеем Горынычем, а Алеша Попович – над Тугариным Змеем. Богатыри были хорошо вооружены и всегда готовы придти на помощь нуждающимся. После всех повествований они поклонились нам и ушли.
Вывод. В ходе работы над проектом «Богатыри Земли Русской» мы познакомились со многими произведениями литературы и живописи, выучили большое количество стихов и поговорок, прониклись интересом к былинному творчеству, а главное, почувствовали свою причастность к истории русского народа. Для многих ребят, русский богатырь, отныне, пример для подражания в своей жизни.
Приложение 1. Видео презентация
Приложение 2. Проект.
Автор: Виданов Никита, 6 лет, воспитанник МБДОУ №8 «Аистенок», г. Мичуринск Тамбовской области. Руководитель: Протасова Анна Валериевна, воспитатель МБДОУ №8 «Аистенок», г. Мичуринск Тамбовской области.
Мультипликационные фильмы
Мультфильм — модель окружающего мира, поэтому дети склонны подражать тому, что он видят на экране. Мы живем в веке новых технологий, соответственно, мультфильмы стали совсем другие. Какие же они — современные мультфильмы? Что они несут в нашу жизнь, чему они нас учат?
Можно и стоит ли смотреть все мультики без ограничения? Почему родители одни мультики разрешают смотреть, и сами смотрят с удовольствием, а другие нет, даже если в них такие яркие, красочные и веселые герои. Все дети, в прямом смысле находятся в плену у мультипликации. Многие дети и подростки отказываются от игр, прогулок на свежем воздухе и общения с друзьями, предпочитая часами сидеть перед телевизором.
Что же привлекает педагогов и родителей в советском мультфильме? Мультфильмы – настоящая находка: как мы знаем, в большинстве своем они учат ребенка доброте, искренности, преданности, умению ценить дружбу и другим важным для гармоничного развития личности качествам. Высокая ценность «правильного» поступка, идеализация честности, духовности, нравственности – всех тех качеств, которые каждый из нас хочет привить своим детям.
Как русский фольклор стал брендом, сколько времени уходит на каждую серию и чьими голосами говорят герои…
В современном российском кино почти не снимают фильмов для детей, зато отечественная анимация пережила второе рождение! Наши мультфильмы обгоняют по сборам некоторые проекты Walt Disney и DreamWorks, а среди самых знаменитых мультгероев — русские богатыри Алёша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец, которые уже 17 лет радуют зрителей всех возрастов своими приключениями.
«Три богатыря. Ход конём», студия «Мельница», 2015, реж. К. Феоктистов
Появились богатыри на петербургской студии «Мельница», основанной в 1999 году продюсером Сергеем Сельяновым, руководителем студии звукозаписи Александром Боярским и молодым аниматором Константином Бронзитом. Свое название она получила от «прописки» на Мельничной улице — помещение арендовали у киностудии «Леннаучфильм», где работали Бронзит и Боярский. Днём они занимались учебными проектами для школьников, а ночами делали мультфильмы.
«Алёша Попович и Тугарин Змей», студия «Мельница», 2004, реж. К. Бронзинт
Первыми вышли четырехсерийный мультфильм «Приключения в Изумрудном городе» и полнометражка «Карлик Нос», а потом на студию пришло письмо из Днепропетровска, которое изменило всё! Студент юридического факультета Максим Свешников прислал отрывок сценария про приключения былинного богатыря Алёши Поповича, рассказанные современным языком. Нестандартный взгляд на русский фольклор всем очень понравился — это была новая тема в отечественной мультипликации, и Свешникова пригласили в Санкт-Петербург.
«Добрыня Никитич и Змей Горыныч», студия «Мельница», 2006, реж. И. Максимов
«Алеша Попович и Тугарин Змей» вышел в прокат в 2004 году и… провалился. Авторы сразу выпустили мультфильм на видеокассетах, продали права на показ сразу нескольким телеканалам и, пусть не сразу, но отбили бюджет. Через два года они сняли вторую часть, но «Добрыню Никитича и Змея Горыныча» тоже ждал провал в кинопрокате. «Ну… ещё про Илью Муромца и всё!» — решили на студии, и в 2007 году в прокат вышел «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». И случилось чудо — при затратах в $ 2 млн мультфильм собрал $ 9 млн!
«Илья Муромец и Соловей-Разбойник», студия «Мельница», 2007, реж. В. Торопчин
Создатели поняли, что богатыри небезнадёжны, и сразу запустили работу над следующей частью — теперь навстречу приключениям отправились все трое богатырей и конь Юлий из истории про Алёшу Поповича. Этот комичный, остроумный и слегка нелепый персонаж был создан по образу аналогичных героев американских мультфильмов, а больше всего черт он позаимствовал у Осла из «Шрека». Мультфильм «Три богатыря и Шамаханская царица» вышел в 2010 году, и с тех пор раз в два-три года появляется новая серия богатырских приключений. Богатыри превратились в бренд — их изображение появляется на футболках, кружках и тетрадках, по мотивам мультфильмов была сдела копмьютерная игра, а Банк России выпустил памятные монеты с изображением Алёши, Добрыни и Ильи. Набравшую популярность фольклорную тему «Мельница» продолжила в приключениях «Ивана Царевича и Серого Волка».
«Конь Юлий и большие скачки», студия «Мельница», 2021, реж. Д. Шмидт, К. Феоктистов
На производство одного мультфильма уходит чуть больше года. Создание начинается с черновой записи всех диалогов — это нужно для того, чтобы аниматоры правильно прорисовали мимику говорящего героя. Затем рисуются фоны и делается схематичная раскадровка будущего мультфильма, которую режиссёр отдаёт художникам. Художники проделывают огромную работу по прорисовке всего фильма, причём, с учётом множества деталей: как должны падать тени, как развеваются на ветру волосы и ткань, с высоты какого роста герои смотрят друг на друга. Для того, чтобы точно передать движения героев и предметов, они часами просматривают видеозаписи с разных ракурсов, а иногда и сами проигрывают сцены перед камерой. Дальше за дело берутся прорисовщики, которые украшают изображение мелкими деталями — узоры, ресницы, блики, морщинки, шерстинки, снежинки… Потом изображение раскрашивается, совмещается с фонами и дальше над почти готовым мультфильмом начинают работать шумовики и актёры.
«Три богатыря и принцесса Египта», студия «Мельница», 2021, реж. К. Феоктистов
В советских мультфильмах герои часто говорили голосами знаменитых актёров — сложно представить Матроскина без Олега Табакова, Карлсона без Василия Ливанова, а Винни-Пуха без Евгения Леонова. В «богатырях» тоже звучат голоса известных актёров и одной популярной певицы:
Князь Киевский — Сергей Маковецкий
Актёр уже стал своеобразным символом «богатырского» цикла — он сотрудничает с «Мельницей» с самого первого мультфильма, а его герой появляется во всех частях. Маковецкий относится к нему с огромной симпатией, хотя он вообще-то не особо положительный персонаж. Князь трусливый, алчный и хитрый, но актёр постарался сделать его таким душевным, что на него даже злиться не получается. Вот богатыри и не злятся, раз за разом спасая своего несносного правителя из передряг. По иронии судьбы Сергей Маковецкий родился в Киеве…
«Алёша Попович и Тугарин Змей»
Святогор — Иван Краско
Голосом актёра Ивана Краско в дебютном фильме говорил бывший великий богатырь, а теперь старый отшельник Святогор. С актёром создатели богатырей уже были знакомы — незадолго до этого он озвучивал короля в их анимационном проекте «Карлик Нос».
«Добрыня Никитич и Змей Горыныч»
Елисей — Юрий Тарасов
Княжеский гонец Елисей стал для молодого актёра Юрия Тарасова первым опытом работы над озвучиванием мультфильмов. Через год он подарил голос слуге Василевса в серии «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», а через десять лет Елисей вернулся в богатырскую сагу и в фильме «Три богатыря и наследница престола» снова заговорил голосом Тарасова.
«Илья Муромец и Соловей-Разбойник»
Василевс, император Византийский — Олег Табаков
Знаменитый актёр принял участие только в одном мультфильме из франшизы — озвучил императора Василевса в серии про Илью Муромца. Этот герой появлялся и в других частях, но говорил уже голосом одного из основателей «Мельницы» Александра Боярского. Сына Василевса озвучивал режиссёр Константин Бронзит, ему же принадлежит голос Тугарина Змея и нескольких эпизодических персонажей.
Боярин Антипка — Юрий Кузнецов
Для известного актёра Юрия Кузнецова это был первый и единственный опыт озвучивания. Боярин появляется и в других частях франшизы, но говорит голосами Игоря Шибанова или Анатолия Петрова.
«Три богатыря на дальних берегах»
Колыван — Фёдор Бондарчук
Первый раз алчный купец Колыван появился в серии «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» — его озвучивал актёр Андрей Толубеев, голосом которого говорил ещё и Соловей-разбойник из фильма про Илью Муромца. В 2008 году актёра не стало, и при следующем появлении Колывана его озвучил Фёдор Бондарчук.
Баба-Яга — Елизавета Боярская
Актриса вспоминала, что ей позвонил продюсер Сергей Сельянов и сказал, что хочет предложить роль, о которой мечтает каждая актриса… Елизавета Боярская с радостью согласилась на Бабу-ягу и сразу начала думать, какой грим можно сделать, какой костюм лучше подойдёт, а потом оказалось, что это будет мультфильм. Впрочем, она не расстроилась и с удовольствием озвучила героиню.
«Три богатыря. Ход конём»
Пират Потаня — Гоша Куценко
Гоша Куценко был поклонником богатырских историй, поэтому с радостью согласился озвучить героя из шестой части. О своём пирате он говорил: «Мне он понравился, маловато, правда, его было. Но, может, он ещё в седьмой части появится. Этот хитрый малый, думаю, что он всех ещё перехитрит…» Пока что Потаня так и не появился.
Цыганка Луладжа — Наргиз Закирова
Певица, о которой вся страна узнала после шоу «Голос», озвучила цыганку-танцовщицу. Для неё это был первый опыт подобной работы, и Закирова вспоминала, что сначала было непривычно, но потом она поняла, что такая же кочевница, как эта Луладжа, и настроилась на героиню.
Дуб — Дмитрий Нагиев
Дуб-шулер, предлагающий путникам сыграть с ним в любую азартную игру на выбор, первый раз появился ещё в мультфильме про Алёшу Поповича — тогда он говорил голосом Анатолия Петрова. В шестой части Дуба озвучил Дмитрий Нагиев.
«Три богатыря и Морской Царь»
Морской царь Эдуард — Сергей Русскин
Влюбившегося в жену Добрыни Никитича царя Эдуарда озвучил Сергей Русскин — Сергей Олегович из «Особенностей национальной охоты». К этому моменту он уже несколько лет сотрудничал с «Мельницей» и подарил голос Кощею Бессмертному из мультфильма «Иван Царевич и Серый Волк» и кардиналу из «Крепости: Щитом и мечом».
«Конь Юлий и большие скачки»
Султан Рашид — Сергей Бурунов
Сергей Бурунов не просто популярный киноактёр, но и очень популярный актёр дубляжа. Его голосом говорили герои зарубежных мультиков и компьютерных игр, Леонардо Ди Каприо, Джонни Депп, Мэттью Макконахи, Джим Кэрри и… султан Рашид из серии «Конь Юлий и большие скачки».
«Конь Юлий и большие скачки», студия «Мельница», 2021, реж. Д. Шмидт, К. Феоктистов
На данный момент в «богатырском» цикле уже 11 мультфильмов, и это самая коммерчески успешная франшиза российской анимации. Самыми кассовыми стали «Три богатыря на дальних берегах» и «Три богатыря. Ход конём» — при затратах около $ 4 млн они собрали $ 31 млн и $ 19 млн соответственно. История продолжается, и в конце этого года зрителей ждёт новая встреча с любимыми богатырями, конем Юлием, Князем Киевским и другими героями.
СЕСТРЫ И СЮЖЕТНЫЕ ЗАГАДКИ
Настасья Микулишна и Василиса Микулишна — сестры-поленицы, два ярких женских образа русских былин. Однако (так же как и в случае с мужскими персонажами) несмотря на родственные связи, каждая из дев обладает собственными чертами. Более того, именно на примере этой пары мы можем увидеть двух совершенно противоположных героинь — возможно, благодаря тому, что качества сестер контрастны. Если Василиса славится, скорее, женской хитростью и смекалкой, то Настасья более приближена к классическому образу богатыря. Она обладает невероятной мощью, не уступая былинным добрым молодцам, и некими колдовскими чарами. Не исключено, что именно они являются источником ее необоримой силы.
Из-за того что былинных сюжетов о Настасье Микулишне не так много, нам остается только догадываться, какая роль отводились богатырше в русском эпосе. Не исключено, что благодаря своему происхождению от Матери Сырой Земли поленица была ее земным воплощением. Именно потому Настасья необорима, даже самый могучий богатырь в ее руках становится не сильнее малого дитяти.
Удивителен тот факт, что былины, посвященные Настасье Микулишне, описывают не подвиги или ратные свершения богатырши, а явно, подчеркивая силу и мощь героини, отводят ей лишь роль жены Добрыни Никитича. Возможно, иные сказания просто не дошли до наших дней. Известна былина о том, как сестра Настасьи Василиса перехитрила князя киевского. Вывод мог быть и таким: как бы ни была женщина сильна, все же ее место — подле мужа, а не на ратном поле.
Казалось бы, чего стоило Настасье, одолевшей даже Добрыню, самой вступиться за свою честь, когда деву стали склонять к браку с Алёшей Поповичем? Тем не менее по сюжету поленице отведена роль покорной скромницы до момента появления ее освободителя. Может быть, так в русских сказаниях отражался переход от матриархата к патриархату — смена традиций, закрепленная былинами, которые передавались из уст в уста, от поколения к поколению.
ВОИТЕЛЬНИЦА
Образ женщины-богатыря необычен для русских былин. С одной стороны, жизнь в Древней Руси неизбежно требовала от прекрасного пола и силы, и смекалки. С другой — общество было, скорее, патриархальным. Поэтому богатырские сечи да молодецкие подвиги считались больше уделом мужчин, чем женщин. Однако не то в наследство от некогда существовавших матриархальных общин, не то в знак уважения к русским Марьям да Василисам в славянском эпосе можно найти несколько ярких героинь, которые ездят по миру добывать себе силу ратную.
Причем обладают они такой богатырской мощью, что и великим воинам не всегда удается с ними сладить. Один из самых ярких примеров — Настасья Микулишна.
Что такое «былины»?
Изучая понятие «былины», в интернете я нашел, что былины представляют собой русские народные песни, которые повествуют про героические подвиги мужественных богатырей. Часто в них описываются героические события и подвиги, участие в которых принимал народ. Слово «былина» обозначает «старина», то есть то, что происходило далеко в прошлом. Былина как литературный жанр не подвергается достоверной точности.
Былины рассказывают о непобедимых русских богатырях – и в этом тоже правда. Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу отечества, поднимали в тяжелые годы испытаний дух народа, воспитывали в отроках — юношах любовь к родной земле и ненависть к врагам. Пример непобедимых богатырей, вселяет в людей мужество, укрепляет чувство долга, чести. Нет ни одной былины, где богатырь – воин, не победил врага.
На Руси существовало большое количество богатырей. Одни были более известными, другие менее известными. Об одних снимали фильмы и серии мультфильмов, о других я читал только в книгах, да и то совсем небольшие сюжеты. Я решил исследовать жизнь трех богатырей. Двух малоизвестных, таких как Микула Селянинович и Чурило Пленкович. И одного могущественного богатыря, о котором слагали легенды – Илья Муромце.
Их разделяли века — Микула Селянинович жил в 9 веке, Илья Муромец— в 12-м веке, а Чурило Пленкович – в 15 веке. Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются.