Кружковая работа. Дополнительное образование в старшей группе


Кружковая работа в старшей группе детского сада: цели и принципы организации

Кружковая работа в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) – форма дополнительного образования, главной целью которой является развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка. Развивающий кружок — это объединение детей по желанию и интересам для получения более глубоких, расширенных знаний в одной из образовательной областей. Существуют также коррекционные кружки, которые призваны облегчить восприятие программного материала детьми с особенностями развития, ограниченными возможностями здоровья (логопедические, для детей с нарушением осанки, зрения, слуха и т. д.). Организация кружков в детском саду соответствует всем принципам дошкольного образования, закреплённым в Федеральном государственном стандарте (ФГОС):

  • поддержки разнообразия детства;
  • сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
  • создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
  • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
  • учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Кроме того, организуя кружок, необходимо учитывать:

  • Интересы детей. Подбор ребят в кружок проводится на основе мониторинга педагогом увлечений, хобби воспитанников. В старшей группе это особенно важно, поскольку дети в этом возрасте — достаточно самостоятельные, в основном сформировавшиеся личности. Они уже имеют стойкие предпочтения, требуют уважения к себе, негативно реагируют на нарушение личного пространства. В то же время воспитатель, который проявит заинтересованность их жизнью и сумеет выразить своё понимание детских проблем и увлечений, становится авторитетом для старших дошкольников.
  • Пожелания родителей. Чтобы осуществить это требование, проводят опросы и анкетирование родителей воспитанников, анализ которых позволяет скорректировать направление дополнительной образовательной работы в ДОУ. Очень важна в этом плане работа педагога с родителями. Некоторые мамы и папы считают, что их ребёнок должен посещать несколько кружков и секций, и записывают малыша сразу и на хореографию, и на английский язык, и на рисование, и на плавание. Положительные результаты такое форсированное развитие вряд ли принесёт, даже если малыш поначалу охотно посещает все кружки. Однако утомление всё равно накапливается и может вылиться в эмоциональный всплеск (плач, крик, резкий отказ от обычной деятельности, выполнения режимных моментов) или даже в агрессию по отношению к младшим братьям и сёстрам, которым на кружки ходить не надо, следовательно, они находятся в более выгодном положении, по мнению ребёнка. Воспитателю необходимо вести разъяснительную работу с такими родителями, делая акцент на том, что физическое и психическое здоровье малыша всегда должно быть на первом плане. Максимальное количество кружков и секций, которое рекомендуют психологи и медики детям старшего возраста: два в неделю, причём разной направленности (рисование и гимнастика, английский и танцы).
  • Вторая крайность, в которую иногда бросаются родители: выбор кружка по собственному желанию вне зависимости от способностей и пожеланий ребёнка. Тут также необходима кропотливая и терпеливая работа педагога: «открыть глаза» на таланты малыша можно, показав рисунки, поделки, а если у дошкольника, к примеру, есть тяга к математике и желание изучать её более углублённо, то обширные знания ребёнка в этой области можно продемонстрировать в диалоге с ним, используя некоторые вопросы математической викторины.

    Чрезмерная загруженность дошкольника кружками приводит к развитию усталости и стресса, снижению настроения и работоспособности

  • Возрастные особенности детей. В старшей группе способности и возможности воспитанников раскрываются в полной мере. Среди дошкольников появляются:
      любознайки, которым интересен мир предметов, цифр и чисел, природы;
  • друзья книги, обожающие сказки, стихи и даже небольшие повести;
  • спортсмены и гимнасты;
  • маленькие мастера, не расстающиеся с конструктором и материалом для поделок:
  • артисты, певцы и танцоры.
  • Практически каждый ребёнок к старшей группе обладает талантом, который должны раскрыть и развивать педагоги. В то же время не следует забывать о том, что ведущим видом деятельности и на шестом году жизни ребёнка является игра. Игровые задания, упражнения и непосредственно игры должны присутствовать на каждом занятии кружка. Важно также учитывать потребность ребёнка во сне, отдыхе, смене деятельности, прогулке.
  • Занятия кружка проводят в часы, предназначенные для самостоятельной деятельности детей в группе, их недопустимо организовывать во время прогулок, дневного сна, непосредственной образовательной деятельности.

  • Материальную базу, создание в ДОУ необходимой развивающей среды. Например, для спортивных секций нужно специальное оборудование в зависимости от выбранного направления работы (степ-аэробика, школа мяча), кружок театрализации немыслим без кукол, костюмов, масок, сопутствующих атрибутов, ширмы. За помощью в оснащении кружка оборудованием педагоги часто обращаются к родителям, которые могут сшить костюмы, изготовить мольберты для рисования и т. д.

    Кружку хореографии, театрализации не обойтись без костюмов и декораций

  • Подбор педагогических кадров. Профильные специалисты, такие, как музыкальный руководитель, инструктор физкультуры сейчас есть в каждом дошкольном учреждении, и они ведут кружки по своему профилю. Воспитатели садовых групп ведут кружки таких видов:
      социально-личностные (краеведческие, патриотические, по правилам ПДД);
  • познавательно-речевого развития (по формированию математических представлений, экологические, обучение чтению по методике Зайцева или Глена Домана);
  • художественно-эстетические (изодеятельности, оригами, народного прикладного творчества, литературный, ручного труда). Их работа ведётся в свободное от занятий время на бесплатной основе.
  • Идя навстречу пожеланиям родителей воспитанников, руководство детского сада организовывает платные кружки (иностранных языков, восточной борьбы), вести которые приглашают специалистов, не работающих в ДОУ.
  • Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

    Перспективный план кружковой деятельности «Наши руки — не знают скуки» для детей 4–5 лет Цель: Способствовать созданию положительного эмоционального настроя у детей; способствовать развитию мелкой моторики кисти руки, воображение, мышления. Задачи: 1. Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и…

    Дополнительное занятие по ментальной арифметике в старшей подготовительной группе


    Ментальная арифметика — это методика гармоничного развития интеллекта, при которой используется азиатская технология вычислений при помощи разновидности счетов — абакус (соробан. Программу занятий ментальной арифметикой составляют механические упражнения пальцами на счетах,…

    Задачи кружковой работы

    Задачи кружков общего развития, в первую очередь, зависят от выбранной педагогом образовательной области и вида деятельности. Цели и задачи кружковой работы указываются в программе кружка: общие — в целевой части, частные — в плане работы к каждому занятию отдельно.

    Таблица: планирование работы кружка «Школа юного книголюба», разработала А. Н. Пименова

    Цель программы
    • Воспитание любви к книге и приобщение детей к чтению.
    Задачи программы
    • знакомить детей с разнообразными жанрами литературных произведений, поэтами, писателями, художниками — иллюстраторами.
    • обогатить лексику образными словами, выражениями, помочь в формировании грамотной речи.
    • способствовать психофизиологическому развитию (фонематический слух, память, внимание, воображение, художественное и литературное творчество).
    • воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.
    Методы работы с книгой
    • Выразительное чтение вслух.
    • Беседа о прочитанном.
    • Рисование и лепка любимого героя.
    • Игры и викторины для повторения и закрепления прочитанного.
    Перспективный план работы кружка (фрагмент)
    МесяцТема занятияЗадачи занятия
    Сентябрь«Экскурсия в детскую библиотеку». Знакомство с читальным залом, библиотекарем, его трудом.Узнать, как живут книги, вызвать интерес к ним.
    Беседа «Её Величество Книга».Вызвать интерес к чтению художественной литературы. Раскрыть роль книги в жизни людей, показать значение книг и чтения для формирования интеллектуальных и творческих способностей детей.
    Беседа «Сказка мудростью богата». Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»Познакомить детей с разнообразием русских народных сказок. Обогащать читательский опыт детей за счёт произведений более сложного жанра (волшебные сказки). Обеспечить умение рассказывать сказку от лица литературного героя.
    Знакомство с творчеством А.С. Пушкина. Чтение стихов об осени.Познакомит детей с биографией и творчеством поэта. Воспитывать чуткость к художественному слову. Вызвать интерес к творчеству поэта, желание слушать его произведения.
    ОктябрьБеседа «Откуда книга пришла»Дать элементарные представления о том, как создаются книги.
    Посещение группового мини-музея книги. Экскурсия «Книги наших бабушек».Дать детям представление о том как выглядели книги в прошлом веке, какие в них были иллюстрации.
    Конкурс «Оживим наши сказки».Учить отмечать особенности сказки, понимать мотивы поступков героев, учить перевоплощаться, развивая интонационную выразительность.
    Знакомство с творчеством Н. Носова. Чтение рассказа «Живая шляпа».Познакомить детей с творчеством писателя Н. Носова. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературному произведению.
    НоябрьПраздник «Посвящение в читатели».Помочь маленьким слушателям стать читателями, прививать интерес, любовь, уважение к книге, как к источнику новой интересной информации.
    «Путешествие по русской ярмарке»Познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества. Вызвать интерес к фольклору.
    Знакомство с творчеством Ю. Васнецова. Продуктивная деятельность: рисование «Любимые герои сказок».Расширять представления о творчестве художника — иллюстратора детских книг.
    «Чудо — дерево» — викторина.Закрепить знания о произведения К.И. Чуковского.
    Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/30/programma-kruzhka-dlya-detey-starshey-gruppy-detskogo-sada-shkola

    Организация кружковой работы в старшей группе ДОУ

    Как и вся деятельность в ДОУ, работа кружка имеет под собой нормативно-правовую базу и требует от педагога-руководителя чёткого ведения документации.

    Документация кружка в старшей группе

    Организация кружковой работы предполагает изучение таких нормативных документов:

    • устав и образовательная программа ДОУ;
    • положение о дополнительной образовательной деятельности дошкольного учреждения.

    Основываясь на потребностях детей и результате усвоения детьми общей образовательной программы, воспитатель составляет программу и план работы кружка на год. Обязательные разделы рабочей программы кружка:

    • Пояснительная записка, в которой раскрывается актуальность дополнительного образования в выбранной области.
    • Цели и задачи кружка.
    • Методы и приёмы работы.
    • Ожидаемые результаты работы с детьми.
    • Способы и методы диагностики.
    • Список использованной методической литературы.

    Планирование работы кружка включает в себя:

    • тематику занятий на год;
    • задачи каждого занятия;
    • краткое описание приёмов работы (дидактическая игра, беседа, опыт и прочее), техники выполнения работ (для изодеятельности и ручного труда);
    • даты проведения занятий.

    Помимо этого, руководитель кружка ведёт журнал посещения занятий. В начале и конце учебного года он также заполняет диагностические карты на каждого ребёнка, посещающего кружок, чтобы видеть динамику развития воспитанников в выбранной образовательной области.

    Формы организации кружковой работы

    Наиболее интересными и позволяющими осуществить программные задачи кружка являются такие формы организации работы с детьми:

    • Фронтальное (со всей группой) занятие в помещении. Обычно на нём дети получают новые знания и осваивают новые навыки.
    • Занятия, вынесенные на участок ДОУ. Это может быть поисковая и исследовательская деятельность в цветнике, на огороде, экологической тропе (для кружка природоведческой направленности). Занятия спортивной секции тоже могут проводиться на свежем воздухе, что принесёт дополнительную пользу здоровью воспитанников.
    • Развлечения, досуги, конкурсы и викторины, которые могут быть в музыкальном или спортивном зале, с приглашением родителей или детей других групп в качестве зрителей.
    • Занятия, вынесенные за пределы ДОУ (экскурсии, тематические прогулки). Их используют для закрепления полученных знаний, обогащения опыта детей новыми впечатлениями от объектов, явлений, которые невозможно отобразить в условиях детского сада (библиотека, краеведческий музей, парк, памятники культуры).

    Если ребятам нравится участвовать в кружке, они поностью раскрывают свои таланты

    Работа с коллегами по дошкольному учреждению осуществляется в форме мастер-классов, консультаций, круглых столов, на которых каждый педагог может как высказать своё мнение, так и спросить совета у коллег.

    Не следует забывать и о работе с родителями воспитанников. Показать результаты текущей деятельности руководитель кружка может, организовав выставку детских работ, выступление на родительском собрании, фотовыставку по результатам экскурсии, посещения памятных мест города, сфотографировав малышей за работой во время занятия кружка.

    Большой интерес родителей вызовет фотоотчёт о деятельности кружка

    Структура и временной план занятия кружка

    Занятия кружка проводятся в старшей группе раз в неделю во вторую половину дня, их длительность не должна быть больше длительности организованной образовательной деятельности для данного возраста по СанПиН (20–25 мин). Детей делят на подгруппы не более 12–15 человек.

    Структура занятия кружка не отличается от традиционной структуры НОД:

    1. Вступительная часть. Организация детей, сообщение темы занятия, привлечение внимания к теме рассматриванием оборудования для опыта, костюмов для театрализации, красивой поделки, которую предстоит изготовить. 2–3 мин. мин.
    2. Основная часть. Мотивация художественной и познавательной деятельности. Игры, беседы, практическая, самостоятельная, творческая деятельность детей. Строгих требований к проведению основной части занятия кружка нет, каждый педагог задумывает и осуществляет работу, обеспечивая выполнение задач занятия, согласно своим творческим планам и возможностям. Единственное требования: дети должны получать положительные эмоции и радость одновременно с пользой для своего развития. До 15 мин.
    3. Заключительная часть. Подведение итогов, анализ деятельности (кратко). Если дети узнали новую информацию, освоили новый навык, на этом стоит сделать акцент, чтобы занятия кружка в представлении дошкольников были не просто приятным, но и полезным времяпрепровождением. 1–2 мин.

    При организации занятия кружка не следует забывать и другие санитарно-гигиенические требования (смена деятельности, проведение физкультурных пауз, минуток психологической разгрузки, недопустимость использования опасного оборудования и материалов). Поскольку на занятиях кружка дети зачастую получают информацию, выходящую за рамки программы, более расширенную и углублённую, особенно актуальными становятся игровые приёмы, которые помогают снять переутомление и доступно поясняют малышам сложные вещи.

    Работа детей с небезопасными предметами (иголка, ножницы) должна проводиться под строгим контролем педагога

    Таблица: примеры мотивационного этапа на занятиях кружковой работой с детьми старшего дошкольного возраста

    Тема и автор занятияИспользуемый приёмСодержание этапа
    Занятие кружка «Акварелька» Тема: «Расцвели одуванчики», воспитатель Гриценко Н.В.Художественное слово, беседа.Воспитатель: — Весна окончательно вступила в свои права, и как бы не злилась зима, её время закончилось. Часто весну называют цветущей порой. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Выглянуло солнышко. Появились первые цветы. Как они называются? (подснежники, одуванчики, тюльпаны, нарциссы, мимозы). Какие цветы растут на нашем участке ? (одуванчики). Послушайте стихотворение О. Высоцкой.
    • Уронило солнце Лучик золотой. Вырос одуванчик, Первый, молодой. У него чудесный Золотистый цвет. Он большого солнца Маленький портрет.

    — Чем же этот цветок похож на солнце? (круглый, желтый) . — В старину люди говорили: «Одуванчик золотой — солнышка сынок родной! ». Звучит гудение пчелы. — Прилетела бабушка пчела. Она готовится к празднику, ей нужно угостить всех своих гостей чаем с медом . Только вот мед за зиму весь закончился. Где ей взять новый ? (из цветов). К одуванчикам любят прилетать пчелы, они пьют одуванчиковый сладкий нектар и делают одуванчиковый мед — густой и ароматный. Как помочь нашей гостье, если в нашей группе нет одуванчиков , но есть кисточки и краски? (нарисовать). Цит. по: https://colobocmdou4.ucoz.ru/load/konspekty_nod/konspekt_zanjatija_po_kruzhkovoj_rabote_akvarelka_tema_rascveli_oduvanchiki/4–1-0–82

    Занятие театрального кружка «В мире сказок». Тема «Профессия актёра», автор Егорова И. Г.Появление сказочного персонажа, мимическая игра, этюд на изменение тембра голоса.Музыкальный руководитель:— Здравствуйте, дорогие мои! Я очень рада видеть вас! Сегодня у нас будет необычное занятие. К нам пришла Фея Театра, вот она! (Показывает куклу) Вместе с ней мы поговорим о театре и сами попробуем стать актерами. (Ставит куклу на столик) — А сейчас мы с вами поздороваемся. Проводится мимическая игра «Передай улыбку соседу» (по кругу). — Люди, которые играют в театре, называются артистами. Стать артистом, или актёром, очень непросто. Необходимо владеть мимикой — с помощью выражения лица передавать настроение героя,реакцию на событие, реальное или воображаемое. Хороший актёр должен владеть не только мимикой, но и жестами — движениями рук и головы. Давайте попробуем научиться менять свой голос в зависимости от настроения, характера героя, которого изображаем. Этюд на изменение тембра голоса: — Киска, как тебя зовут? — Мяу! (нежно) — Стережёшь ты мышку тут? — Мяу! (утвердительно0. — Киска, хочешь молока? — Мяу! (с большим удовольствием) — А в товарищи щенка? — Мяу! Фф-ррр! (изобразить по-разному: трусливо, испуганно, возмущенно). Цит. по: https://www.pedmasterstvo.ru/categories/29/articles/418
    Занятие кружка «Грамотей-ка». Тема «Путешествие в Африку», автор Гайнанова В. З.Приглашение в путешествие, загадывание загадки.Воспитатель: — Ребята, вы много путешествовали на занятиях по ознакомлению с окружающим миром по разным странам и континентам. Сегодня мы тоже отправимся в путешествие. А вот куда? Узнаете, отгадав загадку:
    • Материк лежит большой. Самый жаркий и сухой, Там и лето круглый год. Кто его мне назовёт? (Африка).

    Цит. по: https://docplayer.ru/32619099-Konspekt-zanyatiya-kruzhka-gramotey-ka-starshaya-gruppa.html

    Таблица; конспект занятия кружка «Театр и дети» в старшей группе на тему «Играем в театр», автор С. В. Сологубова

    Этап занятияСодержание этапа
    Задачи
    • Учить строить диалог между двумя героями известных сказок, учитывая их характеры и придумывая ситуацию, в которой им пришлось встретиться.
    • Способствовать использованию как вербальных (темп, сила голоса, интонационная выразительность), так и невербальных (жесты, мимика, поза) средств выразительности.
    • Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
    • Вызвать в детях состояние творческого поиска, вдохновения.
    • Развивать представления детей о нравственных качествах человека, уверенность в победе доброго начала.
    • Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
    • Совершенствовать умение детей драматизировать сказку.
    • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться и действовать сообща.
    Вступительная частьВоспитатель: — Ребята, посмотрите перед нами у входа препятствие — лежат дощечки. Чтобы в сказку попасть, надо сложить дорожку сказочных, волшебных слов и выражений из известных сказок. Дети называют сказочные слова — жили, были; в некотором царстве; по щучьему велению, по моему хотению; лети, лети лепесток; вот и сказочки конец и т . д. «Игра-приветствие» Друг друга за руки возьмите. В круг встать я прошу Игру приветствие начну.
    • Здравствуй небо! (Руки поднять вверх). Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг). Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковёр). Здравствуй, наша большая семья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх). Собрались все дети вкруг, Я — твой друг и ты мой друг. Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

    Воспитатель: — Ребята у нас сегодня необычное, волшебное занятие, а вы знаете кто такие артисты? (Ответы детей). Мы сегодня постараемся с вами стать настоящими артистами. Многие из вас мечтают ими стать и любят выступать, и сегодня мы с вами выясним, что нужно уметь, чтобы стать артистами. Присаживайтесь поудобнее. (дети садятся).

    Основная частьВоспитатель: (достаёт письмо и читает): «Здравствуйте ребята! Если вы читаете это письмо, значит, столкнулись с первым препятствием, которое мы для вас придумали, слышали, вы хотите стать артистами, но для этого вы должны пройти несколько заданий — испытаний. Задание в конверте. До встречи.Дети театральной студии «Весёлый Балаганчик» Воспитатель: (достаёт из конверта задания и читает) Задание 1. «Театральные профессии. Что за дверью» Воспитатель: — Ребята, перед вами карточки. К какой театральной профессии относятся данные изображения, кто работает за этой дверью, чем они заняты в театре?
    • Расчёска, парик (гримёр). Краски, кисти (художник –декоратор). Иголка, ножницы (костюмер). Ноты, дирижёрская палочка (дирижёр) Билет (билетёр).

    Задание 2. Воспитатель читает.

    • Сказки любите читать? Артистами хотите читать? Тогда покажите мне, друзья, Как можно изменить себя? Чтоб быть похожим на лису? Или на волка, или на козу, Или на принца, на Ягу, Иль на лягушку, что в пруду?

    Показать героя придётся , используя, жесты и движения. Этюды:

    • «Голодный волк рыщет по лесу» (несколько детей показывают).
    • «Девочка Женя на Северном полюсе» (дрожит, ёжится, дышит на руки, колени сомкнуты).
    • «Довольный медведь» Медведь медленно шёл по лесу, вдруг он почувствовал чудесный аромат, он остановился, огляделся и заметил малину, медведь облизнулся от удовольствия, увидев спелые , ароматные , такие сладкие ягоды малины.
    • «Лиса в курятнике» Лиса подбиралась к курятнику, чтобы полакомиться молоденьким петушком или курочкой. Хитрая плутовка тихо кралась вдоль забора, заметая следы хвостом, но вдруг она остановилась, насторожилась, понюхала воздух и учуяла присутствие дворового пса. Пёс громко залаял, и лиса испуганно поджала хвост.

    3адание 3. Дыхательно-речевая разминка «Эхо».

    • Собирайся , детвора! Дети:Ра! Ра! Начинается игра! Ра! Ра! Да ладошек не жалей! Лей! Лей! Бей В ладоши не веселей! Лей! Лей! Сколько времени сейчас! Час! Час! Сколько будет через час! Час! Час! И неправда: будет два! Два! Два! Думай, думай голова! Ва! Ва! Как поёт в селе петух! Ух! Ух! Да не филин, а петух! Ух! Ух! Вы уверены , что так? Так! Так! А на самом деле как? Как! Как!
    Заключительная частьВоспитатель: — Ребята, вы молодцы со всеми заданиями справились, значит, вы настоящие артисты и готовы к нашей репетиции, чтобы потом показать малышам сказку «Репка». Выбирайте героя, которого будете играть, надевайте костюмы. Все готовы? (Дети показывают сказку «Репка»).
    Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/09/13/konspekt-zanyatiya-kruzhka-teatr-i-deti-v-starshey-gruppe-igraem-v

    Программа кружка «Творческая мастерская» для детей старшей группы

    Cветлана Шмакова

    Программа кружка «Творческая мастерская» для детей старшей группы

    Программа кружка «Творческая мастерская» для детей 5-6 лет.

    Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным связующим понятием в системе эстетического воспитания. Овладение техникой при этом понимается не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способов передачи обобщений о нем в конкретном продукте.

    Новизной программы заключается в ее инновационном характере. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Поэтому, такие методики очень привлекательны для детей, так как открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

    Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов изобразительной деятельности, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях

    Возрастная характеристика, детей старшего дошкольного возраста

    В познавательной деятельности

    продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов. Дети называют основные цвета и промежуточные цветовые оттенки.

    Конструирование

    характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменять детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз; из природного материала.

    В изобразительной деятельности

    5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию. Изображение человека становится детализированным и пропорциональным. В
    \
    лепке детям не трудно создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций. Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку.

    В трудовой деятельности

    освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Активно развиваются планирование и самооценивание своей деятельности.

    Цель программы: формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.

    Задачи:

    Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности.

    Знакомство детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.

    Обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта.

    Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

    Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

    Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

    Формирование эстетической картины мира и основных элементов.

    Принципы построения и реализации программы.

    Общепедагогические принципы:

    принцип культуросообразности: построение содержания программы с учетом региональных культурных традиций;

    принцип сезонности: построение содержания программы с учетом особенностей данной местности;

    принцип систематичности и последовательности: постановка задач в логике «от простого к сложному»;

    принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

    принцип развивающего характера художественного образования;

    принцип природосообразности: постановка задач с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

    принцип интереса: построение программы с опорой на интересы отдельных детей и группы детей в целом.

    Специфические принципы:

    принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

    принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;

    принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

    принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

    принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности;

    принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

    принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

    принцип естественной радости (радости эстетического восприятия).

    Формы работы:

    непосредственно – образовательная деятельность, беседы, игры, выставки, занятие-путешествие, фотоколлажи.

    Темы планируются в соответствии со временем года, а так же с учетом сопутствующих праздников.

    Музыкальное сопровождение формирует настроение детей. Используется в зависимости от построенного сюжета.

    Одно занятие в неделю по 30 минут для данной возрастной группы.

    Формы проведения итогов реализации программы:

    Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

    Тематические выставки в ДОУ.

    Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.

    Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.

    Оформление эстетической развивающей среды в группе.

    Ожидаемые результаты.

    Свободно ориентируются в получении новых цветов и оттенков.

    Самостоятельно выбирают средства выразительности для изображения более точного образа.

    Владеют навыками рисования и лепки.

    Владеют первичными навыками дизайнерского искусства.

    Свободно ориентируются в жанрах живописи.

    Получают эмоциональное удовлетворение от занятий рисованием, лепкой и аппликацией.

    Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

    На практике эти задачи реализуются через занятия дополнительного образования «Творческая мастерская».

    Перспективный план кружка по изодеятельности «Творческая мастерская» в старшей группе

    Сентябрь

    Рисование сюжетное «Веселое лето» Пр. задачи. Создавать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Учить рисовать простые сюжеты, передавая движения человека. Вовлекать детей в коллективный разговор, в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Подводить к описанию изображений на рисунках.

    (И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. с. 20)

    Рисование по замыслу «Посмотри в свое окно» (коллективная композиция для оформления интерьера) Продолжать учить детей рисовать сюжеты по замыслу, оформлять картины аппликативными рамочками и составлять коллективную композицию — панно. Выявить уровень развития графических умений и композиционных способностей. Формировать навыки сотрудничества. Воспитывать любознательность, интерес к познанию окружающего мира и его отражению в рисунках.

    (И. А. Лыкова Изобразительное творчество в детском саду. с. 38)

    Аппликация силуэтная с элементами рисования «Цветные ладошки» Познакомить с возможностью создания образов, символов на основе одинаковых элементов. Формировать умение вырезать изображение по сложному контуру (кисть руки). Вызвать интерес к собственной руке. Развивать воображение.

    Лепка предметная из цветного соленого теста Осенний натюрморт Учить детей создавать объемные композиции (натюрморты) из соленого теста. Совершенствовать изобразительную технику (самостоятельно выбирать способ и прием лепки). Развивать композиционные умения — размещать несколько объектов, создавая гармоничную композицию (крупные в центре или на переднем плане, мелкие сверху или сбоку).

    (И. А. Лыкова с. 40)

    Октябрь

    Рисование по содержанию загадок и стихов Загадки с грядки Учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках; создавать выразительные цветовые и фантазийные образы; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка; уточнять представления о хорошо знакомых природных объектах. (И. А. Лыкова Старшая группа. с. 20)

    Рисование Осенний лес (Оттиск листьями, смешивание акварельных красок) Учить детей рисовать с натуры, предавая форму и окраску осенних листьев. Совершенствовать изобразительную технику (смешивать акварельные краски для получения сложных оттенков и передачи осеннего колорита). Познакомить с новым способом получения изображения — оттиск листьев на бумаге (учить наносить краску на листья и «печатать» ими на бумаге). Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства. Вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы; поддерживать творческие проявления.

    Рисование Деревья под окошко (Пуантилизм) Учить рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны, цвета; развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами. Познакомить детей с новым видом изобразительной техники — пуантилизм. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения.

    (И. А. Лыкова Старшая группа. с. 32)

    Аппликация с элементами бумажной пластики «Веселые портреты» Учить составлять портрет из отдельных частей (овал — лицо, полоски или комки мятой бумаги — прическа). Познакомить с новым способом вырезания овала из бумаги, из бумаги, сложенной вдвое (по самостоятельно нарисованному контуру). Развивать цветовое восприятие (подбирать цвет бумаги и карандаша в соответствии с цветом волос и глаз).

    (И. А. Лыкова Путешествие в тапочках, валенках. с. 30)

    Лепка декоративная рельефная Листья превращаются в деревья Вызвать у детей желание делать лепные картины. Познакомить с техникой рельефной лепки. Предложить на выбор приемы декорирования лепного образа: рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись. Развивать чувство формы и композиции.

    (И. А. Лыкова Старшая группа. с. 46)

    Ноябрь

    Рисование Игрушки не простые — глиняные, расписные Беседа Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок. Обратить внимание детей на образную выразительность предметов искусства. Формировать представление о некоторых художественных ремеслах, знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера (для изготовления игрушек нужны: глина, гончарный круг, особая палочка или кисточка, чтобы рисовать узор, печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи).

    (И. А. Лыкова Старшая группа. с. 58)

    Рисование «Посиделки» (Пуантилизм) Создать условия для раскрытия творческих способностей детей, повышать уровень эстетического восприятия декоративно-прикладного искусства. Прививать интерес и любовь к народному творчеству. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, формировать умение создавать узоры из кругов и точек. Упражнять в рисовании «тычком» ватной палочкой. Развивать эстетические чувства: чувство цвета, чувство ритма, умение придумывать декоративный узор. Воспитывать самостоятельность, уверенность и желание заниматься изодеятельностью.

    Лепка из соленого теста по мотивам народных игрушек «Лошадки» Уточнить представления детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (веселая, праздничная). Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора — характерными элементами и цветосочетаниями. Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Формировать обобщенные способы создания образов (лепка фигурок).

    (И. А. Лыкова Старшая группа. с. 60)

    Рисование Дымковская роспись игрушек из соленого теста Продолжить учить детей украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, прямыми линиями и штрихами) силуэты лошадок. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. Развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций. Учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии, петли, спирали.

    Декабрь

    Рисование Зимние узоры (Восковые мелки и акварель) Познакомить учащихся с новой техникой изображения воском и акварелью, научить преобразовывать реальную форму в сказочную, выражать свои чувства, изображать красоту окружающего мира. Развивать внимание, восприятие, творческое воображение, фантазировать, умение видеть вокруг себя прекрасное. Воспитывать художественный вкус, интерес к произведениям искусства, окружающему миру.

    Рисование Наша елочка Рисование новогодней елки гуашевыми красками с передачей особенностей ее строения и размещения в пространстве. Передача фактурности ели жесткой кистью и украшение елочки новогодними игрушками с помощью ватных палочек.

    Аппликация Новогодний венок Научить детей изготавливать поделки из ткани в технике торцевание. Способствовать развитию у детей мышления, внимания, памяти, глазомера, мелкой моторики рук. Воспитывать у детей эстетический вкус, радость от творчества. Приучать детей делать подарки своими руками.

    Лепка из соленого теста Снеговик Закреплять умения детей работать с соленым тестом, изготавливать мелкие детали, используя разнообразные приемы лепки для создания целостного образа снеговика; развивать мелкую моторику рук, творческие способности; уточнять знания детей о геометрических фигурах, закреплять умение распознавать фигуры, независимо от их расположения; отражать в речи детей пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу); воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

    Январь

    Рисование Волшебные снежинки Учить рисовать снежинки способом кляксография, раздувая из кляксы лучики через трубочку. Развивать чувство цвета (находить красивые сочетания цветов и оттенков в зависимости от фона, воображение, фантазию, чувство композиции, творческую активность; мелкую моторику и координацию движений рук. Формировать эмоциональное отношение к действительности.

    Рисование Зима Учить детей передавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу, в городе. Закреплять умение рисовать разные дома и деревья. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные восковые мелки и акварель. Развивать образное восприятие, образные представления, творчество.

    Аппликация Веселые картинки Закреплять умения детей выполнять мозаику одной из предложенной картинки методом торцевания из бумаги. Устанавливать последовательность работы по изготовлению мозаики. Воспитывать интерес к творческой деятельности.

    Лепка Снежинки Учить придумывать и воплощать на горизонтальной основе узор «снежинки», передавая её природные особенности посредством пластилина. Развивать умения и навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, приплющивание. Расширять знания о природных явлениях, активизировать речь, развивать память, внимание, мышление, фантазию, общую и мелкую моторику. Воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замыслов.

    Февраль

    Рисование «Знакомство с городецкой росписью» Познакомить детей городецкой росписью. Учить выделять ее яркий, нарядный колорит (розовые, голубые, сиреневые цветы, композицию узора (в середине большой красивый цветок – розан, с боков его бутоны и листья, мазки, точки, черточки – оживки (черные или белые). Учить рисовать эти элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного. Вызывать желание создавать красивый узор.

    Декоративное рисование Учить детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи. Учить выделять декоративные элементы росписи, их композиционное расположение, колорит. Развивать чувство ритма, цвета, композиции.

    Лепка из соленого теста «Козлик» Продолжать учить детей лепить фигуру по народным (дымковским) мотивам; использовать прием раскатывания столбика, сгибания его и разрезания стекой с двух концов (так лепятся ноги). Развивать эстетическое восприятие.

    Рисование Роспись козлика Украшение объемной фигуры элементами городецкой росписи Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, умение видеть и понимать красоту окружающих вещей. Учить детей выполнять узор на объемных формах, формировать чувство цвета при самостоятельном подборе красок для передачи колорита городецкой росписи. Упражнять в составлении оттенков цвета (добавляя в белую краску понемногу краску нужного цвета, чтобы получился нужный оттенок). Развивать художественный вкус, чувство ритма.

    Март

    Рисование «Весеннее небо» Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.

    Рисование Рыбки играют, рыбки сверкают Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о природе разными изобразительно-выразительными средствами. Вызвать интерес к изображению рыбок в озере ватными палочками. Развивать графические навыки и способности к формообразованию. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

    Лепка рельефная «Ветер по морю гуляет. » Познакомить детей с новым приемом лепки — цветовой растяжкой (вода, небо, показав его возможности для колористического решения темы и усиления ее эмоциональной выразительности; обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и техники (закат на море или лунная ночь, буря или легкий бриз, кораблик крупным планом или вдали; объемная или рельефная лепка, скульптурный или комбинированный способ, свободное сочетание разных приемов); поиск способов решения художественной задачи: передать движения ветра, т. е. показать, как он по морю гуляет.

    Бумажная пластика «По морям, по волнам. » Учить детей создавать из бумаги разные кораблики, самостоятельно комбинируя освоенные приемы силуэтной и рельефной аппликации: освоение аппликативной композиции на тонированном фоне; оформление аппликации графическими средствами. Развивать композиционные умения (размещать кораблики «в море» по всему листу бумаги).

    Апрель

    Рисование Космические просторы Вызвать интерес к созданию космического пространства различными нетрадиционными способами. Создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами. Развивать воображение, чувство ритма и композиции; создать условия для творческого применения освоенных умений; учить детей договариваться и планировать коллективную работу.

    Лепка, аппликация или рисование (по выбору) «Летающие тарелки и пришельцы из космоса» Вызвать интерес к изображению разных пришельцев и средств их передвижения в космическом пространстве. Направить детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов (пластическими, графическими или аппликативными средствами). Развивать воображение и умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию. Формировать познавательный интерес.

    (И. А. Лыкова Изобразительное творчество в детском саду. Путешествие в тапочках, валенках, ластах. с. 126)

    Рельефная лепка «В далеком космосе, или звездное небо» Продолжать освоение техники рельефное лепки; предложить детям создать вместе рельефную картину, включающую разные космические объекты (солнце, планеты, звезды, кометы); инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения (скручивание и свивание удлиненных цилиндров для хвоста кометы, наложение слоев в солнечной короне); напомнить о возможности смешивания цветов пластилина, о пластилиновой растяжке для эмоционально-цветового решения; развивать чувство композиции.

    (И. А. Лыкова Лепим, фантазируем, играем. с. 75)

    Аппликация «Звезды и кометы» Учить детей вырезать пятилучевые звезды: складывать квадратный лист бумаги по схеме и делать срезы (более острые или более тупые). Вызвать интерес к созданию образа кометы состоящей из головы — звезды, вырезанной по схеме, и хвоста, составленного из полос рваной, мятой и скрученной бумаги или лоскутков ткани.

    (И. А. Лыкова Изобразительное творчество в детском саду. Путешествие в тапочках, валенках. с. 122)

    Май

    Рисование «Белая береза под моим окном» Учить рисовать березу весной восковыми свечами (белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, весенняя окраска листвы). Продолжать учить рисовать способом действия полусухой жесткой кистью при изображении листвы. Развивать эстетическое восприятие;

    — продолжать развивать детское изобразительное творчество. Воспитывать любовь к природе, к родному краю.

    Рисование Волшебная бабочка С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

    Превращение камешков Учить детей создавать художественный образ на основе природных форм (камней). Познакомить с разными приемами рисования на камешках разной формы. Совершенствовать изобразительную технику (выбирать художественные материалы в соответствии с поставленной задачей и реализуемым замыслом). Развивать воображение.

    Лепка коллективная «Чудо-дерево» Вызвать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам литературного произведения. Продолжать освоение пластических материалов лепки — раскатывать пласт соленого теста и вырезать с помощью формочек рельефные фигурки для размещения на чудо-дереве. Создать условия для экспериментирования (отпечатки на тесте). Развивать способности к формообразованию (чувство формы, чувство юмора. Формировать навыки сотрудничества (договариваться, обсуждать замыслы, размещать свои поделки на общей композиционной основе). Воспитывать любознательность, самостоятельность, доброжелательность.

    (И. А. Лыкова Изобразительное творчество в детском саду. Путешествие в тапочках, валенках. с. 158)

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]