Конспект вводного занятия в программу «В поисках клада»; для детей 5-6 лет


Конспект вводного занятия в программу «В поисках клада»; для детей 5-6 лет

Зайнуллина Айгуль Борисовна,

педагог дополнительного образования

Центра дополнительного образования для детей «Радуга»,

г. Лангепас Ханты — Мансийского автономного округа — Югры

Тема занятия «В поисках клада»

Вводное занятие по дополнительной образовательной программе «Развиваемся вместе»

Возраст детей 5-6 лет.

Тип занятия:

игра – путешествие

Время

проведения занятия: 25 минут

Цель занятия:

пробудить в детях познавательный интерес к развивающим занятиям, к выполнению заданий и упражнений на развитие познавательной и интеллектуальной сферы ребенка.

Задачи:

Развивающие

  • Развитие внимания, наблюдательности, памяти, воображения.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Развитие координации движения.
  • Стимуляция речевой деятельности.

Воспитательные

  • Создание условий для знакомства детей с педагогом.
  • Умение детей работать в коллективе.

Необходимое оборудование для занятия:

сундук, дерево, ключ, детали от ключа, магнитофон, магнитная доска, магниты, бланки с заданием лабиринт, карандаши, скакалка, лента, карта, письмо.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Приветственное слово педагога.

Педагог встречает детей в группе.

— Здравствуйте, меня зовут Айгуль Борисовна! Для того, что бы нам было легче общаться, давайте встанем в круг (дети стоят в кругу).

— Скажите, пожалуйста, что делают люди в первую очередь, когда встречаются? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

— Правильно, ЗДОРОВАЮТСЯ! А что означает «ЗДОРОВАТЬСЯ». ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Здороваться – значит желать здоровья! Давайте пожелаем здоровья всеми миру! Повторяйте за мной: (ритуал приветствия).

— Здравствуй, солнце золотое! (все поднимают руки, затем опускают).

— Здравствуй, небо голубое! (все поднимают руки, затем опускают).

— Здравствуй, вольный ветерок! (раскачивают руки).

— Здравствуй, беленький снежок! (движение рук, показывают снег).

— Здравствуйте все- все! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

2. Упражнение на развитие артикуляционного аппарата.

— Надеюсь, мы с вами подружимся! Скажите, с чего начинается дружба? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

— Дружба начинается с улыбки. Давайте улыбнемся друг другу. Молодцы! А теперь повторит за мной: усь –усь –усь – я соседу улыбнусь! (3-4 раза).

И еще раз подарите свою самую добрую улыбку своим соседям.

3. Объявление темы. Объяснение нового материала.

— Ну, вот мы с вами познакомились и подружились. Пока я вас ждала, мне принесли письмо, его прислала Добрая Волшебница, и я его еще не успела прочитать. Давайте сейчас его прочтем.

«В волшебном лесу Злой Волшебник зарыл клад. Этот клад смогут найти только самые дружные дети. Когда найдете клад вы станете более внимательными, еще лучше думать, запоминать больше, сможете узнать много интересного …… Но, чтобы его найти, вам нужно пройти испытания. А, чтобы вам легче найти клад, дарю вам карту».

— Вы согласны отправиться в путешествие в Волшебный лес? (Ответы детей)

3.1. Упражнение «Переходы».

Цель:

развитие внимания друг другу, групповой сплоченности, координации движений.

— Ну, что же отправляемся в дорогу. Встаньте друг за другом. Одной рукой возьмите друг друга за пояс, другой — держитесь за ленточку. Руки разъединять не нужно. Держимся друг за друга, и ленточку не отпускаем. Готовы? (дети шагают на месте, повторяя ТОП-ТОП-ТОП – отправляемся в поход). Поехали!

Педагог становится первым. Звучит легкая фоновая музыка. Дети проходят круг по залу и подходят к реке.

— Первое препятствие «Речка», нам надо её перейти.

3.2. Упражнение «Речка», проходит под веселую музыку.

Цель:

создание жизнерадостного настроения.

Инструкция:

здесь протекает глубокая река. Нам её надо перейти и не промочить ноги. Встаньте друг за другом, по – очереди перепрыгивайте с одного берега на другой. Пожалуйста, не толкайтесь, и ждите своей очереди, иначе вы можете намочить ноги. Готовы?

Время проведения

3 мин.

— Вот мы и перешли речку, никто из нас не намочил ног. Мы стали с вами смелее. Но посмотрите на карту! Впереди высокая гора. Нам надо её перелететь.

3.3. Упражнение «Кто летает?». Цель:

развитие моторно- двигательного внимания.

Инструкция:

я буду называть слова, которые могут летать или не могут летать. Если вы услышите слово, которое может летать, отвечайте: «летает» — и показывайте, как это делается, — разводите руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «поросенок летает?», молчите и не поднимайте руки.

Список слов: голубь, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, ковер, вертолет.

Время проведения

4 мин.

— Вы молодцы, справились с этим заданием, и мы благополучно перелетели через гору и стали более внимательными. Но взгляните на карту — впереди очередное трудное задание. Злой волшебник очень постарался, и запутал следы, чтобы мы не смогли найти клад. Но мы с вами внимательные и смелые, и сможем преодолеть все трудности. Впереди лабиринт.

Чтобы выполнить это задание вам необходимо присесть за ваши столы.

Знаете ли вы, ЧТО ТАКОЕ ЛАБИРИНТ? (это много дорог, перепутанных между собой. Но там есть путь, который выведет вас из лабиринта).

3.4. Упражнение «Лабиринт». Цель:

развитие внимания, мышления, моторики рук.

Инструкция:

каждый из вас получит листочек с лабиринтом. Посмотрите, как запутаны дороги. Вам нужно найти дорогу к дереву, под которым зарыт клад. Идите прямо по дороге, перескакивать и перелезать стены не нужно. Проведите дорогу сначала пальчиком, а затем, когда найдете дорогу, прорисуйте её.

Время выполнения: 1- 2 мин.

— Отлично, все смогли выбраться из лабиринта и найти дорогу к дереву, под которым зарыт клад. А вот и сундук. Но он закрыт. И, чтобы его открыть, нужен ключ. Злой Волшебник и здесь постарался. Он разобрал на части наш ключик. Нам нужно его собрать. Каждый из вас берёт по одному кусочку от разломанного ключа, и вместе складываете ключ.

3.5. Упражнение “Собери ключ».
Цель: развитие мышления, внимания, групповой сплоченности.
Детям раздаются разрезанные детали ключа. Им необходимо его собрать (коллективно, за одним из столов).

Время проведения: 2-3 мин.

— Ключ собран, теперь мы можем открыть сундук.

— Но, чтобы открыть сундук, нужно произнести волшебные слова. Повторяйте за мной: Ключик — раз, два, три! Нам замочек отопри!

4. Сюрпризный момент.

Открывают сундук. Там книги с заданиями для детей. Вместе с детьми полистать книгу с заданиями.

— Скажите, пожалуйста, почему Добрая Волшебница назвала эти книги – кладом? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

— В этих книжках для вас собраны самые интересные задания. Выполняя эти задания, вы сможете стать более внимательными, еще лучше научитесь думать и фантазировать, станете запоминать лучше.

— Нам пора возвращаться. Я предлагаю вам не возвращаться по трудной дороге, а совершить космический полёт. Вы сейчас лягте на ковер, устройтесь поудобнее, расслабьтесь и закройте глаза.

5. Релаксационная пауза «Космический полет»

(звучит космическая музыка 1 минута).

Цель:

снятие у детей напряжения, возбуждения.

Один, два, три, открыли глазки. Огляделись вокруг. Вот мы и снова в детском саду.

6. Подведение итогов. Закрепление материала.

— Вам понравилось наше путешествие? Зачем мы отправились в это путешествие? Что нам помогло найти клад? Для чего нужен этот клад?

7. Упражнение «Солнечные лучики»

(проводится в центре комнаты).

— Сейчас пришло время сказать до свидания. Пройдите, пожалуйста, в центр зала. Встаньте в круг. Протяните руки вперед и соедините их в центре круга. Тихо постоим, почувствуем себя теплым солнечным лучиком.

— Спасибо вам большое за занятие. Если вам понравилось наше занятие, я вас жду Центре дополнительного образования «Радуга». До свидания.

Список литературы:

  1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2003.
  2. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ//Авт. Сост. Аджи А.В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.

Миссия занятий по развитию в подготовительной группе

Прежде чем говорить о целях и задачах развивающих занятий с детьми 6–7 лет, необходимо определиться с тем, что такое занятие. В методической литературе под этим термином понимается организованный по структуре и времени элемент учебно-воспитательного процесса, призванный решить его конкретные цели и задачи. Занятия являются непосредственной образовательной деятельностью (НОД), которая характеризуется тремя направлениями формулировки целей: обучающей, воспитательной и развивающей. Таким образом, занятие любого направления является развивающим.

Продолжая начатую в старшей группе стратегию работы, целями таких уроков в подготовительной группе является:

  • закрепление умений, навыков, характеризующих нормы возрастного развития детей 6–7 лет (концентрироваться на выполнении задания, уметь предвидеть результаты выполнения задачи и пр.);
  • максимальное приближение условий взаимодействия в процессе НОД к уроку в школе (строгое соблюдение правил, к примеру, чтобы ответить или спросить, нужно поднимать руку, увеличение хронометража занятия до 30–35 минут);
  • воспитание духа коллективизма (на занятиях отдаётся предпочтение групповым формам работы).

На развивающих занятиях дети продолжают учиться работать сообща

Задачи развивающих занятий в подготовительной группе

Реализация целей занятий возможна при условии последовательного решения образовательных задач, которые определяются общим уровнем развития дошколят 6–7 лет по направлениям интеллектуального, физического и психического становления.

Таблица: задачи развивающих занятий по образовательным областям

ОбластьОсобенности развитияЗадачи развивающих занятий
Познание
  • стойкая мотивация (к примеру, малыш тренируется в чтении, потому что так делают все будущие первоклассники, или ищет информацию о хищных рыбах, заинтересовавшись акулами);
  • способность устанавливать причинно-следственные связи и группировать предметы на основании общих характеристик (металлический навес павильона группы летом нагревается, как и ложка в чае, потому что и одно и другое — из металла);
  • осведомлённость о целом ряде жизненных сфер (закономерностях природных явлений, некоторых знаковых системах — алфавите, цифрах).
  • продолжать работу над развитием умения созерцать объекты (всматриваться, вслушиваться);
  • совершенствовать навык определять сразу несколько свойств предмета для сравнения (например, по цвету, величине и форме);
  • развивать способность видеть пространственные особенности сооружений и определять их функциональное назначение (слив на крыше нужен для того, чтобы дождевая вода и растаявший снег стекали в одно место);
  • развивать навык конструирования объектов исходя из их назначения (например, узкий мост для пешеходов и широкий для транспорта);
  • помогать отрабатывать умение выделять авторитетный источник знаний (учиться пользоваться справочниками, энциклопедиями);
  • отрабатывать навык порядкового счёта до 20;
  • развивать навык уменьшать и увеличиваться отношения между числами на одну единицу;
  • формировать умение раскладывать 10 на два меньших слагаемых;
  • формировать умения решать арифметические задачи на вычитание и сложение при помощи наглядности;
  • закрепить умение делить целое на 4 и 8 частей;
  • стимулировать развитие навыка пользования условной мерой (листочком в клетку) при измерении длины;
  • развивать навык моделирования геометрических фигур (например, из многоугольника несколько треугольников);
  • расширять представления о весе (легче, тяжелее);
  • развивать навык чтения простых графических схем, используя словесные ориентиры «слева», «справа», «вниз», «вверх»;
  • расширять представления о времени (долго, быстро, сначала, потом);
  • совершенствовать представления о школе (назначение, традиции обучения);
  • углублять представления о некоторых явлениях при помощи экспериментаторской деятельности;
  • систематизировать представления о местах обитания разных животных, насекомых;
  • расширять знания признаков разных времён года (птицы улетают осенью, появление муравьёв весной и т. д.).
Социально-коммуникативное развитие
  • предпочтение игр, в которых отражаются отношения людей друг к другу, то есть сюжетно-ролевых (свадьба, устройство на работу и пр.);
  • богатство и глубина эмоциональных переживаний;
  • способность предвосхищать эмоциональную реакцию окружающих (к примеру, «Если я подарю рисунок бабушке, она очень обрадуется»);
  • выбор стратегии отношения к окружающим на основании понимания их отношения к себе (к примеру, если ребёнок видит, что воспитатель уделяет ему меньше внимания, чем Маше, Пете, то разговоры дома о том, как эти дети и воспитатель ему не нравятся, неизбежны);
  • умение аргументировано отстаивать свою позицию в совместной со сверстниками и взрослыми деятельности (например, при выполнении коллективного рисунка планеты Земля отпечатками ладошек, ребёнок объясняет товарищу, что бо́льшая часть рисунка должна быть голубой, так как на поверхности планеты много воды);
  • проявления чувства собственного достоинства;
  • волевое управление своими реакциями (малыш умеет побороть «хочу» из-за того, что «нельзя», способен управлять реакциями, выражать просьбы в приемлемой форме, то есть с обращением к адресату, речевыми клише и пр.).
  • поддерживать проявления чувства собственного достоинства как ценнейшего качества личности (обратить внимание и похвалить ребёнка за то, что он просит сверстников и взрослых обращаться к себе по имени);
  • развивать социальный опыт детей путём создания разных ситуаций общения (например, в сюжетно-ролевой игре «Ситуация на дороге», в которой инспектор ГИБДД штрафует водителя за превышение скорости);
  • формировать положительные установки к разным сферам деятельности человека;
  • развивать уважительное отношение к семье и обществу (к примеру, через знакомство с традициями и обычаями в стране, семьях);
  • воспитывать основы безопасного поведения в обществе, быту и на природе.
Физическое развитие
  • более совершенное в сравнении со средней и старшей группами владение телом (малыши могут комбинировать различные виды движений, предпочитают занятия на турниках);
  • чёткое представление о своих физических характеристиках и возможностях (к примеру, «я худой, высокий» и т. п.);
  • осмысленное владение культурно-гигиеническими навыками, обусловленное пониманием их необходимости.
  • стимулировать интерес к ознакомлению с особенностями строения человеческого организма;
  • расширять представления о ЗОЖ (здоровое питание, закаливающие процедуры и пр.);
  • тренировать навык пользования столовыми приборами;
  • воспитывать привычку благодарить, обращаясь с просьбой;
  • расширять представления о важности для организма человека света, воды, воздуха;
  • формировать навык регулировать темп бега и ходьбы, активного движения кистью руки при броске;
  • развивать ловкость, гибкость, выносливость (продолжение направлений, отрабатываемых в средней и старшей группах);
  • совершенствовать технику выполнения движений, добиваясь их максимальной выразительности;
  • поощрять инициативу в придумывании игр, комбинаций движений;
  • стимулировать развитие интереса к спортивным, народным играм (например, городки, бильбоке и пр.).
Развитие речи
  • свободное владение речью (словом, грамматическим строем языка);
  • базовые знания о языковой действительности (умение выделить в речи звук, слово, предложение);
  • тенденция к комментированию процесса работы над заданием;
  • способность выражать своё отношение к действительности и намерения речевыми и неречевыми средствами (мимикой, жестами).
  • обогащать словарный запас бытовой, обществоведческой лексики (названия бытовых приборов или терминов правой сферы, например, документ, права, декларация и пр.);
  • развивать графические навыки (дети учатся отображать на бумаге печатные и элементы прописных букв);
  • тренировать дикцию (развивать умение говорить внятно, чисто интонировать предложения);
  • отрабатывать навык словообразования при помощи приставок и суффиксов, учиться находить нюансы в значении (к примеру, учился — поучился, доучился, разучился);
  • воспитывать интерес к языку (например, через задания смотреть значения незнакомых слов в словаре);
  • развивать умение быть интересным и доброжелательным собеседником;
  • формировать умение составлять монологическое высказывание из 8–10 предложений на основе личного опыта;
  • развивать умение делить слова на слоги (двухсложные и трёхсложные с открытыми слогами);
  • стимулировать развитие навыка чтения (по слогам с проговариванием вслух).
Xудожественно-творческое развитие
  • способность создавать оригинальный образ в рисунке, аппликации, отличающийся вариативностью (к примеру, один и тот же персонаж на рисунке может быть представлен в разных настроениях);
  • развитое воображение;
  • готовность действовать спонтанно (например, нарисовать медвежонка после прослушивания сказки про Винни-Пуха).
  • развивать навык рисования с натуры;
  • отрабатывать плавность линий в рисунке;
  • тренировать умения работать с угольным карандашом, гелевой ручкой;
  • практиковать комбинацию материалов для создания выразительного образа (например, акварель на сырой подложке);
  • отрабатывать прямые линии, волнистые и завитки;
  • развивать умение находить цветовые решения в двух оттенках (серо-зелёный, жёлто-оранжевый и пр.);
  • развивать навык создания рисунков по мотивам народных росписей (дымковской, хохломской);
  • развивать навык передачи формы объёмной фигуры в лепке при помощи пальцев и стеки;
  • воспитывать чувство композиции (дети составляют сюжет из 2–3 пластилиновых фигурок);
  • развивать навык пользования разными техниками лепки (налеп, рельеф с углублением);
  • формировать навык создания объёмного объекта при помощи частичного приклеивания или вырезания из нескольких слоёв бумаги;
  • развивать чувство цвета, пропорции.

Это интересно. Педагог, выстраивая работу с родителями воспитанников, ориентирует мам и пап на обозначенные задачи развития, что позволяет реализовать принцип преемственности детского сада и семьи в образовательном процессе.

Практическое освоение жизни является важной задачей развивающих занятий

Виды развивающих занятий в подготовительной группе

Осуществление задач развития по установкам Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) сопровождает весь образовательный процесс в детском саду, но наиболее выражено проявляется при организации НОД. Список дисциплин в сравнении со старшей группой расширяется:

  • математика (2 раза в неделю);
  • развитие речи (1 раз в неделю);
  • обучение грамоте (1 раз в неделю);
  • физкультура (3 раза в неделю, в некоторых детских садах одно из трёх занятие выделяется под спортивные игры, причём отдельно для мальчиков и девочек, например, пионербол и аэробика соответственно);
  • ознакомление с окружающим миром (1 раз в неделю);
  • экология и основы безопасности жизнедеятельности (1 раз в неделю);
  • художественное творчество (2 раза в неделю рисование, 1 раз лепка и аппликация);
  • конструирование (1 раз в неделю);
  • музыка (2 раза в неделю).

Если рабочей программой детского сада предусмотрено, то 1–2 часа в неделю в рабочем графике выделяются под хореографию (или логоритмику, ритмопластику) и иностранный язык (английский).

Задачи всестороннего развития дошкольников включаются также и в режимные моменты, а также в подготовку развлечений и организацию прогулок, предполагая:

  • отработку культуры гигиенических навыков в аспекте самообслуживания, следования правилам здорового образа жизни;
  • накопление опыта в эмоционально-волевой сфере;
  • развитие интеллекта, самостоятельности;
  • продолжения работы по формированию нравственных качеств личности и чувства патриотизма.

Развивающий компонент есть в каждом элементе образовательной деятельности в ДОУ

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]