Конспект вводного занятия в программу «В поисках клада»; для детей 5-6 лет
Зайнуллина Айгуль Борисовна,
педагог дополнительного образования
Центра дополнительного образования для детей «Радуга»,
г. Лангепас Ханты — Мансийского автономного округа — Югры
Тема занятия «В поисках клада»
Вводное занятие по дополнительной образовательной программе «Развиваемся вместе»
Возраст детей 5-6 лет.
Тип занятия:
игра – путешествие
Время
проведения занятия: 25 минут
Цель занятия:
пробудить в детях познавательный интерес к развивающим занятиям, к выполнению заданий и упражнений на развитие познавательной и интеллектуальной сферы ребенка.
Задачи:
Развивающие
- Развитие внимания, наблюдательности, памяти, воображения.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развитие координации движения.
- Стимуляция речевой деятельности.
Воспитательные
- Создание условий для знакомства детей с педагогом.
- Умение детей работать в коллективе.
Необходимое оборудование для занятия:
сундук, дерево, ключ, детали от ключа, магнитофон, магнитная доска, магниты, бланки с заданием лабиринт, карандаши, скакалка, лента, карта, письмо.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Приветственное слово педагога.
Педагог встречает детей в группе.
— Здравствуйте, меня зовут Айгуль Борисовна! Для того, что бы нам было легче общаться, давайте встанем в круг (дети стоят в кругу).
— Скажите, пожалуйста, что делают люди в первую очередь, когда встречаются? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
— Правильно, ЗДОРОВАЮТСЯ! А что означает «ЗДОРОВАТЬСЯ». ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
Здороваться – значит желать здоровья! Давайте пожелаем здоровья всеми миру! Повторяйте за мной: (ритуал приветствия).
— Здравствуй, солнце золотое! (все поднимают руки, затем опускают).
— Здравствуй, небо голубое! (все поднимают руки, затем опускают).
— Здравствуй, вольный ветерок! (раскачивают руки).
— Здравствуй, беленький снежок! (движение рук, показывают снег).
— Здравствуйте все- все! (все разводят руки в стороны, затем опускают).
2. Упражнение на развитие артикуляционного аппарата.
— Надеюсь, мы с вами подружимся! Скажите, с чего начинается дружба? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
— Дружба начинается с улыбки. Давайте улыбнемся друг другу. Молодцы! А теперь повторит за мной: усь –усь –усь – я соседу улыбнусь! (3-4 раза).
И еще раз подарите свою самую добрую улыбку своим соседям.
3. Объявление темы. Объяснение нового материала.
— Ну, вот мы с вами познакомились и подружились. Пока я вас ждала, мне принесли письмо, его прислала Добрая Волшебница, и я его еще не успела прочитать. Давайте сейчас его прочтем.
«В волшебном лесу Злой Волшебник зарыл клад. Этот клад смогут найти только самые дружные дети. Когда найдете клад вы станете более внимательными, еще лучше думать, запоминать больше, сможете узнать много интересного …… Но, чтобы его найти, вам нужно пройти испытания. А, чтобы вам легче найти клад, дарю вам карту».
— Вы согласны отправиться в путешествие в Волшебный лес? (Ответы детей)
3.1. Упражнение «Переходы».
Цель:
развитие внимания друг другу, групповой сплоченности, координации движений.
— Ну, что же отправляемся в дорогу. Встаньте друг за другом. Одной рукой возьмите друг друга за пояс, другой — держитесь за ленточку. Руки разъединять не нужно. Держимся друг за друга, и ленточку не отпускаем. Готовы? (дети шагают на месте, повторяя ТОП-ТОП-ТОП – отправляемся в поход). Поехали!
Педагог становится первым. Звучит легкая фоновая музыка. Дети проходят круг по залу и подходят к реке.
— Первое препятствие «Речка», нам надо её перейти.
3.2. Упражнение «Речка», проходит под веселую музыку.
Цель:
создание жизнерадостного настроения.
Инструкция:
здесь протекает глубокая река. Нам её надо перейти и не промочить ноги. Встаньте друг за другом, по – очереди перепрыгивайте с одного берега на другой. Пожалуйста, не толкайтесь, и ждите своей очереди, иначе вы можете намочить ноги. Готовы?
Время проведения
3 мин.
— Вот мы и перешли речку, никто из нас не намочил ног. Мы стали с вами смелее. Но посмотрите на карту! Впереди высокая гора. Нам надо её перелететь.
3.3. Упражнение «Кто летает?». Цель:
развитие моторно- двигательного внимания.
Инструкция:
я буду называть слова, которые могут летать или не могут летать. Если вы услышите слово, которое может летать, отвечайте: «летает» — и показывайте, как это делается, — разводите руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «поросенок летает?», молчите и не поднимайте руки.
Список слов: голубь, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, ковер, вертолет.
Время проведения
4 мин.
— Вы молодцы, справились с этим заданием, и мы благополучно перелетели через гору и стали более внимательными. Но взгляните на карту — впереди очередное трудное задание. Злой волшебник очень постарался, и запутал следы, чтобы мы не смогли найти клад. Но мы с вами внимательные и смелые, и сможем преодолеть все трудности. Впереди лабиринт.
Чтобы выполнить это задание вам необходимо присесть за ваши столы.
Знаете ли вы, ЧТО ТАКОЕ ЛАБИРИНТ? (это много дорог, перепутанных между собой. Но там есть путь, который выведет вас из лабиринта).
3.4. Упражнение «Лабиринт». Цель:
развитие внимания, мышления, моторики рук.
Инструкция:
каждый из вас получит листочек с лабиринтом. Посмотрите, как запутаны дороги. Вам нужно найти дорогу к дереву, под которым зарыт клад. Идите прямо по дороге, перескакивать и перелезать стены не нужно. Проведите дорогу сначала пальчиком, а затем, когда найдете дорогу, прорисуйте её.
Время выполнения: 1- 2 мин.
— Отлично, все смогли выбраться из лабиринта и найти дорогу к дереву, под которым зарыт клад. А вот и сундук. Но он закрыт. И, чтобы его открыть, нужен ключ. Злой Волшебник и здесь постарался. Он разобрал на части наш ключик. Нам нужно его собрать. Каждый из вас берёт по одному кусочку от разломанного ключа, и вместе складываете ключ.
3.5. Упражнение “Собери ключ».
Цель: развитие мышления, внимания, групповой сплоченности.
Детям раздаются разрезанные детали ключа. Им необходимо его собрать (коллективно, за одним из столов).
Время проведения: 2-3 мин.
— Ключ собран, теперь мы можем открыть сундук.
— Но, чтобы открыть сундук, нужно произнести волшебные слова. Повторяйте за мной: Ключик — раз, два, три! Нам замочек отопри!
4. Сюрпризный момент.
Открывают сундук. Там книги с заданиями для детей. Вместе с детьми полистать книгу с заданиями.
— Скажите, пожалуйста, почему Добрая Волшебница назвала эти книги – кладом? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
— В этих книжках для вас собраны самые интересные задания. Выполняя эти задания, вы сможете стать более внимательными, еще лучше научитесь думать и фантазировать, станете запоминать лучше.
— Нам пора возвращаться. Я предлагаю вам не возвращаться по трудной дороге, а совершить космический полёт. Вы сейчас лягте на ковер, устройтесь поудобнее, расслабьтесь и закройте глаза.
5. Релаксационная пауза «Космический полет»
(звучит космическая музыка 1 минута).
Цель:
снятие у детей напряжения, возбуждения.
Один, два, три, открыли глазки. Огляделись вокруг. Вот мы и снова в детском саду.
6. Подведение итогов. Закрепление материала.
— Вам понравилось наше путешествие? Зачем мы отправились в это путешествие? Что нам помогло найти клад? Для чего нужен этот клад?
7. Упражнение «Солнечные лучики»
(проводится в центре комнаты).
— Сейчас пришло время сказать до свидания. Пройдите, пожалуйста, в центр зала. Встаньте в круг. Протяните руки вперед и соедините их в центре круга. Тихо постоим, почувствуем себя теплым солнечным лучиком.
— Спасибо вам большое за занятие. Если вам понравилось наше занятие, я вас жду Центре дополнительного образования «Радуга». До свидания.
Список литературы:
- Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2003.
- Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ//Авт. Сост. Аджи А.В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
Миссия занятий по развитию в подготовительной группе
Прежде чем говорить о целях и задачах развивающих занятий с детьми 6–7 лет, необходимо определиться с тем, что такое занятие. В методической литературе под этим термином понимается организованный по структуре и времени элемент учебно-воспитательного процесса, призванный решить его конкретные цели и задачи. Занятия являются непосредственной образовательной деятельностью (НОД), которая характеризуется тремя направлениями формулировки целей: обучающей, воспитательной и развивающей. Таким образом, занятие любого направления является развивающим.
Продолжая начатую в старшей группе стратегию работы, целями таких уроков в подготовительной группе является:
- закрепление умений, навыков, характеризующих нормы возрастного развития детей 6–7 лет (концентрироваться на выполнении задания, уметь предвидеть результаты выполнения задачи и пр.);
- максимальное приближение условий взаимодействия в процессе НОД к уроку в школе (строгое соблюдение правил, к примеру, чтобы ответить или спросить, нужно поднимать руку, увеличение хронометража занятия до 30–35 минут);
- воспитание духа коллективизма (на занятиях отдаётся предпочтение групповым формам работы).
На развивающих занятиях дети продолжают учиться работать сообща
Задачи развивающих занятий в подготовительной группе
Реализация целей занятий возможна при условии последовательного решения образовательных задач, которые определяются общим уровнем развития дошколят 6–7 лет по направлениям интеллектуального, физического и психического становления.
Таблица: задачи развивающих занятий по образовательным областям
Область | Особенности развития | Задачи развивающих занятий |
Познание |
|
|
Социально-коммуникативное развитие |
|
|
Физическое развитие |
|
|
Развитие речи |
|
|
Xудожественно-творческое развитие |
|
|
Это интересно. Педагог, выстраивая работу с родителями воспитанников, ориентирует мам и пап на обозначенные задачи развития, что позволяет реализовать принцип преемственности детского сада и семьи в образовательном процессе.
Практическое освоение жизни является важной задачей развивающих занятий
Виды развивающих занятий в подготовительной группе
Осуществление задач развития по установкам Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) сопровождает весь образовательный процесс в детском саду, но наиболее выражено проявляется при организации НОД. Список дисциплин в сравнении со старшей группой расширяется:
- математика (2 раза в неделю);
- развитие речи (1 раз в неделю);
- обучение грамоте (1 раз в неделю);
- физкультура (3 раза в неделю, в некоторых детских садах одно из трёх занятие выделяется под спортивные игры, причём отдельно для мальчиков и девочек, например, пионербол и аэробика соответственно);
- ознакомление с окружающим миром (1 раз в неделю);
- экология и основы безопасности жизнедеятельности (1 раз в неделю);
- художественное творчество (2 раза в неделю рисование, 1 раз лепка и аппликация);
- конструирование (1 раз в неделю);
- музыка (2 раза в неделю).
Если рабочей программой детского сада предусмотрено, то 1–2 часа в неделю в рабочем графике выделяются под хореографию (или логоритмику, ритмопластику) и иностранный язык (английский).
Задачи всестороннего развития дошкольников включаются также и в режимные моменты, а также в подготовку развлечений и организацию прогулок, предполагая:
- отработку культуры гигиенических навыков в аспекте самообслуживания, следования правилам здорового образа жизни;
- накопление опыта в эмоционально-волевой сфере;
- развитие интеллекта, самостоятельности;
- продолжения работы по формированию нравственных качеств личности и чувства патриотизма.
Развивающий компонент есть в каждом элементе образовательной деятельности в ДОУ