Задачи:
- Получение и расширение знаний обучающихся, воспитанников о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.
- Формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие гордости за свою страну, её выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, спорта, культуры.
- Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества.
- Воспитание у обучающихся, воспитанников интернациональных чувств на примере знакомства с Удмуртией и городом Ижевском.
- Формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям.
Что такое «патриотизм» для дошкольника
Ребенок дошкольного возраста еще слишком мал, чтоб осознать всю глубину слова «патриотизм», но он уже умеет любить. Его любовь натуральна. Он любит все то, что его окружает: дом, родных, деревню, свою улицу, город, речку, куда вместе с мамой он идет купаться. Именно эти чувства нужно пестовать и закреплять. Дать понятие «Родина» самым ненавязчивым образом, ассоциируя это слово лишь с самыми позитивными моментами. Таким образом, основа патриотизма закладывается надолго.
Для ребенка «быть патриотом» – это естественно. Он уже патриот. Он любит, искренне и от души.
План программы по патриотическому воспитанию в средней общеобразовательной школе с 1-11 классы
Зам. директора по воспитательной работе учитель начальных классов Петрова Татьяна Фёдоровна | МОУ Платошинская средняя общеобразовательная программа Пермский муниципальный район с.Платошино ул.Владимирова 27 |
Патриотическое воспитание школьников
Целью обучения является
формирование основных идей, чувств, установок служения Отечеству и своим ближним и других слагаемых патриотизма гражданина России, обретение знаний о мире и человеке, его предназначении и смысле существования; способов осуществления ЗОЖ, экологии духа, души и тела; опыта созидательной деятельности в пространстве собственной жизнедеятельности, опытом защиты Отечества как наследия своих предков.
Целью воспитания гражданина и патриота является
освоение идеалов служения Отечеству через самосозидание гражданина, воспитание чувства долга, чести и достоинства, общей культуры личности, переживания сопричастности к прошлому и настоящему героической России.
Целью развития нравственной личности
является расширение пространства коллективизма и толерантности, обретение личностного мира ценностей и отношений как условия готовности к служению своему Отечеству.
Направления патриотического воспитания
- Духовно-нравственное
- Историко-краеведческое
- Гражданско-патриотическое
- Социально-патриотическое
- Военно-патриотическое
- Героико-патриотическое
- Спортивно-патриотическое
Субъекты патриотического воспитания
- Семья
- Ближнее социальное окружение молодого человека
- Школа
- Учреждения дополнительного образования
- Военно-спортивные клубы
- Средства массовой информации
- Государственные органы
- Религиозные организации
Задачи
- Сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России.
- Формирование духовно-нравственных качеств личности.
- Воспитание патриотов России ,граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость.
- Формирование основ здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни.
- Формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения в социуме.
- Формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех учебных дисциплин.
Циклограмма школьных мероприятий по патриотическому воспитанию
в соответствии с ФГОС
Наименование мероприятия | Сроки проведения | Направленность в системе патриотического воспитания | С кем проводится | Ответственные за проведение |
Урок России | Сентябрь | Гражданско-патриотическое | 1-11 | Классные руководители |
Урок знаний «Конституция России» | Декабрь | Гражданско-патриотическое | 8-9 | Учителя истории, заместитель директора по воспитательной работе |
Классный час «Я – Гражданин России» | Декабрь | Гражданско-патриотическое | 5-11 | Классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе |
Урок-викторина «Флаги России» | Ноябрь | Гражданско-патриотическое, историко-краеведческое | 5-9 | Библиотекарь |
Урок – мужества «Поклонимся великим тем годам…» | Май | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 4-11 | Классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе |
Классный час «Государственная символика» | Сентябрь | Гражданско-патриотическое | 1-11 | Классные руководители, учителя истории |
Классный час «Символы российских городов» | Октябрь | Гражданско-патриотическое, историко-краеведческое | 5-11 | Классные руководители, учителя истории |
Классный час «Моя малая Родина» | Октябрь | Историко-краеведческое | 1-2 3-4 5-11 | Классные руководители |
Классный час «Национальные традиции» | Ноябрь | Духовно-нравственное | 3-11 | Классные руководители, библиотекарь |
Классный час «Природные святыни России» | Март | Гражданско-патриотическое, историко-краеведческое | 5-9 | Классные руководители, учитель географии |
Классный час «Патриотические символы России» | Апрель | Гражданско-патриотическое, историко-краеведческое, духовно-нравственное | 5-9 | Классные руководители |
Классный час, посвящённый Дню народного единства «Листая страницы истории» | Ноябрь | Гражданско-патриотическое, историко-краеведческое | 5-11 | Классные руководители учителя предметники, учителя истории |
Классный час «Наука ковала победу» | Май | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 9-11 | Классные руководители, учителя предметники |
Классный час «Мои права» | Ноябрь | Гражданско-патриотическое | 1-11 | Классные руководители, социальный педагог, учитель обществознания |
Классный час «Честь, идеал, права и обязанности» | Ноябрь | Гражданско-патриотическое | 9-11 | Классные руководители, социальный педагог, психолог |
Классный час «Символы нашего края» | Октябрь | Гражданско-патриотическое, историко-краеведческое | 5-11 | Классные руководители, учитель географии, библиотекарь |
Классный час «С чего начинается Родина?» (святыни России) | Октябрь | Гражданско-патриотическое, историко-краеведческое | 1-11 | Классные руководители, учитель географии, библиотекарь |
Классный час «Антитеррор» | Сентябрь | Гражданско-патриотическое | 5-11 | Классные руководители |
Классный час «Великий полёт» | Апрель | Героико-патриотическое | 5-11 | Классные руководители |
Классный час «Я бы с песни начал свой рассказ…», посвящённый 9 мая. | Май | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 7-9 | Классные руководители, музыкальный работник |
Классный час «Но выстоял великий Сталинград!» | Февраль | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 8-11 | Классные руководители |
Праздничный классный час, посвящённый Дню защитника Отечества. | Февраль | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 1-11 | Заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель |
Литературно-музыкальный вечер «Песни, опалённые войной» | Апрель-май | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 1-7 | Классные руководители, учителя литературы, музыкальный работник |
Литературно-музыкальный вечер «Великая Отечественная война в литературе, в живописи, музыке, кинематографии» | Апрель-май | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 8-11 | Классные руководители, учителя истории и литературы, музыкальный работник |
Литературная композиция «Блокадный Ленинград» | Январь | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 8-11 | Классные руководители, учителя истории и литературы, музыкальный работник |
Родительское собрание «Воспитание патриота – гражданский долг» | Октябрь | Гражданско-патриотическое | 5-11 | Классные руководители |
Родительское собрание, праздничный вечер посвящённый Дню Матери. | Ноябрь | Духовно-нравственное | 1-11 | Классные руководители |
Родительское собрание «Семейные таланты» | Март | Духовно-нравственное | 1-11 | Классные руководители |
Диспут «Патриотизм: знак вопроса» | В течение года | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 10-11 | Учителя истории |
Тематическая лекция «Защитник Родины. Каким ему быть?» | Февраль | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 10-11 | Классный руководитель Учитель ОБЖ |
Тематическая лекция «Романтика армейской службы. В чём она?» | Март | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 9-11 | Классный руководитель Учитель ОБЖ |
Тематическая лекция «Готов ли ты совершить подвиг?» | Апрель | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 8-11 | Классные руководители |
Тематическая лекция «Творцы отечественного оружия» | В течение года | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 8-11 | Учитель ОБЖ |
Конференция «Вооружённые силы России. Каковы их задачи?» | Февраль | Гражданско-патриотическое | 8-11 | Учителя, классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе |
Читательская конференция «Возьми себе пример героя» (по литературным произведениям о войне) | Январь | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 5-11 | Заместитель директора по воспитательной работе, библиотекарь, классные руководители |
Цикл устных журналов на патриотические темы. | В течение года | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 1-11 | Классные руководители |
Общешкольный конкурс творческих работ «И помнит мир спасённый…» | Январь | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 1-7 | Педагоги дополнительного образования, учителя технологии |
Конкурс инсценированной песни «Споёмте, друзья!» | Февраль | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 1-11 | Классные руководители, учитель музыки |
Конкурсу агитбригад «Салют победы» | Март | Военно-патриотическое, героико-патриотическое, социально-патриотическое | 4-8,1 0 | Классные руководители, учитель музыки, педагоги дополнительного образования |
Конкурс плакатов «Память жива!» | Апрель | Военно-патриотическое, героико-патриотическое, социально-патриотическое | 4-11 | Заместитель директора по воспитательной работе, педагоги дополнительного образования, учитель ИЗО |
Трудовая вахта по благоустройству памятника военной истории «Подвиг в камне и бронзе» | В течение года | Военно-патриотическое, героико-патриотическое, социально-патриотическое | 9-11 | Заместитель директора по воспитательной работе, совет старшеклассников, учителя технологии |
Фольклорный праздник «Ярмарка» | Октябрь | Духовно-нравственное, историко-краеведческое | 1-6 | Совет старшеклассников |
Фольклорный праздник «Масленица» | Март | Духовно-нравственное, историко-краеведческое | 1-7 | Совет физкультуры |
Фольклорный праздник «Рождество» | Январь | Духовно-нравственное, историко-краеведческое | 1-7 | Совет старшеклассников |
Вручение паспортов «Мы – граждане России» | Март | Гражданско-патриотическое | 9 | Заместитель директора по воспитательной работе |
Историческая игра – викторина «Главные вехи Победы» | Апрель | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 7-11 | Классный руководитель, учителя истории |
Историческая игра -викторина «Российский флаг» | Декабрь | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 5-9 | Классный руководитель, учителя истории |
Игра – викторина «Знатоки истории» | Апрель | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 7-9 | Классный руководитель, учителя истории |
Историческая викторина «Битва за Москву» | Декабрь | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 7-9 | Классный руководитель, учителя истории |
Конкурс песни и строя «Вперёд, юнармейцы» | Апрель | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 2-4 5-11 | Классные руководители , заместитель директора по воспитательной работе, библиотекарь, учитель музыки |
Конкурс чтецов «Навстречу Победе в ВОВ» | Апрель | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 3-8 | Классные руководители , заместитель директора по воспитательной работе, библиотекарь, учителя русского языка и литературы |
Урок- викторина «Герои –войны» | Март | Военно-патриотическое, героико-патриотическое, Историко-краеведческое | 5-7 | Классный руководитель, учителя истории |
Шефство над ветеранами | В течение года | Социально-патриотическое, духовно-нравственное | 1-11 | Классный руководитель заместитель директора по воспитательной работе, совет старшеклассников |
Встречи с ветеранами | Апрель-май | Военно-патриотическое, героико-патриотическое, социально-патриотическое | 5-11 | Классный руководитель заместитель директора по воспитательной работе |
Проектная деятельность учащихся «Герои живут среди нас» | В течение года | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 4-11 | Классный руководитель заместитель директора по воспитательной работе, совет старшеклассников |
Концерт для ветеранов войны «Мир твоему дому, солдат!» | Май | Военно-патриотическое, героико-патриотическое, социально-патриотическое | 7-11 | Классный руководитель заместитель директора по воспитательной работе, совет старшеклассников |
Акция милосердия «Внимание – ветеран!» | В течение года | Социально-патриотическое, духовно-нравственное | 5-11 | Классный руководитель заместитель директора по воспитательной работе, совет старшеклассников |
Благотворительная акция «Посылка войну!» | Апрель-май | Социально-патриотическое, духовно-нравственное | 9-11 | Классный руководитель, совет старшеклассников |
Встреча с ветеранами афганской и чеченской войн «Опалённые войной» | В течение года | Военно-патриотическое, героико-патриотическое, социально-патриотическое | 6-8 | Классный руководитель заместитель директора по воспитательной работе, совет старшеклассников |
Вечер встреча с выпускниками школы – курсантами военных учебных заведений» | Январь-февраль | Военно-патриотическое, героико-патриотическое | 10,11 | Классные руководители, совет старшеклассников |
Экскурсия «Краеведческий музей нашего края» | В течение года | Историко-краеведческий | 4-6 | Классные руководители |
Викторина «Памятники военной истории нашего края» | Ноябрь | Военно-патриотическое, героико-патриотическое, историко-краеведческое | 5-9 | Учителя истории, руководитель кружка |
Урок-экскурсия «Заочное путешествие по городам — героям» | Декабрь | Военно-патриотическое, героико-патриотическое, историко-краеведческое | 4-8 | Учителя истории, окружающего мира, классные руководители |
Урок – экскурсия «Золотое кольцо России» | Январь | Духовно-нравственное, историко-краеведческое | 4 класс | Учитель окружающего мира. |
Цикл военно-исторических экскурсий «Наш край в годы войны» | В течение года | Духовно-нравственное, историко-краеведческое | 6-1 классы | Руководитель кружка, заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель |
Работа учащихся в музее школы | В течение года | Духовно-нравственное, историко-краеведческое | 4,5,6 | Руководитель кружка, заместитель директора по воспитательной работе |
Подготовка к районному смотру-конкурсу школьных музеев | Сентябрь-декабрь | Духовно-нравственное, историко-краеведческое | 4,5,6 | Руководитель кружка, заместитель директора по воспитательной работе |
Участие в районном конкурсе «Корнями дерево сильно» | Октябрь-декабрь | Историко-краеведческое | 1-11 | Руководитель кружка, заместитель директора по воспитательной работе |
Участие в олимпиаде по краеведению «Рысёнок» | В течение года | Историко-краеведческое | 1-4 | Руководитель кружка, заместитель директора по воспитательной работе |
Работа учащихся в историко–краеведческом кружке «Маленький историк» | В течение года | Духовно-нравственное, историко-краеведческое | 1-6 | Руководитель кружка, заместитель директора по воспитательной работе |
Работа учащихся в клубе «Школа выживания» | В течение года | Спортивно-патриотическое | 8-11 | Учитель ОБЖ |
Подготовка и сдача норм «Готов к труду и защите Отечества» | В течение года | Спортивно-патриотическое | 4,5-11 | Учителя физкультуры |
Спортивный праздник «А ну-ка, парни» | Февраль | Спортивно-патриотическое | 1-11 | УЧИТЕЛЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ,КЛАССНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ |
Литература
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы»., М.,2006
- Закон РФ «О днях воинской славы России» от 13 марта 1995г.
- Концепция военно-патриотического воспитания молодёжи/Авт. Коллектив под руководством В.И.Лутовинова.1998 №10.
- Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие школьных администраторов, классных руководителей/авт. – сост. А.Н.Вырщиков, М.Б.Кусмарцев, А.П.Пашкович. – М;. Глобус, 2007 (воспитательная работа)
- Гражданское образование: технологии, интерактивные формы работы/авт. Сост. О.А.Северина. Волгоград: Учитель,2009.
- Патриотический клуб «Память»: воспитательная программа для учащихся 7-11 классов/ авт. Сост. В.А.Бартеньева. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Недаром помнит вся Россия…внеклассные мероприятия по патриотическому воспитанию. 1-4 классы/авт.-сост. Е.А.Гальцова. Учитель.- Волгоград: Учитель, 2008.
Основы нравственно-патриотического воспитания
Патриотическое воспитание должно стать частью образовательного процесса, а также прочно войти во внеурочную и внеклассную деятельность.
При решении задачи патриотического воспитания любому педагогу необходимо выстраивать свою работу на основании следующих условий и индивидуальных особенностей младших школьников:
- учет актуальности подаваемых знаний для детей указанного возраста;
- воспитательный процесс должен носить непрерывный, систематический характер;
- к каждому ребенку необходимо подбирать индивидуальный подход с учетом его личных особенностей;
- разнообразные виды деятельности должны использоваться им на основании возрастных особенностей младших школьников.
Система нравственных ценностей – перечень составляющих
В качестве основных параметров успешности воспитательной деятельности каждого педагога стоит выделить социальную активность младших школьников, их стремление к постоянному самосовершенствованию, развивающееся чувство собственной значимости, наличие общих моральных качеств, объективная оценка ребенка в качестве гражданина, патриота.
Старшая группа – флаг, герб, Россия
В старшей группе патриотическое воспитание приобретает постоянный характер. Регулярные беседы подкрепляются работой педагогов – специалистов (ИЗО, физкультура, музыка). Большая роль тут отводится работе музыкального руководителя. На музыкальных занятиях дети вплотную знакомятся с русским фольклором, что им доставляет массу приятных впечатлений. Совместная подготовка народных праздников – не просто развлечение для детей. Это тесное приобщение к родной культуре, знакомство с традициями. В этом возрасте детям даются понятия «Государство», «герб», «флаг», «гимн». В список бесед гражданско – патриотического воспитания включаются беседы на экологические темы. О том, что беречь окружающий мир – наша основная задача, как граждан и патриотов своей страны. В рамках познания своего региона, изучается климат. Флора и фауна местности. Согласно календарному плану проводятся беседы о полете Гагарина, о Великой Отечественной Войне.
Младший возраст и фольклор
Народная культура – что это? Как она прививается? Ребенку нельзя сказать: «Люби, это твоя культура». Она впитывается с младенчества вместе с народными играми, с потешками, поговорками. С добрыми русскими народными сказками, веселыми персонажами – так начинается патриотическое воспитание среди детей младшего дошкольного возраста. В режимных моментах (умывание, прогулка, подготовка ко сну) воспитатель умело вплетает элементы русского народного творчества так, что маленький гражданин уже начинает ощущать себя частью своего народа.
Патриотические игры в детском саду
Формирование чувства патриотизма у детей в раннем возрасте
Как уже было упомянуто ранее, огромная роль в привитии ребенку чувства патриотизма принадлежит его родителям. Многие нравственные качества закладываются у детей в младших классах. Закладывать основы патриотизма родители начинают с пробуждения у ребенка прекрасного чувства любви к зеленым деревьям, ароматным цветам, окружающей природе, такому близкому и родному дому. Истинная любовь и преданность отчизне начинается у ребенка с проявлений любви к родной матери, отцу, бабушке, приятного ощущения нужности, теплого отношения и любви, заботы, которыми он окружен.
Патриотическое воспитание начинается с первых дней в школе
Чувство любви к собственному народу начинает формироваться от любви к окружающим сверстникам и взрослым.
Средняя группа – осознаем себя гражданами
Возраст четырех лет назван возрастом «почемучки». Ребенок начинает осознанно мыслить, Он видит, что он и мир – не одно и то же, но воспринимает себя, как его часть. Самое время начать знакомить ребенка с понятием «страна», «Родина», «народ», «традиции» «защита отечества». Беседы о том, что такое «наш край» проводятся как планово, во время образовательной деятельности, так и ненавязчиво, в режимных моментах (например, на прогулке или во время игры). В преддверии праздника «9 мая» проводятся беседа о войне, но в упрощенном варианте, делая акцент на доблести всего народа, о сплочении ради победы. Победы ради жизни.
Подготовительная группа – «Мы – патриоты»
Дети 6-7 лет – это, по сути, дети школьного возраста. Их способность внимательно слушать (а также слышать) позволяет проводить более глубокие и вдумчивые беседы, Беседуя с детьми подготовительной группы педагог побуждает их анализировать, рассуждать. Дети шести лет очень тонко чувствуют. Они живо откликаются на рассказы о подвигах героев, о горестях войны. Беседуя со старшими детьми, нужно быть предельно тактичным. В беседе о великой отечественной войне следует делать акцент именно на подвиг народа, его сплоченность и мужественность, но никак не на личности и национальности врага. Беседуя о подвигах и славе русского (советского) народа, недопустимо затрагивать честь представителей других национальностей. Это может привести к национальным конфликтам, как в детском саду, так и вне его стен. Деликатность, чувство такта вместе с убежденностью педагога – залог правильного и эффективного воспитания.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста