Конспект занятия «Дымковская игрушка» для детей подготовительной группы


Конспект занятия «Дымковская игрушка» для детей подготовительной группы

Конспект занятия «Дымковская игрушка» для детей 6-7 лет
Автор: Нерсесян Наира Игоревна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №144», г. Воронеж


Назначение: воспитатели старших и подготовительных групп,учителя начальных классов,родители. Цель: Знакомство детей с народной культурой. Задачи: -Познакомить с историей Дымковской игрушки. -Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России. -Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом. -Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек,умение создавать узоры по собственному замыслу.Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами. -Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве. Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации,напечатанные трафареты на белой бумаге(формат А4) и цветные карандаши. План занятия: — 1. Организационный момент 2. Теоретическая часть. Вводная беседа об истории и процессе создания с демонстрацией дымковских игрушек, картин, презентаций.Объяснение последовательности росписи. 3. Заключительная часть.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны? Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы,резины,металла,дерева,ткани. Воспитатель: Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымкого? Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей. В ней нету цвета дымного, А есть любовь людей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы. В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы. (В.Феофанов) Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками.Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка.В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки.В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой.Возможно ,от этого и возникло название Дымкого,а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника <�Свистопляска>.Позднее ярмарка-праздник стала называться <�Свистунья>. Что же это за игрушки,давайте посмотрим? Через горные отроги, Через крыши деревень, Краснорогий,желторогий Мчится глиняный олень.


Вот индюк нарядный, Весь такой он ладный, У большого индюка, Все расписаны бока. Посмотрите,пышный хвост,У него совсем не прост, Точно солнечный цветок, Да алее гребешок.


Дымковская барышня вся в оранжевых,золотых,алых и зеленых узорах.


Посмитри, как хороша Эта девица-душа, Щечки алые горят, Удивительный наряд. Даже кони в праздничных нарядах.


Кони глиняные мчатся На подставках,что есть сил. И за хвост не удержатся, Если гриву упустил. Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек? Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами. Воспитатель: А как вы думаете,какой краской сначала покрывают игрушку? Дети: Белой.На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.. Воспитатель: А сможете предположить,откуда взяли мастера белый цвет? Дети: Они взяли от снега,у зимы. Игрушки же лепили зимой!!! Воспитатель: Правильно.Белый фон взяли мастера от заснеженных полей,когда зимой все вокруг белым-бело.В тех местах зима длинная,а снега много.Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой,как снег. А почему они яркие?


Дети: Потому что они делались к празднику,поэтому раскрашивали их яркими красками. Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек? Дети: Они использовали яркие цвета:красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый. Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках? Дети: На игрушках кружочки,точки, линии,клеточки,полоски,кривые,волны,квадраты,кольца,овалы. Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Дети: Лошадка,петушок,олень,баран,барышня. Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни. Воспитатель: Давайте узнаем как создается игрушка? (Дети смотрят видео на интерактивном доске,воспитатель параллельно рассказывает). Много труда надо вложить,чтобы игрушка стала такой нарядной.Она рождается три раза.Первый раз она рождается,когда ее лепят из красной глины.Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.Игрушку надо обжечь,чтобы она стала прочной.От сильного жара игрушка раскаляется,а когда остывает,глина становится звонкой и крепкой.Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем.А когда рождается третий раз? Дети: В третий раз игрушка рождается,когда ее белят и расписывают красками. Воспитатель: Потом ее белят мелом,разведенным молоком,и расписывают.Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота,придающее еще большую нарядность игрушке.Так она рождается третий раз.Красивые яркие,нарядные игрушки продают на ярмарке.Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.


Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки. Напечатанные трафареты раздается детям. Карандашами они начинают с удовольствием <�расписывать>. В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается выставка.

Рекомендуем посмотреть:


Занятие со старшими дошкольниками. Дымковская игрушка Конспект урока по трудовому обучению во 2 классе Конспект НОД в средней группе. Дымковская игрушка Конспект НОД по лепке «Дымковская игрушка». Подготовительная группа

Похожие статьи:

Лепка фигур из пластилина

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Дымковская барыня

Конспект занятия в средней группе. Дымковская игрушка

Задачи.

Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народ­ного декоративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оце­нок. Обратить внимание детей на образ­ную выразительность предметов искусст­ва. Формировать представления о некото­рых художественных ремеслах, знания о том, какими материалами и инструмента­ми пользуются мастера (для изготовления игрушек нужны: глина, гончарный круг, особая палочка или кисточка, чтобы рисо­вать узор, печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи).

Предварительная работа.

Рассматрива­ние предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти краси­вые вещи создали мастера — народные умельцы.

Материалы, инструменты, оборудование.

4-5 дымковских игрушек (барыня, лошадка, индюк, баран и пр.), поворотный диск для демонстрации игрушек или подставка, де­корация для разыгрывания мини-спектакля; дидактическое пособие (таблица) с харак­терными цветосочетаниями и декоративны­ми элементами дымковского промысла. Альбом для детского творчества И.А. Лыко­вой «Дымковская игрушка».

Содержание занятия.

Воспитатель знакомит детей с дымков­ской игрушкой.

Примерное содержание рассказа вос­питателя «Игрушки не простые — глиня­ные, расписные».

— С высокого берега реки Вятки, на ко­тором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В ста­рину — и зимой, когда топились печи, и ле­том, когда туман, село это — будто дымкой окутано, всё в дыму. Здесь в далёкую ста­рину и зародилась игрушка, которую так и назвали — «дымковская»…

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмар­ки. Из небольшого глиняного шарика с от­верстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весен­ней ярмарки торгуют весёлым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Свистом оглашается вся округа. Шумит на­родное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник своё название — «Сви­стунья». Приходит новая зима, и снова в Дымкове принимаются за дело. И так мно­го-много лет. Бабушки учат внучек, а внуч­ки — своих внучек.

И в наше время в Вятке, которая теперь называется Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И дела­ют там не только свистульки. Если мы зай­дём в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Всё это нужно для со­здания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штаниш­ках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки — одна с Емелей, а другая с козлята­ми, и всё это — настоящее чудо.

Когда наблюдаешь за работой мастери­цы, кажется, что всё очень просто. Вот она отщипнула кусочек глины, раскатала его в колбаску, вот взяла глины побольше, рас­шлёпала в лепёшку, вот свернула лепёшку воронкой — получилась юбочка. Сверху приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, ведёрки вылепила, на голову налепила высокий кокошник, крохотный носик прилепила. Оставила фигурку су­шиться сначала на лавке, а потом в печке.

Из печи выходят фигурки закалённые, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разве­дённом на молоке, затем начинают распи­сывать. И выходят из-под кисточки узо­ры: кружочки, прямые и волнистые полос­ки, клеточки, пятнышки, точки. Все на своём месте и все горят ярко-ярко. Краски малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие — пёстро и весело, как в хороводе!

Но, оказывается, работа ещё не закон­чена. Ещё предстоит «сажать золото». Ма­стерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное ме­сто — барыням и водоноскам на кокошни­ки и шляпы, петухам — на гребешки… Вот теперь игрушки засветились и стали ещё ярче.

Воспитатель создаёт интерес к дымков­ской игрушке: показывает три-четыре фи­гурки, которые пришли в гости к детям, и обыгрывает эмоциональный диалог между ними. Предлагает детям рассмотреть дым­ковские игрушки и рассказать о них, какие они (весёлые, нарядные, яркие, краси­вые). Сообщает, что на следующих заняти­ях дети будут лепить и расписывать дым­ковские игрушки, как настоящие мастера.

Беседа по ознакомлению с народно-прикладным творчеством: «Ласковое слово «Дымка»

(Старший дошкольный возраст)

Цель: формировать патриотические чувства и уважение к истории русского народа через знакомство с народной дымковской игрушкой.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать интерес к изделиям дымковских мастеров. Образовательные: познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства — дымковской глиняной игрушкой, историей её возникновения, элементами росписи, колоритом.

Развивающие: развивать внимание, эстетическое восприятие, память.

Материалы и оборудование: выставка народной дымковской игрушки; подборка иллюстраций, фотографий и картинок по теме дымковская игрушка.

Предварительная работа: подборка дымковских игрушек, аудиозаписей русской народной музыки, подготовка вопросов для детей по содержанию беседы.

Ход беседы:

Воспитатель начинает свой рассказ под аудиозапись русской народной музыки.

Давно это было, о том еще моему дедушке прадедушка сказывал. На правом берегу широкой реки Вятки с глубокой древности стоит Дымковская слобода, совсем недалече от города Вятки (ныне города Кирова). Исстари в слободе селился люд мастеровой — печники да игрушечники. Мастера-игрушечники лепили дымковские игрушки из красной глины, которую собирали по берегам реки. Готовые дымковские игрушки несколько дней сушили. Потом обжигали в печи, остужали и выбеливали мелом, растворенным в молоке, а уже потом украшали узорами.

Старые люди поговаривают, что и свое название Дымковская слобода получила потому, что в ней по утрам над каждой избой вился дымок из русских печек, когда мастера обжигали игрушки, которые весной везли в город Вятку на праздник Свистопляски.

Откуда же пошла традиция празднования местного праздника? В те времена не спокойно было на Руси. Однажды по реке к городу Вятке подошли враги, несметное множество кочевых полчищ. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда Вятичи, так звали людей, живущих по берегам реки Вятки, измыслили хитрость. Все жители города получили по глиняной свистульке. Подкравшись к вражескому стану ночью, они подняли отчаянный свист. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой особый праздник Свистопляски. Позже древний праздник Свистопляски превратился в праздник Свистунья, а в наши дни в ярмарку Свистунью.

В этот день на городских валах и на базарной площади собирались горожане от мала до велика и свистели изо всех сил в глиняных уток и свинок. Выбор игрушки-свистульки был не случаен каждая свистулька имела свой магический смысл. Так свистулька-медведь своему обладателю, хозяину, «давала» богатырскую силу, баран — счастье, а корова — достаток. К сожалению, со временем люди забыли, какую магическую силу имеет образ той или иной игрушки-свистульки, но и в наши дни по традиции на ярмарке не только продаются дымковские свистульки, но и летит над городом, звонкий веселый свист.

Так и прославились своим ремеслом дымковские мастера-игрушечники по всей России-матушке!

Что же изображали в своих изделиях дымковские мастера? Первыми появились игрушки-свистульки, изображающие животных — это свинки, медведи, бараны с золотыми рогами, лошадки, козлики, уточки, петушки, гуси, индюки. Далее к фигуркам животных добавился женский образ — женщина с младенцем на руках. Дело в том, что после битвы с кочевниками осталось много вдов с детьми на руках. Поэтому появилась традиция: все сборы, вырученные с продажи игрушек передавать на содержание вдов, сирот, немощных и нуждающихся.

Дымковские мастера постоянно ищут новые образы для дымковской игрушки. К дымковским няням добавились фигурки водоносок, дам-модниц, птичниц, купчих. Появились мужские образы — офицеры, франты, продавцы пирогов. Кроме младенцев — детишки, разного возраста и пола. Вот скачет всадница на разгоряченном коне, хозяюшка хлопочет у печи, семья пьет чай за столом. А это что за звон и стук? Это стремительно мчится экипаж! Ямщик умело управляет лошадью, а в экипаже барыня-модница с офицером. По водной глади дымковские франты катают барынь на лодках. Пестрая сказочная карусель, скоморох, едущий на свинке, вызывает звонкий смех, галдят дети, скатывающиеся с горы на санках…

Дымковскую игрушку легко узнать среди других народных игрушек.

Она выделяется своим белоснежным фоном, по которому мастера наносили простые геометрические узоры. Это круги, кольца, точки, полосы, линии, ромбики, овалы, черточки. Дымковские мастера расписывали игрушки в добрый десяток ярких цветов: красный, малиновый, синий, золотисто-жёлтый, фиолетовый, зеленый… и даже золотили блестками. Кажется, что в облике каждой дымковской игрушки невольно находит своё отражение природа тех мест, где она родилась. Представляешь заснеженные сугробы, мороз, румянец украшает лица людей. На фоне освещённого снега особенно ярко звучит цвет одежды.

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. И в наши дни дымковской игрушки делают вручную в отличие от других народных промыслов. Каждая игрушка уникальное произведение искусства, у каждой свой особый характер. Злому образу серого волка дымковские мастера предпочитают образ доброго барана или гордого красавца оленя. Дымковская собачка — это веселая, безобидная дворняга. Медведь — музыкант, играющий на балалайке или гармошке. Гордая красавица, барыня-модница кокетливо вскинув головку, не спеша прогуливается под ручку с бравым офицером. А рядом степенно идет няня, окруженная гурьбой ребятишек.

Как и в древности, дымковские фигурки не были детской забавой, свистульки делали для местного праздника, а нарядными статуэтками украшали комоды и полки с посудой, так и в наши дни фигурки из Дымково служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой, и на душе становится теплее.

Воспитатель задаёт детям вопросы по содержанию своего рассказа.

Воспитатель:

Вопросы по теме беседы:

  1. Почему поселение, слободу назвали Дымковской? (По утрам над каждой избой вился дымок из русской печки.)
  2. Из какого материала лепили свои игрушки мастера Дымковской слободы? (Мастера лепили игрушки из глины.)
  3. Как подготавливали дымковскую игрушку для росписи? Назовите этапы подготовки игрушки к росписи. (Готовую дымковскую игрушку несколько дней сушили. Обжигали в печи, остужали, выбеливали мелом, растворенным в молоке. А уже затем расписывали узорами.)
  4. Как спасли простые дымковские свистульки жителей города Вятка от врага? (Подкравшись к вражескому стану, жители подняли отчаянный свист. Враги подумали, что их окружают подоспевшие на выручку дружины и убежали.)
  5. Как назвали жители свой особый праздник, в честь этого события? (С тех пор горожане отмечают свой особый праздник Свистунья.)
  6. Кого изображали в своих изделиях дымковские мастерицы? (Сначала изображали животных — уточки, свинки, медведи, бараны и др. Потом появились няни, барышни, водоноски, купчихи. К ним добавились мужские образы — кавалеры, офицеры, мужики, франты и образы детей разного возраста.)
  7. Из каких частей, элементов, состоят геометрические узоры дымковских изделий? (В росписи дымковских игрушек встречаются круги, овалы, кольца, точки, полосы, линии, ромбы, черточки.)
  8. Какие цвета использовали дымковские мастерицы для росписи игрушек? Назовите цветовую гамму дымковских игрушек. (Дымковские мастерицы расписывали игрушки в добрый десяток цветов — красный, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, зеленый…и даже золотили блесками.)
  9. Для чего покупают люди весёлую, озорную дымковскую игрушку? (Свистульки делают для местного праздника, ярмарки Свистуньи, а фигурками украшают свои жилища.)

Вывод:

Дымковская игрушка делается из глины вручную. Простые геометрические узоры и яркие краски делают её нарядной и праздничной. Вспоминая историю её появления, мы знакомимся и с историей нашей Родины.

Вот почему дымковская игрушка покорила не только сердца россиян, она полюбилась и зарубежным гостям и стала популярным русским сувениром, визиткой карточкой России.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]