Конспект ООД по развитию речи в группе раннего возраста. Тема: «Кошечка».


Мини-занятия

Мини-занятия речевого развития действующими программами рекомендуется использовать как особые формы становления речи в работе с детьми третьего года жизни как можно чаще (лучше — ежедневно), потому что они являются актуальными и соответствуют личностно-ориентированной модели дошкольного образования. Эта форма организации речевой деятельности может инициироваться воспитателем, тогда они предусматривается в календарном плане работы, а может возникать по инициативе детей. Педагог должен быть готовым к руководству такой речевой деятельностью малыша.

Часть слова «мини», по мнению А. Гончаренко, предполагает минимизацию:

  • по числу детей, которые одновременно заняты;
  • по продолжительности организованной деятельности;
  • по объему содержания, которое реализуется.

Количество мини-занятий, содержательное их наполнение обусловливается возрастными особенностями. В течение дня педагог может организовать сам или создать условия для самоорганизации детей десятки индивидуальных, групповых и коллективных краткосрочных мини-занятий, во время которых будет реализовываться запланированная тема.

Вывод по I главе

У детей с самых первых дней жизни и до окончания дошкольного периода происходит самая важная задача — формирование и развитие речи. Каждый год жизни ребёнка делится на этапы и на каждом из них происходит совершенствование речи — от первого младенческого крика до составления сложных предложений.

В период раннего детства у детей происходит интенсивное развитие речи. За это время активный словарь ребёнка превышает пассивный; ребёнок узнает о том, что у каждого предмета есть своё название; после того, как он услышит слово — пытается повторить; он учится составлять простые и сложные распространенные предложения.

Развитие речи ребёнка тесно связано с общением со взрослыми, и недостаток этого общения может привести к задержке речевого развития,а также повлиять на развитие психики малыша. Общение ребёнка с окружающими его людьми позволяет увеличить его пассивный и активный словарь, усовершенствовать произношение и содержание речи.

Что делать маме

«Заражая» младенца положительными эмоциями, мать стимулирует его интерес к внешнему миру, а поскольку удовлетворение этого интереса сопряжено с тратами физиологических ресурсов, то она стимулирует в определенном направлении и обменные процессы, и дифференциацию тканей в организме своего младенца. Наоборот, передавая младенцу отрицательные эмоции, мы подавляем не только его интерес к внешнему миру, но и определенные биологические процессы его организма. Не лучше, когда окружающие ребенка взрослые «заражают» его слишком сильными аффективными эмоциями.

Эти энергоемкие эмоции истощают нервную систему ребенка и могут привести к соматическим заболеваниям. Механическое выполнение взрослым режимных моментов, его равнодушное, безразличное отношение к маленькому ребенку исключает возможность вообще, какого бы то ни было эмоционального контакта. С таким взрослым у ребенка не возникает потребности общения, а потому не развивается познавательный опыт и не формируются необходимые коммуникативно-познавательные средства. Возникает угроза задержки психического развития и расстройства дальнейшего взаимодействия ребенка со взрослым. Мозг ребенка развивается неправильно или задерживается, при отсутствии или дефиците внешних раздражений.

И, наоборот: интерес к взрослому, любознательность к внешнему миру и коммуникативно-познавательная активность вызываются и поддерживаются, как мы видели, исходящими от взрослого положительными эмоциями. Поэтому можно еще раз повторить, что для младенческого возраста эмоциональное общение ребенка со взрослым — не роскошь, а первейшая необходимость, условие формирования его психики по человечески социальному типу. Лишение младенца эмоционального внимания взрослого ведет в этом раннем возрасте прежде всего к аномальному развитию личности ребенка.

Если родители заметили неблагополучие, и это не один симптом, а несколько (отсутствие лепета, гуления, изменение голоса, поведения), то следует обратиться к специалистам. И тогда, наряду с логопедической коррекцией (массаж, артикуляционная гимнастика, стимуляция голосовых реакций), назначается медикаментозное лечение, физиотерапия и др.

Введение

В наше время развитие речи у детей в раннем возрасте является одной из самых важных и главных проблем, так как не у всех детей развитие речи происходит по установленным нормам. Наиболее глубоко эта проблема рассмотрена Грибовой О.Е «Что делать, если ваш ребёнок не говорит / Книга для тех, кому интересно» [3] и Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит» [13].

Цель работы: изучение этапов развития и методов формирования речи у детей раннего возраста.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: этапы развития речи и методы её формирования.

Методы исследования:

  1. Исследовать теоретический материал по теме развития речи детей раннего возраста.
  2. Формирование методической копилки по развитию речи.

Роль семьи в развитии речи ребёнка

Всем известно, что именно семья помогает ребенку сформировать себя как личность и познать огромный мир, но современный темп жизни не всегда позволяет родителям уделять достаточно внимания своим детям.

В раннем возрасте взрослый обеспечивает решение трех главных психологических задач:

  1. развитие у ребенка способности к речевому подражанию и различению звуков речи, что является основой для понимания смысла сказанного;
  2. увеличение активного и пассивного словарного запаса;
  3. формирования умения пользоваться речью в общении.

Статистика показывает, что в семьях, где сформированы тесные взаимоотношения, дети вырастают активными и самостоятельными. В тех семьях, где наблюдается недостаток внимания в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте он становится замкнутым и агрессивным.

Речь ребенка формируется посредством речи членов его семьи. И только в обстановке живого общения, он не только слушает других, но и сам включается в диалог.

Родители обязаны знать какое значение для формирования речи ребенка влияет речь взрослых и как именно нужно вести разговор с ним. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, правильно проговаривая окончания. Подделка речи взрослых под детскую речь тормозит её развитие, потому что до ребенка доходят искажённые слова. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.

Родителям, которые решили проводить занятие по развитию речи дома нужно проводить следующие упражнения:

  • 2-3 игры на развитие мелкой моторики,
  • артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),
  • 2-3 игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
  • 2-3 игры на формирование лексико — грамматических категорий.

Вывод по 2 главе

Наиболее эффективным методом развития речи ребёнка раннего возраста является его участие в разных видах деятельности.

Продуктивная деятельность ( аппликация, лепка, рисование ) формируют у ребёнка представление о форме, цвете или свойствах того или иного предмета. В процессе занятий у ребёнка развивается воображение, мелкая моторика и самое главное — речевая активность. Ребёнок открывает для себя много нового и ему хочется обо всём узнать, так формируется диалог малыша со взрослым или педагогом.

Игровая деятельность позволяет ребёнку улучшить не только координацию движений во время игры с предметами, но и качество и количество слов в его активном словарном запасе, так как ребёнок даёт имя предмету/игрушке, придумывают ситуацию,в которой находится и поясняет свои действия. Таким образом, мы можем сказать, что игра является плодотворным способом развития речи у детей.

Все предложенные нами методы способствуют развитию и совершенствованию речи ребёнка, а также позволяют предотвратить её задержку.

Структура мини-занятия

В структуру мини-занятий А. Крикун рекомендует включать:

  • совместное музыкальное поздравление, которое направлено на развитие коммуникативной культуры, с элементами психогимнастики;
  • элементы изобразительной деятельности, которые сопровождаются речевым комментарием.

Все составляющие таких занятий могут быть объединены единым сюжетом, основой которого является определенная лексическая тема, например «Транспорт», «Наши игрушки», «Как зайчонок маму искал» и т. п, приложением к которой могут быть различные задачи и виды деятельности. Каждая тема требует отбора определенного материала. Целесообразно сочетать подвижные, настольные, пальчиковые игры, танцы, песни, стихотворный материал, оздоровительные упражнения, сказки; можно использовать элементы различных развивающих методик.

Мини-занятия с малышами заканчиваются совместным подведением итогов и релаксационными упражнениями.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]