Проект «Покормите птиц зимой»
- 9 апреля 2016
Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении — 2016»
Номинация «Детский проект в дошкольном учреждении»
Введение
Часто приходиться встречаться с такой ситуацией: завидя птиц, ребенок чаще всего старается ее спугнуть, реже проявляет удивление. Беседуя с детьми, выясняю, что о птицах дети знают мало. Появляется идея – познакомить детей с птицами поближе, научить их наблюдать за ними, беречь их. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года. Именно поэтому был разработан проект «Птицы на кормушке».
Цель проекта: создать условия для развития детской исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность «Птицы на кормушке»
Проблема. Почему не все птицы улетают в теплые края?
Гипотеза. Наверное, зимующие птицы не боятся холода и могут сами находить корм.
Цель: узнать, как живут в нашем городе птицы зимой.
Задачи:
1. Выяснить какие птицы остаются зимовать.
2. Определить, чем питаются птицы зимой.
3. Сделать кормушки и подкармливать птиц.
4. Привлечь друзей к оказанию помощи птицам зимой.
Объект исследования: зимующие птицы нашего города.
Методы исследования, которые ребенок для себя определяет сам:
- Подумай сам.
- Спроси у другого.
- Посмотри в книге, получи информацию по интернету.
- Понаблюдай.
Теоретический этап исследования
Я обратился за помощью к старшему брату, к родителям, воспитателям. Оказывается, рядом с нами и летом, и зимой живут птицы, и их не так уж и мало. В нашем городе зимуют воробьи, сороки, голуби, снегири, синицы, свиристели, вороны, клесты, дятлы, совы. Мне захотелось узнать подробнее о каждой птице. В этом мне помог брат. С помощью интернета, на страницах книг я рассмотрел фотографии птиц, узнал об особенностях их зимовки.Вот, что я узнал:
Зимующие птицы могут переносить холода. Например:сова и дятел прячутся в дуплах деревьев. Синицы, сороки, прилетают к жилью человека. Вороны, галки, голуби ночуют, прижавшись, друг к другу. Перья помогают птицам сохранять тепло. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они.
Зимующие птицы могут сами находить себе корм – ягоды и плоды. Например, дятел умеет добывать насекомых из под коры. Семена, которые созревают осенью на деревьях, кустарниках – то же корм для птиц. Клест даже выводит птенцов в январе, потому что для них есть много корма – семян из еловых шишек.
Практический этап исследования
Я очень удивился, когда узнал, что синицы любят сало. Подумал, а где она его берет? Вспомнил, что синицы, что бы выжить зимой прилетают поближе к жилью человека.
1. Изготовление кормушек.
Вместе со старшим братом смастерили разные кормушки и развесили их в своем дворе и на участке детского сада. Поинтересовался у родителей и воспитателей, чем можно кормить птиц. И вместе со своими друзьями стали наблюдать. Воробьи, вороны и голуби – были главными гостями. А вот синицы прилетали когда мы уходили с прогулки. Они видимо, очень пугливы и осторожны.
2. Питание птиц.
Подкармливая птиц, я наблюдал и узнал, что:
- почти все птицы едят семена подсолнечника и, в первую очередь, синицы.
- синицы не любят семена дыни и тыквы, а воробьи едят с удовольствием.
- Пшено и просо – любимая еда воробьев.
- Хлебные крошки едят синицы и воробьи. Но хлеб в большом количестве вреден для птиц.
А снегири на мою кормушку так и не прилетели, я для них приготовил ягоды рябины. Но я буду их ждать – надеюсь, что прилетят.
Результаты исследования:
1. Теперь я знаю зимующих птиц и могу определить их по внешнему виду.
2. Оформил альбом о зимующих птицах.
3. Составил рассказ о птицах для детей своей группы по плану: внешний вид, где живут, чем питаются.
Моя гипотеза подтвердилась: остаются зимовать только те птицы, которые могут переносить холод и находить себе корм, но им нужна наша помощь. Если повесить кормушки и подкармливать птиц, то весной будет больше птиц.
4. Я привлек своих друзей к оказанию помощи птицам. И теперь мы вместе следим, что бы в кормушках был корм и наблюдаем за ними.
5. Птиц на участке детского сада и в моем дворе стало больше.
Вывод: Зима – трудный период в жизни птиц. Если человек будет о них заботиться, им легче будет перенести холод и голод.
Автор: Микляев Михаил, 7 лет, подготовительная к школе группа, МБДОУ Детский сад комбинированного вида №26 «Колосок». Тамбовская область, г. Мичуринск. Руководитель проекта: Митрохина Татьяна Анатольевна, воспитатель первой категории МБДОУ Детский сад комбинированного вида №26 «Колосок», Тамбовская область, г. Мичуринск.