Педагогическое наблюдение за ребёнком 3 — 4 лет. Вид деятельности игра
Педагогическое наблюдение за ребёнком 3-4 лет
Педагогическое наблюдение за ребёнком в процессе игровой деятельности
Автор: Черникова Наталья Валентиновна, воспитатель МБДОУ д/с №24 комбинированного вида «Полянка», г. Кстово Нижегородская область Описание материала: материал будет полезен воспитателям, педагогам-психологам, родителям с целью наблюдения за игрой ребёнка 3-4 лет, вовлечения его в процесс игровой деятельности. Подобное педагогическое наблюдение поможет педагогам оценить процесс развития ребёнка в ведущем виде деятельности — игре, спланировать дальнейшую свою педагогическую деятельность. Цель: анализ сформированности игровой деятельности ребёнка младшего дошкольного возраста Задачи: побуждать принимать поставленную педагогом задачу; обогащать содержательную сторону игровой деятельности, игровой опыт ребёнка; содействовать использованию предметов-заместителей, воображаемых предметов; формировать положительные отношения между ребёнком и взрослым. Средства: кукла, игровые уголки в группе, игрушки (предметы-заместители), стол, диван, нож, разделочная доска. Способы: вопросы, ответы, игровая ситуация. Участники: воспитатель, ребёнок. Ход педагогического наблюдения: /у Димы в руках кольцо от пирамидки, он крутит его перед собой и бесцельно передвигается по группе, делая один круг за другим/
Воспитатель: Дима, что ты делаешь? Дима: Еду на машине. Воспитатель: У тебя легковой или грузовой автомобиль? Дима: У меня легковой автомобиль. /ребёнок может назвать марку автомобиля/ Воспитатель: А куду ты едешь? Дима: В магазин. /если ребёнок затрудняется ответить, то воспитатель может предложить съездить в магазин. Можно придумать любую другую игровую ситуацию, например, съездить на почту, на прачку, в аптеку. В зависимости от игровой ситуации будет зависеть развёртывание сюжета игры
/
Воспитатель: Что ты хочешь купить в магазине? Дима: Я куплю конфеты. Я их очень люблю. Воспитатель: /держит в руках куклу/ Мы с куклой Катей тоже очень любим конфеты. Ты угостишь нас? Дима: Конечно, угощу. /доезжает до стойки с игрушками, делает вид, что покупает конфеты, едет обратно/ Вот вам конфеты. /разжимает кулак, кладёт на ладонь воспитателя воображаемые конфеты/ Воспитатель: /делает вид, что пробует конфету, угощает куклу и благодарит Диму/ Спасибо, Дима. Вкусные конфеты. Дима: /радуется, вызывается купить ещё что-нибудь для куклы и воспитателя/ Сейчас ещё раз съезжу в магазин и куплю продукты. Воспитатель: Очень хорошо. Мы с Катей будем накрывать на стол. Привези, пожалуйста, хлеба и колбасы. Дима: Ждите. Я быстро. /едет, но застревает в пути/ У меня кончился бензин. Надо заправиться. /подъезжает к ФИЗО-уголку, берёт скакалку, подсоединяет к машине и заправляется; затем едет в магазин, останавливается около полки с игрушками, задумывается, выбирает кирпичик и цилиндр, едет обратно; может случиться и другая ситуация, например, машина может застрять в пути или сломаться. В зависимости от сложившейся ситуации будут зависеть действия ребёнка
/
Воспитатель: Дима, что с тобой случилось в пути? Тебя долго не было. Дима: В машине кончился бензин. Я заезжал на заправку, заправлял машину бензином. Воспитатель: А ты не забыл купить продукты? Дима: Да, я купил хлеб и колбасу /протягивает воспитателю кирпичик и цилиндр/ Воспитатель: Молодец! Сейчас будем ужинать. /режет хлеб и колбасу/ Иди, мой руки, садись за стол. /ужинают/
Рекомендуем посмотреть:
Мастер класс для педагогов Сюжетно-ролевая игра в младшей группе. Дочки — матери Игры на развитие чувственных анализаторов для детей 3-4 лет Коллективные игры для детей младшей группы (3-4 года)
Похожие статьи:
Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду
Игры на развитие общения для дошкольников
Игры на развитие речи и мышления для детей 3-4 лет в детском саду в группе
Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду
Летние игры для детей 3-4 лет в детском саду
Общие рекомендации по организации.
Для реализации данного наблюдения используется метод экспериментальных ситуаций, направленных на взаимодействие детей друг с другом (ситуации могут иметь условное название, например: «Карандаши», «Машина-каталка», «Мозаика»). Педагог организовывает ситуации, инициирующие детей на взаимодействие друг с другом. По факту возникновения (или отсутствия) взаимодействия между ними фиксируются действенные, вербальные и эмоциональные проявления в оценочной шкале с указанием обстоятельств. Показатели наблюдения могут соответствовать характеристикам типов поведения детей во взаимодействии друг с другом.
Поведенческие проявления ребенка во взаимодействии со сверстником (показатели модифицированы, использовались исследования Л. Н. Галигузовой, С. Ю. Мещеряковой, Е. О. Смирновой)
Тип поведения во взаимодействии детей друг с другом
Формы личностно-социального поведения детей во взаимодействии друг с другом | |
Тип «объектное отношение» | Сверстник — интересный объект; действия носят ориентировочно-исследовательский характер, не содержат попыток вступить в контакт, не рассчитаны на отклик |
Тип «объектное общение» | Сверстник как игрушка; действия направлены на изучение сверстника, eго объектных качеств; бесцеремонны, бесчувственны к реакциям сверстника |
Тип «субъектное взаимодействие» | Сверстник как субъект деятельности; действия специфические, только для контактов со сверстником; подражание; демонстрация вещей и возможностей, «заражение» эмоциональным состоянием друг друга и др. |
Для оценки используются критерии с соответствующими баллами:
— если данная форма поведения вообще не проявлялась — 0 баллов;
— при однократном проявлении — 1 балл;
— несколько раз — 2 балла;
— если проявляется сравнительно часто — 3 балла;
— в случае если носит доминирующий характер — 4 балла.
На основании наблюдений определяются типы, характеризующие взаимодействия ребенка со сверстником (в основу характеристики типов вошли модифицированные данные исследований Л. Н. Галигузовой, С. Ю. Мещеряковой, Е. О. Смирновой): тип «объектное отношение», тип «объектное общение», тип «субъектное взаимодействие».
Описание диагностических ситуаций.
Цель — изучить особенности социальных проявлений в ситуациях взаимодействия (его отсутствия) ребенка раннего возраста со сверстником.
Названия ситуаций — условные, для удобства фиксации проявлений детей.
Ситуация 1. «Карандаши»
В ситуацию взаимодействия вовлекаются два ребенка. В зависимости от тематики предыдущей совместной деятельности детям предлагается порисовать, при условии, что у каждого ребенка есть свой альбомный лист для рисования и рисуют они что-то одинаковое (солнышко, дорогу для паровозика, как бежит мышка и т.д.), но стаканчик с карандашами один на двоих.
Ситуация 2. «Машины-каталки»
Аналогично в ситуацию взаимодействия вовлекаются от двух до четырех детей (независимо от пола ребенка). Детям предлагается вместе, катаясь на машинах в ограниченном пространстве группового помещения, перевезти в определенное место кирпичики (строительный конструктор) для строительства башни. Каждый ребенок имеет свою машину, кирпичиков — достаточное количество.
Ситуация 3, «Мозаика»
Двум-трем детям предлагается дидактическая игра «Мозаика» (размер мозаичных фигурок соответствует возрастным требованиям) с одним игровым полем на всех. Предлагается сложить из мозаики любые фигуры, кто что захочет.
После того как определены типы, подчеркивающие характер взаимодействия ребенка со сверстниками, необходимо изучить уровень социального взаимодействия детей в игровой деятельности.
Коротко о главном
- Наблюдение — инструмент, который помогает родителям лучше понять потребности развития своего ребёнка.
- Во время наблюдения следует сконцентрироваться на процессе и не отвлекаться на мысли о других делах.
- Наблюдая за ребёнком, нужно записывать то, что мы видим, а не то, что думаем на этот счёт.
- После наблюдения делаем выводы и изменяем среду под потребности ребёнка.
Автор: Ольга Пичурина, руководитель Монтессори- и Монтессори-педагог AMI 0–3
Фото Ольги Горевой
Пример наблюдения и интерпретации результатов
Ребёнок: Настасья, 1 год 2 месяца Время наблюдения: с 14:30 до 14:50 Место наблюдения: гостиная и коридор
14:30 В руке мягкая игрушка, идёт к лошадке-качалке, усаживает мягкую игрушку, та соскальзывает, малышка повторяет действие несколько раз.
14:31 Пытается сама залезть на качалку — не получается, смотрит на маму-наблюдателя, требовательно зовёт на подмогу: «А-а-а». Когда мама не подходит, идёт к ней, обнимает, начинает на своём языке бормотать с нотками возмущения.
14:33 Уходит в коридор, берёт в руки поводок собаки, вертит в руках, бросает на пол, слышит лай соседской собаки за дверью, имитирует: «Ав-ав».
14:35 Возвращается в комнату, видит на полу лист с наклейками. Поднимает и разглядывает, имитируя звуки животных на картинке. Пробует отклеить одну наклейку, случайно рвёт лист, далее продолжает рвать намеренно.
14:37 Подходит к маме, пытается забрать ручку, которой мама делает заметки, выражает звуками недовольство, когда не получается забрать (мама встаёт и отходит). Садится на диван, начинает кусать себя за палец на ноге и морщится с недовольным лицом. Бросает подушку с дивана на пол, говорит: «Бух», «Па» (упала).
14:39 Слезает с дивана, ходит по комнате, видит книгу, садится и начинает листать. Пробует листать с разных сторон.
14:40 Слышит лай собаки, отвлекается, говорит «Ав-ав». Возвращается к книге, даёт маме в руки: «А-а» (почитай). Мама не читает — малышка оставляет книгу. Идёт к стулу, берёт свой поильник, начинает пить, потом кусает силиконовый носик. Возвращается к маме, просит грудь, ест, потом прижимаемся губами к груди, издаёт звук «пр-р» — нравится звуковой эффект, повторяет несколько раз.
14:44 Идёт к собаке, начинает играть — забирать мяч, в процессе имитирует смех: «Кхи-кхи-кхи».
14:45 Забрать мяч не удаётся, отходит от собаки, бродит по комнате, повторяет: «Пр-р-р», лепет, пробует разные звуки, повторяет: «Да-да-да». Подходит к миске собаки, начинает бросать сухой корм по одной штучке в чашку с водой, вылавливает, разглядывает и трогает. Опять бросает в воду, достаёт, засовывает в рот, выплёвывает и кладёт в воду. Встаёт на ноги и пытается поднять чашку, вода разливается. Мама идёт устранять потоп и прекращает наблюдение.
Выводы из наблюдения:
- Имитирует и повторяет звуки, сопровождает свои действия и просьбы речью → Значит, нужно больше общаться, читать и петь песенки, предлагать занятия на звукоподражание
- Много двигается: залезает и слезает с дивана, осваивает лошадку-качалку, кусает себя за пальцы ног → Нужно дать больше возможностей для разных движений на детских площадках или установить детский спортивный комплекс дома
- Изучает разные текстуры на ощупь и на зубок → Дать в доступ побольше предметов из разных материалов
- Совершает «налёты» на место кормления собаки и производит там определённые действия → Попробовать воссоздать ту же деятельность за столом на кухне: дать возможность накладывать, перекладывать, пробовать, смешивать с водой, фруктовым пюре или кусочками фруктов шарики из отрубей
- Рвёт наклейки → Дать в доступ мягкие листы бумаги, которые можно рвать
- Пробует поднимать чашку с водой → Организовать игры с ёмкостями и водой в ванной
Когда начинать наблюдение и в чём его главная ценность
Наблюдение важно в любом возрасте. Малыши до 3 лет только учатся говорить, поэтому мы не можем получить от них полноценную обратную связь. И после 3 лет дети во многом действуют неосознанно — не могут понять себя и рассказать нам о своих мотивах и потребностях.
Наблюдая, мы можем разобраться, что на самом деле происходит с ребёнком. Почему он плачет, что радует и расстраивает его. Что для него интересно, что сложно, а что легко. Как он справляется с трудностями и находит решения для новых задач. Чему только учится, а что готов делать сам.
В Монтессори-педагогике мы часто говорим о наблюдении, ведь на нём основана вся методика. С правильной техникой наблюдения за ребёнком мы можем понять его, увидеть возрастные потребности, и главное — разглядеть его возможности.
Мини-курс о бережном воспитании «Без наказаний»
Научимся устанавливать правила и границы без криков и скандалов
Узнать больше