Педагогическое наблюдение за ребёнком 3 — 4 лет. Вид деятельности игра


Педагогическое наблюдение за ребёнком 3 — 4 лет. Вид деятельности игра

Педагогическое наблюдение за ребёнком 3-4 лет

Педагогическое наблюдение за ребёнком в процессе игровой деятельности
Автор: Черникова Наталья Валентиновна, воспитатель МБДОУ д/с №24 комбинированного вида «Полянка», г. Кстово Нижегородская область Описание материала: материал будет полезен воспитателям, педагогам-психологам, родителям с целью наблюдения за игрой ребёнка 3-4 лет, вовлечения его в процесс игровой деятельности. Подобное педагогическое наблюдение поможет педагогам оценить процесс развития ребёнка в ведущем виде деятельности — игре, спланировать дальнейшую свою педагогическую деятельность. Цель: анализ сформированности игровой деятельности ребёнка младшего дошкольного возраста Задачи: побуждать принимать поставленную педагогом задачу; обогащать содержательную сторону игровой деятельности, игровой опыт ребёнка; содействовать использованию предметов-заместителей, воображаемых предметов; формировать положительные отношения между ребёнком и взрослым. Средства: кукла, игровые уголки в группе, игрушки (предметы-заместители), стол, диван, нож, разделочная доска. Способы: вопросы, ответы, игровая ситуация. Участники: воспитатель, ребёнок. Ход педагогического наблюдения: /у Димы в руках кольцо от пирамидки, он крутит его перед собой и бесцельно передвигается по группе, делая один круг за другим/


Воспитатель: Дима, что ты делаешь? Дима: Еду на машине. Воспитатель: У тебя легковой или грузовой автомобиль? Дима: У меня легковой автомобиль. /ребёнок может назвать марку автомобиля/ Воспитатель: А куду ты едешь? Дима: В магазин. /если ребёнок затрудняется ответить, то воспитатель может предложить съездить в магазин. Можно придумать любую другую игровую ситуацию, например, съездить на почту, на прачку, в аптеку. В зависимости от игровой ситуации будет зависеть развёртывание сюжета игры
/
Воспитатель: Что ты хочешь купить в магазине? Дима: Я куплю конфеты. Я их очень люблю. Воспитатель: /держит в руках куклу/ Мы с куклой Катей тоже очень любим конфеты. Ты угостишь нас? Дима: Конечно, угощу. /доезжает до стойки с игрушками, делает вид, что покупает конфеты, едет обратно/ Вот вам конфеты. /разжимает кулак, кладёт на ладонь воспитателя воображаемые конфеты/ Воспитатель: /делает вид, что пробует конфету, угощает куклу и благодарит Диму/ Спасибо, Дима. Вкусные конфеты. Дима: /радуется, вызывается купить ещё что-нибудь для куклы и воспитателя/ Сейчас ещё раз съезжу в магазин и куплю продукты. Воспитатель: Очень хорошо. Мы с Катей будем накрывать на стол. Привези, пожалуйста, хлеба и колбасы. Дима: Ждите. Я быстро. /едет, но застревает в пути/ У меня кончился бензин. Надо заправиться. /подъезжает к ФИЗО-уголку, берёт скакалку, подсоединяет к машине и заправляется; затем едет в магазин, останавливается около полки с игрушками, задумывается, выбирает кирпичик и цилиндр, едет обратно; может случиться и другая ситуация, например, машина может застрять в пути или сломаться. В зависимости от сложившейся ситуации будут зависеть действия ребёнка
/
Воспитатель: Дима, что с тобой случилось в пути? Тебя долго не было. Дима: В машине кончился бензин. Я заезжал на заправку, заправлял машину бензином. Воспитатель: А ты не забыл купить продукты? Дима: Да, я купил хлеб и колбасу /протягивает воспитателю кирпичик и цилиндр/ Воспитатель: Молодец! Сейчас будем ужинать. /режет хлеб и колбасу/ Иди, мой руки, садись за стол. /ужинают/

Рекомендуем посмотреть:

Мастер класс для педагогов Сюжетно-ролевая игра в младшей группе. Дочки — матери Игры на развитие чувственных анализаторов для детей 3-4 лет Коллективные игры для детей младшей группы (3-4 года)

Похожие статьи:

Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду

Игры на развитие общения для дошкольников

Игры на развитие речи и мышления для детей 3-4 лет в детском саду в группе

Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду

Летние игры для детей 3-4 лет в детском саду

Цель наблюдения — изучить характер взаимодействия ребенка со сверстниками в совместной деятельности.

Общие рекомендации по организации.

Для реализации данного наблюдения используется метод экспериментальных ситуаций, на­правленных на взаимодействие детей друг с другом (ситуации могут иметь условное название, например: «Карандаши», «Машина-катал­ка», «Мозаика»). Педагог организовывает ситуации, инициирующие детей на взаимодействие друг с другом. По факту возникновения (или отсутствия) взаимодействия между ними фиксируются дейст­венные, вербальные и эмоциональные проявления в оценочной шкале с указанием обстоятельств. Показатели наблюдения могут со­ответствовать характеристикам типов поведения детей во взаимодей­ствии друг с другом.

Поведенческие проявления ребенка во взаимодействии со сверстником (показатели модифицированы, использовались исследования Л. Н. Галигузовой, С. Ю. Мещеряковой, Е. О. Смирновой)

Тип поведения во взаимодействии детей друг с другом

Формы личностно-социального поведения детей во взаимодействии друг с другом
Тип «объектное отношение» Сверстник — интересный объект; действия носят ориен­тировочно-исследовательский характер, не содержат попыток вступить в контакт, не рассчитаны на отклик
Тип «объектное общение» Сверстник как игрушка; действия направлены на изуче­ние сверстника, eго объектных качеств; бесцеремонны, бесчувственны к реакциям сверстника
Тип «субъектное взаимодействие» Сверстник как субъект деятельности; действия специфи­ческие, только для контактов со сверстником; подража­ние; демонстрация вещей и возможностей, «заражение» эмоциональным состоянием друг друга и др.

Для оценки используются критерии с соответствующими баллами:

— если данная форма поведения вообще не проявлялась — 0 баллов;

— при однократном проявлении — 1 балл;

— несколько раз — 2 балла;

— если проявляется сравнительно часто — 3 балла;

— в случае если носит доминирующий характер — 4 балла.

На основании наблюдений определяются типы, характеризу­ющие взаимодействия ребенка со сверстником (в основу характе­ристики типов вошли модифицированные данные исследований Л. Н. Галигузовой, С. Ю. Мещеряковой, Е. О. Смирновой): тип «объ­ектное отношение», тип «объектное общение», тип «субъектное вза­имодействие».

Описание диагностических ситуаций.

Цель — изучить особенности социальных проявлений в ситуа­циях взаимодействия (его отсутствия) ребенка раннего возраста со сверстником.

Названия ситуаций — условные, для удобства фиксации про­явлений детей.

Ситуация 1. «Карандаши»

В ситуацию взаимодействия вовлекаются два ребенка. В за­висимости от тематики предыдущей совместной деятельности детям предлагается порисовать, при условии, что у каждого ребенка есть свой альбомный лист для рисования и рисуют они что-то одина­ковое (солнышко, дорогу для паровозика, как бежит мышка и т.д.), но стаканчик с карандашами один на двоих.

Ситуация 2. «Машины-каталки»

Аналогично в ситуацию взаимодействия вовлекаются от двух до четырех детей (независимо от пола ребенка). Детям предлагается вместе, катаясь на машинах в ограниченном пространстве группо­вого помещения, перевезти в определенное место кирпичики (стро­ительный конструктор) для строительства башни. Каждый ребенок имеет свою машину, кирпичиков — достаточное количество.

Ситуация 3, «Мозаика»

Двум-трем детям предлагается дидактическая игра «Мозаика» (размер мозаичных фигурок соответствует возрастным требованиям) с одним игровым полем на всех. Предлагается сложить из мозаики любые фигуры, кто что захочет.

После того как определены типы, подчеркивающие характер вза­имодействия ребенка со сверстниками, необходимо изучить уровень социального взаимодействия детей в игровой деятельности.

Коротко о главном

  1. Наблюдение — инструмент, который помогает родителям лучше понять потребности развития своего ребёнка.
  2. Во время наблюдения следует сконцентрироваться на процессе и не отвлекаться на мысли о других делах.
  3. Наблюдая за ребёнком, нужно записывать то, что мы видим, а не то, что думаем на этот счёт.
  4. После наблюдения делаем выводы и изменяем среду под потребности ребёнка.

Автор: Ольга Пичурина, руководитель Монтессори- и Монтессори-педагог AMI 0–3

Фото Ольги Горевой

Пример наблюдения и интерпретации результатов

Ребёнок: Настасья, 1 год 2 месяца Время наблюдения: с 14:30 до 14:50 Место наблюдения: гостиная и коридор

14:30 В руке мягкая игрушка, идёт к лошадке-качалке, усаживает мягкую игрушку, та соскальзывает, малышка повторяет действие несколько раз.

14:31 Пытается сама залезть на качалку — не получается, смотрит на маму-наблюдателя, требовательно зовёт на подмогу: «А-а-а». Когда мама не подходит, идёт к ней, обнимает, начинает на своём языке бормотать с нотками возмущения.

14:33 Уходит в коридор, берёт в руки поводок собаки, вертит в руках, бросает на пол, слышит лай соседской собаки за дверью, имитирует: «Ав-ав».

14:35 Возвращается в комнату, видит на полу лист с наклейками. Поднимает и разглядывает, имитируя звуки животных на картинке. Пробует отклеить одну наклейку, случайно рвёт лист, далее продолжает рвать намеренно.

14:37 Подходит к маме, пытается забрать ручку, которой мама делает заметки, выражает звуками недовольство, когда не получается забрать (мама встаёт и отходит). Садится на диван, начинает кусать себя за палец на ноге и морщится с недовольным лицом. Бросает подушку с дивана на пол, говорит: «Бух», «Па» (упала).

14:39 Слезает с дивана, ходит по комнате, видит книгу, садится и начинает листать. Пробует листать с разных сторон.

14:40 Слышит лай собаки, отвлекается, говорит «Ав-ав». Возвращается к книге, даёт маме в руки: «А-а» (почитай). Мама не читает — малышка оставляет книгу. Идёт к стулу, берёт свой поильник, начинает пить, потом кусает силиконовый носик. Возвращается к маме, просит грудь, ест, потом прижимаемся губами к груди, издаёт звук «пр-р» — нравится звуковой эффект, повторяет несколько раз.

14:44 Идёт к собаке, начинает играть — забирать мяч, в процессе имитирует смех: «Кхи-кхи-кхи».

14:45 Забрать мяч не удаётся, отходит от собаки, бродит по комнате, повторяет: «Пр-р-р», лепет, пробует разные звуки, повторяет: «Да-да-да». Подходит к миске собаки, начинает бросать сухой корм по одной штучке в чашку с водой, вылавливает, разглядывает и трогает. Опять бросает в воду, достаёт, засовывает в рот, выплёвывает и кладёт в воду. Встаёт на ноги и пытается поднять чашку, вода разливается. Мама идёт устранять потоп и прекращает наблюдение.

Выводы из наблюдения:

  • Имитирует и повторяет звуки, сопровождает свои действия и просьбы речью → Значит, нужно больше общаться, читать и петь песенки, предлагать занятия на звукоподражание
  • Много двигается: залезает и слезает с дивана, осваивает лошадку-качалку, кусает себя за пальцы ног → Нужно дать больше возможностей для разных движений на детских площадках или установить детский спортивный комплекс дома
  • Изучает разные текстуры на ощупь и на зубок → Дать в доступ побольше предметов из разных материалов
  • Совершает «налёты» на место кормления собаки и производит там определённые действия → Попробовать воссоздать ту же деятельность за столом на кухне: дать возможность накладывать, перекладывать, пробовать, смешивать с водой, фруктовым пюре или кусочками фруктов шарики из отрубей
  • Рвёт наклейки → Дать в доступ мягкие листы бумаги, которые можно рвать
  • Пробует поднимать чашку с водой → Организовать игры с ёмкостями и водой в ванной

Когда начинать наблюдение и в чём его главная ценность

Наблюдение важно в любом возрасте. Малыши до 3 лет только учатся говорить, поэтому мы не можем получить от них полноценную обратную связь. И после 3 лет дети во многом действуют неосознанно — не могут понять себя и рассказать нам о своих мотивах и потребностях.

Наблюдая, мы можем разобраться, что на самом деле происходит с ребёнком. Почему он плачет, что радует и расстраивает его. Что для него интересно, что сложно, а что легко. Как он справляется с трудностями и находит решения для новых задач. Чему только учится, а что готов делать сам.

В Монтессори-педагогике мы часто говорим о наблюдении, ведь на нём основана вся методика. С правильной техникой наблюдения за ребёнком мы можем понять его, увидеть возрастные потребности, и главное — разглядеть его возможности.

Мини-курс о бережном воспитании «Без наказаний»

Научимся устанавливать правила и границы без криков и скандалов

Узнать больше

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]