Художественная литература для чтения в средних группах – картотека


Задачи художественной литературы в средней группе

Дошкольные учреждения выделяют особое место чтению художественной литературы. На основании федерального государственного стандарта данная деятельность выделяется в отдельную образовательную часть. Она преследует свои цели и задачи. Данные задачи становятся более сложными по мере того, как взрослеет ребенок.

Важно! Новые поколения обязаны читать больше других, чтобы хорошо ориентироваться в потоке информации.

Чтение художественной литературы развивает мышление и речь

Основная цель чтения детям в средней группе — формирование всесторонней личности и привитие любви к чтению. Его задачами являются:

  • развитие опыта слушания произведений различных жанров фольклора (прибаутки, загадки, сказки и т. д.), прозы (сказки и рассказы), поэзии (стихи, сказки в стихах);
  • вызывание интереса к литературным произведениям, привитие любви к постоянному общению с книгой вместе со взрослым и самостоятельно;
  • развить умения слушать и воспринимать текст. Ребенок должен понимать основной смысл текста, уметь восстанавливать причинно-следственные связи, уметь характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам;
  • развивать художественно-речевую деятельность. Это достигается путем пересказа, выразительного рассказа наизусть прибауток, стихов, потешек;
  • развитие умений составлять поэтические рифмы и описательные рассказы;
  • поддержание желания у ребенка высказывать свои впечатления по поводу услышанного произведения. Это можно сделать в виде рисунка, игры изготовлении фигурок.

Детям требуется прививать любовь к чтению с детства

Перечисленные выше задачи являются образовательными. Кроме них есть воспитательные и развивающие задачи.

В развивающие функции входят:

  • развитие представлений о мире природы;
  • развитие речи на основании норм языка;
  • развитие грамматических и лексических умений до того, как ребенок пойдет учиться в школу;
  • развитие умений видеть прекрасное.

Среди воспитательных задач выделяются:

  • формирование представлений о нравственных нормах поведения;
  • формирование положительных качеств (доброта, честность, щедрость и т. д.);
  • формирование отрицательного отношения к плохим качествам (ложь, зависть и т. д.).

Чтение преследует сразу несколько задач

На четвертом году жизни ребенок воспринимает художественную литературу еще поверхностно. Он способен выявить только самые простые связи между происходящими событиями. Его внимание устремлено на одного главного героя и на двух-трех второстепенных. Он не может оценить их поступки, не понимая мотивов их поведения.

Художественная литература по-другому воспринимается на пятом году жизни. Ребенок начинает задумываться, почему кто-то поступил именно так, и что за эти последовало. Ребенок уже пытается установить причинно-следственные связи.

Важно! На пятом году жизни у ребенка начинается иная стадия восприятия художественных произведений. Он проявляет интерес к ним и пытается понять глубокий смысл.

Образовательная цель

Младшая группа детского сада не делает акценты на образовательных целях, на них начинает сосредотачиваться средняя группа. Чтение художественной литературы, помимо самоочевидной развлекательной функции, должна иметь своей целью интеллектуально развивать ребенка.

Само по себе восприятие сюжета – это колоссальная интеллектуальная задача для малышей этого возраста. Педагог должен следить, насколько дети улавливают логические и – особенно – причинно-следственные связи.

В том случае, если воспитатель замечает неспособность отдельных детей понимать смысл текста, это должно быть поводом для того, чтобы разобраться в причинах. Если в одних случаях это может быть свидетельством педагогической запущенности и некоторого отставания из-за недостаточного внимания к ребенку со стороны родителей, то в других случаях это может быть сигналом особенностей развития малыша. Если ребенок, который окружен вниманием и заботой родителей, не способен, в отличие от других, отвечать на элементарные вопросы по причинно-следственным связям, это может быть поводом для обращения к психологу.

Восприятие литературы в средней группе

Под восприятием художественного произведения понимается процесс, который предполагает активную деятельность, воплощенную во внутреннем содействии, сопереживание персонажам, перенесение событий на себя. В итоге ребенку кажется, что он лично участвует в происходящих событиях.

Развитие восприятия произведений проходит несколько стадий:

  • непосредственное восприятие;
  • сопереживание образам произведения;
  • влияние литературы наличность.

Книга вызывает интерес у ребенка уже в раннем возрасте. Ему нравится листать страницы, слушать, как читают взрослые, разглядывать картинки. Если проводится необходимая работа, то уже на третьем году жизни ребенок может быть заинтересован в судьбе героев.

Важно! Главная особенность восприятия ребенком литературного произведения — сопереживание героям.

Упражнения по дыхательной гимнастике для детей в ДОУ

Восприятие является активным процессом. Ребенок начинает ставить себя на место героев, предпринимает какие-то мысленные действия и борется с врагами. Также отмечена другая особенность детского восприятия: ребенок не любит, когда произведение плохо заканчивается.

В среднем дошкольном возрасте в понимании текста происходят переломные моменты. Это связано с тем, что расширяется жизненный и литературный опыт. Ребенок способен установить простейшие связи в сюжете. Он может правильно оценить поступки героев. Дети реагируют на слово и проявляют к нему интерес. Они стремятся его осмыслить и обыграть. В этом возрасте воспринимается не только содержание произведения, но и особенности языка. Когда текст прочитан, ребенок способен ответить на вопросы по тексту. Он может думать, размышлять и анализировать.

Основная особенность восприятия ребенком произведения — сопереживание героям

Подготовка к восприятию текстов другого уровня

Нельзя забывать, что впереди у ребенка – старшая и подготовительная группа. Чтение художественной литературы должно динамично готовить его к тем задачам, которые ставятся в этом возрасте. Чем взрослее становится ребенок, тем серьезнее те проблемы, с которыми он может столкнуться в своем образовании, тем ощутимее те упущения, которые произошли на начальных стадиях его жизни.

В школе базовым приемом обучения является обучение через текст (проговариваемый учителем или читаемый в учебнике). Способность воспринимать текст как таковой и возможность извлекать из него информацию «искусственно» формируется довольно долго и трудно, с большим сопротивлением со стороны ребенка.

Ненавязчиво и легко эта способность развивается у тех детей, которые с детства привыкли слушать художественные тексты. Многие родители, которые опаздывают с формированием этой способности и начинают читать детям только перед школой, отмечают, что дети либо с большим напряжением воспринимают текст, либо саботируют подобные занятия, либо просто засыпают. Это вполне объяснимо, так как воспринимать текст без привычки довольно тяжело. Читаемая и воспринимаемая на слух литература должна «расти» вместе с ребенком и начинаться не с объемных повестей и учебников, а с коротких стихов и рассказов, адаптированных сказок.

Важность чтения перед сном

Важность чтения ребенку перед сном заключается в следующем:

  • отход ко сну — это самое лучшее время для чтения. Здесь требуется выбрать лучший момент, когда ребенок готов будет слушать. Если сделать чтение ежедневным ритуалом, даже непоседливый малыш, будет с нетерпением ждать, когда ему почитают сказку перед сном;
  • у ребенка поднимается настроение. Чтение способствует успокоению ребенка. Все что было плохого за день, он забывает и у него улучшается настроение. Чтобы не испортить его, лучше подбирать сказки, у которых хороший конец;
  • положительное влияние на формирование характера. Уделив всего 20 минут в день чтению пред сном, ребенок становится более послушным и внимательным;
  • развиваются умственные способности. В процессе чтения у ребенка появляются вопросы, по поводу непонятных слов или касаемо сюжета. В связи с этим, вечернее чтение разовьет у него словарный запас, фантазию и мышление;
  • изучение мира. Благодаря сказкам и рассказам, дети познают, что такое добро и зло, дружба, любовь, ненависть, эгоизм;
  • возможность воспитания ребенка с помощью сказки. Хорошие поступки героев могут быть примером для ребенка;
  • сближение с ребенком. Связь между ребенком и взрослым можно установить благодаря чтению перед сном. Если ребенок просит почитать одну и ту же книжку, значит его что-то в ней интересует.

Чтение пред сном — хорошая традиция

Чтение перед сном должно стать хорошей традицией. С помощью нее можно привить любовь к книге.

Развитие воображения и духовная база

Чтение художественной литературы в ДОУ, разумеется, играет важную роль при развитии воображения. Распространенным заблуждением многих родителей – да и воспитателей – является представление об этой способности как о факультативной. Между тем это одна из базовых (если не первичных) интеллектуальных и духовных функций. Достаточно сказать, что умение представлять и воображать – это диагностический критерий при выявлении целого ряда психических нарушений, в том числе клинической умственной отсталости и аутизма. Чрезмерное развитие собственных фантазий и неспособность сосредоточиться на созданном другим человеком художественном мире может быть сигналом развития шизофрении.

Способность воображать – это залог развития абстрактного, самостоятельного мышления, умения решать задачи не по образцу, находить ответы при бытовых вопросах и жизненных затруднениях, справляться с новыми обязанностями. Развитие воображения дает возможность человеку быть независимым как в элементарном, так и в духовном – в личных отношениях, политических взглядах, эстетических вкусах и религиозных убеждениях. Человек с критично плохо развитым воображением всегда будет отличаться от других ведомостью, беспомощностью и зависимостью.

Методика проработки и проведения занятий ЧХЛ

Существуют разнообразные программы и конспекты по проведению чтения в детском саду. Среди основных методов по проведению занятий по ЧХЛ можно выделить:

  • воспитатель читает книгу или ведет рассказ наизусть. Если читающий рассказывает наизусть, то он должен сохранить язык автора и передать все его мысли. Значительная часть произведений читается по книге;
  • воспитатель что-то рассказывает. Здесь текст передается в свободной форме;
  • инсценирование — вторичное ознакомление с произведением;
  • заучивание наизусть.

Важно! Работа с книгой в детском саду может быть осуществлена в виде следующих форм: произведение читается и рассказывается или заучиваются произведения устного народного творчества и стихотворения.

Занятия по чтению можно разделить по нескольким типам:

  • читается или рассказывается одно произведение;
  • читается или рассказывается несколько произведений, которые имеют общую тему. Например, чтение рассказов о весне. Возможно объединение произведений одного жанра или нескольких жанров;
  • произведения, которые относятся к разным видам искусства, объединяются в одно занятие. Например, читается произведение, а затем рассматривается картина известного художника, которая связана с этим произведением. Также возможно чтение в сочетании с музыкальным произведением. При проведении подобных занятий необходимо учитывать, с какой силой будет воздействие на эмоции детей. Также требуется учесть отзывчивость детей, культуру поведения;
  • чтение производится с использованием наглядного материала. В качестве такого материала могут быть: игрушки (например, чтение сказки три медведя можно сопровождать показом игрушек медведей), настольный театр (он может быть сделан из картона или фанеры), кукольный театр, показ диафильмов и кинофильмов;
  • чтение является занятием по развитию речи. Оно может быть включено в содержание самого занятия, а может быть самостоятельным занятием.

Перспективный план занятий по ознакомлению с окружающим миром

Для проведения занятия требуется подготовка к нему. Для этого осуществляются следующие этапы:

  1. Выбрать произведение с учетом требующихся критериев, с учетом возраста детей, времени года и метода работы с книгой.
  2. Определить план работы. Поставить литературные и воспитательные задачи.
  3. Подготовиться к чтению. Воспитатель должен прочитать произведение так. Чтобы дети поняли основной его смысл и идею. Для этого необходимо проанализировать текст, понять, что пытался передать автор, характер героев, их взаимоотношения и мотивы поступков.
  4. Проработать выразительность передачи текста. Для этого необходимо проработать способы выражения эмоций (тон и интонации), правильно расставить ударения и паузы, проработать дикцию и правильное произношение.
  5. Подготовить детей. Расширить их представления о мире с помощью проведения экскурсий, изучения картин и иллюстраций.

Как проводить интересные занятия

Чтобы занятие получилось действительно интересным для детей, нужно создать достаточно яркую и эмоциональную атмосферу. Вокруг должно быть много цветных картинок и вещей, которые будут помогать детям и настраивать их на сказку. Увидя игрушку с Иванушкой-Дурачком, дети смогут понять, какую сказку сегодня будут просматривать. Они сразу догадаются, о чём пойдёт речь на уроке. Этого же требует российский ФГОС. Занятие должно быть живым и подвижным. Дети должны говорить, рисовать и показывать.

На заметку! Должно быть много разных игр. Не стоит долго зацикливаться на одной. В таком случае дети быстро потеряют интерес к происходящему.

Постановки по мотивам историй

Постановки по сказкам можно разделить на 2 вида:

  • Реальные. Воспитатель читает произведение. Затем раздаются роли, и дети должны вспомнить, что же говорили их герои. Такая инсценировка тренирует память, устную речь и логичность высказывания. Например, о чём говорили козлёнок и лисичка.
  • Вымышленные. Можно сделать постановку по любой сказке. Кроме того, можно организовать встречу разных героев из разных сказок. Например, о чём бы говорили семеро козлят и петушок. Многим детям понравится игра про сказочных героев, которые попали к ним в группу. Ребята смогут поговорить со своими любимыми персонажами. В ответ эти персонажи смогут поделиться с детьми своим опытом.

Постановки по сказкам

Игровая деятельность

Так как главный вид деятельности у детей игра, воспитатели ДОУ должны опираться именно на это действие. Игры помогут научиться всему быстрее, а само обучение будет намного веселее. Вообще существует большое количество различных игр. Например, «Пропущенный кадр». Данная игра помогает развитию монологической речи.

Рисование «Сосульки плачут» — весенняя тематика для младших групп

Параллельно тренируется память. В этой игре нужно составить сюжет по серии картинок. Одна картинка убирается. Малышу нужно понять, что происходило на убранной карточке, и рассказать об этом. Есть игра «Покажи меня». Чадо показывает и рассказывает о каком-либо герое сказки. Остальные пытаются отгадать, кто это.

Игры по сказкам

Картотека с целями для средней группы ФГОС

Далее рассмотрено чтение художественной литературы в средней группе картотека с целями на 3 месяца.

Месяц январь

Построить план по изучению художественной литературы можно следующим образом:

  1. Цель первой недели обучение детей рассказыванию стихотворений наизусть, развитие воображения, речи, привитие навыков слушания. Тема недели может быть посвящена зиме. Все произведения должны быть связаны с зимой (например, стихотворение С. Есенина «Поет зима, аукает…»);
  2. Тема второй недели: семья. Цели: привитие интереса к чтению, формирование умений отвечать на вопросы, обогащение словарного запаса. Здесь могут быть прочитаны такие произведения как: К. Чуковский «Я один у мамы сын», К. Ушинский «Петушок с семьей».
  3. Тема третьей недели о животных. Цель: привитие любви к русским народным сказкам, обогащение словарного запаса, развитие выразительности речи. В этот блок можно включить такие произведение как сказка «Репка», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца», разгадывание загадок, Г. Остер «Котенок по имени Гав».

Месяц февраль

В феврале план занятий следующий:

  1. Тема первой недели: знакомство с птицами. Цели: формирование умений сопереживать героям, воспитание интереса к чтению, формирование умений высказывать свои мысли. Произведения могут быть следующими: А. Яшин «Покормите птиц зимой», М. Горький «Воробьишко».
  2. Вторая неделя посвящена зимней природе. Цели: развитие интереса к сказкам и героям, развитие воображения. Здесь могут быть зачитаны: С. Козлов «Зимняя сказка», стихотворения о зиме, Л. Воронкова «Снег идет».
  3. Третья неделя посвящена защитникам Родины. Цели: знакомство детей с пограничниками, воинами, которые защищают Родину. Список произведений: С. А. Маршак «Пограничники», В. Бороздин «Звездолетчики».

Месяц март

Мартовские занятия включают следующее:

  1. Первая неделя: 8 марта — женский день. Цели: знакомство с новыми стихотворениями, заучивание их наизусть, развитие памяти, воспитание любви и уважения к маме, расширение кругозора о весне. Произведения: В. Шуграев «Маме», Е. Благинина «Мама спит, она устала».
  2. Вторая неделя: необходимые предметы. Цели: знакомство детей с новыми произведениями, развитие слухового внимания, развитие способностей отвечать на вопросы. Произведения: А. Матутис «Поглядите, что за дом», А. Барто «Хромая табуретка».
  3. Третья неделя: космос. Цели: расширение представлений детей о космосе. Чтение различных рассказов о космосе, сказка о солнечной системе М. Грдаже.

Важно! В осенние месяцы стоит посвятить занятия изучению осени, в летнее время — лету. Другими актуальными темами будет изучение профессий, процесса сна, рождения.

Художественная литература играет огромное значение в развитии ребенка. Важно прививать любовь к чтению с раннего детства.

Развитие эмоций

Человека делает человеком способность сострадать, понимать и прогнозировать чужое состояние, умение «считывать» чувства и мысли другого. Любой грамотный психиатр подтвердит, что это отнюдь не просто высокие слова, а показатели нормально развивающегося ребенка. Эти способности страдают или не выражены у детей-сирот, а также у детей с расстройством аутистического спектра. Отставание возможности сострадать, выраженно бедная эмоциональная сфера – это объективно ненормальные (в медицинском смысле этого слова) проявления. У многих детей это является свидетельством педагогической запущенности.

Чтение художественной литературы в детстве способно развить эти способности, обеспечить возможность получения более сложных эмоций из книг другого уровня в будущем.

Развитие коммуникации

Развитие социальных навыков и возможностей коммуникации является одной из самых важных причин (помимо, разумеется, чисто бытовых) того, почему ребенок должен посещать детский сад. Чтение художественной литературы – прекрасная возможность развивать коммуникативные навыки. Обсуждение с детьми прочитанного дает возможность им не только слушать, но проявлять себя. Одним из сигналов того, что чтение проходит успешно, служит поток живых и непосредственных реакций на прочитанное, вопросов самого разного характера. Обсуждение произведения детьми между собой по собственной инициативе – это «высший пилотаж» воспитателя.

Книга как причина для разговора ребенка со взрослым или с другими детьми поднимает его на новый этап психического и интеллектуального развития.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]