От автора
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, дает возможность гордиться результатами труда своих близких родственников, людей вообще. Трансформация мира профессий наглядно показывает детям, как развивается научная мысль, осуществляется технический прогресс в обществе и мире. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически осознают его значимость. Труд для всех становится понятен ребенку старшего дошкольного возраста, обобществление результатов труда взрослых помогает ему понять взаимозависимость людей в социальной общности.
Отражение труда взрослых в сюжетно-ролевых играх показывает значимость этой сферы познания для детей.
Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС ДО.
Круг профессий, с которыми знакомят старших дошкольников, достаточно широк. Однако далеко не с каждой профессией воспитатель может познакомить детей, организуя экскурсии и целевые прогулки. На помощь приходят тематические словари, наглядные пособия, материал из Интернета и, конечно, рассказы, стихи и сказки.
Только совокупность разных методов и форм может дать результат. Необходимо заинтересовать дошкольников, чтобы у них появилось желание как можно глубже познать тему, соприкоснуться с ней лично, мечтать попробовать себя в данной области человеческой деятельности.
Автор предлагает несколько методических пособий по ознакомлению детей 5–8 лет с профессиями. В книгах под общим названием «Поиграем в профессии», вышедших в издательстве «ТЦ Сфера» в 2015 г., систематизированы занятия, игры, стихи, загадки, физкультминутки, гимнастика для обозначенных профессий. Данная книга – хорошее дополнение к указанным пособиям.
Автор старалась показать взаимосвязь людей разных профессий, работающих на одном предприятии или в одной области деятельности.
Детские рассказы с сюжетом более близки и понятны дошкольнику. Они помогают взглянуть на профессиональную деятельность взрослых глазами ребенка, подключить свой личный опыт.
Описательные рассказы включают больше нужных сведений, но требуют от детей сосредоточения, переработки информации, запоминания.
Все рассказы способствуют развитию речи детей. Вопросы и задания воспитателя после чтения направлены на развитие умения рассуждать, делать умозаключения, рассказывать, грамотно строить предложения, обогащать и активизировать словарь.
В разделах прописаны цели, у каждого рассказа имеется методическая часть с вопросами, заданиями и словарной работой. Толкование понятий в конце каждого раздела поможет педагогам наиболее точно и правильно пояснять смысл слов, используемых в рассказах, а детям – обогатить свой словарный запас. В текстах курсивом выделены слова для словарной работы.
О каждой профессии предложено несколько рассказов, что позволяет раскрыть ее более глубоко. При их написании автор опиралась на материал энциклопедий, Википедии, федеральных законов, должностных инструкций, квалификационных требований к должностям, словарей. Некоторые рассказы могут служить основой для строительных игр, например, «Железнодорожный вокзал», «Порт» и т. п. Специально для мальчиков подобран познавательный материал о технике и героике будней людей разных профессий. Например, в описании профессии капитана морского судна приведены разнообразные команды, используемые для взаимодействия моряков на корабле, которые дети могут применять в своих творческих играх.
Объем предлагаемого детям материала определяет воспитатель. Несомненно, большие рассказы необходимо читать частями. Рассказы требуют обсуждения отдельных моментов по ходу чтения, рассмотрения многочисленных примеров. Незнакомые детям понятия можно разобрать до начала чтения, но обязательно еще раз уточнить в процессе чтения. Такие профессии, как журналист, работник СМИ, трудны для понимания детьми, поэтому опора на доступный им конкретный материал, в том числе и видео, обязательна.
Автор желает педагогам вместе с детьми увлекательного путешествия в мир профессий.
Журналистика вместо медицины
Лена Авдеева
Челябинск
Профессию я выбрала ещё в седьмом классе. Сейчас причина этого кажется очень нелепой: я любила «Фабрику звёзд» и хотела вести программы, «как Яна Чурикова». Родственники к этому относились спокойно, ведь мне было всего 13 лет.
Так я начала ходить в местный пресс-центр, где писала новостные заметки и репортажи для молодёжной газеты. Конечно, на работу телеведущего это мало походило, но мне нравилось.
В девятом классе семья выдохнула спокойно, когда для ОГЭ я выбрала не литературу, а биологию. Видимо, все подумали, что хочу стать врачом. На самом деле мне просто казалось, что сдать биологию будет легче.
Естественные науки давались так легко, что учительница биологии даже прочила мне поступление в мединститут. Когда в десятом классе я сообщила, что всё ещё планирую быть журналистом, она была очень разочарована. В семье новость тоже восприняли в штыки: родственников с творческой профессией у меня не было, а журналистику считали чем-то несерьёзным.
Больше всех возмущался дедушка. Его главный аргумент против звучал так: «Таких, как Малахов, единицы, а ты что, хочешь за 10 тысяч в районной многотиражке статейки писать?»
На моей стороне были мама и тётя. Они обе отучились на экономическом по настоянию бабушки-бухгалтера и были недовольны тем, что не реализовали собственные мечты. В итоге мне разрешили самой сделать выбор, и я поступила на журфак ЮУрГУ. Думаю, дополнительным аргументом для моей семьи в пользу журналистики была стоимость образования: в 2011 году это был один из самых недорогих факультетов.
После вуза я четыре года работала на городском кабельном ТВ: была корреспондентом, ведущей, занималась сайтом и социальными сетями. Мне это нравилось, ведь каждый день было что-то новое и интересное. И, несмотря на загруженность, оставалось море свободного времени, которое я тратила на фриланс. Сначала делала рекламные статьи, потом устроилась в редакцию DTF и писала лонгриды про кино. А с прошлого года я работаю в коммерческой редакции Лайфхакера на удалёнке.
Познавательные рассказы для детей 5–8 лет
Работники почтовой связи
Задачи:
– раскрывать значение почтовой связи Российской Федерации и ее работников, показывать, как почтовая связь позволяет людям получать информацию и обмениваться ею на равных правах с соблюдением тайны переписки, пересылать и получать необходимые товары, денежные переводы, журналы и газеты (новую информацию), пенсию; связываться с любым населенным пунктом мира; получать дополнительные услуги;
– знакомить с почтовыми работниками, их должностными обязанностями, значимыми личностными и профессиональными качествами, правилами отсылки корреспонденции;
– дать первичные знания по истории почты;
– развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, память, диалогическую и монологическую речь, обогащать и активизировать словарь;
– развивать умение использовать свой личный опыт в беседе, делать выводы, высказывать суждения;
– формировать уважительное отношение к работникам почты, интерес к их деятельности.
Как Аня начала понимать свою маму
Мама Ани работает на почте оператором связи
первого класса. У нее столько работы, что к концу дня она просто валится с ног. Аня никак не могла понять, почему мама так устает. Она обижалась, когда мама отказывалась вечером с ней играть, и уходила в свою комнату.
Однажды детский сад, в который ходила Аня, закрыли на ремонт. Маме пришлось взять дочку с собой на работу, поскольку не с кем было оставить ее дома. Мама посадила дочку за стол, дала ей альбом для рисования, краски и карандаши, попросила Аню не шуметь и не отвлекать ее от работы. Девочка немного порисовала, ей стало скучно, и она пошла осматривать почтовое отделение.
Отделение почты, в котором работала Анина мама, было небольшим и обслуживало один из микрорайонов города. В нем стояли всего две кабинки для междугородной телефонной связи
. В этих кабинках можно было по телефону поговорить с родными, близкими или деловыми партнерами, живущими в других городах.
Вместе с мамой работали еще два оператора связи, заведующий почтой и два почтальона. За день эти несколько человек делали так много работы, что у Ани даже закружилась голова.
Операторы связи, в том числе и мама Ани, работали с посетителями, почтальонами и работниками из главпочтамта – самой главной почты в городе.
Аня подошла к отделу, в котором работала оператор связи Мария Ивановна. Она принимала и упаковывала посылки
и
бандероли
, занося все данные о них в компьютер. Она же выдавала посылки и бандероли посетителям, которые приходили на почту, чтобы получить их. Мария Ивановна внимательно читала
квитанцию
получателя и сверяла ее с паспортом. Аня спросила у нее:
– Мария Ивановна, почему вы сразу не выдаете посылку, а так внимательно читаете какие-то бумажки?
– Я так внимательно читаю квитанцию и паспорт получателя для того, чтобы не отдать посылку или бандероль не тому человеку, которому она предназначена, – серьезно ответила Мария Ивановна. – А еще я взвешиваю посылки и бандероли, чтобы проверить точность веса, и проверяю, нет ли каких повреждений на упаковке.
– А я бы просто отдала посылку тому, кто за ней пришел, – сказала Аня, – очереди бы тогда совсем не было.
– Так делать нельзя, – назидательным тоном ответила Мария Ивановна. – Тебе бы понравилось, если бы твою посылку получил кто-то другой или из нее по дороге вывалилась игрушка, которую ты так ждала? Не задавай глупых вопросов. Лучше помоги мне сложить в почтовый мешок бандероли. Складывай и считай. Потом мне скажешь, сколько их в мешке. Аня с удовольствием принялась за дело. Бандероли были не такие тяжелые, как посылки, поэтому девочка легко справилась со своим заданием. Она могла считать только до десяти. Когда в мешке оказалось десять бандеролей, Аня сказала об этом Марии Ивановне.
– Молодец, Анечка, – похвалила девочку оператор, – хорошо выполнила мое задание. Принимаю тебя на работу своим помощником.
– Пожалуйста, – ответила Аня, – но только мне еще нужно помочь остальным. У них ведь тоже должны быть помощники.
И Аня пошла в отдел, в котором работала оператор связи Елена Петровна. К ее окошечку стояла большая очередь.
– Почему к вам такая большая очередь? – спросила Аня у Елены Петровны.
– Потому что все хотят побыстрее заплатить за квартиру или получить пенсию
, детские пособия, – ответила Елена Петровна, не отрываясь от компьютера и квитанций.
Аня сразу поняла, что Елену Петровну нельзя отвлекать, потому что она считает деньги. Девочка пошла посмотреть, что делает мама. Она тихо села рядом и стала наблюдать, как мама работает. Сначала мама приняла пачку заказных писем
от девушки. Их она взвесила на специальных весах, наклеила на них
марки
и занесла все данные в компьютер. Потом мама пробила чек-квитанцию и взяла с девушки деньги за отправку писем. За девушкой к окошку мамы подошла бабушка. Она хотела оформить подписку на журнал «Наш сад». Мама помогла бабушке оформить квитанцию и взяла с нее плату за год. Следующей в очереди была женщина, которая купила у мамы
конверт, открытку
и марки, а мужчина, стоявший за ней, отправил дочке в другой город
денежный перевод
. Молодой человек, занимавший очередь за мужчиной, получил денежный перевод, предъявив паспорт.
У Аниной мамы не было ни одной минуточки, когда бы она могла передохнуть. Очередь все не заканчивалась. Работа с посетителями показалась Ане очень сложной. Пожилым людям, которые плохо видели и слышали, нужно было подолгу что-то объяснять, помогать в оформлении почтовых отправлений. Другие хотели без очереди побыстрее купить конверт или марки. Постоянно подходили люди, которым нужно было ответить на какой-то вопрос.
Анина мама старалась быть со всеми вежливой и сдержанной. Все посетители были ею довольны, благодарили за работу. Аня удивлялась, как это маме хватает на всех времени и терпения?
Наконец-то настало время обеда. Аня вместе с мамой и другими операторами смогла отдохнуть и поесть.
Во второй половине дня Аня более внимательно присмотрелась к работе операторов связи с компьютером. В него они заносили сведения о почтовых отправлениях
и их получении. Работа на компьютере требовала постоянного внимания, сосредоточения. К концу дня глаза у операторов очень уставали, да и спина болела от напряжения. Ане очень хотелось помочь операторам, но она, к сожалению, не умела еще пользоваться компьютером, да и детей до такой ответственной работы не допускают.
Аня поняла, что работа ее мамы и других операторов связи очень ответственная. Если они неправильно оформят почтовое отправление, оно не придет к адресату, а вернется назад или может потеряться. Никому бы не хотелось, чтобы его письмо или посылка не дошли до места назначения.
Аня помогла маме сложить в стопку заказные письма, а потом пошла в комнату к почтальонам. Вместе с ними она разложила газеты и журналы по ячейкам на больших полках и в специальные ящики для тех людей, которые ходят получать письма, газеты и журналы на почту. Такие ящики
называются
абонентскими
. А вот пенсию, которую почтальоны разносят бабушкам и дедушкам по домам, девочке раскладывать не разрешили. Деньги не для детей. Почтальоны ушли разносить почту и пенсии по домам, а Аня осталась одна. За день она так устала, что заснула прямо на стуле.
Закончился рабочий день, и мама с дочкой пошли домой. По дороге надо было еще зайти в магазин купить продукты, но сил на это почти не осталось. Вечером Ане уже не хотелось прыгать и бегать. Только теперь она поняла, как уставала ее мама. Раскраска, которую мама купила дочке в благодарность за помощь, так и осталась лежать на столе до следующего дня.
После того как девочка сходила к маме на почту, она стала заботиться о ней. Каждый вечер бежала ее встречать, приносила ей тапочки, помогала повесить одежду, готовила ей ужин. Ане хотелось, чтобы после трудного рабочего дня мама отдохнула и расслабилась.
Несмотря на то что работа оператора связи показалась Ане трудной, она понравилась девочке. Делать что-то для людей – это же так важно!
Вопросы и задания
● Почему Аня обижалась на свою маму? Где работала мама Ани? Кем она работала?
● Почему Аня оказалась на почте вместе с мамой? Какую работу приходилось выполнять маме Ани в течение рабочего дня? Какие трудности в общении с посетителями она испытывала? Какую работу выполняли другие операторы связи?
● Каким должен быть оператор связи, чтобы хорошо делать свою работу?
● Как Аня повела себя на почте? Почему дочка изменила свое поведение и отношение к маме?
● Вы ходили с родителями на почту? Расскажите.
Словарная работа:
оператор связи, абонентский ящик, квитанция, почтовое отправление, междугородная телефонная связь, посылка, бандероль, заказное письмо, конверт, открытка, марка, пенсия, денежный перевод.
Вагон с белой полосой
Однажды Витя с папой пошли, как обычно, на железнодорожную станцию, чтобы понаблюдать за проходящими поездами. Это было их любимое занятие. Папа много рассказывал сыну о поездах, их назначении, отличительных особенностях. Мимо проносились электрички, пассажирские поезда дальнего следования, товарные поезда.
Вдруг Витя увидел вагон с белой диагональной полоской на синем фоне, эмблемой и надписью «Почта России».
– Что это за вагон? – спросил Витя у папы. – Какой-то странный, не такой, как все.
– Это же почтовый вагон
, – ответил папа. – разве ты не знаешь об этом? Тогда я тебе расскажу. На железнодорожном транспорте
почтовые отправления
(посылки, бандероли, письма)
перевозят
почтово-багажные поезда и почтовые вагоны в составе скорых пассажирских поездов. Чтобы все могли узнавать почтовые поезда и вагоны, используют отличительные знаки: полоску,
эмблему
и надпись. Эти знаки ты и видел на почтовом вагоне. Но ты не заметил специальные маячки, которые загораются и мигают. Их называют проблесковыми. Это тоже знак отличия почтового вагона.
– Кстати, – добавил папа, – почту ведь перевозят не только по железной дороге, но и на автомобильном, воздушном и водном транспорте. И везде такому транспорту предоставляют беспрепятственный проезд к почтовым отделениям и почтам.
Поезд с необычным вагоном остановился. Из него почтовые работники стали выгружать мешки, грузить их на тележки и куда-то отвозить. Витя заметил, что вагон охранялся вооруженными людьми.
– Папа, зачем выгружают какие-то мешки из почтового вагона? Почему его охраняют? – спросил он у отца.
– А давай подойдем к вагону и спросим у почтовых работников, что они делают, – предложил отец.
Они подошли к вагону, когда разгрузка уже закончилась. Обратившись к одному из работников, они узнали, что он является начальником разъездной бригады. Начальнику, которого звали Иван Васильевич, понравилось, что маленький мальчик заинтересовался его работой. Он с удовольствием побеседовал с отцом и сыном, рассказал о перевозке почты по железной дороге.
– Работа с почтой очень ответственная, – начал Иван Васильевич, – ни одно письмо, ни одна посылка не должны пропасть или уйти не по адресу. По железной дороге почту перевозят специальные разъездные бригады
с начальником во главе. В них работают
проводники-электромонтеры
почтовых вагонов. Ты, Витя, наверное, знаешь, что электромонтеры работают с электрическим оборудованием. Они обслуживают такие электроустановки, с помощью которых перемещается
почтовый груз
. Его бывает так много и он такой тяжелый, что вручную перетаскать столько почтового груза было бы очень сложно.
К тому же почтовый груз нужно выгрузить
и загрузить в
вагон
быстро, не нарушая графика движения
поезда
, ведь все поезда на железной дороге прибывают на станцию и убывают с нее в строго определенное время.
– Ты, Витя, хотел бы, чтобы твоя бабушка вовремя и в сохранности получила, например, посылку, которую вы отослали? – обратился Иван Васильевич к мальчику.
– Конечно, хотел бы! – воскликнул мальчик. – Иначе бабушка очень огорчится.
– Каждый человек заинтересован в том, чтобы его почтовое отправление было доставлено в срок, не потерялось, не порвалось, не расклеилось, никем не вскрывалось кроме адресата. Что для этого делается на почте? – продолжил Иван Васильевич. – Почтовые отправления надежно упаковываются в прочную тару (мешки) из целлофана, ящики из картона, специального материала или пластика. На каждое почтовое отправление операторы связи оформляют квитанцию и заносят сведения о нем в компьютер. Никто из посторонних не может попасть в почтовый автомобиль, вагон, почтовые помещения в самолете
или на
морском судне
. А еще эти помещения оборудованы специальной
сигнализацией
. Она служит
охраной
и предупреждает о пожаре. Кроме сигнализации есть еще и целое подразделение почтовой безопасности, в котором работают вооруженные охранники.
Вот какое это серьезное дело – перевозка почты! Скорее вырастай, Витя, и приходи к нам на работу.
– Никогда не думал, что почту нужно охранять, – задумчиво сказал Витя, – я думал, что охранять надо только какие-то военные объекты. Какая у вас ответственная работа! Можно я пожму вашу руку? – обратился мальчик к Ивану Васильевичу.
Иван Васильевич улыбнулся, но руку мальчику протянул. Его рука была большая и сильная. Витя надолго запомнил это рукопожатие. Теперь, когда мимо него с папой мчались поезда, он всегда выделял про себя почтовые и вспоминал разговор с начальником почтового вагона.
Режиссура вместо юриспруденции
Ольга Жукова
Минск
В начальной школе мне нравилось сочинять истории по картинкам. Я брала книгу с иллюстрациями и придумывала, чем занимаются люди на рисунках. Записывала это в тетрадку, а затем зачитывала членам семьи. Сначала слушатели умилялись, а потом мои «сказки» надоели. Однажды мама сказала: «Оля, ты должна стать режиссёром, будешь доставать коллег, а не домашних». О профессии в тот момент я знала мало, но идея мне понравилась. И я твёрдо решила: иду в режиссуру.
Когда в девятом классе я пошла в детскую видеостудию, родители слегка напряглись. Но серьёзно о высшем образовании стали говорить только в одиннадцатом. Тогда я записалась на подготовительные курсы в Белорусскую государственную академию искусств. Пришлось пообещать семье: если я не поступаю, сразу иду на юридический. Ближе к выпускному отношения дома ухудшились.
Каждый раз, когда на курсах у меня что-то не получалось, родные сразу говорили, что ещё есть шанс поступить на юрфак.
В итоге я прошла на платное отделение на телережиссёра: хотела снимать фильмы, но в тот момент в БГАИ не было набора на отделение кино. Родители ждали, что начнётся учеба, я не справлюсь и передумаю, но у меня всё получалось. Они переживали, что мне будет сложно найти работу, но и здесь повезло: на третьем курсе я устроилась на МТРК «Мир» сразу же постановщиком на программу. Зарплата на старте была выше, чем у родителей, это их успокоило.
Родные до сих пор оценивают уровень моего успеха зарплатой и повышениями: чем занимается режиссёр, мне кажется, им до конца не понятно.
После учёбы я продолжала работать на телевидении: режиссировала программу «Мечтай! Действуй! Будь!». Потом ушла в свободное плавание, занималась теледокументалистикой в частной студии. Я снова работаю на ТВ, на этот раз в Белтелерадиокомпании. В прошлом году сняла короткий метр «Самый Страшный Страх», а сейчас дописываю сценарий полнометражного фильма.
Информационные технологии вместо радиотехники
Алексей Пономарь
Ульяновск
Я с детства любил компьютеры и хотел заниматься чем-то близким к этой сфере, поэтому планировал поступить на факультет информационных систем и технологий УлГТУ. Других вариантов оказаться в ИТ в 1998 году не было.
На факультете был высокий конкурс, и все мои родственники уговаривали меня подавать документы в другое место. Куда-то, куда я «точно поступлю», потому что я «сам не знаю, что мне нужно». На семейном совете решили отправить меня на энергофак, и я подал документы туда. Потом родители передумали и заставили меня переподать документы на радиотехнику. Я прислушался к ним и действительно легко поступил: набрал достаточно баллов, а на факультете в том году был большой недобор.
В первый же день учёбы меня позвали сдать вступительный тест в группу с углублённым изучением английского, которая тогда существовала — внимание — на ИТ-факультете. Я легко с ним справился и оказался там, где хотел с самого начала.
Учебный процесс местами совсем не соответствовал моим ожиданиям. Что-то во время учёбы не получалось, а что-то лично мне было неинтересно. Очень поздно я понял, что промахнулся со специальностью: факультет был ИТ-шный, но кафедра приборостроительная. Она занималась проблемами «железа», а я увлекался софтом и хорошо в нём разбирался.
Но я ни разу не пожалел о своём выборе. Прежде всего потому, что в конце концов сделал его сам.
По дипломной специальности я проработал около восьми месяцев. Хорошую зарплату обещали только года через три, а я не хотел так долго ждать. Устроился в ульяновскую энергосбытовую компанию, где проработал программистом шесть лет. А потом ушёл делать Лайфхакер.
Через 15 лет после окончания вуза я выступал перед абитуриентами и первокурсниками и увидел знакомую ситуацию: на них всё так же давят учителя и родители.
Будущий студент часто дезориентирован и не понимает, что это выбор, который определит его будущее. Лучше делать его самостоятельно, а мнение всех остальных стоит в лучшем случае учитывать.
Свой вуз и факультет я очень люблю. Студенческие годы были сложными, но в то же время для меня они стали временем взросления и становления как личности.
Психология вместо машиностроения
Елена Шадрина
Ярославль
В школе я мечтала стать микробиологом и певицей. Очень любила биологию, физику и химию. Мама приветствовала моё увлечение техническими науками. Она работала инженером и хотела, чтобы я устроилась в сфере, где у неё самой были связи. Маме удалось отговорить меня от микробиологии и убедить в том, что инженер — отличная профессия.
Я поступила в политехнический университет на машиностроительный факультет. Сначала всё нравилось, ведь учёба шла легко, я получала стипендию. К тому же в вузе было много мальчишек, а мне было всегда с ними гораздо веселее, чем с девчонками.
Но были и сложности. Некоторые предметы давались с огромным трудом. Например, однажды, чтобы сдать домашнее задание по инженерной графике, я не спала до четырёх утра. А через 2 часа встала и поехала в вуз. Из-за напряжённой учёбы ко второму курсу я похудела на 10 килограммов, моё лицо было серого цвета, под глазами огромные синяки. Сама я этого не замечала.
Помню, сидели с мамой в кафе после очередного зачёта, и она сказала: «Лена, уходи оттуда, на тебя невозможно смотреть».
Я осознала, что нахожусь не на своём месте, на втором курсе. Тогда в учебном плане появились психология и педагогика. Эти предметы заинтересовали меня гораздо больше, чем литьё или теория резания. Я забрала документы и подала их в другой вуз — на психологию.
Училась заочно, параллельно работала музыкальным руководителем в детском саду, а на последних курсах устроилась в кадровое агентство. Думала, что после вуза буду разрабатывать системы психологического отбора персонала в крупных организациях. Но потом поняла, что хочу заниматься терапией.
В детстве я посмотрела фильм «Цвет ночи», видимо, тогда впервые и задумалась о работе психолога. Мечтала о своём кабинете, только не знала, как достичь цели.
Путь в новой сфере я начала с бизнес-тренингов. Сразу не получилось, и я от растерянности ушла, как ни странно, в инженеры. Пока не работала по специальности, написала роман в жанре фантастики, а потом и продолжение. В то время я осознала, что мне самой нужна была поддержка коллег-психологов и личная терапия. Я её прошла и начала консультировать.
Сейчас состою в ассоциации когнитивно-поведенческих психотерапевтов, занимаюсь частным консультированием. Люблю учиться и продолжаю делать это до сих пор, повышая квалификацию в новой профессии.