Как рассказать детям о традициях и обычаях разных народов?


Что такое народные традиции и обычаи?

Многие семьи имеют свои традиции и обычаи. В одной, например, утром всегда пьют чай с лимоном, а вечером – горячее какао. И так каждый день. В другой семье могут быть другие обычаи. К примеру, дарить друг другу на праздники открытки, сделанные своими руками.

Традиции и обычаи свойственны не только отдельным семьям, но и целым народам. Некоторые из них могут показаться глупыми и смешными, другие – понятными и мудрыми. У славянских народов есть очень хорошая традиция уступать место в транспорте старикам. Всем нам это кажется обычным. Но у французов так поступать не принято.

Русские народные традиции в детском саду

Данная работа участвует в областном конкурсе публикаций «Детский сад: день за днем». Орфография и пунктуация автора сохранены!

Времена теперь другие, как и мысли, и дела —

Далеко ушла Россия от страны, какой была.

Умный, сильный наш народ, далеко глядит вперед,

Но приданья старины забывать мы не должны!

Н. Кончаловская «Наша древняя столица».

Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной культуры. Много говорится о возрождении Отечества. Возродить культуру нашего народа, традиции – трудная и благородная задача. Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности.

У каждого народа свои традиции, которые передаются из поколения в поколение. Русская земля всегда славилась красотой и богатством музыки, литературы, своими праздниками и обычаями. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу ребёнка и лежать в основе его личности.

Работа педагогов и музыкального руководителя направлена на формирование у детей дошкольного возраста общих представлений о культуре русского народа. Специалисты и воспитатели дошкольного образования постепенно подводят детей к пониманию гармонической связи человека с окружающей природой, включая их в интересную деятельность. Потешки, поговорки, пословицы, игры, песни, народные инструменты, танцы – все эти виды детской деятельности создают возможность ребёнку соприкоснуться с историческим прошлым. Народный праздник помогает детям научиться творчески выразиться, свободно общаться со сверстниками.

В МАДОУ «Сибирячок» корпус №3, уже не первый год проводятся праздники и тематические занятия, посвященные народным традициям. С большим удовольствием дети участвуют в таких мероприятиях. Народные праздники и развлечения включают в себя все формы детского творчества.

Недавно для старших дошкольников в МАДОУ д/с «Сибирячок», корпус № 3, в русских традициях был проведен праздник «В гости к Зимушке-зиме». Целью этого мероприятия было знакомство детей со старинными русскими обычаями и традициями. Ведущие праздника – Скоморохи тепло принимали гостей. Вместе с детьми они отправились в сказочный лес, в гости к Зимушке – зиме. По пути ребята играли в различные игры и соревновались в эстафетах. Игры и забавы Зимушки – зимы, также порадовали детей.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

Автор: Глебова Татьяна Александровна, музыкальный руководитель

МАДОУ АР детский сад «Сибирячок».

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007371.

От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области» Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать «Свидетельство о публикации в СМИ». Образец: Свидетельство о публикации в СМИ.pdf

Перейти к форме заказа >>>

Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором >>>

Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2021/2022 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.

Поделиться

Традиции народов мира для детей

На нашей планете проживает около 3 тысяч разных народов и народностей. Каждый народ имеет свои особые традиции. Некоторые из них очень непривычные для нас, русских.

  • Говоря «да» мы привыкли кивать головой. А вот болгары и албанцы делают наоборот. Чтобы подтвердить сказанное, они махают головой из стороны в сторону. Кивок означает «нет».
  • В России число 13 считается несчастливым, особенно если это дата, припадающая на пятницу. Такой день в шутку называют «днем нечистой силы». В Испании неприятностей ждут не в пятницу, а во вторник тринадцатого. В некоторых странах недобрым числом считают шестерку. В Китае это четверка. Там в некоторых домах даже нет четвертого этажа. После третьего идет сразу пятый.
  • Мужчины в России здороваются пожатием рук. И это тоже древний обычай. Так наши предки показывали друг другу, что в руках у них нет оружия или камня. В Японии рукопожатия не приняты. Их заменяют поклоны. В Индии в знак приветствия ладони подносят к подбородку, как для молитвы, и, покачивая головой, произносят «намасте». Эскимосы при встрече трутся носами. Из-за холода у них открыто только лицо.

Традиции и обычаи, связанные с детьми

С рождением и воспитанием детей связано много традиций:

  • Туркменские девочки в возрасте 9-10 лет проходят обряд заплетания кос. Им расплетают две косы и делают 20 маленьких косичек. С этого дня они считаются взрослыми. Меняется также наряд.
  • У казахов существует обычай «разрезания пут». Когда малыш делает свои первые шаги, его ножки обвязывают шнурком. Разрезать его доверяют почтенному многодетному человеку. Обряд сопровождается песнями и пожеланиями твердо стоять на ногах и уверенно идти по жизни.
  • Индийцы сбрасывают своих новорожденных детей с 15-ти метровой башни. Они падают на натянутый внизу тент. Народ верит, что после этого дети становятся удачливыми.

Прием пищи

Для нас привычно завтракать и обедать, сидя за столом, а пищу брать ложкой и вилкой из тарелки. Но так едят не все.

  • Китайцы и некоторые другие восточные народы вместо ложки и вилки используют палочки.
  • У азиатов также принято есть, сидя на полу или на невысоких подушках.
  • В Индии едят руками. Точнее одной рукой – правой.

Национальные блюда

У разных народов своя любимая еда.

  • Индийская кухня отличается обилием разных пряностей. Блюда у них очень острые. Мясу индийцы предпочитают крупы, овощи и фрукты.
  • Японцы кушают преимущественно сырую пищу. Основа национальной японской кухни – это рис и морские обитатели (креветки, рыба).
  • Народы Крайнего Севера в основном питаются мясом. Они охотятся на оленей, тюленей, моржей. Также здесь собирают коренья, ягоды и стебли растений.
  • Итальянскую кухню называют одной из самых лучших в мире. Итальянцы готовят вкусные макароны – пасту и пельмени, которые они называют равиоли. А еще это родина пиццы.

Одежда

Национальная одежда тоже относится к традициям народов.

  • Женщины Ближнего Востока носят странное для нас одеяние – темную и длинную паранджу. Открытыми остаются только глаза. Здесь не принято, чтобы кто-нибудь видел хоть частичку женского тела.
  • Индийские женщины носят сари – длинные и пестрые куски ткани, замысловато завязанные на теле. Надевать и носить сари считается настоящим искусством.
  • У японцев национальная одежда – кимоно. Она очень похожа на яркий шелковый халат с широким поясом (оби). Кимоно бывает женским, мужским и детским.
  • Шотландские мужчины носят килт. Это юбка. А еще частью национального костюма шотландцев является музыкальный инструмент – волынка.
  • Эскимосы, живущие на Крайнем Севере, надевают кухлянку и унты, чтобы согреться от лютых холодов. Специальная одежда шьется из шкур и меха животных.
  • Национальная одежда мужчин Греции – тоже юбка. Она обязательно белая, с 400 складками. Сверху одевается белоснежная рубаха с пышными рукавами, яркий жилет и пояс. Женщины наряжаются в многослойный костюм с передником, украшенный звонкими монетками.

Знакомство дошкольников с традициями и бытом русского народа средствами различных жанров

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Коробовой Галиной Николаевной, музыкальным руководителем первой квалификационной категории МБДОУ ЦРРДС «Гнёздышко» г. Черногорска Республики Хакасия. Сегодня Галина Николаевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по ознакомлению дошкольников с традициями и бытом русского народа средствами различных жанров. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Галины Николаевны:

«Русский фольклор является тем видом искусства, который может помочь в достижении цели: зажечь искорку любви и интереса у детей к жизни народа и его истории и культуре, дать возможность ощутить себя личностью».

Увлекательного чтения…

Знакомство дошкольников с традициями и бытом русского народа средствами различных жанров

Никто не может стать сыном

своего народа, если он не проникся теми

основными чувствами,

какими живёт народная душа.

В.В. Зеньковский

Каким мы видим наше будущее, зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей.

В Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 » О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.» Одной из основных задач намечено «формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей высокий уровень гражданственности, патриотичности»….. Без знаний традиций своей Родины, культурного наследия своего народа реализация такой задачи невозможна.

Родная культура — это истина и красота, наполняющие человеческие сердца.

Перед нами педагогами стоят такие задачи:

  • развивать у детей понимание культурного наследия ;
  • воспитывать уважение к родной земле, гордость за неё;
  • учить бережно, относиться ко всему, что нас окружает.

Духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет пробудить в ребенке чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию, понимание своих национальных особенностей, формированию чувства собственного достоинства, как представителя своего народа. И именно здесь так важен пример взрослых и особенно близких людей.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относиться и к прошлому нашего народа.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов. Мы не должны, забывать о своём культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность» (Д.С. Лихачёв.)

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Обогащает его духовный мир, развивает патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций.

Русский фольклор является тем видом искусства, который может помочь в достижении цели: зажечь искорку любви и интереса у детей к жизни народа и его истории и культуре, дать возможность ощутить себя личностью.

Работа по данному направлению в нашем саду ведётся на протяжении многих лет. Перед всеми педагогами поставлена задача по формированию духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности помогают решать занятия по фольклору. Для более глубоких знаний я обратилась к педагогическим технологиям:

О.А. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством».

Проанализировав содержание этих изданий, я пришла к выводу, что русский фольклор является понятной и доступной областью творчества.

На музыкальных занятиях по ознакомлению с окружающим бытом и традициями мною используются тематически подобранные русские народные игры, такие как: «Мельница», «Чурилки», «Золотые ворота», «Маша варежку надела» и другие.

Потешки, заклички, которые раскрывают особенности тех или иных предметов, явлений: » Падай, падай белый снег!», «Дождик, дождик поливай»; «Эй! Весёлый наш народ!» и другие.

Через многократное повторение текста игр, хороводов, дети быстрее запоминают незнакомые слова, что позволяет развивать их память, в том числе и музыкальную.

При отборе фольклорного материала учитываю возрастные возможности детей.

Начиная с младшей группы, знакомлю детей с колыбельными песнями, которые способны внести разнообразие в любом виде деятельности: Баю-баю, баиньки…» , «Кач, кач, кач…»,»Люли, люли, люлиньки»…

В старшем дошкольном возрасте уделяю внимание знакомству детей с хороводами, которые различны по типу, характеру и темпу исполнения, с интересными хореографическими рисунками. Они, как никакой другой жанр взрослого фольклора, наиболее приемлемы для детей. Это такие как: «Я на камушке сижу»…, » Вейся, капустка», «Во сыром бору тропина», » Со вьюном, я хожу» и другие.

В своей практике широко использую хороводные песни, частушки, игровые песенные припевы, что позволяет детям петь свободно и раскованно.

Полученные знания детей о традициях, обычаях, обрядах, применяются в проведении обрядовых праздниках. Роли детям выделяются соответственно их возрасту и творческим способностям.

В нашем детском саду проводятся такие народные, календарные праздники, как Ярмарка, Осенины, Капустник, Колядки, Масленица, которые имеют свои цели и задачи – это создание у ребёнка радостного настроения и положительного эмоционального настроя, формирование нравственных качеств, художественного вкуса. Усвоение нравственных норм, сплочение взрослых и детей.

Знакомясь, с традициями и бытом русского народа дети с огромным удовольствием поют, русские народные песни, рассказывают потешки, дразнилки, водят хороводы, играют на русских народных музыкальных инструментах, чувствуют себя при этом расковано, подражая взрослым, оставляя в душе положительные впечатления надолго.

Хочется верить, что знания и умения, полученные детьми в дошкольном возрасте, помогут нашим воспитанникам стать настоящими патриотами Родины и принесут пользу в дальнейшей жизни, награждая любовью и уважением окружающих людей.

Праздники в разных странах

Есть праздники, которые празднуют во всем мире – Новый год, День рождения, свадьба. А есть совершенно особые.

  • В Японии один из главных праздников – это Хинамацури, «праздник кукол». Каждый год 3 марта девочки в нарядных кимоно спускают по реке лодочки с бумажными куколками. Народ верит, что куклы вместе с собой уносят горести и беды.

  • В Индии есть свой праздник – «обезьяний пир». Обезьянам накрывают стол, полных вкусностей. Так индусы почитают бога Раму и его обезьянье войско. Приход весны здесь встречают фестивалем красок, во время которого люди обливают друг друга водой, окрашенной в яркие цвета.

  • В Шотландии проходит очень зрелищный фестиваль огня. Вечером люди одеваются в национальные костюмы и под традиционную музыку несут горящие факелы.

Новый год

Встреча Нового года – один из самых долгожданных обычаев для детей. В ночь с 31 декабря на 1 января его празднуют практически в каждом доме. Кратко о новогодних традициях разных народов:

  • В России подарки детям раздает добрый Дедушка Мороз в длинной шубе с волшебным посохом в руке. У него есть внучка Снегурочка и жена Зима. Живет он в Великом Устюге.
  • В Польше вместо Деда Мороза детишек поздравляет святой Николай. Он ездит верхом на коне и носит белую мантию. Подарки помогает развозить его помощник – Питер. Получают их только послушные дети. Балованным полагаются розги.
  • Канадские дети на Новый год ждут Санта-Клауса. Он разъезжает по воздуху в упряжке с оленями и проникает в дом через дымоходную трубу. Его дом находится в Лапландии. Там он весь год мастерит подарки вместе с эльфами.
  • Во Франции в новогоднюю ночь к детям приходит Пьер Ноэль. Он ездит на ослике и раскладывает подарки в башмачки.
  • Финляндский Йоулупукки маленького роста. На Новый год его везет в повозке козлик. Ребенку достаточно шепотом сказать, какой подарок он хочет, и Йоулупукки обязательно его услышит. Помогают гному-старичку другие гномики.
  • В Италии Дед Мороз – это женщина, очень похожая на ведьму. Зовут ее Бефана. На самом деле Бефана добрая, хоть и разъезжает на метле. У нее есть золотой ключик, которым она может открыть любую дверь. На Новый год она подлетает к детским чулкам и наполняет их подарками.

Традиции русского народа для детей

Наша страна – Россия. Она самая большая в мире. У русского народа много интересных традиций и обычаев:

  • Наши предки издавна жили в деревянных избах, сложенных из бревен – обтесанных стволов деревьев.
  • Костюм юношей состоял из длинной рубахи, портков и картуза. Вместо привычных туфель они обували лапти, сплетенные из древесного лыка.
  • Русские девушки носили сарафан до пят поверх рубахи, а голову украшали кокошником.

  • Гостеприимство – одна из основных традиций русского народа. Гостям на Руси всегда были рады. Хозяева встречали гостей на пороге и угощали хлебом и солью.
  • Праздники нашего народа тесно связаны с религией. На Пасху во всех домах пекут пасхальные куличи, красят яйца и радуются воскрешению Иисуса Христа. «Христос воскрес» – «воистину воскрес» говорят друг другу. На Масленицу всю неделю едят блины, а в последний день сжигают чучело зимы. Так многие сотни лет русские отмечают приход весны.
  • Национальные блюда России – это пироги со всевозможными начинками, щи, каши. В особом почете овощи (репа, капуста, горох), а также грибы да ягоды. Из напитков на Руси издавна предпочитали сбитень и квас.

Презентация:

Можно подумать, что у каждого народа своя страна: у японцев – Япония, у мексиканцев – Мексика, у русских – Россия. На самом деле это не всегда так. В одной стране может проживать несколько народов. Если говорить о нашей стране, то в ней живет целых 190 национальностей: татары, украинцы, башкиры, армяне, казахи, киргизы, белорусы и многие другие.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Народные традиции в воспитании детей

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит — и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое-это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня:

  • помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;
  • уважительно относиться к своим древним корням;
  • чтить и уважать память предков
  • систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры

Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире.

Народ — единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым, Даже больше: оно главным образом, осуществлялось в процессе труда.

Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется в том, что труженики искусно и тонко украшали орудия труда (сани, телеги, прялки, гребень и др.). Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности.

Столь же высокая, как эстетика быта была нравственность у простого народа. А сколько детских сказок, загадок, скороговорок в народном творчестве. Все они преследовали определенные педагогические цели.

Погружение детей в традиционную фольклорную среду-один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и

доступной. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.

Одним из средств передачи традиции являются песни, Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Ребенок должен быть счастлив сегодня, а не завтра, Как ни парадоксально, ребенок счастлив, когда поет, Песни грустные поет редко, хотя есть много очень печальных сиротских песен, но не поет этих песен, эти песни — не их, а о них. Главное назначение песни — привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Большинство Колыбельных песен раскрывает огромную силу материнской любви.

Среди детей подросткового возраста были более всего распространены веселые, задорные, шуточные песни. Самый богатый репертуар уюношества. Это свадебные плачи невесты, обрядовые, ритуальные. Каждому возрасту соответствуют свои песни. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Воздействия на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение. Вот почему их с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народного воспитания. Мы должны знать различные песни, уметь убеждать родителей в необходимости разучивать их с детьми.

Можно дать тексты песен родителям, показать, как можно изменить текст в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

«Игры не пустое занятие.

Это первая школа для ребенка,

С первых младенческих лет он привык вверх ногами ходить Он привык в недетские игры играть

Он как воин воспитан был»

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, почти исчезают сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Так может возникнуть необходимость в создании кружка народных игр.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно нравственная жизнь народа.

Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Традиционны в народе многие праздники, с языческих времен они дожили до наших дней, входя в современные религиозные системы

Например, празднование Рождества слилось с языческими колядками, составляя вместе с ними единую традицию. Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ: общественный и общинный характер принимали и радостные праздники святок, масленицы, свадеб и горе похорон.

Их особенностью являются стойкость, основанная на вере людей в магическую силу ритуалов.

Бережно передаваемые из рода в род, традиции, исполняли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.

Масленица — переломная пора, любимый народный праздник.

Важную роль в масленичной обрядности играет сама продолжительность особых действий — обязательное исполнение длинных песен во время долгих гуляний вдоль села; долгое катание с гор на санях.

Во всех праздниках очень важна совместимость действий. Это выражается и в общем веселье, и в том, что каждый делает какой-то взнос в организацию праздника.

В наше время устраиваются ярмарки,

фестивали, концерты, праздничные гуляния. Ну и, конечно, дома, в гостях, на школьном вечере и уличной ярмарке самое главное угощение — блины.

А баиньки, баиньки купим сыну валенки. Наденем на ноженьки пустим по дороженьке. Будет мой сынок ходить новые валенки носить.

Какая девушка хороша: у ней кисейны рукава, кисейны рукава,

В косе ленточка ала, Вы пожалуйте сюда!

Сказки являются важными воспитательными средствами, в речении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.

Образность — важная особенность сказок. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество. образность добавляется забавностью сказок — тонким и веселым юмором.

Важнейшей особенностью сказок является — дидактизм, который носит поучительный характер «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». В сказках поднимаются многие проблемы народного воспитания.

Следующая >

Татарские традиции для детей

Татары живут с нами бок о бок. Это народ с самобытной культурой. О традициях народа поможет рассказать видео:

  • Татары очень трепетно относятся к своей семье и Родине. Они гордятся своим происхождением и чтят традиции предков.
  • Здороваются они за две руки, произнося приветствие: «Аассалам алейкем! Алейкем ассалам».
  • Для того чтобы собраться за одним столом, татарам не нужен большой повод. Они часто ходят друг к другу в гости. Обязательно с гостинцами. Хозяева также дарят небольшие подарки.
  • «Чайный стол – душа семьи», – говорят татары. Чаепитие для них является одной из важнейших традиций. Несколько поколений собирается за большим столом, и пьют свежезаваренный горячий чай из маленьких чашечек.
  • Кухня народа очень разнообразная. Татарский обед может состоять из 18 блюд с разными вкусами. Перед и после приема пищи татары молятся. Самые известные национальные блюда татар – сладость чак-чак и эчпочмак (треугольный пирожок с начинкой из жирного мяса, лука, картофеля и яиц).
  • Татарский национальный костюм представляет собой длинную рубаху, украшенную вышивкой, кружевом, лентами. У мужчин она длиной до колен, у женщин – до пяток. Частью костюма являются сапоги из мягкой кожи с ярким орнаментом. Называются они читек или ичиги.
  • Татары всегда носят головной убор или даже несколько. На макушку одевается маленькая шапочка – тюбетейка, а поверх нее шляпа или чалма. Старшие женщины носят головной убор, закрывающий не только голову, но и шею, а также часть спины.
  • Национальные праздники татар Нардуган, Навруз Байрам, Курбан Байрам, Сабантуй связаны с земледелием и религией. Например, Сабантуй проводится после посевных работ. Все девушки и парни наряжаются в парадные национальные костюмы и устраивают массовые гуляния. Они от всей души пляшут, громко поют, состязаются, показывая ловкость и силу. Самое главное соревнование – борьба на поясах «корэш». Победители получают подарки – петуха в клетке, сапоги или что-то другое.

Белорусские традиции детям

Белорусские, татарские и русские традиции во многом похожи. Не зря эти народы называют братскими.

  • Также как и татары, белорусы празднуют окончание посевных работ. Только праздник здесь называется Дожинки. На нем выбирают лучших тружеников и вручают им подарки. Есть в Белоруссии и особый, национальный праздник. Это «Гуканне вясны». В начале апреля люди зовут весну. Они делают из теста и бумаги фигурки аистов, украшают ими дома и деревья.
  • Для белорусов очень важна добрая репутация. Поэтому они практически никогда не ругаются, не обманывают и тем более, не дерутся.
  • Национальный белорусский костюм шьется из белых тканей. У мужчин это вышитая рубаха с разрезом на груди, цветной пояс, холщовые штаны. Женщины вместе с рубахой надевают клетчатую юбку, фартук и обязательно яркую безрукавку. Головы белорусок украшают повязки из ткани или венки.
  • У многих Белоруссия ассоциируется с картошкой. Из нее готовят многие национальные блюда – драники, картофельную бабку, колдуны. Последние выглядят как пирожки с мясом. Только оболочка у них не из теста, а из все той же картошки.

Казахские традиции для детей

Народ Казахстана чтит традиции и обычаи предков, как никто другой. Они относятся к этому как к священному долгу.

  • Радушие и гостеприимство казахов не знает равных. Они впустят в дом и накормят даже своего врага. Причем подадут ему все самое вкусное, что только найдется в доме. А путникам, принесшим добрую весть, еще и подарят подарок.
  • Национальной едой в Казахстане являются блюда из конины и баранины (казы, шужук, жая, бешбармак), домашняя лапша, плов.
  • Казахским детям с раннего возраста прививают уважительное отношение к старшим, сдержанность и добропорядочность.

  • Асар – традиция казахского народа, которая состоит в том, чтобы делать все сообща. Для строительства дома они могут позвать друзей, соседей, родственников. Они помогают друг другу бесплатно. Асар – это повод собраться всем вместе и укрепить свои отношения.
  • Один из древнейших обычаев казахов – обваливание в земле человека, который долго жил вдали. Его смысл отражает пословица «все мы дети родной земли».
  • Большим праздником здесь считают наступление весны – Наурыз. Его справляют 22 марта. Весь народ встает с рассветом и сажает деревья. Дальше начинаются празднования с песнями и соревнованиями. Среди них есть конкурсы на разгадывание загадок, распевание песен, чтение стихов и скороговорок.
  • Костюмы казахов одни из самых красивых в мире. Они богато украшены вышивкой, лебяжьими перьями и пухом, золотой и серебряной нитью. Платья, жилеты, головные уборы бывают самых разных моделей. Чтобы описать их все, не хватило бы и дня.

В наше время жизнь городских жителей в разных странах мало чем отличается. Люди носят похожую одежду, едят разнообразную еду и празднуют не только свои праздники. Но это не значит, что традиции и обычаи предков позабыты. Люди одеваются в национальные одежды по особым торжественным случаям, проводят обряды, рассказывают о них детям. Так живет культура народа, его душа.

Роль народных праздников в воспитании детей дошкольного возраста

Роль народных праздников в ДОУ в целях сохранения национальных традиций
Подготовила: Щелконогова Г.Н., воспитатель «ЦРР – д/с «Сказка» ОП «Детский сад «Ромашка» комбинированного вида», г. Ковылкино, Республика Мордовия Без прошлого — нет будущего, Без языка — нет нации, Без нации — нет культуры, Без культуры — нет народа. Организации и проведению народных праздников в ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать все средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, сохранению ее традиций. Только воспитание детей дошкольного возраста в духе народных традиций может развивать у них национальное самосознание, уважение к своему народу, кроме того, они будут открыты к изучению и осознанию значимости культуры других народов и уважение к ним. Поэтому я считаю, что именно организация народных праздников для дошкольников, направленно на всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Актуальностью моей темы является то, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники, а именно: важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции. В нашем детском саду развитие детей на традициях народной культуры является одним из главных направлений общего художественно-эстетического воспитания. Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая интересная книга, лучшими страницами которой должны стать праздники. Помочь детям сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка. На протяжении многих лет в детском саду «Ромашка» функционирует кружок «Лихтибряня», в процессе деятельности которого большое внимание уделяется изучению истории родного края , традиции и обычаев предков,что ведет к сохранению народных традиций и приобщению к ним детей. Ведь культурный опыт интенсивно осваивает на народных праздниках. Праздники знакомят детей с народными традициями, обрядами, фольклором мордовского народа. Праздники, которые отмечаются в детском саду, создают у детей радостное настроение, вызывают положительный эмоциональный подъем, сформируют праздничную культуру: рассказы о традициях праздника, его организации, гостевом этикете. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус. Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе дошкольника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Особое внимание уделяется совместному участию в творческих мероприятиях. Это помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Организовываем праздники и досуги, развлечения, театрализованные представления, интегрированные такие как праздники «Мой любимый город», «Народный костюм» и праздники фольклорного направления «Осенние посиделки», «Колядки», «Масленица», «Пасха, русской березки «Троица» и другие. Устраиваем выставки детских творческих работ, компьютерную презентацию или фотовыставки во время этого праздничного мероприятия. Используем в праздничной программе инсценированные драматические сказки : «Как собака друга искала?», «Горячие сани», стихов, вносим в действие элемент театрализации. На всех мероприятиях родители с детьми участвуют в различных конкурсах . Важно отметить, что совместная деятельность взрослых и детей, создают у них мощную мотивацию к познанию, на котором усвоение достаточно идет легко и непринужденно . Очень значимо в процессе праздника оформление, которое прежде всего должно отвечать содержанию праздника. Необходимо стараться чтобы оформление развивало у детей художественный эстетический вкус, было понятно для ребёнка, создавало у всех радость настроение, предвосхищающее событие. Необходимо распределить обязанности по оформлению праздника в детском саду между сотрудниками и родителями воспитанников. Несложные поручения можно дать и детям: им также важно осознавать и увидеть свою роль в проведении праздничного мероприятия. Народные праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Каждый праздник в старину имел свои обычаи и традиции, свой «сценарий». Своеобразие традиций зависело от идеи праздника, его значимости для общества, поэтому у каждого праздника были свои главные и второстепенные действующие лица, атрибуты, песни, заговоры, специфические блюда, игры, хороводы. Ни один праздник не обходится, конечно хе, без игры на музыкальных инструментах. Музыкальные игры позволяют сделать пение, игру на музыкальных инструментах более интересной и доступной для детей. Грамотно построенные праздники создают возможности для всестороннего развития личности ребенка, помогают нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом. “Народные праздники имеют функции социальной терапии отношений внутри общности, обыгрывание норм этих отношений” (Д. Фрезер, М. Мид) Такие народные праздники вызывают у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой, деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста. Опыт работы в данном направлении показал, что светлое и радостное общение детей и взрослых — важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиции, и мы должны сохранить народные праздники для себя и потомков, ведь праздники наших прадедов и дедов — это душа народа.

Рекомендуем посмотреть:

Половое воспитание старших дошкольников Опыт работы по развитию творческих способностей дошкольников через освоение техники «Изонить» Техника изонить. Тематическое планирование для детей 6-7 лет Опыт работы воспитателя. Аппликация в детском саду

Похожие статьи:

Взаимодействие воспитателя с родителями в детском саду

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]