Развитие ребёнка после 3 лет дома: история Елизаветы и Юли


Окружающий мир и культура

Суть метода Монтессори я уже понимала, но моя девочка подросла, и на некоторые новые потребности я просто не знаю, что предложить. Моих знаний стало не хватать, поэтому я прошла курс «Развитие и воспитание ребёнка с 3 до 6 лет». Ниже покажу, что успела сделать во время обучения. Остальные занятия для дома буду доделывать по мере возникновения новых точек интереса ребёнка.

Раньше я давала дочери информацию хаотично, но на курсе узнала структуру знакомства с окружающим миром. Что нужно материализовать все идеи, чтобы была возможность взаимодействовать с объектами. Что ребёнка после 3 лет нужно вести от простого к сложному и от общего к частному.

Теперь мы с дочерью подолгу беседуем, наблюдаем и исследуем, чтобы она могла на собственном опыте познакомиться с физикой, астрономией, биологией и географией:

  • Наблюдаем за луной, и моя девочка всегда первая замечает звёзды на небе.
  • Утром при пробуждении выглядываем в окно и обсуждаем, какая сегодня погода.
  • Проводим опыты по ботанике. Однажды я делала материал по математике, взяла 3 шишки, а из них посыпались семечки. Рассмотрели вместе, увидели, что у них лопасти, как у вертолёта. Обсудили, что они помогают семечкам летать по ветру, и от этого растёт лес. Это стало поводом к изучению темы, зачем вообще нужны семена деревьям.
  • На примере засохшей розы разглядели где стебелёк, листики, шипы, а где корешки. Выдернули её, а в горшочек посадили семена ели, и теперь ждём саженцы. Сделаю табличку, в ней напишу дни и будем ставить прочерк, если ничего не вырастет или галочку, если появятся росточки.

А это идеи занятий для знакомства дошкольника с географией: по глобусу изучаем сушу и воду; по карте мира изучаем континенты и биомы (лес, море, пустыня, горы); с помощью карточек — национальную одежду, животных и традиции разных стран.


На карте мира пыталась объяснить, что планету можно представить и плоской, но это ещё сложно для ребёнка чуть старше 3 лет. Сейчас готовлю рассказ о континентах на карточках

У нас есть прекрасные книги про деревья и птиц (там даже можно послушать пение этих птиц). Если я сама беру эти книги и читаю, Юля присоединяется, а сама с полок не берёт. Хорошо, что она так явно демонстрирует отсутствие точки интереса — это помогает мне подобрать другие занятия для развития дома.

Недавно купила в музее книгу про Марка Шагала. Планирую провести презентацию карточек с репродукциями, чтобы начать знакомить ребёнка с историей искусств и прививать вкус.

Логоритмические стихи для ребенка 3 лет

Снежинки

Закружились, завертелись (покружиться на месте) Белые снежинки. Вверх взлетели белой стаей (поднять руки) Легкие пушинки. (покружиться на носках)

Чуть затихла злая вьюга – (опустить руки, встать прямо) Улеглись повсюду. (присесть, руки к полу) Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вперед) Все дивятся чуду. (развести руки в стороны)

Заискрились, засверкали (руками выполнить движение «ножницы») Белые подружки. Заспешили на прогулку (шаги на месте) Дети и старушки.

Танцевальная вечеринка

Чок-чок, каблучок! (потопать ногами) В танце кружится сверчок. (покружиться) А кузнечик без ошибки (движения руками, как при игре на скрипке) Исполняет вальс на скрипке.

Крылья бабочки мелькают. (машем руками как крыльями) С муравьем она порхает. (покружиться на подскоках) Приседает в реверансе (делаем реверанс) И опять кружится в танце. (покружиться)

Под весёлый гопачок (танцевальные движения, как в гопаке) Лихо пляшет паучок. Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши) Все! Устали наши ножки! (сесть или наклониться вперед, руки свесить вниз)

Капуста

Изображаем руками размер капусты, потом показываем, как мы режем, солим, трем и мнем капусту.

Есть у нас капуста, Больша-ая капуста. Мы капусту режем, режем, Мы капусту солим, солим, Мы капусту трём, трём, Мы капусту мнём, мнём.

Развитие речи

Книг дома очень много, мой ребёнок любит читать. Хорошо запоминает стихи и даже сама придумывает рифмы. Потешки приносит из сада, поэтому в этом плане я позволяю себе расслабиться, а вот звуковые игры и стихи беру на себя.


Наша книжная полка

Большой вклад в развитие речи привносит музыка. Именно в этом возрасте дети могут начинать учиться нотной грамоте, но через впечатления, а не логику. Например, отстукивать ритм мелодий, петь потешки, танцевать. Мы вместе слушаем музыку позитивного настроя, так как важны именно эмоции. После экспрессивного произведения у нас всегда идёт успокаивающее.

Юля очень хорошо запоминает слова и мелодии песен, здорово поёт. Правда, понимает не все слова в песнях, поэтому прочитываю ей тексты отдельно. Сейчас часто слушаем и поём песни из советских и современных мультфильмов.

Идей занятий для развития речи ребёнка 3–4 лет, которые я практикую дома:

  • Когда вечером забираем Юлю из садика, по дороге домой всегда делимся новостями.
  • Рассказываем друг другу истории и обсуждаем их. Перед сном всегда обсуждаем, как прошёл день в виде истории.
  • Когда строим планы на выходные, это всегда происходит в виде диалога. Высказываются все члены семьи, задают вопросы. Потом на основе этих мнений принимается решение.
  • Рассказывает сказки с разными сюжетами. Иногда устраиваем театр теней.
  • Играем в парке в ориентационную игру: кто быстрее прибежит к сосне, берёзе, лиственнице, ели или тополю. Чтобы её усложнить, я говорила: «Кто быстрее прибежит к дереву, название которого начинается на „б“».
  • Поняла, что сейчас самый момент вводить звуковые игры после того, как дочка произнесла по звукам У-ЛИ-Т-КА. Придумали такую игру: в коробочку я положила разные предметы, а она действительно правильно угадывала первый звук.


Чувствую, что дочери уже нужны карточки на сравнение, если говорим о фруктах, овощах, диких и домашних животных, формах. Многие слова она знает из маленьких книжек «кто живёт в лесу», «в саду и огороде»


Для развития логики используем пазлы

И я вижу результаты, как развивается мышление ребёнка: у Юли есть своё мнение, она умеет его высказывать и отстаивать, принимать точку зрения другого человека к сведению. Может слушать, делает замечания, если перебивают.

Когда эксперты рассказывали про естественный интерес к письму, мне показалось, что я уже упустила момент. Но однажды мы раскрашивали, и по окончании работы она впервые подписала её буквой «Ю». Чем вдохновила меня на создание среды.

Готовлю сейчас шершавый алфавит: уже скачала шаблон, подобрала бумагу и картон. Заказала материалы для подвижного алфавита и повесила на холодильник грифельную доску. Будем ловить момент и далее развивать речь.

Игра 2. Котёнок и собака

Эта игра — одна из самых любимых у моих маленьких учеников. Мы ее придумали с детьми 6 лет, но в нее с удовольствием играют дети от 3 до 10 лет и даже их мамы. Это одна из любимых игр родителей и детей в дороге, в очереди или другом месте, где надо занять малыша. Её несомненное достоинство – она не требует ни специальных предметов, ни места и при этом очень интересна детям.

Кстати, во все игры этой рубрики можно играть не только на русском языке. Когда дети вырастут, их можно будет использовать и для обучения иностранному языку.

Играем мы в эту речевую игру так.

1. Выбирается водящий. Это взрослый или старший ребенок (5 лет и более). Он играет роль собачки.

2.Все участники игры одну ладонь складывают в кулачок. Это домик для котенка. Неважно, какая рука будет изображать домик – правая или левая.

3. Показываем указательный палец другой руки. Это котенок.

4. Котенок маленький, он любит прыгать. Вот он прыгнул на домик (указательный пальчик ставим на кулачок). Под домик (указательный пальчик поставить под домик). Бегает около домика (указательный пальчик около кулачка). Вдруг прибежала собака и залаяла «Гав-гав-гав» . Котенок – прыг и в домик! (указательный пальчик нужно быстро спрятать в кулачок, пока собачка за него не ухватилась). Собачка – ведущий старается поймать котенка или котят, если играют несколько человек. Если ведущий поймал пальчик-котенка, то они меняются ролями в следующей игре.

5. В дальнейшем команды водящего в игре звучат так: на домик, под домик, около домика, в домик. На команду «в домик» надо быстро спрятать свой пальчик.

6. При повторении речевой игры можно специально путать детей. Мои любимые варианты:

  • Говорить ритмично и медленно: на-под-на-под-на-под и т.д. много раз (ребенок начинает ритмично подговаривать – повторять эти слова и от монотонности теряет бдительность), и в это время нужно резко неожиданно для ребенка сказать – «в домик!»
  • Говорить резко и быстро команду «на домик». Дети начинают прятать котят в дом. «Разве я сказала в домик? Собачки нет, котенок на домике сидит». И тут же дать следующую команду очень мягко и вкрадчиво — «В домик». Ребенок ожидает, что команда ловить котят будет произнесена резко и быстро, и чаще всего не успевает убежать от собачки или успевает убежать в самый последний момент. Этот вариант приучает ребенка ориентироваться на содержание слов, а не на интонацию.
  • Чередование разных вариантов игры очень интригует детей. Они всегда ждут от взрослого подвоха и поэтому очень внимательно слушают его слова и выполняют команды, что нам и нужно!

В данной речевой игре ребенок в-основном еще только слышит пространственные предлоги, сам их не говорит. Но уже должен правильно выполнять команды, т.е. соотносить слово и положение предмета. В дальнейшем ему можно давать роль ведущего. Но здесь всё зависит от особенностей ребенка: для 3-летнего медлительного малыша эта роль не очень подойдет, но зато подвижный шустрый ребенок выполнит ее с удовольствием.

Занятия с детьми дома – это всегда радость и для взрослого, и для ребенка. Нельзя принуждать ребенка заниматься, нужно внимательно за ним наблюдать и делать игры интересными и увлекательными. Как сделать занятия и игры увлекательными для детей трех лет? Мой опыт показывает, что золотым ключиком к этому будет проведение игр с любимыми персонажами ребенка и любимыми сюжетами сказок. Один малыш будет с удовольствием играть с обычным зайчиком, другому больше нравятся динозавры, третьему – смешарики. Используйте этот ключ – и у Вас всё получится!

В третьей игре мы переходим к следующему этапу – активному употреблению в речи предлогов на, под, в, около.

Математика

Моя дочь понимает количество, знает цифры. Мы считаем яблоки в магазине, количество людей в семье и дней в неделе. Я подготовила материалы на сопоставление количества и символов, в планах продолжать занятия и дальше — я вижу, что ребёнок делает это с удовольствием.

Ещё у бабушки есть цифры и круглешки на магнитах. Недавно приезжали к ним в гости, я прикрепила цифры на холодильник: к цифре 1 — один круглешок, к цифре 2 — два круглешка. Оставшиеся сложила в мисочку, а Юля сама их крепила к цифрам.


По пазлу-часам ребёнок научился считать и понимать, что цифрами можно выразить количество и порядок. В гостиной висят часы со стрелками, а напротив них — электронные с цифрами. Уже ходит сопоставлять значения, но пока безошибочно получается только 12


С помощью этого набора изучаем численное значение цифр. Рядом с каждым числом выкладывают количество предметов

Развивающие задания для детей 3 лет

Вы можете распечатать задания для развития мелкой моторики, логики, пространственного мышления, усидчивости и внимательности.

Сенсорика

Радует, когда я попадаю в точку интереса, и ребёнок надолго увлекается, что-то пробует. Так недавно я заметила у неё тягу к конструированию, и мы приобрели магнитный конструктор. Строила весь день, не могли оторвать.

Очень полезны в возрасте от 3 лет развивающие занятия с сенсорными материалами. Они влияют на мелкую моторику, косвенно подготавливают к письму и математике, а также к геометрии и творчеству. Я сделала несколько наборов своими руками.

Шумовые цилиндры. Сделала звуковые бутылочки из упаковок от Имунеле — просто насыпала в них фасоль, гречку и манку. Лучше брать разные по размеру крупы.

Таинственный мешочек. Нужно положить в непрозрачный мешочек разные по форме или текстуре предметы. Чем ребёнок старше, тем меньше на ощупь они должны отличаться. Чтобы усложнить игру, можно добавить второй мешочек, с таким же содержимым. Попросить находить одни и те же предметы разными руками.

Парные цветовые карточки. Игра-упражнение на знание цветов и всех оттенков. Начинается с трёх основных цветов и постепенно усложняется до семи оттенков каждого цвета: от самого яркого к самому бледному. Хочу взять карточки в магазине красок, чтобы выстраивать в них цвета в ряд.

Ещё мы расставляем фиксиков из шоколадных яиц по высоте. Или на прогулках в лесу ищем толстые и тонкие стволы.

У нас в квартире 2 комнаты: кухня-гостиная и спальня. В гостиной стоит отдельный детский стеллаж и полка для книг. Материалы периодически меняю, поэтому это когда-то зона творчества, когда-то зона музыки, сенсорики, но набор для ухода за растениями и кувшин с водой всегда на своих местах. Рядом организовано рабочее место из стола со стулом и полки для книг.

Кризис трех лет

Трехлетний кризис считается самым бурным в развитии ребенка, и он является серьезным препятствием для регулярного проведения развивающих занятий. Негативизм, истерики, упрямство, игнорирование просьб, ревность – со всем этим вы можете столкнуться в любой момент. Как поступить в этом случае?

  • Меняйте тактику своего поведения и не обращайте внимания на истерику.
  • Дайте ребенку больше времени, чтобы он мог прийти в себя.
  • Предоставьте выбор или его иллюзию.
  • Вместо того чтобы заставлять ребенка, предложите помощь.
  • Не критикуйте и не ругайте.

Если вы чувствуете, что не справляетесь с собой и ребенком, воспользуйтесь помощью детских психологов и педагогов раннего развития. Скорее всего, в незнакомой обстановке ребенок начнет вести себя более спокойно. Занятия в центрах раннего развития проходят в небольших группах до 6 человек, где дети чувствуют себя комфортно и им уделяется много внимания.

Дата публикации: 24.09.2018. Последнее изменение: 13.01.2020.

Домашние дела

Удивительно, насколько детям нравится заниматься домашними делами самостоятельно. Дома перемыты столы и стулья, стирку без ребёнка не устроить, а мытьё овощей и посуды — только в раковине на башне помощника.

Ещё удивительней, какой вклад в развитие ребёнка 3–4 лет вносят обычные дела по дому:

  • ребёнок овладевает конкретным бытовым навыкам;
  • учится добиваться результата;
  • ощущает удовлетворение и успех, уверенность в своих силах;
  • учится концентрироваться;
  • утончает движения;
  • чувствует независимость и самостоятельность;
  • формирует волю через выбор;
  • осваивает внутренние алгоритмы деятельности;
  • формирует первичную бытовую логику, которая потом ложится в основу любой другой логики;
  • готовится база для более глубокого познания письма, творчества, чтения и математики;
  • ощущает границы своих возможностей;
  • формируется самоконтроль и снижается уровень агрессии.

Отдельной большой задачей было обустроить под это домашнее пространство, чтобы было безопасно и удобно. Поначалу была фрустрация: где разместить. Потом пришло вдохновение и началось расхламление — ненужное продано или выкинуто, а нужному нашлось место. Стало уютнее.

Много чего ещё предстоит сделать, но я уже вижу плоды и осознаю важность включения дочери в свою жизнь.

Мы часто готовим вместе разные блюда.

Каши в мультиварке. Я ставлю отмеренное количество крупы, соли, сахара, молока, а Юля смешивает и включает прибор.

Салаты. Сама моет овощи, учится чистить, режет и волнистым, и острым ножом, яблокорезкой. Перемешивает, добавляет соусы, специи.

Выпечку — блинчики, оладушки, сырники, кексы, пироги, пиццы. Замешивает тесто, раскатывает, раскладывает по формочкам или вырезает фигурки, кладёт начинку. А выпекаю или жарю я.

Мясные блюда. Отбивает мясо и посыпает специями.

Когда готовим, смотрим видео на Ютубе и делаем поэтапно. Хочу попробовать зарисовать вместе рецепт, и чтобы она потом по нему готовила.

На кухне у ребёнка есть собственная этажерка. На ней расположены: посуда, столовые приборы, досочки, ножи, тёрки для приготовления пищи, набор для мытья овощей и фруктов. Слева висит фартук, а справа — совок и щёточка, чтобы смести крошки со стола.

Сделала несколько наборов, чтобы ребёнку было удобнее осваивать новые навыки.

Полировка. Сначала я предложила отполировать деревянного слона. Юля пока не дополировала всего слоника ни разу не отвлеклась, настолько была сосредоточена. Потом я заменила слона на деревянную миску.

Уход за растениями. Я спустила единственный имеющийся цветок пониже, так, чтобы дочь могла проверить, пора ли за ним ухаживать. Сухие листочки обрезаю сама, а ей нравится поливать и протирать здоровые. Но главный «гвоздь» набора — лейка.

Аранжировка цветов. В один из дней на прогулке мы нарвали цветы и травинки, собрали осенние листья и сделали букет с помощью уже имеющихся мисок, ножниц и кувшина.

Глажка. Расположила всё необходимое в кладовке, сделали полку на удобном для ребёнка уровне.

Мытьё пола и подметание мусора, подметание пыли. Тоже разместила нужные инструменты в кладовке.

Мытьё посуды. Если готовим вместе, то и моем вместе под краном. Для этого купила щётку для мытья посуды и маленький диспенсер, детское средство для мытья посуды.

Мне самой хочется ухаживать за средой этими материалами, настолько красиво получилось. Поняла, как важны детали и натуральные материалы. Я бы никогда не подумала, что буду заниматься декупажем и получать удовольствие от процесса.

Методика проведения занятий по развитию в младших группах ДОУ

Поскольку развивающие цели есть в каждом занятии в детском саду, то обозначить, а значит, и проследить, общую линию реализации этого направления работы с детьми можно с помощью ежедневного планирования деятельности малышей.

Таблица: пример ежедневного планирования в первой младшей группе (фрагмент)

АвторКрасикова О. Ю., воспитатель МБДОУ комбинированного вида №106, г. Ангарск, Иркутская обл.
Первая неделя сентября
ДатаУтроПрогулкаВечер
ПонедельникЗнакомство с группой. Во время приёма уделять особое внимание детям, которые тяжело расстаются с родителями, долго капризничают и плачут. Подвижная игра (П/и) «Пальчики здороваются». Цель: развитие речи, памяти и мелкой моторики рук. Предложить детям игру с собачкой, которая лает. Обыграть сценку с собачкой, потом спеть песенку про собачку. Учить запоминать местонахождение игрушек в группе и класть их на свои места.Наблюдение за ветром, как дует ветер, качаются деревья, на землю падают листья. П/и «Мотылёк». Цели:
  • перешагивать через кучки песка, развивая умение преодолевать небольшое препятствие на пути;
  • учить вытирать ноги.

Выносной материал:

  • машинки,
  • куклы,
  • совочки,
  • ведёрки.

Помочь детям включиться в игру, создать сюжет игры «Кукла Таня едет в гости». Показать, как нужно делать куличики для куклы.

Знакомство детей с кукольным уголком. Цели:
  • рассмотреть с детьми имеющихся кукол, называя их по именам;
  • показать детям как, чем будем кормить их, предварительно спросив ребят, куда кукла сядет, из чего будет есть.

Во время еды следить за правильной посадкой детей за столом. Учить правильно, держать ложку и кружку, есть, и пить не проливая. Беседы с родителями о поведении детей дома с целью выявления лучшего опыта семейного воспитания.

ВторникЛасково и приветливо встретить детей. Уделять особое внимание детям, которые тяжело расстаются с родителями. Приучать детей перед едой мыть руки, закатывая рукава, насухо вытирать их личным полотенцем. Знакомство детей со строительным уголком.Наблюдение за птицами. Какие они бывают, форма, цвет, большие и маленькие. П/и «По тропинке». Цель: упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади. Игры на поручение (соберём камушки с участка).Знакомство детей с книжным уголком. Рассматривание и чтение сказки «Курочка Ряба». Цель: учить детей слушать. Беседы с родителями о том, как ребёнок провёл день. Продолжать учить детей запоминать местонахождение игрушек в групповой комнате и класть их на свои места.
Цит. по: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/03/18/kalendarnoe-planirovanie-dlya-detey-rannego-vozrasta

Ежедневный план помогает распределить задачи развития между разными видами деятельности

Таблица: пример ежедневного планирования во второй младшей группе (фрагмент)

АвторПинчук Л. В., воспитатель МБДОУ Д/с «Родничок», г. Тамбов.
День неделиРежимСовместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областейОрганизация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
Групповая, подгрупповаяИндивидуальнаяОбразовательная деятельность в режимных моментах
Последняя неделя сентября
ПонедельникУтро:
  • приём детей;
  • игры;
  • общение;
  • утренняя гимнастика;
  • подготовка к завтраку;
  • завтрак;
  • деятельность после завтрака;
  • подготовка к ООД.
  • Подвижная игра «Жёлтый (красный) листочек, лети ко мне».
  • Игровая ситуация «Листики в садочке».

Цели:

  • знакомить детей друг с другом;
  • учить называть сверстников по имени;
  • развивать чувство уверенности в себе.
Индивидуальное задание ребёнку «Принеси много листьев (один лист)».
  • Сюжетная игровая ситуация «Миша промочил ноги». Цели: развивать разговорную речь детей и навыки общения;
  • вызвать желание помочь.
  • Наблюдение за тем, как падают осенние листья (медленно в безветренную погоду, быстро — в ветреную), отметить богатство оттенков листьев.
Дидактические игры:
  • «Волшебный мешочек»;
  • «Узнай и назови овощи».

Цель: обогащать словарь и сенсорный опыт детей.

Организованная образовательная деятельностьРисование «Красивые лесенки». Цели:
  • учить детей рисовать линии сверху вниз, проводить их прямо, не останавливаясь;
  • учить набирать краску на кисть, обмакивать её всем ворсом в краску;
  • убирать лишнюю краску о край баночки;
  • промывать кисть в воде, сушить кисть о салфетку;
  • продолжать знакомить с цветами.
Музыка по плану музыкального руководителя
Подготовка к прогулке. Прогулка:
  • игры;
  • наблюдения;
  • труд;
  • индивидуальная работа;
  • физкультурно-оздоровительная работа.
  • Игровая ситуация «Поможем собрать листья». Цели: развивать связную речь детей;
  • воспитывать желание помогать взрослым.
  • Наблюдение за трудом дворника. Цели:
    • обогащать словарь детей;
    • вызвать желание помочь.
  • Подвижная игра «Соберём урожай».
  • «Подбери листочек».
  • Беседа с детьми «Что нам осень принесла?».
  • Рассматривание «Бутоны, цветы на клумбе».
  • Трудовое поручение. Цель: помочь взрослым убирать с клумбы или грядки высохшие растения.
Бег детей по дорожкам с опавшими листьями, слушание их шуршания. Предложение детям выбрать один понравившийся им лист.
Работа перед сномРазвивающая игровая ситуация «Овощи, фрукты, ягоды» (с использованием стихотворения Ю. Тувима «Овощи», сказки К. Ушинского «Умей обождать»). Цели:
  • показать детям, что одни овощи видны, они красуются на грядках, другие нужно разыскивать в листве;
  • предложить детям обследовать овощи: погладить (гладкая репа, шероховатый огурец), надавить (твёрдый), попробовать на вкус.
Вечер:
  • игры;
  • досуги;
  • общение и деятельность по интересам;
  • подготовка к ужину.
  • Подвижная игра «Солнышко и дождик»;
  • Дидактическая игра «Соберём красивый букет из листьев».
С Полиной Б., Димой Е. — беседа по игрушке «Мяч», «Кукла».Ситуация помощи «Грибочки рассыпались». Цель: развивать интерес к действиям взрослых, желание помочь.Рассматривание картинок на тему «Где что растёт» в уголке природы.
ПрогулкаТрудовое поручение «Жёлуди и шишки». Цели:
  • учить собирать природный материал;
  • поддерживать интерес детей к образным действиям и сравнениям: шишка похожа на ежа, у жёлудя шляпка, как у человека.
ВторникУтро:
  • приём детей;
  • игры;
  • общение;
  • утренняя гимнастика;
  • подготовка к завтраку;
  • завтрак;
  • деятельность после завтрака;
  • подготовка к ООД.
  • Ситуация-инсценировка «Листочки». Цель: предложить детям изобразить листочки, летящие по ветру.
  • Дидактические игры: «Такой листочек»;
  • «Листочек, лети ко мне»;
  • «Собери жёлтые листочки». Цели:
  • формировать цветовое восприятие; побуждать детей участвовать в совместной деятельности;
  • развивать интерес к объектам природы, к листопаду.
Дидактическая игра с детьми «Что нам привёз Мишутка?». Цель: закрепить названия знакомых овощей и фруктов.Игра с народными сборно-разборными игрушками «Собери грибочки в лукошко». Цели:
  • формировать игровые действия;
  • учить вступать во взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Дидактическая игра «Найди и назови овощи на картинке». Цель: закрепить знания детей об овощах их форме, величине, цвете.
Организованная образовательная деятельностьФЭМП «Количество». Цель: закреплять умение детей различать количество предметов, используя слова один, много, мало.
Двигательная деятельность по плану инструктора по физической культуре
Подготовка к прогулке. Прогулка:
  • игры;
  • наблюдения;
  • труд;
  • индивидуальная работа;
  • физкультурно-оздоровительная работа.
  • Наблюдение «Что выросло в саду?».
  • Подвижные игры: «Дождик и листочки»;
  • «Паровоз везёт нас в осенний лес».
  • Наблюдение «Гриб».
Разучить с детьми чистоговорки.Трудовое поручение: помочь взрослым убирать с клумбы или грядки высохшие растения, складывать в тележку и отвозить в определённое место.Дидактическая игра «Вейся, венок». Цель: учить составлять из листьев разноцветные дорожки.
Работа перед сномМытьё рук с потешкой:
  • Закатаем рукава, открываем кран — вода. Взяли в руки мыло, чтоб микробов смыло. Моем пальцы и ладошки! Посмотрите, крошки, на свои ладошки. А у нас ладошки! Чистые ладошки!
Вечер:
  • игры;
  • досуги;
  • общение;
  • деятельность по интересам;
  • подготовка к приёму пищи;
  • полдник;
  • ужин.
  • Беседа с детьми о правилах поведения в лесу.
  • Пантомима «Осенние листочки».
Индивидуальное задание ребёнку «Возьми одну игрушку (много игрушек)».Рассказы детей «Как мы ходили в лес». Цели:
  • формировать потребность делиться своими впечатлениями;
  • воспитывать уважение к рассказчику.
Рисование по трафарету «Что растёт на огороде?».
Прогулка
  • Игра малой подвижности «Листопад». Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев;
  • учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме;
  • конкретизировать понятие «листопад».
  • Чтение стихотворения В. Мирович «Листопад».
Цит. по: https://infourok.ru/plan-na-kazhdiy-den-vo-vtoroy-mladshey-gruppe-1764067.html

Проследить динамику развивающих целей помогает ежедневное планирование

Временной план занятия

С детьми 1,5–4 лет занятие любой учебно-воспитательной направленности длится 15 минут. Это время педагог делит на 4 этапа работы с темой:

  1. Введение в изучение материала, а также мотивация малышей и актуализация знаний, навыков и умений, которые у малышей уже есть — до 2 минут.
  2. Этап презентации новой информации в связке с тем, что дети уже знают, а также проведение физкультминутки — до 7 минут.
  3. Закрепление материала в практических заданиях — до 4 минут.
  4. Этап подведения итогов, включающий положительную оценку педагогом деятельности всех детей — до 2 минут.

Таблица: пример конспекта занятия «Животные и их детёныши» в первой младшей группе (фрагмент)

АвторМедвецкая О., воспитатель МБДОУ Д/с «Ромашка», пгт. Усть-Абакан, Республика Хакасия.
ВведениеДети стоят полукругом, воспитатель читает стихотворение.
  • К домашним животным Мы тех отнесём, С которыми в тесном контакте живём…>
Изложение материала<�… Дидактическая игра «Найди тень». Дети подбирают тень к животным, изображённым на слайдах презентации. Дидактическая игра «Чей малыш?». Дети называют детёныша лошади, коровы, собаки и др. Пальчиковая гимнастика «Щенок»…> <�… Дидактическая игра «Кто где живёт?». В.: Ребята, как вы думаете, смогли бы домашние животные выжить в лесу самостоятельно? (Нет). Почему? (За ними некому ухаживать). Какая опасность их подстерегает? (На них могут напасть дикие звери). Как человек ухаживает за домашними животными? (Кормит животных, заготавливает им еду, ухаживает за ними, строит жилища)…>
Закрепление<�… Рисование «Котёнок». В.: Ребята, давайте нарисуем котёнка. Только рисовать его будем необычно, с помощью ладошки и способа «примакивание»: сложенная ладонь — это туловище котёнка, кулачок-голова, пальчики-ушки, глазки, носик, ребро руки-лапки, хвостик.
Подведение итоговВ.: Наше занятие подошло к концу. Мы с вами сегодня узнали много нового и интересного о домашних животных. Животным нужно дарить ласку, заботу и любовь.
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-razvivayuschego-zanjatija-v-pervoi-mladshei-grupe-domashnie-zhivotnye-i-ih-det-nyshi.html

На занятиях по развитию используются разные виды игр: дидактические, подвижные, пальчиковые и театрализованные

Таблица: пример конспекта занятия «В гости кошке» во второй младшей группе (фрагмент)

АвторЧеканова Н. Г., воспитатель МБДОУ Д/с №1, г. Озёрск, Челябинская обл.
ВведениеВоспитатель приглашает детей сесть на стульчики, обращает внимание детей на стол, вокруг которого стоят стулья, а на стульях сидят игрушки. В.: Это домик, в котором живут кошка с котёнком. У маленького котёнка сегодня день рождения. Они готовятся к приёму гостей. Кошка накрывает на стол, давайте поможем ей.
Изложение материалаВ.: Что сначала надо постелить на стол? Дети: Скатерть. В.: Что мы поставим в середину и по краям стола? Дети: Самовар, чайник, чашки с блюдцами…> <�… Стук в дверь. В.: А вот и гости пришли. (Воспитатель идёт к дверям и заносит утку с утёнком). Ребята, кто это? Дети: Мама утка и маленький сынок утёнок…> <�… В.: У котёнка день рожденья, значит, будет угощенье: чай душистый и печенье. А теперь зверята приглашают вас поиграть в игру «Поручения»…> <�… В.: А теперь, ребята, зверята будут загадывать вам загадки, а вы по описанию будете отгадывать их. Утёнок: У неё есть донышко и ручка. Из неё пьют чай. Что это? (Чашка). Котёнок: У него есть две ручки, носик. В нём кипятят воду для чая, и он пузат. (Самовар)…> <�… В.: А теперь дети загадают вам свои загадки. Воспитатель вызывает желающих загадать загадку. Помогает детям с помощью шёпота на ушко, чтобы никто не слышал. Выслушиваются все желающие.
ЗакреплениеВ.: А сейчас зверята хотят с вами поиграть ещё в одну игру «Чей это голос?». Обыгрываются игрушки — голоса животных и их детёнышей — грубый, тонкий, мягкий голосок.
Подведение итоговПедагог благодарит малышей за работу.
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/10/26/seriya-zanyatiy-dlya-2-mladshey-gruppy

Видео: занятие по развитию речи на тему «Курочка с цыплятами» в первой младшей группе

Видео: занятие по ФЭМП на тему «Путешествие с Колобком» во второй младшей группе

Уход за собой

Гигиена. Для удобного доступа к раковине поставили табурет и повесили удлинитель крана. Полотенце, туалетная бумага, тазик для грязной одежды — всё на уровне ребёнка. Пользуется уже взрослым диспенсером для мыла: одной рукой нажимает, вторую ладошку подставляет к отверстию, из которого капает мыло.

Во время обучения я реорганизовала хранение:

  • разложила расчёски, резинки, бусы, браслеты и заколки по разным корзинам;
  • добавила принадлежности для чистки зубов;
  • повесили с мужем зеркало пониже.

Теперь если дома тишина — мы понимаем, что ребёнок в ванной.

Самостоятельное одевание. Я сама очень люблю порядок и приучаю к этому ребёнка. Свои вещи дочь убирает на место, иногда приходится напоминать или делать вместе. Видно, что её самостоятельность и самоуверенность напрямую связана с тем, что нужные вещи всегда в доступе.

В прихожей я повесила крючки для верхней одежды и рюкзака. Напротив на полках в шкафу поставила корзинку с шапками и варежками. Под ней хранятся уличные игрушки и ведро с губкой и тряпочкой для мытья обуви. У входа расположена этажерка с обувью по погоде, остальная хранится в тумбочке, как и у нас.

Зоны гардероба и прихожей я организовала ещё на курсе для детей до 3 лет, сейчас только внесла небольшие изменения, чтобы дочке стало ещё удобнее. Например, добавила табуретку Труген от Икеа. Одеваться на ней явно лучше, чем просто на полу или на взрослом диване, где ноги до пола не достают. Правда, теперь дочь использует её и как лестницу для восхождения на диван.

Детская одежда хранится на вешалках и в комоде. Постаралась разместить так, чтобы вещи были максимально на виду. В комоде разделено на секции, чтобы было удобно поддерживать порядок.

Быстрые игры для ребенка 3 лет

Если вам нужно быстро развлечь или отвлечь ребенка, используйте эти игры и вопросы для ребенка:

  1. Покажите любой предмет (игрушку, открытку, пакетик сока) и попросите пepeчислить все цвета, которые видит ребенок.
  2. Нарисуйте пальцем в воздухе простую геометрическую фигуру, и пусть ребенок угадает, что вы нарисовали.
  3. Изобразите пантомимой какую-нибудь деятельность (приготовление пищи, чистку зубов, одевание) и пусть ребенок угадает, что это.
  4. Попросите ребенка закрыть глаза. Задавайте вопросы о цвете и покрое вашей одежды, количестве пуговиц, украшениях, проверяя внимание и память.
  5. Назовите ребенку эпитет (солнечный, добрый, пушистый), и пусть он подберет к нему существительное (день, папа, зайчик).

Распечатать развивающие игры и задания для детей 3 лет

Пластилиновые шаблоны

Подобные пластилиновые шаблоны заполняются пластилиновыми «колбасками» соответствующего цвета.

Найди и раскрась

Тренировка усидчивости и наблюдательности необыкновенно актуальна для трехлеток. Интереснейшие задания «Найди и раскрась» — лучшее подспорье при этом.

Лабиринты

Больше лабиринтов для малышей здесь.

Раскрась гусеницу

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]