Аспекты, которые необходимо учитывать при подготовке к занятию по рисованию в средней группе ДОУ
Подходящие краски и основа
При рисовании посуды в средней группе воспитатель может предложить детям два варианта основы: это могут быть обычные листы бумаги формата А4 (если дети рисуют красками, то бумага заранее тонируется в пастельные тона) или же готовые шаблоны предметов (тарелка, чашка с блюдцем, банка для консервирования овощей и пр.). Второй способ более актуален, если основными задачами занятия является не просто передача формы посуды, а ее декоративная роспись или дополнение изображения овощами и фруктами. Также можно предложить дошкольникам шаблон такой посуды, которую им пока еще трудно нарисовать самостоятельно (например, чайник).
Рисовать посуду можно и красками (гуашь либо акварель), и цветными карандашами (как вариант — восковые мелки, фломастеры). Композиция, созданная красками, получится более яркой, а карандаши, в свою очередь, могут передать различные оттенки цвета.
Используемые техники и приемы
Тема «Посуда» подразумевает собой предметное рисование, в ходе которого дошкольники учатся более или менее точно передавать форму предмета, его характерные особенности. Рисуя же несколько предметов посуды (например, чашка и блюдце) дети учатся гармонично располагать изображение на листе бумаги, повторять силуэты одинаковых предметов (чайник и чашки).
При рисовании красками ребята отрабатывают умение проводить кистью широкие и узкие линии (всем ворсом и кончиком), закрашивать изображение, не выходя за его контур. Дети учатся получать новые оттенки красок, смешивая их в разных пропорциях — это позволяет более выразительно передать образ. Совершенствуется техника примакивания (при рисовании на посуде различных элементов (цветов, листьев, ягод).
Что касается декоративной росписи, то педагог подводит воспитанников средней группы к закономерностям в строении узора. Дети учатся заполнять узором любую форму (круглая тарелка, чашка, напоминающая половинку овала и т.д.). Причем, декоративному украшению силуэта вначале должно предшествовать украшение готовой формы (оптимальный вариант — тарелка, поскольку она имеет форму круга). Орнамент может быть фантазийным (ребята придумывают его сами, опираясь на образцы воспитателя) либо же создаваться по мотивам народного декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель и др.).
Дополнительные виды изобразительной деятельности, которые можно задействовать при рисовании посуды
При рисовании различных предметов посуды для детей будет интересно задействовать дополнительные виды изобразительной деятельности, в частности, лепку и аппликацию. Так, оригинально будет смотреться нарисованная банка с консервированными овощами или фруктами, накрытая сверху приклеенной крышкой из цветной бумаги. На раскрашенную тарелку можно приклеить вырезанные бумажные фрукты или овощи.
Блюдце можно украсить бордюром из маленьких пластилиновых шариков, а чашку дополнить вылепленной ручкой аналогичного цвета.
Уместность использования индивидуального подхода на занятии по данной теме
Многие занятия по рисованию позволяют индивидуализировать задания по замыслу и уровню сложности. Тема «посуда» — не исключение. Так, если дети раскрашивают и украшают узором шаблоны, то более сильным детям, которые хорошо и быстро справляются с заданием, можно предложить оформить еще один вариант, но только другим способом.
Другой вариант — дошкольникам, у которых уже просматриваются художественные способности, можно немного усложнять задания. Например, если тема занятия — тарелка с фруктами или овощами, то можно предложить таким детям изобразить предметы, которые рисовать немного сложнее (виноград, кукуруза и пр.).
Как мотивировать детей?
Мы выяснили, что сам процесс рисования детям в силу их возраста нравится. Но для успешного занятия воспитателю необходимо подобрать сочетание приёмов, которые правильно настроили бы карапузов на работу. Обратите внимание, что это должен быть не один, а именно комплекс приёмов.
Беседа и наглядность
В списке мотивационных приёмов эта пара будет занимать лидирующие позиции, так как в 3–4 года у малышей ведущим является наглядно-образное мышление, то есть они должны увидеть или чётко представить то, о чём идёт речь. Так что картинки, фото, реальные предметы посуды — это тот набор, который должен быть перед глазами маленьких творцов.
Наглядность должна обязательно сопровождаться детальным объяснением
Любая демонстрация сопровождается рассказом взрослого и беседой по поводу услышанного — это аксиома методики работы с детьми. В качестве вопросов по теме можно предложить такой набор:
- «Что значит быть гостеприимным хозяином?»;
- «Что такое чаепитие?»;
- «Для чего нужна посуда?» (как вариант — отдельные предметы кухонной утвари);
- «У вас (членов вашей семьи) есть любимая чашка?»;
- «Почему от Федоры сбежала посуда?» и т.д.
Стихотворения
Дети любят слушать и рассказывать стихотворения. Для мотивации можно предложить малышам рассказать или прослушать отрывок из стихотворной сказки Чуковского «Федорино горе», а также целый ряд забавных рифмовок.
Таблица. Примеры стихотоврений о посуде
Загадки
Отгадывание загадок имеет один неоспоримый плюс по сравнению с другими мотивационными приёмами — дети моментально включаются в работу из-за азарта угадать, что же в ней зашифровано.
- Суп нам варит в ней бабуля, На столе стоит …(кастрюля).
- Для нас она необходима, ведь пищу из неё едим мы. Глубокая и мелкая зовут её … (тарелкою).
- На плите — кастрюль начальник. Толстый, длинноносый …(чайник).
- Я пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: Пейте чай, вода вскипела! (чайник).
Дети могут, отгадывая загадки, не только называть, но и показывать зашифрованный предмет
Сказки
Любителей слушать сказок в детском коллективе ничуть не меньше, чем поклонников стихотворений и загадок. Кроме уже упомянутых сказок «Федорино горе», «Буратино», «Три медведя», деткам можно предложить проработать (прослушать, ответить на вопросы, нарисовать главного героя) такие истории:
- Жил-был чайник. У него была семья-посуда. Чайник был пузатый-препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрёй. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили и чай из него пили.
- Я большая эмалированная кастрюля. Я синего цвета. Моя внутренняя часть вся белая. И блестящая. Я очень этим горжусь. Я людям помогаю готовить супы и вторые блюда, а за это люди меня любят.
Конспекты занятий — вариации на тему «Посуда»
ФИО автора | Название конспекта |
Осинцева П.П. | «Украшение чашки» Образовательные задачи: учить украшать шаблон предмета, кончиком кисти рисовать точки и тонкие линии, а широкие — всем ворсом, закреплять умение тщательно промывать кисть перед использованием другой краски, Развивающие задачи: закрепить обобщающее понятие «посуда», умение классифицировать предметы посуды (чайная), активизировать словарный запас, развивать внимание, образное мышление. Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, инициативность. Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье». Демонстрационный материал: кукла Незнайка, ватман с изображением чайника посередине. Раздаточный материал: шаблоны чашек согласно количеству детей, гуашь, кисточки, непроливайки. Ход занятия: Сюрпризный момент — появление Незнайки, который приходит с «разбитой» посудой — разрезные картинки. Он сообщает детям, что так торопился к ним, и поэтому упал и разбил всю посуду. Воспитатель с детьми успокаивают Незнайку и обещают ему помочь. Проводится дидактическая игра «Собери картинку»: детям раздаются конверты с разрезными картинками и они собирают целое изображение – «починили» посуду. Далее Незнайка загадывает ребятам загадки про посуду (воспитатель демонстрирует соответствующие картинки). Особо акцентируется внимние на чайнике:
Детально обсуждается его строение (носик, крышка, ручка), предназначение. Незнайка сообщает, что у него есть чашки, но они не такие красивые, как чайник, без рисунка. Дети с радостью соглашаются украсить их. Воспитатель рассматривает с детьми рисунок на чайнике — красивый цветок с синими лепестками и желтой серединкой с красной каемочкой. Обращается внимание, что орнамент на чашках должен быть тосно таким же — ведь, это чайный набор. Педагог демонстрирует украшение одного из шаблонов и оставляет образец на доске. Перед непосредственно продуктивной деятельностью проводится пальчиковая гимнастика «Мамины помощники»: Самостоятельная деятельность детей. В конце занятия Незнайка хвалит ребят и приглашает их в гости попить чая. |
Арутюнян М.А. | «Тарелки» (рисование карандашами на бумажных кругах диаметром 6–8 см) Интересна мотивация занятия — педагог создает проблемную ситуацию: по дороге на работу ей повстречались две собачки, которые сообщили, что собираются в гости к друзьям-зайчатам. Раздается телефонный звонок — звонят зайчата, плачут, так как у них разбились тарелочки. Они были такие красивые, и теперь некуда положить угощение для гостей. Воспитатель предлагает ребятам помочь зайчикам, демонстрирует дошкольникам несколько тарелок с разным узором, акцентирует внимание на его расположении. В конце занятия появляются игрушечные зайчики и просят детей помочь им умыться, завязать бантики. Они прощаются и благодарят ребят за красивые тарелки. |
Ермакова И. | «Декоративная посуда» (роспись чашки хохломским узором) В начале занятия педагог загадывает загадки про посуду, сообщает, что бывает несколько ее разновидностей: кухонная и столовая, чайная и для хранения продуктов. Предлагается дидактическая игра — игрушечную посуду нужно рассортировать по видам. Рассматриваются чашки с различными узорами. И здесь возникает мотивирующий момент: педагог сообщает ребятам, что, оказывается, у малышей в ясельной группе просто белые чашки, и им хотелось бы помочь — украсить посуду хохломскими узорами. |
Бердникова Е.Н. | «Чайная пара» Данное занятие проводится в преддверие праздника 8 Марта. Воспитатель предлагает порадовать своих мам подарком — нарисованной чайной парой. Чтение стихотворения
Дети закрашивают силуэты чашки и блюдца, а затем украшают их узорами. |
Федотова Е. | «Тарелочка» (декоративное рисование по мотивам дымковской росписи) Занятие неожиданно начинается с загадки про зайца. Затем перед детьми появляется печальный игрушечный зайчик. Он рассказывает ребятам, что когда он шел к ним в детский сад, то встретил во дворе Собак Трезорку и Бульку, таких красивых, с блестящей шерсткой, бантиками. Оказывается, они собрались в гости к друзьям вместе со своей мамой. Зайчик тоже хочет принимать гостей, но у него нет тарелок. Воспитатель предлагает ребятам вначале нарисовать на листе бумаги тарелочки, а затем украсить их дымковскими узорами. Перед детьми находятся альбомы с образцами этой росписи, а также игрушки и посуда. |
Образцы с поэтапным описанием порядка выполнения работ в рамках обозначенной темы в средней группе
На фото 2 и 7 представлены рисунки детей «Чайная пара». В первом варианте в качестве материала использховались краски, во втором — карандаши.
Роспись блюдец мы видим на фото 11 и 12 — рисунок по мотивам дымковского декоративно-прикладного творчесвта и фантазийный орнамент из яблочек и ягод.
Тема посуды открывает большие возможности для использования нетрадиционных техник изображения. В этом плане интересно фото 3 «Чайный набор на салфетке», где чайники украшены обрывочной аппликацией (салфетки). Фото 6 («Чайник») демонстрирует нам рисунок с помощью пальчиков. Оригинальны работы на фото 8 и 9, где фрукты изображены с помощью половинок яблок.
Сюжетные композиции — овощи и фрукты на тарелках — представлены на фото 4, 5 и 10. Здесь уже более развивается ориентировка на листе бумаги, умение гармонично расположить предметы на рисунке.
«Тарелки»
Рисование: карандаши.
Материал:
Цветные карандаши
Ход занятия:
Проблемная ситуация
Сюжетные картинки
Также очень полезны для развития речи сюжетные картинки на тему «посуда». Они позволяют составлять не только описания, но и целые рассказы.
Картины «Мама моет посуду» или «Веселое чаепитие» помогают малышу 3 лет придумать несколько простых предложения, а в 6 лет эти же иллюстрации могут быть использованы для составления развернутого повествования.
Картины с сюжетом нужно подбирать для каждой группы посуды, т. е. на рисунках должны быть кухня, столовая. Хорошо, если дети могут увидеть мытье посуды, приготовление пищи, оформление праздничного стола.
Сюжетные картины дают возможность тренироваться в составлении рассказов, а также тренировать внимание, воображение, память.
Предварительный просмотр:
Тема: «Посуда»
«Тарелки»
Рисование: карандаши.
Формировать умение рисовать круги, ориентируясь на опору в виде круглого листа бумаги
Побуждать детей оказывать помощь тем, кто в ней нуждается
Материал:
Цветные карандаши
Бумажные круги 6-8 см в диаметре
Ход занятия:
Проблемная ситуация
Сегодня по дороге в детский сад я встретила двух собачек, они радовались, что пойдут в гости к знакомым зайчатам.
А вы, ребята, любите ходить в гости?
В это время раздается телефонный звонок, воспитатель берет трубку:
Алло! Я слушаю. Это зайчата? Да, мы уже знаем. что у вас будут гости. Что вы говорите? И все разбились? Ах, как, жалко! Красивые были тарелки. Да ничего, не беспокойтесь, мы вам поможем.
Воспитатель обращается к детям.
Ребята! У зайчат неприятность. Они хотели накрыть на стол, но поднос с тарелками упал, и все тарелки разбились. Теперь они не знают, во что положить угощенье для гостей.
Воспитатель предлагает детям сделать тарелки. Получив согласие, раздает бумажные круги, предлагает, для того чтобы тарелки были красивыми,
Научить украшать их полосками. Целесообразно рассмотреть с детьми несколько тарелок, украшенных разным узором, обратить внимание детей на расположение узора. После того как дети выполнят работу, воспитатель от имени зайчиков просит рассказать, у кого какая тарелка.
Затем зайчата просят детей помочь им нарядиться: помыть лицо и руки, сходить в парикмахерскую- сделать прическу, повязать бантики. Прощаясь. зайчата целуют детей и благодарят за тарелки.
Оксана Сивко
Конспект занятия по ИЗО-деятельности (рисование) в средней группе ЗПР по теме «Посуда» «Украсим красиво блюдце»
Лексическая тема «Посуда»
Простой вариант
Этот вариант можно рассматривать как пошаговую инструкцию для детей, он состоит из рисования элементарных геометрических фигур:
- Сначала нужно нарисовать овал;
- Внутри него начертить ещё один, который должен быть расположен немного ниже центра;
- Затем вывести нижнюю часть тарелки (дно);
- Обозначить длинной изогнутой линией толщину края тарелки;
- При помощи штриховки добавить на поверхность посуды тени, оставляя блики.
Это довольно простая техника рисования тарелки, Усвоив её, можно приступить к более сложным методам, где посуда будет наиболее реалистичнее выглядеть на бумаге.