Проект «Технология формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

Переслегина И.В. воспитатель, МБДОУ «Детский сад «Умка» г. Абакан

Аннотация: статья посвящена рассмотрению эмоционального состояния и благополучия дошкольников в современной семье. Определяется, что детско-родительские отношения, являясь одним из важных факторов эмоционального благополучия детей дошкольного возраста, оказывают непосредственное влияние на выработку у них привычек поведения и критериев оценки происходящего.

Ключевые слова: семья, ребенок, эмоциональное состояние, эмоциональное благополучие, психологический климат семьи.

Эмоциональная сфера является ведущей в психическом развитии ребенка дошкольного возраста и поэтому является основой для осознания ребенком себя. Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Воспитание эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего детства.

Эмоция представляет собой сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности. Одна из главных функций эмоций заключается в том, что они помогают ориентироваться в окружа-ющей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности, полезности или вредности.

Эмоции ребенка многообразны, открыты и часто сменяемы, подвижны, импульсивны, неосознанны. Они связаны с выражением своих возможностей. Они ситуативны и во многом зависят от процессов возбуждения, которые преобладают над процессами торможения.

Понятие «эмоциональное состояние» определяется как особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта-дискомфорта ( «мне хорошо», мне плохо»), выступает в качестве интегральных ощущений благополучия-неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. А.Д. Кошелева отмечает, что это понятие сопоставимо с понятием «настроение», которое она интерпретирует как в разной степени осознаваемое психическое состояние, как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни индивида [4]. Сопоставимо оно также и с понятием «эмоциональное самочувствие», которое определяется как ощущение либо переживание ребенком эмоционального комфорта-дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни.

Положительный эмоциональный фон ребенка, с точки зрения О.И. Бадулиной, находит проявление я в приподнятом настроении, улыбке и жестах, которые выражают открытость и расслабленность. Он легко вступает в процесс коммуникации и игры, проявляя заинтересованность. Для отрицательного эмоционального фона дошкольника свойственна подавленность, плохое настроение, растерянность, грустное выражение лица [2].

В исследовании эмоционального состояния дошкольников, проведенном Д.Д. Акбаевой, базовым рассматривается устойчиво конструктивное, комфортное эмоциональное состояние личности, которое влияет на внутрисемейные отношения, развитие познавательной сферы, эмоционально-волевую структуру, стратегию поведения в стрессовых ситуациях, взаимоотношения со сверстниками [1]. В целом, подобное состояние представляется автором как чувство эмоционального благополучия, в котором выделяются три основных уровня: высокий, средний и низкий, изменяющиеся в зависимости от характера детско-родительского взаимодействия. Например, высокий уровень проявляется в семье, где доминирует поддерживающий тип взаимодействия.

Благоприятный психологический климат семьи ведет к сплоченности семьи, возможности всестороннего развития личности каждого ее члена, высокой доброжелательности и требовательности членов семьи друг к другу, чувству защищенности и эмоциональному благополучию.

Е.Г. Клачкова характеризует эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно-эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками [3]. Эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. В связи с этим становление эмоций у детей нельзя отделить от проблем воспитания.

Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, способствует созданию предпосылок для его социализации. У ребенка осуществляется процесс формирования эмоционального поведения в отношении самого себя и других членов семьи, он учится эмоционально реагировать на постоянно изменяющиеся ситуации взаимодействия. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности, формируют предпосылки для эмоционального благополучия. Дети, которые растут в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со сверстниками. Нарушение детско-родительских отношений зачастую становится источником формирования различных психологических проблем.

К сожалению, современные родители, не осознавая всей ответственности за развитие личности ребенка, недооценивают роль детско-родительских отношений. В такой ситуации ребенок может некритично усваивать предъявляемые ему нормы и образцы поведения. Родителям необходимо помнить о том, что заложенный в дошкольном возрасте фундамент положительного самовосприятия обеспечит благоприятное личностное развитие. Родительская позиция – один из важных факторов, оказывающих влияние на формирование образа «Я» ребенка. Отталкиваемый и отвергаемый дошкольник чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на второй план. Соответственно, образ «Я» у него будет формироваться негативный (возникает самоопределение «Я – плохой»).

Таким же лишним ребенок чувствует себя тогда, когда родители уклоняются от общения с ним, не участвуют в играх, почти не замечают его, постоянно заняты своими делами. Свое разрушительное влияние также оказывает сниженный эмоциональный тонус отца и матери, негибкость отношений к ребенку, эмоциональная «глухота», концентрация на собственных переживаниях. Это создает у ребенка чувства недоверия к взрослым, собственной ненужности, формирует конфликтный тип личности.

Стоит подчеркнуть, что эмоциональная атмосфера семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребенка, складывается из педагогической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений. Семья сегодня испытывает дефицит компетентности по вопросам формирования у детей позитивных социальных установок. В связи с этим требуется помочь семье обрести педагогическую компетентность – в этом заключается одно из направлений работы педагогов по поддержке здоровья детей.

Таким образом, семья, несомненно, играет огромную роль в процессе развития личности дошкольника. Родители обязаны обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, сохранить и укрепить его эмоциональное здоровье, способствовать становлению позитивного образа «Я»; формировать базовые качества личности, обеспечивающие успешную социализацию ребенка; воспитывать понимание представление своей роли в ближайшем социокультурном пространстве.

Список литературы

  1. Акбаева, Д.Д. Психологические особенности эмоционального благополучия ребенка в семье / Д.Д. Акбаева // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 55-3. – С. 299 – 306.
  2. Бадулина, О.И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников: автореф. дис…. канд. пед. наук. – М., 1998. – 22 с.
  3. Клачкова, Е.Г. Эмоциональное здоровье дошкольников как основа социально-коммуникативного развития / Е.Г. Клачкова // Методист. – 2015. – № 9. – С. 66 – 68.
  4. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А.Д. Кошелева, В.И Перегуда, О.А. Шаграева. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
Следующая >

Консультация для родителей. Эмоциональное благополучие ребенка в семье

Правила эмоционального воспитания или несколько советов родителям

В современном мире, где родители слишком сильно загружены работой, а дети слишком много времени проводят у компьютера, особое значение приобретает эмоциональное воспитание и развитие эмоциональной сферы у детей.
Эмоциональная сфера – одна из важнейших составляющих человеческой личности. Страх и восторг, печаль и радость, тоска и воодушевление составляют основу нашей жизни. Негативные эмоции заставляют человека страдать. Пытаясь избавиться от них, родители прививают детям неправильные схемы реагирования. А ведь именно отрицательные эмоции предупреждают нас об опасности, заставляют быть внимательными, способствуют самосовершенствованию. Чтобы преуспеть в жизни, стать адекватной личностью, нужно научиться правильно понимать эмоциональные сигналы и поступать осознанно. Положительные эмоции, наоборот, окрыляют. Некоторые взрослые чересчур стремятся к удовольствиям, делают их смыслом своей жизни. Такие правила воспитания превращают отпрысков в требовательных и капризных тиранов. Большинство же людей воспринимают веселье как нечто редкостное, возможное только «по праздникам» и по особому поводу. У них вырастают дети, которые повзрослев, совсем не умеют радоваться просто так. Люди не рождаются оптимистами или пессимистами. Если родители склонны видеть в любом событии, прежде всего, хорошее, то и дети унаследуют оптимистичное мировосприятие. Родители, часто наказывающие детей, строго следящие за их ошибками, провоцируют формирование пессимизма и неуверенности. Эмоциональное воспитание – это приучение ребенка к определенному типу реагирования. Умение справляться с эмоциями, контроль над сложными переживаниями и эмпатия – то, чему все родители должны научить своих детей. Без этого невозможна счастливая и психологически здоровая жизнь.
Говорим о чувствах

Первое, чему вы должны научить своего ребенка, обозначать эмоции словами. Даже самые маленькие дети нуждаются в этом. Когда вы говорите малышу: «Я знаю, тебе грустно», вы даете ему понять, что он понят и теперь он знает, как назвать то, что он испытывает. По данным исследований, обозначение эмоции обладает успокаивающим действием на нервную систему и помогает детям быстрее восстановиться после неприятных инцидентов. В тот момент, когда мы говорим об эмоции, подключается левая доля мозга, где находятся центры языка и логики, что помогает нам сосредоточиться и успокоиться.
Рекомендация родителям: учите детей описывать свои чувства, помогайте им подбирать правильные слова. Для этого нужно расширять словарный запас ребенка. Помните: высказанная эмоция переживается гораздо легче.
Не бывает плохих эмоций

Одна из основных ошибок родителей – стремление спрятать, замолчать или проигнорировать негативные эмоции детей. Многие родители полагают, что эмоции пройдут сами собой, но то заблуждение, которое заставляет детей думать, что злиться плохо и недопустимо. Тот, кто злиться, гадкий. Итог: дети начинают бояться «плохих» чувств.
Не забывайте: негативные переживания проходят быстрее, если на них обращать внимание. Обсуждайте их с детьми, пытайтесь понять и осознать.
Не ругайте детей за чувства

Очень часто родители пытаются подавить эмоции своих детей подобными фразами «Прекрати плакать» или «Ты не должен так себя чувствовать». Это огромная ошибка. Когда мы указываем ребенку, как он должен чувствовать, то вызываем у него недоверие к своим чувствам, что приводит к появлению неуверенности в себе и потере самоуважения. С другой стороны, когда мы говорим ребенку, что он чувствует правильно, но ему нужны другие способы выражения – мы сохраняем его характер и поддерживаем чувство собственного достоинства. Кроме того, он знает, что с ним рядом находится понимающий взрослый, который собирается ему помочь.

Нет наказаниям

Самый простой и одновременно самый неправильный способ воздействовать на ребенка – угрозы и наказание. Он действует только в краткосрочной перспективе, немедленно заставляет детей вести себя хорошо. Но в будущем приводит к еще большим проблемам в поведении. Дети, которых постоянно наказывают, не умеют решать проблемы и контролировать себя. Наказание заставляет их чувствовать свою беспомощность, постоянную обиду в отношении родителей. Часто такие дети начинают больше думать о мести, чем о желании в следующий раз поступать лучше. Кроме того, любые способы наказания учат, что агрессия и угрозы – отличный способ добиться своего. Дети, которых шлепают, начинают вести себя более враждебно и агрессивно со своими сверстниками.

Кризис – это возможность

Любые конфликты, трудности и негативные переживания вашего ребенка – это не только проблема, но и хорошая возможность стать с ним ближе и научить его сопереживанию. Когда вы вместе с ребенком решаете проблему, вы преподаете ему урок, как управлять своими чувствами. Нам больше не нужно считать гнев своих детей вызовом нашей власти, детские страхи – свидетельством нашей некомпетентности как родителей, а их печаль – как «еще одну чертову проблему, с которой я должен сегодня разобраться». Когда ребенок испытывает печаль, гнев или страх, он больше всего нуждается в родителях. Признавая эмоции своих детей, мы обучаем их искусству самоуспокоения, которым они будут пользоваться в течение всей своей жизни.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для родителей младшей группы ДОУ Консультация для родителей. Как познакомить ребёнка с родным городом Консультация для родителей детского сада по ПДД. Безопасность детей Консультация для родителей детского сада. Воспитание сказкой

Похожие статьи:

Знакомство детей раннего возраста с малыми фольклорными формами

Упрямый ребенок. Как его воспитывать

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]