Аппликация человек – это очень увлекательная и творческая работа. Ее преимущество в разнообразии используемых техник и различной сложности. Такие работы подойдут для совсем маленьких детей, дошкольников и учеников начальной школы. С помощью аппликации человек можно изучать геометрические фигуры, цвета, части лица человека, его эмоции.
Аппликация из геометрических фигур
Самый простой вариант аппликации человека – из геометрических фигур. Эта техника помогает развить воображение ребенка. В качестве основных элементов используются квадрат, треугольник, круг, прямоугольники.
Для аппликации потребуется:
- шаблоны треугольников, кругов,
- картон;
- клей.
Сложность работы зависит от количества деталей и использованных элементов. Самый простой вариант – предложить ребенку разложить фигуры так, чтобы получилось тело, голова, руки и ноги. В качестве тела используют прямоугольник (фигура мальчика) или треугольник (фигура девочка). Вместо головы выступает круг. Руки и ноги делают из тонких прямоугольников.
Усложняют работу различными деталями – косичками, шляпой, выделением кистей рук и стоп ног. Мелкими деталями обозначают глаза, рот, нос.
Лицо: изучаем органы чувств и эмоции
Аппликация лица человека из бумаги – это не просто интересное творчество, но и возможность развития ребенка в разных областях. Для знакомства с органами чувств и эмоциями детям предлагают выполнить простую работу – наклеить на шаблон глаза, рот, нос, уши.
Занятия можно разделить на 2 вида в зависимости от возраста:
- знакомство с расположением органов;
- игра в эмоции.
Знакомство с расположением органов чувств
Знакомство с расположением и назначение органов чувств необходимо для детей в возрасте 2-3 лет. В этот период работа выполняется с помощью взрослого.
Для аппликации потребуется:
- шаблон лица;
- шаблоны рта, глаз, носа, ушей;
- клей.
Для начала ребенку показывают шаблон лица и рассказывают, что на нем располагаются органы чувств. По одному показывают органы, объясняют их назначение, расположение, дают посмотреть. Ребенок намазывает клеем шаблон и приклеивает его к лицу. Действия повторяются с каждым органом чувств.
Знакомство с эмоциями
Аппликация эмоциональное лицо человека будет интересна детям в возрасте 4-5 лет. Для работы потребуется заранее подготовить шаблоны глаз, рта, выражающие различные эмоции – злость, радость, грусть. Также для аппликации потребуется лицо человека из бумаги. На нем может быть заранее изображен нос.
- Работу начинают с одной эмоции. Ее подробно описывают. Рассказывают, как это чувство выражается глазами, ртом.
- Предлагают ребенку выбрать из общего набора шаблонов подходящие по смыслу и разложить их на лице. Если получилось правильно, переходят к следующей эмоции.
- Если ребенок допустил ошибку, то ее необходимо обсудить и помочь исправить.
Игра в эмоции интересна не только в виде аппликации, но и с магнитными шаблонами или деталями на липучках.
Текст книги «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа»
ЗАНЯТИЕ 7. ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ – ИЛЛЮСТРАЦИИ Е. РАЧЕВА К РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ
Программные задачи.
Познакомить детей с иллюстрациями Е. Рачева к сказкам «Колобок», «Теремок»; помочь заметить характерные особенности в изображении персонажей сказок (очеловечивание, позы, одежда), в пейзаже; развивать внимание к деталям, которые обогащают содержание произведения, помогают лучше представить происходящее.
Материал.
Книги сказок («Колобок», «Теремок», «Маша и медведь») с иллюстрациями Е. Рачева и книги с иллюстрациями В. Лебедева.
Ход занятия.
Показать детям иллюстрации В. Лебедева к книгам С. Маршака «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке», затем добавить к ним еще одну-две книги того же автора, например «Разноцветную книгу».
Помочь вспомнить, кто рисовал иллюстрации к этим книгам. Сказать, что сегодня дети увидят иллюстрации другого художника – Евгения Рачева.
Показать иллюстрации на обложках книг «Теремок» и «Колобок» и спросить, как называются эти сказки.
– Как вы узнали, дети, что это сказка «Колобок», а это сказка «Теремок»?
Подтвердить ответы детей, что на обложке каждой книжки нарисованы те, про кого эта сказка.
– Вот хитрая улыбающаяся лиса держит на лапке Колобка. Он широко открыл рот и поет свою хвастливую песенку. На другой обложке художник нарисовал теремок, из которого выглядывают довольные звери. Довольство можно видеть по выражению их мордочек.
Далее не спеша рассмотреть изображения зверей в сказке «Колобок»:
– Вот зайчик в белой вышитой рубашке. Как вы думаете, дети, откуда прискакал зайчик? (С огорода.) Как вы догадались об этом? (Художник нарисовал его с морковкой под мышкой.) Посмотрите на его мордочку. Как он смотрит на Колобка? (Зайчик удивлен, обрадован.)
– На этой иллюстрации волк. А он как смотрит на Колобка? (Зло, уставился желтыми глазами.)
– А каким изобразил Рачев медведя? (Медведь держит колоду, в которой живут пчелы, и ест ложкой мед. Он раскрыл пасть и закатил от удовольствия маленькие глазки, так ему нравится мед. Видно, что медведь неповоротливый, и Колобку будет нетрудно убежать от него.)
– Давайте посмотрим на лису. Видите, какая она нарядная. Что у нее на голове? (Кокошник с узорами.) Какой сарафан нарисовал лисе Рачев? Что на шее? (Бусы.) Что делает лиса? Почему одной лапой она держится за свое ухо? Какая у нее мордочка?
– Художник так изобразил лису, что мы видим, какая она хитрая обманщица. Каждого зверя Рачев нарисовал по-разному. Но все они одеты, как люди, и выражения на их мордочках такие, какие бывают у людей (радостное, удивленное, злое, хитрое). Его звери совсем другие, чем на картинках художника Лебедева.
Затем можно снова рассмотреть иллюстрации и обратить внимание детей на пейзаж.
– Где встретился Колобок с зайчиком? (В ельнике, на дорожке.) А где с волком? (В густом лесу.) Где произошла встреча с лисой? (На опушке леса.) Сквозь деревья видно вечернее небо.
– Значит, художник Рачев показывает нам разные места, где встречался Колобок со зверями. А художник Лебедев рисует животных, людей, а где это происходит, не показывает. Его иллюстрации выполнены на белой бумаге.
Так же следует указать на украшение декоративными узорами страниц с текстом сказок.
При рассматривании иллюстраций в книге «Теремок» надо предложить детям рассказать, как выглядят те или другие персонажи (во что одеты, что держат в лапках, какое выражение на их мордочках). Спросить, похожи ли персонажи из этой сказки на людей, в чем сходство.
Затем целесообразно рассмотреть на картинках, как по мере заселения горшка жильцами он меняется и все больше становится похожим на домик-теремок.
– Сначала появилось окошко. Его, наверное, сделали муха и комар-пискун. А чтобы горшок стал устойчивее, они подперли его палками.
– Что появилось нового, когда к теремку подошла лягушка-квакушка? А что еще нового появится у теремка? Давайте посмотрим (лесенка, крыша).
– Как Рачев сумел нам показать, что в теремке и печка появилась? (На крыше труба, из нее идет дым.) Значит, заяц, лиса, волк увидели уже не горшок, а настоящий домик-теремок, и им тоже захотелось в нем жить.
При рассматривании иллюстрации с медведем надо обратить внимание детей на ярко-красный, багровый цвет неба, как при пожаре. Такой цвет тревожит, беспокоит тех, кто смотрит на картинку. Что-то плохое должно случиться. И действительно, случилось несчастье. Медведь раздавил теремок, и все звери разбежались.
В заключение спросить детей, понравились ли иллюстрации художника Е. Рачева. Показать обложку книги «Маша и медведь». Поинтересоваться, какой, по их мнению, художник нарисовал картинки к этой сказке (Рачев). Сказать, что эту книжку дети будут рассматривать сами и увидят, чем иллюстрации похожи на картинки к сказкам «Колобок» и «Теремок» и чем отличаются.
ЗАНЯТИЕ 8. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ С МОЗАИКОЙ «ЖИВОТНЫЕ ИЗ КРУЖКОВ»
Цель.
Дать детям представление, как реальное изображение преобразить в стилизованное, сохранив несколько характерных признаков, по которым можно узнать конкретное животное; развивать творческое воображение; учить самостоятельно выбирать животных для выкладывания из кругов и полукругов их изображений.
Материал.
Предметные картинки с реалистическими изображениями животных: собаки, кошки, белки, лисы, медведя, слона, жирафа, тигра и др.; карточки с изображениями нескольких животных, составленными из кругов и полукругов (в меньшем количестве, чем реалистических картинок); круги, полукруги из цветного картона разной величины (диаметр кругов 8 см,
6
см,
4
см,
2,5
см,
1,5
см
); фишки.
Ход занятия.
В первой части занятия дети собираются возле доски. На верхнюю полку доски поместить на некотором расстоянии друг от друга предметные картинки с реалистическими изображениями животных. На нижнюю полку – карточки со стилизованными изображениями животных, выполненными из кругов и полукругов (в меньшем количестве, чем предметных картинок).
Спросить детей, кто нарисован на картинках. Добавлять к ответам детей названия каких-либо характерных признаков у данного животного: «Да, это слон. У него длинный хобот и толстые ноги»; «У белки большой пушистый хвост»; «У жирафа длинная шея и длинные ноги» и т. п.
Обратить внимание детей на карточки, где изображены животные из кругов и полукругов, и дать задание: «Угадайте, какие животные изображены на карточках, и поставьте их рядом с картинками, на которых нарисованы такие же животные, но настоящие». Дети выполняют задание поочередно, или воспитатель раздает им по одной карточке, которые каждый ставит возле картинки. Спросить у каждого ребенка: «Почему ты считаешь, что это собака (жираф, слон, белка и т. д.)?». Или: «Как ты догадался, что это лиса?» Ребенок называет один-два признака, характерных для данного животного. За правильное выполнение задания и верный ответ можно давать детям фишки. В конце спросить, какие животные остались без пары. Сказать, что животных можно изобразить по-разному: такими, какими мы их видим (указать на картинки), или придумать из кругов и полукругов, или еще как-нибудь. Но чтобы можно было узнать, что это за животное, надо сохранить в нем то, что его отличает от других животных. Например, если у слона не изобразить хобот, а у жирафа длинную шею, то их никто не узнает.
…
Рис. 61.
Примерные изображения животных, выполненные из кругов и полукругов
Можно провести упражнение «Исправь ошибки». Воспитатель просит детей отвернуться или закрыть глаза и переставляет пары животных или помещает рядом тех животных из кругов, которые остались на нижней полке доски.
Те, кого он вызвал, должны поставить рядом одинаковых животных: двух лисиц, двух слонов…
Вторая часть занятия проводится за столами, которые расставлены так, чтобы дети видели работу друг друга. На столы ставят коробки с кругами и полукругами.
С доски убрать стилизованные изображения животных, оставив предметные картинки. Можно добавить еще одну-две новые картинки (барашек, лошадь) и предложить детям изобразить любое животное из кругов и полукругов, подбирая их по величине, цвету.
В конце каждый ребенок обращается к своему товарищу по имени с предложением отгадать, кто это у него. Если ответ правильный, «художник» берет фишку с подноса и отдает товарищу. Если изображение никто не может отгадать, воспитатель спрашивает автора, кого он изобразил, а детей – почему невозможно было отгадать, кто это. Предлагает тому, кто хочет что-то изменить в изображении, выделить характерный признак, чтобы животное стало узнаваемым.
Сказать, что на следующем занятии дети снова будут составлять кто какое захочет животное из кругов и полукругов и наклеивать его на лист бумаги.
Оставить мозаику и картинки в свободное пользование детей для самостоятельных упражнений.
ЗАНЯТИЕ 9. АППЛИКАЦИЯ. «ПРИДУМАЙ ЗАБАВНОГО ЗВЕРЮШКУ»
Программные задачи.
Развивать воображение и творческие способности (умение самостоятельно составлять животное из кругов и полукругов разной величины и цвета); продолжать упражнять детей в вырезании кругов из квадратов и полукругов путем разрезания кругов пополам по сгибу; составлять изображение из частей в определенной последовательности, располагая посередине листа бумаги сначала крупные части, затем мелкие.
Материал.
У воспитателя оформленная коробка для дидактической игры «Забавные зверюшки», картонные круги и полукруги из мозаики (см. занятие 8). У детей листы плотной бумаги или картона величиной в 1/2 альбомного листа. Квадраты трех-четырех размеров для вырезания кругов и полукругов и готовые небольшие кружки в одной коробке для двух детей; ножницы, клей.
Ход занятия.
Напомнить детям, что они составляли из мозаики разных забавных зверюшек. Сказать, что сегодня каждый сам придумает зверюшку и составит его на листе бумаги из кругов и полукругов. Большие круги и полукруги дети вырежут из квадратов, а маленькие кружки у них лежат в коробочке. Если им понадобятся маленькие полукруги, то можно разрезать пополам маленькие кружки.
В заключение сказать: «Потом из ваших аппликаций сделаем настольную игру «Забавные зверюшки» и будем играть в нее. Коробку для карточек со зверюшками я уже приготовила. Вот она».
В процессе занятия напомнить, если потребуется, как вырезать круги из квадратов. Спросить у некоторых детей, какого зверюшку они собираются изобразить, из каких фигур сделают ту или иную часть тела. Поощрять тех, кто решил изобразить животное в движении (сидит, бежит и др.). Следить, чтобы сначала дети выкладывали крупные части животного (туловище, голову), не торопились сразу наклеивать, пока не подберут наиболее удачные по форме и величине фигуры для тех или иных частей тела. Можно предложить отдельным детям заменить одни фигуры на другие и посмотреть, не лучше ли будет. Следует одобрять тех детей, которые вносят в свои изображения интересные детали, украшают их мелкими деталями.
В конце занятия выставить на стенд детские аппликации и рассмотреть их. Указывая на ту или иную работу, спрашивать, что за зверюшка на ней изображена. Если будут названы одинаковые животные, обратить внимание всех детей на их различия, подчеркнув, что один и тот же персонаж дети изобразили по-своему. Отметить оригинальные работы с персонажами, которых дети ранее, играя с мозаикой, не составляли.
Если позволит время, провести несколько игровых упражнений с детской аппликацией:
1. Поместить перед детьми одну из карточек и предложить подобрать картонные фигурки – круги и полукруги такой же величины и столько же, сколько ушло на составление зверюшки на карточке. Цвет фигурок не принимать во внимание.
2. Поместить перед детьми другую карточку и предложить сосчитать, сколько кругов и сколько полукругов пошло на изображение зверюшки, и определить, каких фигурок использовано больше.
3. Найти фигурки такого же цвета, какие использовались в изображении зверюшки. Если цвет повторялся в нескольких частях зверюшки, то достаточно подобрать один кружок данного цвета.
Примечание. Игровые упражнения следует проводить с детьми и в свободное время, раздав каждому по карточке с изображением животного. Можно подобрать и другие игровые действия.
ЗАНЯТИЕ 10. АППЛИКАЦИЯ. «ЗАБАВНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ ИЗ КРУЖКОВ»
Программные задачи.
Продолжать развивать у детей фантазию и творческие способности, умение самостоятельно придумывать фигуры человечков из кругов и полукругов; передавать несложные движения рук или ног у фигурок; составлять фигуры людей, начиная с головы.
Материал.
У воспитателя 3–5 образцов с изображениями разных человечков из кругов и полукругов. У детей по несколько квадратов: 7,5×7,5 см
; 6×6
см
и 4×4
см
и готовые маленькие кружки (см. фигуры мозаики из материала к занятию разного цвета, среди которых квадраты и готовые фигурки розового или светло-оранжевого цвета для изображения лица и ладошек; листы плотной бумаги величиной в 1/2 альбомного листа; ножницы, клей.
Ход занятия.
Воспитатель обращается к детям:
– На прошлом занятии вы сами придумали и изобразили из кругов и полукругов разных забавных зверюшек. А как вы думаете, дети, можно из кругов и полукругов изобразить не зверюшек, а кого-нибудь другого?
– Вот я и решила составить из кругов и полукругов человечков. Посмотрите, каких забавных человечков я придумала. (Выставляет 3–5 изображений.) Разные или одинаковые эти человечки? Почему они получились разными, ведь все они составлены из кругов и полукругов? Да, все части тела у человечков составлены из разных по величине, цвету и количеству кругов и полукругов. У одного человечка туловище составлено из двух-трех небольших кругов, у другого из одного большого круга, у третьего из круга и полукруга. (Так же можно сравнить их головы, ноги, руки, детали костюмов и движения.)
…
Рис. 62.
Варианты фигурок
– Все эти человечки составлены из разных по цвету кругов и полукругов. А кто заметит, какие части тела у всех человечков одинакового цвета? (Розовое лицо и розовые ладошки.) Эти человечки хотят, чтобы вы придумали и изобразили для них друзей и подруг, но только чтобы каждый новый человечек отличался от других. Одинаковых они не примут в свою компанию.
Воспитатель убирает образцы и предлагает детям приступить к работе.
Если нужно, напоминает детям, что большие круги и полукруги они вырежут сами из квадратов, а маленькие фигурки у них есть готовые в коробочках.
В ходе занятия педагог следит, чтобы дети сначала составили фигуру человечка, а потом наклеивали ее, начиная с головы. Подсказывает, что голову нужно наклеивать немного отступая от верхнего края листа бумаги, чтобы можно было изобразить на голове волосы, шапочку и др.
Побуждает изображать различные детали на костюмах человечков: воротник, карманы, пуговицы, бантики. Это поможет придать персонажам выразительность и разнообразие.
В конце занятия можно выставить на стенд образцы и сказать: «Человечки пришли встречать своих новых друзей и подруг. Но сначала они хотят посмотреть, отличаются ли новенькие от них самих и друг от друга». Предложить четырем-пяти детям поставить свои изображения отдельно от образцов, а всем посмотреть, чем персонажи отличаются друг от друга. Затем поместить их рядом с образцами.
Такую же работу провести с аппликациями других детей. В заключение сказать, что очень интересно рассматривать этих человечков, потому что все они разные, что каждый ребенок по-своему придумал и изобразил забавного человечка.
ЗАНЯТИЕ 11. КОЛЛЕКТИВНАЯ АППЛИКАЦИЯ. «ЖИТЕЛИ КРУГЛОГО ГОРОДА»
Программные задачи.
Развивать у детей умение самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и навыки, выбирать содержание своей работы и самостоятельно выполнять ее; продолжать развивать интерес к коллективной работе, желание хорошо выполнять свою часть работы; закрепить навыки вырезания кругов из квадратов.
Материал.
У воспитателя ширма с изображением «круглого города», внизу которой находится узкий карман для детских работ и отдельные небольшие ширмы с двумя-тремя карманами. У детей листы плотной бумаги величиной в 1/4 альбомного листа или картона; цветные квадраты 6×6 см,
готовые кружки; ножницы, клей.
Ход занятия.
Педагог рассказывает:
– В одной сказочной стране построили необыкновенный город и назвали его Город Кругов. В нем все было круглое (выставляет на столе ширму с изображением города): круглые дома с круглыми окнами, лестницы и балконы у домов тоже были сделаны из маленьких кружков. Деревья и цветы тоже были круглыми. В таком городе должны жить и особые жители. Как вы думаете, дети, какими они должны быть?
Подтверждает, что в Городе Кругов жители тоже должны быть особенные – состоящие из кругов. Это могут быть человечки, зверюшки и птицы. Говорит, что сегодня каждый сам решит, какого жителя для сказочного города он придумает и изобразит, – человечка, зверюшку или птичку.
В конце занятия можно сказать: «Город Кругов стали заселять жители». Брать у детей готовые аппликации и вставлять их в карманы ширмы и в отдельные ширмочки, давая каждому персонажу ту или иную характеристику. Постепенно составить панораму города – на заднем плане ширма с изображением города и нескольких жителей внизу ширмы, на переднем плане (стол) жители, помещенные в небольшие ширмы (животных размещать в горизонтальном положении, если они изображены на карточках в таком положении).
Из некоторых аппликаций можно составить сюжетные группы (человечек со зверюшкой и т. п.).
Пригласить детей к столу, послушать их высказывания, передвинуть те или иные ширмочки с персонажами по их желанию и подвести итог: «Сегодня вы все вместе заселили сказочный Город Кругов необыкновенными жителями. Каждый сам придумал своего жителя, а вместе получилось население целого города. Все жители в нем разные, хотя все сделаны из кружков».
Оставить на несколько дней панораму города в группе для обыгрывания детьми.
Человек в движении
Развить творческие способности и образное восприятие ребенка позволяет аппликация человека в движении. Сложность этого задания в том, что для работы используют прямоугольники и квадраты разных размеров.
Для аппликации потребуется:
- заготовки квадратов и прямоугольников из бумаги;
- картон;
- клей.
Работа состоит из нескольких этапов:
- Ребенку предлагают выбрать картон – основу, на которой он будет наклеивать фигуру.
- Взрослый проговаривает позу, которую будут изображать в виде аппликации. Оговаривает, как располагаются в этой позе руки и ноги, какие есть особенности. Например: человек бежит, нагнулся, прыгает.
- Ребенок берет заготовленные шаблоны и раскладывает их в нужной позе на картоне. Если выполнил фигуру правильно, то приклеивает прямоугольники клеем.
- Если в позе допущены ошибки, то взрослый подсказывает, как необходимо поправить.
Аппликация человека в движении будет полезна для детей младшего школьного возраста и учащихся художественных заведений.
Методическая литература по аппликации
При подготовке занятий по аппликации педагогу будут полезны следующие пособия:
- Аппликации и поделки из бумаги. — М.: Стрекоза, 2012.
- Григорьева Г. Использование игровых приёмов в руководстве изобразительной деятельностью./Дошкольное воспитание, 1991.
- Гусакова, М.А. Аппликация. — М.: Просвещение, 1987.
- Дубровская Н.В. Аппликации из природных материалов. — М.: Астрель, Сова, 2012.
- Дубровская Н.В. Аппликации из семян и косточек. — М.: АСТ, Сова, 2013. Дубровская Н. В. Аппликация из гофрированной бумаги. — М.: Детство-Пресс, 2013.
- Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. — М., Просвещение, 1991.
- Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. институтов — М.: Просвещение, 1987.
- Малышева А.И., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. – М.: 2000.
Образцы составления планов занятий по аппликации можно найти в пособиях:
- Колдина, Д. Н. Аппликация с детьми 4–5 лет. Конспекты занятий / Д.Н. Колдина. — М.: Мозаика-Синтез, 2021.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада: конспекты занятий. – М.: 2008.
- Конспекты занятий по аппликации в средней группе.
Творческому развитию детей 4–5 лет в образовательной программе детского сада уделяется много времени. При этом особое значение имеют занятия по аппликации, позволяющие малышам не только научиться пользоваться ножницами, отработать навыки работы с клеем и кисточками, но и узнать об изобразительных возможностях бумаги и других материалов для поделок. Всё это формирует у ребят важные учебные навыки и приобщает к интересному занятию, пробуждающему фантазию.
Изучаем анатомию
Детям постарше будет интересно изучить анатомию человека на примере аппликации. Такая игра позволит не только развить мелкую моторику, усидчивость, но и познакомит детей со строением внутренних органов.
В зависимости от возраста и уровня подготовки количество органов может отличаться. Для игры потребуется:
- шаблон (контуры тела человека);
- органы (мозг, желудок, легкие, печень, сердце, кишечник и другие);
- схема с расположением органов на шаблоне и их названием;
- клей.
Суть игры заключается в знакомстве ребенка с внутренними органами.
- Каждый орган берут по очереди. Его название четко произносят и показывают на схеме, где он должен быть расположен. Для детей постарше рассказывают назначение этого органа.
- Ребенок берет показанный орган и приклеивает его на трафарет человека для аппликации.
- Действия повторяются с каждым органом.
Если знакомство с внутренним строением человека происходит не первый раз, то ребенку можно предложить самостоятельно приклеить органы на шаблоне.
Подвижный человечек
Аппликацию для детей более интересной позволяют сделать шаблоны части тела человека. С их помощью удается добиться реалистичной яркой картинки или придать ей динамику. Наверняка детям постарше понравится динамичная аппликация.
Для работы потребуется:
- шаблоны частей тела (руки, ноги, туловище, голова);
- шурупы и гайки из металлического конструктора;
- картон;
- клей;
- ножницы.
Работа выполняется в несколько этапов:
- Шаблоны, распечатанные на бумаге, вырезают и приклеивают на плотный картон. Это позволяет сделать их крепче. Затем детали вырезают из картона.
- Руки прикладывают к туловищу и острыми ножницами проделывают сквозное отверстие. В него вставляют шуруп и закручивают гайку. Операцию повторяю с ногами.
- Аналогичным способом приделывают к туловищу голову.
Человечек обретает подвижность и готов к игре. Усложнить работу позволяет создание дополнительных соединений в местах локтевых сгибов и коленей.
Аппликации – это увлекательное творчество, которое развивает образное мышление, усидчивость, мелкую моторику. Работа с бумагой показана детям разного возраста. Отработав навыки аппликации человек на бумаге можно переходить к более интересным и сложным занятиям – например, создать многоразовую игру на липучках из фетра.
Конспект НОД по лепке в средней группе «Веселые человечки»
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по ФГОС по образовательным областям
«Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»
для детей среднего дошкольного возраста
«Веселые человечки»
«Веселые человечки».
Цель: формирование представлений детей о пропорциях тела.
Задачи:
Обучающие:
Учить детей видеть пропорции тела человека, сравнивать части тела.
Развивающие:
Развивать навыки последовательности лепки, приемам лепки: скатывания, прищипывания; сравнивать пропорции частей тела; развивать коммуникативные качества.
Воспитательные:
Формировать инициативность, навыки сотрудничества, продолжать учить украшать свою поделку.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование:
Коробка с разными частями тела от человека с разными пропорциями и цветами, коробка пластилина на каждого ребенка, доска для пластилина, стеки, макеты комнат для человечков.
Ход НОД:
Образовательные области | Задачи | Последовательность деятельности | Предполагаемые ответы и действия детей |
Социально-коммуникативное развитие | Создать положительный эмоциональный настрой, использование сюрпризного момента | Педагог входит с красивой коробкой в группу. — Ребята, посмотрите, что мне подарили наши школьники! Посмотрим, что там такое? Коробка у воспитателя случайно падает на пол. — Ребята, кажется, что-то я разбила. Педагог открывает коробку и показывает детям. — Что же это интересно такое? | Дети подходят к воспитателю и рассматривают коробку. Дети выдвигают свои версии. |
Речевое развитие | Активизировать детский словарь, продолжать учить вести диалог и отвечать на вопросы, предполагая свои версии. | — Руки разного цвета и размера; — ноги тоже не все одинаковые; — Я сейчас попробую их собрать. Воспитатель прикладывает туловище человечка большое к маленькой голове и спрашивает: Правильно ли соединила части? Что не так? Голова есть, туловище есть, руки, ноги присоединили? | Дети наблюдают за действиями педагога и отвечают на вопросы. |
Познавательное развитие | Учить детей видеть пропорции тела человека, сравнивать части тела. | Так перебирает из коробки части человечка, пока дети не соглашаются, что человек собран правильно и пропорции тела у него совпадают. Педагог предлагает детям попробовать слепить похожего человечка. Выбрать себе кусок пластилина, взять стеку, разделить кусок пластилина пополам, а потом в одной половине отделить 2 равные части на туловище и голову, а вторую половину на ноги и руки человека. | Дети соглашаются или не соглашаются с воспитателем. |
Художественно-эстетическое развитие | Развивать навыки последовательности лепки, приемам лепки: скатывания, прищипывания. | Педагог помогает детям в лепке и украшении человечков. Предлагает на выбор макеты комнат для человечков, приготовленные заранее детьми с родителями. | Дети лепят своих человечков, украшают |
Социально-коммуникативное развитие | Развивать коммуникативные качества. | Игровая деятельность педагога с детьми. | Самостоятельная игровая деятельность детей. |
Автор: Сычева Оксана Яковлевна Должность: воспитатель 1 квалификационной категории Место работы: МАОУ «Комсомольская СОШ» (Комсомольский детский сад) Месторасположение: Поселок Комсомольский, Пермский край
Дата изменения: 23 июня, 2021 Дата публикации: 23 июня, 2018