ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Капорская Евгения Леонидовна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш», Иркутская область, Усть-Илимский р-н, р.п. Железнодорожный
В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали»
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
- проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности
- ребенок способен к волевым усилиям
- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей
- способен к принятию собственных решений.
Инициативность рассматривается:
Инициатива – активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Инициативность – это внутреннее побуждение к чему-то новому, порыв к изменениям и движению.
Самостоятельность ребенка – это умение действовать по собственной инициативе, выполнять привычные дела без образца, помощи и контроля взрослых.
Самостоятельность – постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте.
Самостоятельность является важной предпосылкой успешного обучения ребенка в школе и формирования личности в целом.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели).
Развивать инициативность, активность и самостоятельность ребенка необходимо начинать уже с младшего дошкольного возраста.
Детская инициативность проявляется во всех видах деятельности.
Самое яркое – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.
Для эффективного проявления инициативы детей необходимо полноценное развитие её с позиции позитивной социализации и самостоятельности ребенка.
В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Как говорилось выше, проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре.
Значит, чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности.
Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Главная задача воспитателя при этом вовремя ее отметить и поддержать. Предлагая свои идеи, каждый ребенок ждет, чтобы его услышали, проявили интерес, поддержали.
Какими способами можно поддержать детскую инициативу?
- Создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенком деятельности по интересам; Разработка предметно-пространственной развивающей среды должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества: возрастного состава малышей; психологической характеристики группы; количественного соотношения мальчиков и девочек; социальных условий жизни детей в семьях и типов семей; окружающей социальной практики.
- Выбор ребенком сотоварищей;
- Стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать вопросы взрослым, и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно.
- Взрослым необходимо научиться сотрудничать с детьми, не стараться всё сразу показывать и объяснять, необходимо создать условия, чтобы ребенок мог сам подумать и догадаться и получил от этого удовольствие.
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
- формирование установок «Я могу», «Я сумею»
- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»
- предвосхищающая положительная оценка: «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!».
Например:
- Поддержка инициативы в составлении комплекса и проведении утренней гимнастики и ОРУ на занятии (выбор и показ по одному понравившемуся упражнению из ранее освоенных комплексов; придумывание названия комплексу; выбор музыки из предложенной; выбор предмета для выполнения комплекса утренней гимнастики и др.).
- Проявление инициативы в: организации и проведении игры (сбор детей на игру при помощи зазывалок, стихов, звуков бубна, заданий-сюрпризов); введение дополнения в правила игры (усложнения, введение новых ролей; можно предложить автору упражнения определить победителя и произвести награждение).
Игра – отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях и проявлении инициативы.
Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности:
- Требуя от ребенка самостоятельности, руководствоваться принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.
- Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно. Например, «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!».
- Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поиграть в песочнице.
В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести:
1) Дидактическая игра.
В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности.
2) Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация).
В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.
3) Самоорганизованная деятельность.
Самоорганизация – это деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.
Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно-развивающей среде в ДОУ, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
4) Трудовая деятельность.
Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы (Эльконин Д. Б.).
Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.
5) Метод «проектов».
Применение «метода проектов» способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).
При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка.
6) Развитие коммуникативных качеств.
Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырёх блоков:
- развиваем умение сотрудничать;
- развиваем умение активно слушать;
- развиваем умение самостоятельно высказываться;
- развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.
- Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий.
В ежедневных разработках занятий мы ставим следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На занятиях рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности.
Итак… Для инициативной личности характерно: произвольность поведения; самостоятельность; развитая эмоционально волевая сфера; инициатива в различных видах деятельности; стремление к самореализации; общительность; творческий подход к деятельности; высокий уровень умственных способностей; познавательная активность.
Рекомендации педагогам для стимуляции творческой активности
— Обеспечение благоприятной атмосферы.
— Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность). Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей.
— Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
— Поощрение высказывания оригинальных идей.
— Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
— Обеспечение возможностей для упражнения и практики.
— Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
— Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
— Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.
— Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
Таким образом, у детей сформируется четкое представление о значимости ответственности, выработается личное отношение к ответственности как одному из важнейших нравственных качеств человека. И к школе у детей сформируется ответственность к своим обязанностям, к выполнению заданий, поручений, появится ответственность за принятое решение, а также настойчивость в достижении результата.
Подводя итог можно сказать, что такие черты личности ребёнка как самостоятельность, инициативность, ответственность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста. Поэтому очень важно создавать в ДОУ условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.
Слова педагога Шалвы Амонашвили как нельзя лучше свидетельствуют об этом:
«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».
Список рекомендуемой литературы:
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2001.
- Лосик Е. И. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников [Текст] / Е. И. Лосик // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 47-49.
- Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М., 2001.
- Одинцова Л.Н. Развитие творческих способностей детей в изобразительном творчестве [электронный ресурс] / www. 1 september. ru
- Познавательное развитие дошкольников: системный подход. – Мурманск: МГПИ, 2012.
- Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. [Текст]/ Прохорова Л. // Дошкольное воспитание, 1996, №5, С. 21–27
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96с.
- Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. — М.: 1990. — №6. — С. 10-21.
Следующая > |
Консультация для воспитателей «Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Детский совет.
Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Детский совет.
Как много изменений и новообразований происходит в последнее время и мы, взрослые едва успеваем за темпом жизни, понимая, что нужно меняться самим: менять свой образ жизни, свои ценности, стиль деятельности, а ведь мы ещё должны помочь нашим воспитанникам войти в современный мир, такой сложный и динамичный. И тут нам на помощь приходит ФГОС ДО.
Основным принципом ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Как же внедрять этот принцип в жизнь?
Любой путь начинается с первого шага. Важно, что бы он был сделан в верном направлении. Подсказкой для меня послужила книга Л.В. Свирской «Детский совет: методические рекомендации для педагогов».
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам — возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять, в соответствии с собственными интересами. Для этого в течение дня должно быть отведено время на занятия по выбору и создана образовательная и игровая среда, которая должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей.
Потому что все мы знаем что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.
Не все дети занимают активную позицию, некоторые не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать этому ребенку недириктивную помощь. Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто отлично рисует, и тех, кто медленно бегает и даже детей с необычным и конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т.е. проявлять инициативу.
Задача воспитателя – создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий.
Это могут быть проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе: сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма.
Однако полноценной развивающей среды и партнерской позиции взрослого, о которых говорилось мною выше, не достаточно, чтобы поддержать инициативу. Здесь важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей
.
Одной из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является детский совет. Мы с детьми называем его «Утренний круг» и проводим перед завтраком. Главное предназначение этого сбора — включение детей в управление событиями и временем.
Сигналом к началу утреннего круга у нас является звучание металлофона. На первых этапах сигнал подавала я, сейчас я поручаю это кому-либо из детей. Важно заранее продумать место сбора и порядок рассадки. Я в своей практике использую разные способы. Например, для деления детей на подгруппы я часто использую различные эмблемы, фигуры и т.д., тогда я предлагаю детям сесть в круг так, чтобы их значки чередовались. Или найти свою пару с помощью половинок разрезанных картинок. Сейчас мы используем рассаживание детей по номерам. Дети, приходя утром в группу, получают значок с порядковым номером от 1до 24 в прямом и обратном порядке. На занятиях по математике у нас идет знакомство с цифрами до 10, но некоторые дети уже знают цифры второго и третьего десятка. К ним за помощью и обращаются те, кто еще не знает этих цифр. Постоянно обращая внимание на свой порядковый номер, ребенок постепенно и ненавязчиво запоминает цифры 2-го десятка. Затем во время рассаживания я объявляю детям, что сегодня рядом со мной слева садится тот, у кого номер 2, а справа тот, у кого номер 11. Таких способов можно придумать много, но при этом не надо забывать, что на утренний круг дети собираются, чтобы побыть среди друзей. Значит не надо, стремиться все упорядочивать и регламентировать. Пусть садятся, как хотят.
Начинается наш сбор с ритуала приветствия. Чаще всего мы приветствуем друг друга, взявшись за руки. Но иногда используем и другие формы приветствия: клубочек, игрушка, комплименты, касание локотками, плечами, мизинцами и т.д.
Четкой структуры утреннего круга у нас нет. Он включает в себя выбор дежурных (по раздевалке, умывальной, игровой, сервировке, уголку природы и т.д.), обмен новостями («Микрофон идет по кругу»), игры, планирование дня, проектной деятельности и др. Причем тема проектной деятельности может быть как заранее продуманной, так и вытекать из обмена новостями. Так прошлой осенью мы увидели, что на соседнем огороде жгли траву, и от сильного ветра пламя распространилось по сухой траве и охватило весь участок. Опираясь на свои знания, дети тут же начали говорить о правилах пожарной безопасности, а я обратила их внимание на цепочки земляных холмиков, которые оставил крот, спасаясь от огня. Крот, спасающийся от огня, стал темой дня, а затем и темой проектной деятельности. Мы узнали все о внешнем виде, повадках, среде обитания крота, о вреде и пользе которую он приносит. Игровая, познавательная, продуктивная деятельность были пронизаны этой темой не одну неделю. Через некоторое время во время обмена новостями возник вопрос «Из чего делают кирпич? Правильного ответа у детей не было. И тогда я сказала, что папа Саши работает на кирпичном заводе, поэтому мы попросим Сашу расспросить папу и рассказать нам об этом на следующем утреннем круге. Саша ребенок стеснительный и неинициативный, поэтому я обратилась с просьбой к Сашиному папе рассказать сыну о процессе изготовления кирпича, а сама подготовила презентацию по этой теме. В результате Саша, преодолев свою стеснительность, поведал детям обо всем, что рассказал ему папа, а я дополнила его рассказ слайдами. У нас получился очень интересный и содержательный рассказ. Саша раскрылся, почувствовал себя более уверенным, а дети стали относится к нему, немного иначе увидев его в другом качестве.
Обмен новостями у нас проходит по-разному. Дети обмениваются последними впечатлениями и событиями. Мы не регламентируем высказывания детей и даём высказаться всем желающим. Дети, почувствовав, что им дают наконец-то возможность свободно говорить на любую тему, стремятся говорить много. Так, например Марина сообщила недавно, что свинья любят грибы – трюфели. Другие дети тоже видели этот мультфильм. А я рассказала, что белый трюфель является самым дорогим деликатесом в мире и что его добавляют в самые изысканные блюда. Марина тут же пошла в игровую зону и принесла из «Магазина» коробку конфет «Трюфель». «Что и конфеты тоже с грибами? – спросила она. Затем мы решили узнать, что еще едят свиньи, и за что ценят трюфель гурманы. Эта тема в нашей группе еще не закрыта и иногда всплывает в разных видах деятельности (с/р игре, рисовании и .д.). Так как высказаться, во время обмена новостей, хочется многим мы выработали правила: говорим по одному, не перебиваем друг друга, говорит только тот, у кого в руках микрофон (волшебная палочка, игрушка и т. д.). Правила, мы выработали после того, как дети на своем личном опыте убедились, что трудно говорить, когда тебя не слышат. Можно продумать разные хитрости помогающие определить, кто будет говорить первым (те, у кого прикреплен какой-либо знак, чье имя начинается со звука «С», девочки, именинник и т.д.). Так же можно перед началом совета собрать у детей фанты и предоставлять слово тому, чей фант вытянули.
Во время обмена новостями дети естественным образом формируют коммуникативные навыки: умение слушать и слышать, умение вести диалог, умение строить монолог, умение аргументировать свое суждение. Обмен новостями позволяет видеть образцы речевых высказываний, тренировать собственный способности, т.е. приобретать коммуникативную компетентность.
Все мы привыкли, что темы образовательной деятельности определяются воспитателями. Детские интересы «учитываются». Но чтобы их учесть, нужно, чтобы они хотя бы были озвучены. Детский совет предоставляет такую возможность, более того ждет от детей активности в предложении тем. Здесь и проявляется коммуникативная компетентность – рассказать о своей теме так, чтобы другие почувствовали к ней заинтересованность. Если тем возникло несколько, можно предложить голосование (например, при помощи фишек разного цвета).
Еще одна проблема: с одной стороны, нужно идти за ребенком, чтобы реагировать на его интересы и потребности, а с другой стороны, важно реализовать то, что задумано, заложено в план. Для того чтобы удерживать разговор в нужных рамках, надо научиться правильно реагировать на высказывания детей. Реагирование на высказывания – это самая сложная часть обмена новостями с детьми. От вашего ответа будет зависеть, куда повернет разговор и как отразится он на ребенке. Если на фразу ребенка «Мне мама вчера весь вечер читала книжку» вы начнете задавать вопросы: как называлась книжка, о чем она, что тебе понравилось и т.д., то получите реакцию других детей: «А у меня тоже есть книжки», «А мы с мамой ходили в магазин» и т.д., каждый из них захочет получить свою порцию внимания. «Приятно провести время с мамой» — отвечаете вы, и если вам будет необходимо, вернетесь к этой теме в индивидуальной беседе. А можно наоборот раскрыть эту тему дальше и выяснить читают ли детям дома, какие произведения, как дети запоминают прочитанное.
Давайте с вами немного потренируемся правильно реагировать на высказывания.
Чаще всего дети сообщают о покупках. «Мне вчера купили новую куртку» — ответы воспитателей.
Мой вариант: «Поздравляем тебя с обновкой»
Не морализируйте.
«А я из рогатки попал в воробья» — ответы воспитателей.
Мой вариант: «Я понимаю, ты хочешь стать метким стрелком, но воробей то причем, он на тебя не трогал, и рогатки у него нет».
«Мы с папой чинили скамейку, и я сам вбил 3 гвоздя»
Мой вариант: «Это была трудная работа, но ты справился».
Иногда дети могут поставить взрослого в тупик. «Мой папа вчера был пьяный»
Мой вариант: «Обидно, ведь ты не смогла поиграть с папой».
«Я вчера видел, откуда кошка рожала котят»
Мой вариант: «Ты узнал, как появляются на свет котята».
Универсальная форма прекращения обсуждения какой-либо опасной темы – спокойно, уверенно сказать «Так бывает».
И. подводя итог всему выше сказанному, я хочу подчеркнуть, что право ребенка быть услышанным и серьезно воспринятым составляет одну из жизненных ценностей, а умение свободно выражать свое мнение один из показателей социально развитой личности. Участие каждого ребенка в принятии решений, затрагивающих его интересы, приобретает особую важность для достижения социальной справедливости и социальной включенности, для равенства возможностей. И еще, детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.
Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Такой социальный заказ не случаен, он объясняется особенностями экономической ситуации в стране. На сегодняшний день у нас с вами — рынок труда. А что это значит? Это значит, каждый сам в ответе за то, как он представит себя на этом рынке труда и будет ли он востребован. Учитывая то, что научный прогресс развивается сегодня очень быстро; и то, что мы знали вчера и сегодня, через год, а, может быть и раньше, устареет, то главное на сегодняшний момент – постоянно развиваться. Поэтому и основная цель сегодняшних стандартов – научить учиться. То есть знаниевая модель, которая у нас была, должна переродиться в компетентностную.
Напомню, что в государственных стандартах ДО на этапе его завершения одним из целевых ориентиров предусмотрена возрастная характеристика возможностей детей – «уметь проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре, продуктивной деятельности, общении».
То есть, мы с вами тоже получили социальный заказ от государства – воспитать самостоятельного, инициативного дошкольника.
Что же такое самостоятельность, и когда ее начинать развивать?
М. Монтессори рассматривала самостоятельность как биологическое качество человека. Считала, что природа дала людям возможность развивать ее для формирования всех необходимых умений, реализации способностей, овладения знаниями. Все шаги развития ребенка – от приобретаемой умелости в движениях, в научении переворачиваться, сидеть, ползать, ходить до формируемых социально-коммуникативных реакций и умений (жесты, речь, интонации, поведенческие аспекты…) – это шаг ребенка к независимости от взрослых.
В современной педагогике самостоятельность рассматривается как одно из качеств социально компетентной личности, как основа формирования других значимых социальных качеств, таких, например, как субъектная активность, творческая инициатива, самопознание, самовосприятие, самоизменение, саморазвитие. По большому счету самостоятельность ребенка является основой формирования всех ключевых компетенций. Неспособность ребенка к самостоятельной активной деятельности ведет к невозможности приобретения им и общекультурных, и познавательных, и личностных компетенций, т. е. ведет к социальной незрелости. Именно через активную деятельность, самостоятельные пробы и ошибки ребенок приобретает опыт в разных областях жизни, в том числе и социальной.
В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени:
- Первая ступень — когда ребенок действует самостоятельно в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).
- Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, Маша без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.
- На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.
Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
1. Так, игра способствует развитию активности и инициативы, потому что создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин).
Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и впоследствии. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».
2. В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. (М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Д.В. Сергеева). Уже у ребенка раннего возраста есть желание самостоятельно выполнять действия с предметами, относящимися к миру взрослых людей (мыть посуду, накрывать на стол, пылесосить и т.п.). Это желание может быть востребовано и развито в разнообразных видах бытового труда. Формирование навыков бытового труда необходимо, прежде всего, для развития самостоятельности.
3. В продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
4. Общение. В дошкольном возрасте, помимо общения со взрослыми, дифференцируется и достигает развернутой формы общение со сверстниками. К пяти-семи годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка. Старший дошкольник проявляет острый интерес к товарищам, который проявляется в форме активного подражания, стремления к соперничеству.
5. И высшая ступень развития самостоятельности — Самоорганизация — деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. В психологии деятельность человека рассматривается как внутренняя (психическая) и внешняя (двигательная) активность, регулируемая осознаваемой целью.
Исходя из вышеуказанного, самостоятельность представляется как исходная основа. Стартовая площадка становления самоорганизации в целом, что выступает в тесной связи с субъективной активностью личности.
Показателями самостоятельности старшего дошкольника выступают:
- стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей: умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранить его);
- умение поставить цель деятельности: сознательность действий умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;
- осуществить элементарное планирование: умение понять цель работы, предвидеть ее результат;
- реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели: умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;
- а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач: умение переносить известные способы действия в новые условия.
Это те умения, которым мы должны научить детей.
Развитие самостоятельности в самообслуживании преследует цель закрепить и довести до известного автоматизма приобретенные навыки. Умение самостоятельно следить за внешним видом — важная обязанность дошкольника. Свидетельством успешного развития самостоятельности старших дошкольников в самообслуживании является качество выполнения процессов самообслуживания, достаточная быстрота выполнения, умение без напоминания следить за собой, приводить себя в порядок, умение заметить непорядок во внешнем виде сверстника, указать на него, помочь его устранить. Привычка к самообслуживанию способствует формированию элементов самоконтроля, самоорганизации. Она дисциплинирует детей, позволяет сократить время на выполнение режимных процессов, освободить его для разнообразной деятельности.
Высшей ступенью в развитии самостоятельности дошкольников является способность к самостоятельной организации и участию в коллективной деятельности. В ней происходит дальнейшее совершенствование умений каждого из детей и освоение новых умений и способов коллективного сотрудничества. Низкий уровень умений, слабая результативность действий не позволяют ребенку занять достойное место в коллективной деятельности, хорошо справиться с порученной ролью. Это снижает интерес к нему сверстников, мешает поверить в себя, тормозит стремление к самостоятельности. Поэтому развитие индивидуальной самостоятельности в разных видах деятельности, планомерное накопление опыта является предпосылкой развития самостоятельности в коллективных делах.
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
“Самостоятельность” – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.
Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем.
Главные принципы, которых можно придерживаться при развитии самостоятельности и инициативности, следующие:
1. Заботиться о том, чтобы ребенок имел возможность видеть досадные последствия того, что он однажды поленился сделать. Например, если он обнаружит, что фломастеры засохли из-за того, что он забыл надеть на них колпачки, не следует спешить дать ему новые. Пусть порисует недельку-другую карандашами или красками. Каждый раз, когда ребенок со вздохом будет намекать на то, что неплохо бы было поменять фломастеры, в ответ высказывать сомнения: вдруг и новые фломастеры проживут недолго? В дальнейшем воспоминания об этом сложном периоде творчества будут мотивировать ребенка следить за состоянием своих вещей, относиться к ним бережно и самое главное, понимать, что за каждое действие приходится отвечать.
2. Принцип целесообразности. Допустим, не стоит просить ребенка класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.
3. Максимально конкретная и понятная формулировка просьбы. Например: «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!».
4. Важно объяснение ребенку смысла и конечной цели выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: успеем застать машину с продуктами или подольше поиграть в песочнице; быстро разденемся, успеем поиграть с конструктором или дочитать нашу сказку.
5. В ситуации, когда мы для чего-то организуем детей, а кто-то из них ленится и категорически отказывается покидать свое уютное местечко, можно попросить его рассказать о своих дальнейших планах. Эта просьба заставит ребенка задуматься о том, чем можно заняться. Согнать ленивца с места иногда помогает маленькая хитрость. Выразить радость по поводу того, что он сидит и никому не мешает. Затем попросите его посидеть там же еще часика два, чтобы мы могли заняться с остальными детьми (лепкой животного, рисованием самолета и т.д.). Как правило, уже через несколько минут раздается вопрос: «А можно я тоже с вами?»
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Особого внимания заслуживает такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Выделяют три уровня творческой инициативы:
1-й уровень
Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.
2-й уровень
Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я — шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.
3-й уровень
Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.
Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения!
Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста — игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности.
Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на инициативность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности.
Итак, для инициативной личности характерно: произвольность поведения; самостоятельность; развитая эмоционально волевая сфера; инициатива в различных видах деятельности; стремление к самореализации; общительность; творческий подход к деятельности; высокий уровень умственных способностей; познавательная активность.
В чем конкретно может проявляться инициативность дошкольника:
- в создании сюжетов и организации совместных игр,
- в умении выполнять значимые поручения взрослых (родителей и педагогов),
- способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение, а также деятельность и поведение других детей.
Как взрослый может помочь развитию детской инициативы при организации детьми с/р игры? Расцвет с/р игры приходится на средний дошкольный возраст. Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.
Существуют два способа подготовки детей к принятию ролей:
- организованные наблюдения за профессиональными действиями взрослыми;
- эпизодические целевые воздействия на самостоятельную игру детей.
Что касается организованных наблюдений, тут все понятно: это наши целевые прогулки, экскурсии, беседы о труде взрослых и т.п. А вот эпизодические целевые воздействия предполагают совместную игру воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра должна развертываться особым образом, так чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета.
Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:
1. Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными. Например, не просто доктор, а главный доктор, который может и к м/с обратиться с поручением, и с больным повзаимодействовать, и к доктору на приеме с вопросом обратиться. Или: мастер по ремонту машин может и с «коллегой» «поговорить», и с тем, кто машину бензином заправляет, и в кассу заглянуть по какому-нибудь делу.
2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.
Обогатить ролевое поведение можно:
- путем внесения новых атрибутов в игру детей;
- можно использовать прием «параллельная игра – роль». Это специально организованное игровое общение, где взрослый принимает на себя ту же роль, которую в данный момент разыгрывает ребенок, влияет на игру ребенка скрыто, обогащает новыми игровыми навыками и целями. Воспитатель может выступить перед детьми с новой ролью, ненавязчиво побуждать детей вступить в параллельную игру. Или игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; а взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. При этом сюжет игры не рассказывается детям предварительно, а игра начинается сразу после предложения ребенку основной роли, которая, по мнению воспитателя, обязательно должна привлечь ребенка.
Инициативность наиболее ярко проявляется так же и в играх с правилами. По словам А.Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя — анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности и инициативности дошкольников.
Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.
Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Игра же, как педагогическая форма (организованная воспитателем), способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры, она не может обеспечить развитие. Использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.
Поэтому только при поддержке спонтанной игры, ее обогащении, обеспечении игрового времени и пространства возможно развитие детской инициативности, а значит и – формирование целевых ориентиров.
1. Восточный административный округ, ГБОУ гимназия № 1476.
Темы выступлений:
- «Развитие и поддержка детской инициативы в разных видах деятельности, взаимодействие дошкольной организации с семьей» – презентация старшего воспитателя Харитоновой Н.В.
- «Развитие детской инициативы и самостоятельности детей в разных культурных практиках»:
— «Мультфильм для малышей» – воспитатель Молчанова А.А.;
— «Виды минералов (камни)» – воспитатель Горохова Е.А.;
— «Волшебный сундучок» – воспитатель Розанова А.А.
3. «Совместная партнерская деятельность взрослого и ребёнка. Проект «Волшебница вода»» – презентация воспитателя Плужниковой О.Б.
С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwVGprWWJOTmJxYW8
2. Восточный административный округ, ГБОУ СОШ № 1852.
Темы выступлений:
- Презентация старшего воспитателя Спесивцевой Н.Н. «Развитие детской инициативы через расширение развивающего пространства для свободной деятельности детей».
- Презентация опыта работы воспитателя ГБОУ СОШ № 1852, дошкольное отделение, Котелевец Л.В. «Поддержка детской инициативы в речевом общении посредством использования технологии ТРИЗ».
- Презентация опыта работы воспитателя ГБОУ СОШ № 1852, дошкольное отделение, Тонконоговой Н.В. «Создание предметно-развивающей среды как условие поддержки детской инициативы».
С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwTlQ1VXAxdVhhZDg
3. Восточный административный округ, ГБОУ «Школа с углублённым изучением английского языка № 1352»
Темы выступлений:
- «Образовательная деятельность с детьми 3–4 лет «Как мы помогали Мишке» – воспитатель Угольникова Светлана Дмитриевна.
2. «Образовательная деятельность с детьми 4–5 лет «Письмо от учёного Филина» – воспитатель Крисанова Галина Васильевна.
3. «Образовательная деятельность с детьми 5–6 лет «Путешествие в Цифроград» – воспитатель Кутловская Татьяна Петровна.
4. «Образовательная деятельность с детьми 6–7 лет «Чудеса из ларца» – воспитатель Беляева Татьяна Николаевна.
5. ФГОС ДО. Развитие детской инициативы в разных видах деятельности. Презентация методиста Криворучко Татьяны Владимировны.
С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwQ3kwVnlvVzc4N00
4. Восточный административный округ, ГБОУ Гимназия № 1512.
Темы выступлений:
- «Развитие детской инициативы в разных видах деятельности» – презентация старшего воспитателя А.А. Лыковой.
- «Приёмы и способы поддержки детской инициативы» – педагог-психолог Е.В. Ковальчук.
- «Инсценировка по мотивам русской народной сказки «Кот и лиса» – воспитатель Л.Н. Павлухина, музыкальный руководитель Г.В. Нестерова.
- «Формы поддержки детской инициативы в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей». Практический опыт работы педагогов: музыкального руководителя О.В. Колябиной, учителя-логопеда В.А. Муравьевой, воспитателя Т.В. Толстых.
С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwczVycUtEcThFYWM
5. Западный административный округ, ГБОУ Гимназия № 1596.
Темы выступлений:
- «Открытое мероприятие (в рамках проектной деятельности) по ОБЖ «Письмо из Простоквашино» – воспитатели старшей группы Ершова Елена Владимировна, Фёдорова Виктория Андреевна.
- «Доминантное занятие по детскому творчеству «Играем в сказку» (по мотивам музыкального цикла С.М. Майкапара «Бирюльки»)» – музыкальный руководитель высшей категории Шамиданова Лидия Вениаминовна, воспитатель подготовительной группы Михеева Любовь Николаевна.
- Презентация «ФГОС. Развитие детской инициативы. Работа с детьми старшего дошкольного возраста по созданию сказки» – старший воспитатель ГБОУ Гимназия № 1596, СПДО № 1755 Котова Светлана Алексеевна, воспитатель подготовительной группы Полуэктова Валентина Николаевна.
- Презентация «ФГОС. Развитие творчества как высшая форма развития инициативности» – старший воспитатель ГБОУ Гимназия № 1596, СПДО № 1755 Котова Светлана Алексеевна, музыкальный руководитель Шамиданова Лидия Вениаминовна.
С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwUHd4b1lzdEpzM0k
6. Западный административный округ, ГБОУ Школа № 37.
Темы выступлений:
- «Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольника в процессе образовательной деятельности: обучение началам грамоты через организацию детского театра» – воспитатель Оноприенко Екатерина Элитовна.
- «Предметно-пространственная среда как средство развития детской инициативы и самостоятельности у детей с ОВЗ» – педагог-психолог ГБОУ Школа № 1329 Ковалева Светлана Юрьевна, учитель-логопед ГБОУ Школа № 1329 Назари Галина Рафаиловна.
- «Развитие детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности» – воспитатели Черминская Марина Анатольевна, Тиханская Екатерина Олеговна.
- «Современные формы взаимодействия с семьей по развитию детской инициативы» – педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1307 Лунина Надежда Александровна.
- «Развитие творческой инициативы в различных культурных практиках» – воспитатели Дегтярева Елена Викторовна, Заварзина Ирина Александровна.
С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwdEJvMjZvcVpEV1k
7. Зеленоградский административный округ, ГБОУ Гимназия № 1528.
Темы выступлений:
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Развитие детской инициативы в разных видах деятельности» – старший методист Балаева Нина Михайловна, старший воспитатель Аветисян Кристина Грачиковна, педагог-психолог Голубкова Галина Гурьевна. Текст и презентация.
8. Северный административный округ, ГБОУ ЦО № 1296.
Темы выступлений:
- «Развитие детской инициативы в игровой деятельности с детьми второй группы раннего возраста «Разноцветная сказка»» – воспитатели ГБОУ ЦО №1296 (ДО № 1). Медведева Татьяна Николаевна, Сяткина Галина Анатольевна.
- «Развитие детской инициативы в изобразительной деятельности: использование возможностей графических материалов в ИЗО» – воспитатель ГБОУ ЦО № 1296 (ДО № 1) Гижицкая Ирина Алимовна.
- «Развитие детской инициативы в коммуникативной деятельности: «Путешествие по континентам» (комбинированная подготовительная к школе группа)» – воспитатель ГБОУ ЦО № 1296 (ДО № 1) Головина Елена Эдуардовна.
- «Развитие детской инициативы в познавательно-исследовательской деятельности «Чудеса про четыре колеса» (старшая группа)» – воспитатель ГБОУ ЦО № 1296 (ДО № 1) Фадиури Лариса Владимировна, методист ГБОУ ЦО № 1296 (ДО № 1) Серебрякова Татьяна Анатольевна, воспитатель Романова Ольга Юрьевна.
- «Развитие детской инициативы в коммуникативной деятельности: развитие речи детей с использованием речевых упражнений (комбинированная старшая группа)» – воспитатель ГБОУ ЦО № 1296 (ДО № 1) Блинова Татьяна Михайловна.
- «Развитие детской инициативы в двигательной деятельности: «Такие разные мячи» (подготовительная к школе группа)» – воспитатель ГБОУ ЦО №1296 (ДО № 1) Кудинова Елена Валентиновна.
- «Развитие детской инициативы в конструктивной деятельности: «Маленькие строители» (младшая группа)» – воспитатель ГБОУ ЦО № 1296 (ДО № 3) Бакотина Татьяна Сергеевна.
- «Детская инициатива по изобразительной деятельности: развитие детской инициативы при обучении детей декоративно-прикладному творчеству» – воспитатель ГБОУ Школа № 183 (ДО № 4) Хренова Ольга Анатольевна.
С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FweHFidFdUTFJpOE0