Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе ДОУ
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир самоваров»
Воспитатель: Казакова Н.С., МАДОУ «Детский сад №79» г. Саратов.Интеграция образовательных областей: «Игровая», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Познание», «Развитие речи». Задачи и цели: — Воспитывать интерес к русской истории. — Заинтересовать детей происхождением самовара на Руси. — Формирование первоначальных патриотических чувств. — Развивать, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. — Запомнить новые слова и понятия. Предшествующая работа: — Рассматривание иллюстраций по теме НОД. -Рассматривание предметов старины. Итоговая работа: Посещение уникального музея самоваров. Материалы к занятию: Иллюстрации по теме НОД, презентация, самовар, монеты.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети играют на коврике. Воспитатель: (обращается к детям) Ребята, я слышу какой-то звук. А вы слышите что-то необычное. (в магнитотофоне запись жужжания мухи постепенно нарастает) ответы детей: Да ,мы слышим звук.(дети высказывают свои предположения) Воспитатель: Ребята ,давайте встанем вкруг и прислушаемся. Воспитатель:Да ,ребята ,вы правы, это муха. А как вы думаете ,почему мы слышим именно ее? Дети: Высказывают свое мнение Воспитатель: Ребята, давайте попробуем воспроизвести этот звук, может тайна и откроется! Набираем вохдух и при выдохе говорим з-з-з, Сначала тихо, потом громче и в конце опять тише, не торопимся. (2 раза). Молодцы, ребята! Воспитатель: Ребята посмотрите вокруг ничего в группе не изменилось. (Ребята находят в природном уголке коробку, открывают , а там лежит письмо и предмет) Воспитатель : Ребята давайте я вам помогу прочитать письмо. Письмо: «Здравствуйте, ребята ! В сундучке есть предмет (монеты). Догадайтесь как меня зовут? И для чего мне нужны монеты?» Дети : Муха-Цокотуха. Монеты нужны ,чтобы купить самовар. Воспитатель: Ребята, вы помните кто эту сказку написал? Дети: Эту сказку написал Корней Иванович Чуковский Воспитатель : Правильно эту сказку написал Корней Иванович Чуковский. (на м/м появляется изображение персонажа) Воспитатель: Молодцы , давайте присядем и послушаем историю. (Дети садятся полукругом на стульчики) Воспитатель:Ребята вы знаете ,что такое самовар и для чего он нужен. (Дети дают свои ответы) Воспитатель: Самовар — устройство для кипячения воды и приготовления чая. Это сейчас мы ставим чайник на газовую плиту или, если он электрический, просто включаем его. А раньше на Руси ничего подобного не было. Воду в заварочный чайник, стакан или чашку наливали исключительно из самовара. И проводили за чаем иногда по несколько часов. Выпить 5-6 чашек этого ароматного напитка, заедая его конфетами, расписными пряниками и баранками было в порядке вещей. Чай из самовара пила вся страна. Но больше всего его употребляли в купеческих семьях. Вообще-то это просто так говорится «чашек», а на самом деле, в основном, по русской традиции, чай пили из блюдечек. Сыпать в чай сахар было не принято. Им пользовались, как правило, вприкуску. Когда кто-то заканчивал чаепитие, то переворачивал блюдечко или чашку вверх дном и клал сверху остатки сахара. Пузатыми самоварами пользовались и в домах простых людей, и в царском дворце.(На м/м царский самовар) Этот прибор был очень удобным. Во-первых, вода в самоваре закипала очень быстро, а остывала медленно. Во-вторых, на вершине прибора было предусмотрено специальное место для заварочного чайника, который тоже благодаря этому долго не остывал. А в-третьих, самовар как будто притягивал всех к общему столу, вести рядом с ним неторопливые, задушевные разговоры было очень удобно.(На м/м самовар купеческий)
Самовар так долго являлся символом русского застолья, что многие считают это изобретение российским. На самом деле приборами, отдалённо напоминающими самовар, пользовались ещё древние римляне. Но больше всего современный самовар похож на старинное китайское устройство, имеющее и трубу, и поддувало.(На м/м Китайский самовар)
Пётр Первый, который очень много путешествовал по всему миру, часто привозил в Россию что-то новое, ранее в нашей стране неизвестное. Именно при нём русские люди узнали, например, о существовании картофеля и подсолнечника. Благодаря ему же появился и доставленный из Голландии самовар, который назывался в Европе «чайной машиной». Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам пальчиковую гимнастику. Раз, два, три, четыре, (чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга) Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу) Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку . (загибать пальчики по одному, начиная с большого) Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали. (разгибать пальчики по одному, начиная с большого) Так мы маме помогали! (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши). А самый первый русский самовар был сделан из меди в 1739 году на Урале. Но там их производилось очень мало. Первую в стране мастерскую, которая занималась только изготовлением самоваров, организовал в городе Туле в 1778 году слесарь Лисицын. (На м/м Тульский самовар) Вскоре потребность в «чайных машинах» достигла таких размеров, что подобные производства открылись во многих городах России. Это уже позже появилось единое определение «самовар», а сначала его называли по-разному: в Курске это был «самокипец», в Ярославле – «самогар», в Вятке – «самогрей». Интересно, что некоторое время в России производились и так называемые самовары-кухни. Внутри они были разделены перегородками на три части. В двух из них варилась пища, а в третьей кипела вода для чая.(На м/м самовар-кухня)
Можно было купить тогда самовар, рассчитанный на один стакан чая, а можно было приобрести и такой, в который вмещалось и 50 литров воды. На смену медным пришли со временем самовары из сплава цинка и меди. Можно было купить и серебряные или никелированные, но стоили они гораздо дороже. Самый большой в мире самовар изготовлен на Украине. Его высота почти 2 метра, весит он 205 кг, и вмещается в него 360 литров воды. (На м/м самовар-гигант)
Самый маленький на нашей планете самовар был сделан в Москве. Его высота меньше четырёх миллиметров. А вскипятить в нём можно лишь одну каплю воды. (На м/м самый маленький самовар в мире)
Любителей «чайных машин» осталось теперь не так уж и много. Да и они, в основном, предпочитают не возиться с растопкой, а приобретать электрические самовары. Раскупают их и как сувениры, напоминающие о старинном русском обряде – неторопливом чаепитии под пироги и варенье. Физкультминутка: Я чайник — ворчун Я чайник — ворчун, хлопотун, сумасброд, (Шагаем на месте.) Я всем напоказ выставляю живот, (Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо.) Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Хлопаем в ладоши.) — Эй, люди, я с вами чай пить хочу! (Прыжки на месте.) Воспитатель: Ребята давайте вместе выучим пословицы про самовар. ЧАЙ ПЬЕШЬ – ДО СТА ЛЕТ ПРОЖИВЕШЬ. Самовар кипит, уходить не велит. За чаем не скучаем – по шесть чашек выпиваем. Воспитатель: А сейчас ребята предлагаю подойти к столам и слепить самовар.(воспитатель объясняет технику).
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы хорошо потрудились! За такие хорошие труды вас завтра приглашает в гости «Музей самоваров».
Рекомендуем посмотреть:
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по островам» Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы «Волшебные точки массажа Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы «Умницы и умники»
Похожие статьи:
Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
Конспект занятия для старших дошкольников по теме: Транспорт
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Создание книги «Мы — Олимпийцы!»
Конспект занятия по конструированию из бросового материала в подготовительной группе