Логопедические занятия для детей в домашних условиях


Логопедическое развитие речи дошкольника от 6 лет

Для данного детского возраста характерен серьезный прорыв в развитии связной речи малыша. Дети более активно общаются, совершенствуют диалог и монолог, без труда пересказывают сюжет любимого сказочного произведения либо разговор близких людей.

Занятие с логопедом

Ребенок участвует в речевом процессе, развивает ответы того или иного вопроса. Дошкольник переходит от применения в языке только описания, он больше рассуждает и анализирует, следит за культурой речи, полноценно пользуется навыками во время ежедневного общения.

Возможные проблемы и отклонения в развитии

Если у ребенка, который собирается оформляться в школу, отмечаются проблемы от нормы речевого развития, следует править речь, обратиться к профессиональному логопеду, без промедления начать заниматься логопедическими упражнениями для детей. Бить тревогу надо, если ребенок имеет следующие трудности:

  • Говорит непонятно, не выполняет согласование части речи, врач определяет на слух неверное применение слова, предлогов.
  • Имеет скудный словарный запас.
  • Излагает мысли очень короткими предложениями.
  • Не выговаривает множество звуков.
  • Коверкает слова.

Обратите внимание! Логопедия не прощает ошибок. Чем раньше начать коррекционные занятия, тем меньше сил и времени надо будет затратить на исправление недочетов.

Занятие с шестилетним ребенком

Важно! Так как в основе многих проблем речи лежат заболевания ЦНС, при серьезных отклонениях важно обследоваться у врача-невропатолога, а также пройти рекомендованную терапию в сочетании с занятиями с логопедом и уроками дома с родителями.

Индивидуальные коррекционные занятия с дошкольниками

По различным причинам, процесс развития полноценного произношения у многих детей замедляется. Дефекты произношения сами не устранятся, для их ликвидации, нужны системные упражнения со специалистом, а также совместные индивидуальные занятия дома.

Грамотно составленная система занятий обязательно поможет. Индивидуальные занятия по логопедии проводятся только после консультации и обследования.

Занятие логопедией в форме игры

Общие советы по проведению занятий дома

После подробного диагностирования речи воспитанника ДОУ, необходимо проводить коррекцию, начинать заниматься логопедическими заданиями для детей. Время занятий не должно быть более 20 минут. По теории логопедии, если заниматься больше, чем положено, материал не будет усвоен полноценно.

Кроме того, логопеды советуют заниматься играя, так как игра — главное занятие в дошкольный период.

Обратите внимание! Любые логопедические занятия по коррекции произношения звуков выстраиваются в форме игры.

Как построить занятие

Ребенок лучше усвоит материал и совсем не устанет, если задания будут в форме игры. Помимо этого, занимаясь с воспитанником детского сада дома, важно правильно построить процесс:

  • Начинать упражнения надо с 3 минут, аккуратно повышая время занятий до 20 минут.
  • Правильно организовывать уроки, чтобы у малыша было искреннее желание позаниматься.
  • Запрещено заставлять заниматься — положительного результата от таких упражнений не будет.
  • Упражняться надо часто, но не долго.
  • Не критиковать ребенка за неудачи (важное условие), не кричать, относиться с пониманием.

Дефектологическая помощь в образовательных учреждениях дошкольникам

Любую ситуацию надо разбирать, находить причину, почему не получается, и вместе стараться ее решить. Разновидностей логопедических упражнений много. Например, онлайн редакция Шаховской и Волковой предлагает занятия и игры.

Индивидуальное логопедическое занятие в старшей группе «В путешествие с мышкой»

Тема: Автоматизация звука /Ш/ в слогах, словах, предложениях, чистоговорках.

Цели: Коррекционно-образовательные: Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука /ш/. Продолжать учить правильно, произносить звук /ш/ в слогах, словах, предложениях, чистоговорках. Продолжать учить определять наличие звука в слове. Учить употреблять в речи существительные Мн.числа, Дат.падежа.

Коррекционно-развивающие: Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику. Развивать навыки словоизменения. Развивать зрительную, образную память, мышление, внимание. Развивать дыхание. Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, связную речь.

Коррекционно-воспитательная: Воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование: предметные картинки со звуком /Ш/, пособие «Улиткины дорожки», символы звука, карта, игрушка мышка, карточки для артикуляционной гимнастики, карандаш, конверт с письмом.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Загадка о мышке. Серенькая – любит сыр. (Мышь).

2. Тема занятия. В гости к нам пришла мышка, и она приглашает нас в путешествие. Она принесла нам карту, посмотри, которая нам поможет ничего не забыть, не заблудиться. Поможем? Путь неблизкий, предлагаю набраться сил.

3. Артикуляционная гимнастика. Все ребята по порядку Утром делают зарядку Язычок наш тоже хочет На детишек быть похожим.

Решил язычок сделать зарядку вместе с детками

1. Упр. «Хоботок». 2. «Чашечка» 3. «Маляр». 4. «Парус».

А теперь вдохнём волшебную силу. Вдох носом – с закрытым ртом, выдох только ротиком – со звуком /Ш/. Ну всё мы готовы, отправляемся в путь.

4. Акустико-артикуляционная характеристика звука. Где наша карта? Что у нас первое на пути? Домик. Домик, где живёт звук /Ш/. Давай мы вспомним, что мы знаем об этом звуке?

Характеристика звука: язычок вверху, «чашечкой», губки «трубочкой», воздушная струя тёплая, глухой, шипящий, согласный.

Упражнения «Громко-тихо».

Ушки на макушке У мышки-малышки.

Мыши шили шубки, шали Им мышата не мешали.



5. Что нарисовано возле домика? Дорожка. Мышка бежит по дорожке, хвостиком шуршит. Как она шуршит? (Ш-Ш-Ш-Ш). Давай пойдём вместе с мышкой, и прошуршим. Я буду слово начинать, а ты заканчивать. Мы…; Ду…; Камы…; Малы….

6. Посмотри, куда нам дальше? Что у нас на пути? Камыши. Мышка любит слушать, как они шуршат. Послушай камыши, и прошурши, как они:

Ша-шу-ша. Ши-шо-ши. Шу-ша-шу Иш-ош-иш Ши-ша-шу. Ша-ши-шо. Аш-ош-аш Уш-аш-уш (поднять руки вверх, качаем руками над головой и проговариваем слоговые цепочки).

А кто прячется в камышах? Утка. Утка испугалась, крыльями захлопала. (Покажем, как утка хлопает крыльями).

Ши-ши-ши, ши-ши-ши Зашумели камыши

Ше-ше-ше, ше-ше-ше Эта утка в камыше

Ша-ша-ша, ша-ша-ша Выплывай из камыша

Шах-шах-шах, шах-шах-шах Нету утки в камышах

Ши-ши-ши, ши-ши-ши Что нам шепчут камыши.

7. Какие мы молодцы, двигаемся дальше. Что у нас дальше по карте? Смотри, брёвнышки, нам нужно собрать мостик и перейти через речку. Нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук /Ш/. Шапка, лягушка, чашка, шалаш, машина, груша.

Ребёнок называет слова. А теперь давай прошагаем слова, ребёнок называет слово, прошагивает. Логопед переворачивает картинки.

8. Пришли мы по карте, куда? В магазин. Что мышка купила в магазине? Я начну, а ты продолжи.

Мышка купила много………..(показ картинок – шуба, вишня, шкаф, шапка).

Например: мышка купила много шуб.

9. Андрюша, как же мы возвращаться домой будем. А возвращаться мы будем по нашей знакомому мостику. Вспомни, пожалуйста, что было изображено на картинках. (Работа с символами).

10. Посмотри, дальше Улиткина дорожка. Определим позицию звука /Ш/ в словах – в начале, середине, в конце слова. Шайба, шахматы, подушка, пушка, неваляшка, ландыш.

11. А дальше отправимся по самому короткому пути. На карте он обозначен еле заметной линией. Нам понадобится карандаш. Но перед тем как приступить к работе, немного пальчики поиграют.

Карандаш в руках катаю Между пальчиков верчу Непременно каждый пальчик Быть послушным научу. (игра с ребристым карандашом). По карте проводит по пунктирной линии.

11. Дальше по карте письмо. Что же здесь написано. Сочини стихи и ты узнаешь, где клад.

Я начну, а ты будешь подсказывать последнее слово.

Носит яркий гребешок Наш весёлый…петушок.

Вот бежит малышка Серенькая…мышка.

Зашуршали тихо шины Это едет к нам …машина.

Мышка моется под душем Моет хвостик, моет…уши.

12. Итог. Ну вот, что это тут у нас. Вкусная, сладкая…(шоколадка). Вот какие молодцы. Хорошо помогли мышке. А какой звук нам помогал? А теперь бери мышку, клад, и отправляйтесь в группу, расскажи, где вы были.

Использовано методическое пособие: «Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками» Борисовой Е.А.
Автор материала: Рыбакова Елена Вячеславовна

Виды упражнений для речевого аппарата

Каждый ребенок индивидуален и со своими проблемами, поэтому на практике применяются разные виды упражнений. Логопедические для речевого развития могут состоять из пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики, игр на подражание звуков, формирование слуха, логоритмику (стихи с движениями), стихотворения на обогащение словарного запаса, чтобы развить речь.

Решать проблемы речи воспитанникам средней и старшей группы помогают упражнения дыхательной гимнастики в логопедии.

Пальчиковые игры

Скороговорки и чистоговорки

Скороговорки важны для формирования дикции и обучения малыша полноценно говорить. Начинать читать и заучивать скороговорки можно со 2-3 года жизни, потому что это:

  • Эффективная тренировка артикуляции звуков.
  • Приобретение правильных навыков речи.
  • Коррекция речевых дефектов.
  • Результативная борьба с косноязычием.
  • Формирование фонематического слуха, так как, чтобы сказать фразу, ее надо правильно слышать.

Чистоговорки для постановки речи и улучшения дикции можно подразделить на 2 группы. Стихотворения с повтором определенного звука, который требует практики. Это стихи, в первых строках которых используются повторы слогов, благодаря чему идет отработка необходимого звука. Конец стихотворения представляет собой просто фразу в рифму, может вообще бессмысленную.

Игры и задания

Чтобы развить речь, можно применять любые тематики в конспектах, но уровень сложности лексики должен соответствовать возрасту ребенка. Например, часто используют задание: «Грибы». Ребенку надо ласково назвать «Масленок — Масленочек, Волнушка — Волнушечка, Лукошко — Лукошечко, Поганка — Поганочка» и так далее.

Обратите внимание! Задания полезно дополнять дидактическими играми.

Подойдет игра «Расскажи мне сказку». Надо взять любые предметные изображения, 30 шт., разместить их перед малышом и предложить придумать сказку. Каждый игрок берет картинку и сочиняет 1-2 предложения, применяя выбранный рисунок. И так по очереди, получается интересный сюжет. Играть надо, пока картинки не кончатся.

Логопедические упражнения для детей на каждый день

Наиболее сложный момент — это заинтересовать дошкольника. И это очень ответственный процесс. Ведь усадить гиперактивного ребенка проблематично. А вообще-то не обязательно и усаживать, можно совместить приятное с полезным — практиковать уроки, когда малыш играет в своем шалаше или прыгает на кровати.

Артикуляционная гимнастика

Занятия в форме игры обязательно дадут результат, и родитель не устанет, и малыш материал усвоит без слез и криков — должен быть контакт, а не вражда. Логопедическую гимнастику для развития речи ребенка должен назначить опытный логопед.

Пальчиковые игры

Благодаря пальчиковым играм идет развитие мелкой моторики малыша. Результат занятий достигается, если работать с ребенком каждый день, по 5 минут. Полезной будет игра «Цветок». Пальцы рук должны смотреть вверх, быть сомкнуты вместе. Из полусогнутых ладошек надо сделать бутон, прижав пальцы. Когда композиция собрана, надо говорить четверостишье, делая движения на каждую вторую строку: Солнышко поднимается — Бутон распускается (развести пальцы в стороны, держа низ ладошек сомкнутым). Солнце садится — Цветок спать ложится (вернуть пальцы обратно).

Инновационные технологии в логопедии: лэпбук и логопедический уголок

Артикуляционная практика

Артикуляционная гимнастика — это занятия для языка и губ. Они являются базой в процессе произношения звуков. Если язык развит плохо, ребенок будет плохо говорить, его речь будет нечеткой. Заниматься надо перед зеркалом.

Интересно! Один из популярных приемов «Улыбка». Активно растянуть губы, улыбаться, но разжимать их при этом не надо. Держать улыбку следует полминуты.

Игры для формирования полноценного слуха, подражание звукам, логори — игра на развитие слуха. Для игры потребуется мини-колокольчик и свободная комната. Малыш стоит с повязкой на глазах, родитель в это время осторожно передвигается по комнатному помещению, звеня мини-колокольчиком в различных местах. Ребенок должен, не оборачиваясь, определить рукой, где звенит.

Для игры на звукоподражание надо взять любой сюжетный рисунок. К примеру, на изображении мальчик везет машинку: «Миша тянет машинку и приговаривает „би-би“. Давай поможем ему! Би-би!». Надо помогать малышу, двигаться с ним, повторяя путь автомобиля, контролируя артикуляцию.

Логоритмика — это упражнения, в которых объединены движения, речь и музыка. Логоритмику обожают дети, им увлекательно. Сначала родитель читает стихотворение и демонстрирует движения, все это проходит под музыкальное сопровождение. Далее ребенок повторяет все самостоятельно или с мамой.

Декламация стихов и скороговорок

Декламация помогает быстрее вникать в стих или скороговорку, и заучивать произведение. Надо включить воображение и «нырнуть с головой» в сюжет. Стараться перенестись в то время, которое описано в стихотворении. Оживить строки.

Совет! Важно помочь малышу представить происходящее, рассказать о деревушке, в которой проживал маленький мальчик «мужичок с ноготок», о том, как отцу тяжело было обеспечивать большую семью, о лютом холоде.

Когда будет визуализирован текст, малыш легче примет его, он проникнется эмоциями. А эмоциональное запоминается значительно быстрее.

Советы логопедов, как правильно проводить занятия дома

Исправить произношение сложно, на все нужно время. За один урок научить ребенка четко и внятно говорить, а также применять сложные слова, нереально. В любом занятии важно регулярно тренироваться.

Вариант логоритмического занятия

Ошибки — это часть процесса обучения. Надо быть терпеливым, хвалить малыша даже за незначительные успехи, поддерживать, если что-то не получается. Если орать на ребенка, то лучше говорить он не станет, напротив, может замкнуться в себе, что усугубит проблемы речи. Упражняться полезно 5 минут каждый день, а не раз в неделю по 1,5 часа. Изначально можно заниматься 3-5 минут, со временем повышая время до 15-20 минут дважды в день.

Логопедические занятия, организованные правильно, помогут скорректировать проблемы речи. Важно заниматься по рекомендациям опытного логопеда.

Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий

Nbsp; УДК 373 ББК 74.102 Б82

Борисова Е.А.

Б82 Индивидуальные логопедические занятия с дошколь­никами. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008.64 с. (Библиотека журнала «Логопед»). (5) ISBN 978-5-9949-0031-4

В пособии освещены структура, содержание и формы проведе­ния индивидуальных занятий с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Большое внимание уделено формулированию темы и целей занятий, их этапности, использованию разнообразно­го и красочного наглядного материала, созданию положительного эмоционального фона и постепенному увеличению сложности изла­гаемого материала. Занимательная форма занятий, игровые при­емы, смена видов заданий, система поощрения помогут удержать внимание детей на протяжении всего занятия и формировать инте­рес к продолжению работы с логопедом.

Пособие адресуется логопедам, воспитателям логопедических групп ДОУ.

УДК 373 ББК 74.102 Борисова Елана Альбертовна

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ Методическое пособие

Главный редактор Т.В. Цветкова

Научный редактор
О А. Степанова
Редактор Л.С. Киммель

Дизайнер обложки
О£. Максимова
Корректор Т.Э. Балоунова

Компьютерная верстка С.Н. Гамзиной

Оригинал-макет и диапозитивы текста

изготовлены в «ТЦ Сфера»

Гигиенический сертификат № 77.99.60.953.Д.013738.11.07 от 23.11.2007 г.

Подписано в печать 06.08.08. Формат 60 х 9О’/|6. Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 4,0. Тираж 6000 экз. Заказ № 9689.

Издательство «ТЦСфера». Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.

Тел.,656-72-05

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета»

«Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова».

214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.

© ООО «ТЦ Сфера», 2008 ISBN 978-5-9949-0031-4 © Борисова Е.А , 2008

Предисловие

Своевременное овладение правильной речью имеет огром­ное значение для формирования полноценной личности ре­бенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные на­рушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, — одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.

Согласно статистике количество речевых нарушений в пос­ледние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большее внимание.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произно­шении, правильно формировать которое довольно сложно, по­скольку ребенку необходимо научиться управлять своими орга­нами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.

Внятность и чистота произношения зависят от многих фак­торов и в первую очередь от анатомического строения артику­ляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, че­люсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

При нарушениях двигательной функции артикуляционно­го аппарата страдают тонкие дифференцированные движения, поэтому звуки произносятся смазано, особенно в речевом по­токе. Несформированность двигательных дифференцировок может привести к замене сложных звуков простыми по арти­куляции.

Не менее важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является незрелость или несформированность фонематических процессов. Затруднения в выработке звуко­вых дифференцировок у детей чаще всего проявляются при замене одного звука другим, близким по акустическим при­знакам, и в смешении звуков.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные

условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. От того, насколько эффективно про­водится работа в логопедической группе дошкольного образо­вательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребен­ка в школе.

Логопедические занятия — основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правиль­ной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип.

Важное место при устранении дефектов звуковой стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизношения занимают индивидуальные занятия. Структура, содер­жание и форма проведения таких занятий — основная тема предлагаемого пособия.

Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий

Сущность логопедического воздействия заключается в вос­питании правильных и затормаживании неправильных навы­ков с помощью специальной системы педагогического воз­действия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуальных занятиях.

При их подготовке и проведении логопед должен:

— сформулировать тему и цель занятия;

— определить этапы занятия, их взаимозависимость и по­следовательность ;

— постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям;

— разнообразить занятие при помощи игр и игровых при­емов;

— учитывать зону ближайшего развития ребенка;

— осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возраст­ных и индивидуальных особенностей;

— кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям;

— использовать разнообразный и красочный наглядный материал;

— уметь создавать положительный эмоциональный фон за­нятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом уве­личения сложности излагаемого материала.

Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Значение ее вполне оправдано, так как произношение звуков речи — сложный двигательный навык.

Выработка правильных, полноценных движений артику­ляционных органов и объединение простых движений в слож­ные артикуляционные уклады различных звуков необходи­мы для правильного произношения звуков.

В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Их

вид, длительность проведения, разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения.

Дозировка количества одного и того же упражнения долж­на быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого периода работы с ним. На первых занятиях можно ограничиваться только двумя повторениями упражне­ний в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мыш­цы. В дальнейшем число повторений можно увеличивать.

В комплекс основных движений для развития и упражне­ния артикуляционного аппарата входят самые простые и наи­более характерные движения всех органов артикуляции во время речи — губ, челюстей, языка. При коррекции отдель­ных звуков используются специальные комплексы.

Принци­пом отбора движений каждый раз будет служить характер дефектного произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произношения данного звука.

Логопеду недостаточно отобрать целесообразные движения, нужно научить ребенка правильно их применять, т.е. предъяв­лять определенные требования к качеству движений: точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от од­ного движения к другому.

Не менее важным является развитие фонематического слу­ха и фонематического восприятия. Эта задача может оказать­ся первоочередной в том случае, если дефекты звукопроизношения обусловлены несформированностью операций перера­ботки фонем по их акустическим параметрам, когда нарушено или затруднено различение входящих в состав слова фонем. Задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выде­лять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на фор­мирование навыков элементарного звукового анализа и син­теза — неотъемлемая часть коррекционной работы по устра­нению дефектов звукопроизношения.

Процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа: постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков.

Специалистами отмечается, что постановка звука в боль­шинстве случаев — более сложный искусственный процесс, чем самостоятельное появление звука у ребенка, поскольку с физиологической точки зрения постановка звука — это со­здание нового условного рефлекса.

Дошкольники часто подражают звукам окружающего мира или артикуляции логопеда в ходе включения детей в игровую

ситуацию. В других случаях в качестве обходного пути ис­пользуются сохранные звуки, близкие по месту, способу ар­тикуляции тем звукам, правильному произношению которых необходимо научить ребенка (например, сохранными звука­ми, опорными для постановки звука [ш] могут служить зву­ки [с], [т], [р]). В более сложных случаях требуется механи­ческая помощь.

Автоматизация звука с точки зрения высшей нервной дея­тельности — это введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи речевого звука в более сложные последовательные структуры — слова и фразы.

Работу на этом этапе следует рассматривать как заторма­живание старых, неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности, кото­рые выражаются в переходе от изолированного звука к раз­личным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к различ­ным видам развернутой речи.

Если дефекты звукопроизношения проявлялись в виде за­мен или смешения звуков, необходимо переходить к этапу дифференциации вновь выработанного звука со звуком, кото­рый употребляется в качестве его заменителя.

Работа над дифференциацией может быть начата только тогда, когда оба звука могут быть правильно произнесены в любом звукосочетании. Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при дифференциации те же, что и при автоматизации звуков: дифференциация в сло­гах, затем в словах, фразах и различных видах развернутой речи. В тех случаях, когда у ребенка наблюдалось искажен­ное произношение звука, а не его замена другим звуком, диф­ференциация не нужна.

У детей с общим недоразвитием речи нарушение произно­шения в «чистом виде» не встречается. Понятие «общее недо­развитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллек­том, когда нарушается формирование всех компонентов рече­вой системы. В основу коррекционной системы обучения и воспитания детей с ОНР положены следующие принципы:

— раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;

— развитие речи и опоры на онтогенез (учет закономерно­стей развития детской речи в норме);

— взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и взаимоподготовка);

— дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речево­го нарушения;

— связь речи с другими сторонами психического разви­тия, которые раскрывают зависимость формирования от­ дельных компонентов речи от состояния других психи­ческих процессов.

Поэтому содержание индивидуальных логопедических за­нятий с детьми, имеющими ОНР, должно быть намного шире, чем только устранение нарушений звукопроизношения.

На занятиях логопеду большое внимание необходимо уде­лять обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию грамма­тического строя. На начальных этапах эта работа ведется на материале сохранных звуков. В дальнейшем в лексические и грамматические упражнения вводятся слова с поставленным и автоматизируемым звуком.

Активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти — необходимые условия для успешного и разностороннего обучения дошкольников. А в силу специфи­ческого состояния психических процессов у детей с ОНР раз­витие памяти, внимания, мышления, воображения — обязатель­ная составляющая индивидуального логопедического занятия.

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук, проявляемые прежде всего в недоста­точной координации пальцев рук, точности и ловкости дви­жений. Целенаправленная работа по развитию мелкой мото­рики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее ис­править дефектное звукопроизношение. Поэтому логопед дол­жен включать в свои занятия упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, которые, с одной стороны, могут играть роль физкультминуток, а с другой — будут способ­ствовать более эффективной автоматизации звука при сочета­ние их с речевой работой.

Таким образом, к целям индивидуального логопедического занятия следует отнести:

• развитие артикуляционной моторики, формирование пра­ вильных артикуляционных укладов;

• формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);

• развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;

• совершенствование лексико-грамматических конструкций;

• развитие неречевых психических процессов;

• развитие мелкой моторики пальцев рук.

При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребен­ка должен быть стойкий положительный эмоциональный на­строй, который выражается в желании заниматься. Это достига­ется использованием сюрпризных моментов, игровых фрагмен­тов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения и научения превращается в интерес­ную игру. В ходе занятия выстраиваются интересные сюжеты, участниками которых нередко становятся сами дети.

На протяжении занятия у ребенка воспитывается умение слушать, слышать и оценивать не только речь окружающих, но и собственную. Для этого эффективным оказывается за­пись во время занятия отдельных упражнений на магнито­фон. В этом случае ребенок получает возможность слышать себя не только в момент высказывания, но и как бы со сторо­ны услышать и оценить свою речь.

При составлении конспекта занятия, продумывания его содержание следует учитывать, что речевой материал в ходе занятия нужно усложнять постепенно, последовательно, в за­висимости от этапа работы над звуком (например, на этапе автоматизации в словах звук сначала должен отрабатываться изолированно, затем в слогах, а потом в словах). При подборе лексического, грамматического материала, игр и упражне­ний на развитие психических процессов необходимо учиты­вать речевые возможности ребенка, т.е. на этапе постановки звука или на этапе автоматизации звука в слогах речевую работу нужно строить на материале сохранных звуков. На дальнейших этапах все речевые упражнения должны вклю­чать отрабатываемый звук. (Приведенные в пособии конспек­ты занятий позволят читателям наглядно проиллюстрировать этот подход автора к подбору речевого материала.)

Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, следу-

ет стремиться к тому, чтобы занятие было не только интерес­ным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка. Важно включать в занятия серии тре­нировочных упражнений, приучая детей свободно пользоваться в спонтанных высказываниях новыми звуками.

Если структура занятия на этапе автоматизации определя­ется последовательным усложнением речевого материала, то при индивидуальном занятии подходы к постановке звука осуществляются в течение занятия неоднократно (не менее 3 раз). Они должны чередоваться с заданиями по реализации других целей. Занимательная форма занятия, игровые при­емы, смена видов заданий, система поощрений позволяют поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]