Конспект занятия «Откуда появились драгоценные камни»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Тема: «Удивительные камни» Направление. Познавательное. Возраст: дети 4 лет, средняя группа Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная. Цели: • Дать понятие о камнях и их свойствах. • Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности. • вовлечь детей в исследовательскую деятельность по определению признаков и качества камня (разноцветный, круглый, овальный, острый, гладкий, шершавый, колючий, холодный, теплый, гремит, прочный, крепкий, твердый) и его пользе; • закрепить правило безопасности (кидаться камнями опасно) ; • Учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения. • Воспитывать стремление добиваться хорошего результата; развивать речь Планируемые результаты: Самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения. Методические приёмы: наглядный (использование картинок, дидактических игр); словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей); поощрение, анализ занятия Наглядные средства обучения. Карточки к играм«Природа –не природа», «Живая – не живая природа» обручи, Материалы и оборудование: коллекция камней, ёмкости для опытов с водой, разноцветные камешки по количеству детей. Индивидуальная работа. Развивать внимание, умение доводить опыт до конца у Данила Ш, Левы Ш, Тимура К. Словарная работа: камни, глина, шороховатые, влажные. Структура 1.Беседа о природе, игра «Природа –не природа» 2. Игра «Живая – не живая природа» 3. Лаборатория исследователей. 4 Итог занятия

Ход НОД. Воспитатель и дети заходят в группу и встают в круг на ковре. Воспитатель. Ребята, посмотрите вокруг, что нас окружает? (предметы) А если мы бы с вами оказались в лесу, то что бы нас окружало? (деревья, трава, цветы, насекомые) А как это все назвать одним словом? (природа) Посмотрите, у меня на карточках нарисованы предметы, сделанные руками человека, и объекты природы -А как мы можем отличить, что природа, а что нет?(в природе все растет, развивается, и появляется от другого растения или животного, а вещи сделаны человеком, и они уже больше сами не изменяться) Картинки с природой будем класть на картинку с бабочкой, а картинки вещей, сделанных человеком на картинку с человеком. (дети выполняют задание) Игра «Природа – не природа» Ребята, но природа бывает тоже разной, Трава – это природа? А солнце? Трава живая? Да, правильно, живая, потому что она растет, дышит, дает семена для новых трав. А солнце- живое? Нет, это горячая звезда. Значит природа бывает живая и неживая. Давайте разложим картинки с природой – в зеленый обруч положим картинки с живой природой, а в желтый – картинки с неживой природой. Игра «Живая и неживая природа» Правильно, а камни это живая или не живая природа? Они же не растут, не двигаются, значит это неживая природа. А в каких местах много камней? (в море, в реке, в горах)

-Мы сегодня опять отправимся в лабораторию. Давайте вспомним, какие правила надо соблюдать в лаборатории? ( работать аккуратно, не торопиться, не мешать друг другу) Правильно, проходите за столы. Воспитатель: Ребята, с чем мы будем делать опыты? Да, с камнями. Я прошу вас удобно садиться за столы. Давайте рассмотрим камни, которые лежат на подносах у каждого из вас.

Опыт № 1. Определение цвета и формы. Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.). Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель показывает восклицательный знак и схему – рисунок, прикрепляет на доске.)

Опыт №2 Определение размера. Все камни одинакового размера? – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней? Вывод: камни бывают разных размеров.

Опыт № 3. Определение характера поверхности. Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый. Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу. Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами. (Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети.

Опыт № 5. Определение веса. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают. Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые. Опыт №6 Определение температуры Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру. Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.) Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза). Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Опыт № 7 Камни тонут в воде. Воспитатель спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.) Дети берут стакан с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. (Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)

Воспитатель. Давайте с вами побудем теперь строителями. И построим из камня стены для дома. Дети пытаются выложить из камней стены, но они рассыпаются. Воспитатель. Камень настолько твёрд, что очень нелегко придавать нужную форму стенам и скреплять камни друг с другом. На помощь пришла глина. Из сырой глины можно строить и лепить, скреплять между собой камни Итог занятия: Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего запомнилось? Хотели бы вы еще позаниматься в лаборатории? Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым, надеть шапку бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней?

Следующая >

Драгоценные камни и детский сад

Обычно я сначала читаю детям книгу, а потом мы уже по ней делаем творческие работы. Формула проста: прочитали — заинтересовали — реализовали (творческий потенциал и новые знания). С этой новинкой было все наоборот. Вышли утром на прогулку, краски прихватила с собой. Основные цвета. Пальчиковые и гуашь. У пальчиковых красок консистенция особенная, не всем детям она нравится. У гуаши хорошая плотность и цвета насыщеннее. Поэтому мы ею рисуем и без кисточек и с ними. С водой на улице рисовать не так удобно — нужно часто менять… Поэтому в процессе рисования пальчиками мы используем влажные салфетки: новый цвет хотим взять — вытираем руку салфеточкой. Даже малыши привыкли, только успевай им салфетки выдавать…

Форзац с камнями

Из обычных листов бумаги нарезала шаблонов разной многогранной островатой формы — как у крупных драгоценных камней. И пошел народ закрашивать свои камни, создавать уникальные расцветки и комбинации оттенков. Полюбуйтесь теперь — на заглавной фотографии — вокруг книги — это все детские «драгоценности».


Из огня и лавы

А потом уже мы уселись в прохладной комнате, я сняла пленочку защитную с книги — это тоже поразило наших детей: «Эту книгу еще никто не читал до нас?!» Действительно, никто не читал. Вместе совершили открытие — во всех отношениях!

Как и во всей серии Дианны Астон и Сильвии Лонг (про Яйцо любит тишину мы уже писали), в книге У камня своя история чудесные иллюстрации. Они помогают малышам понять не всегда простой текст.


Небесные камни

Вот мы узнали о том, что часть камней — из недр земли — охлажденная лава. Еще часть — небесные пришельцы.

Помню, у нашего Антона все был «любопытный» период с вопросами: «Кто посолил море?» и «Почему на пляже так много песка? Откуда он берется?!» Вот как раз ответ на вопрос про песок…


История песчинок

Лазурит совсем впечатлил наш мини-клуб «Что? Где? Когда?»! Знатоки вдруг стали вспоминать, что у мамы дома тоже в хозяйстве драгоценные камни имеются. Некоторые грозились принести в сад — показать!


Рецепт лазурита

Оказалось, что камни не только красивые, но и полезные: ими орехи можно колоть или просто нырять с камнями в брюхе — для утяжеления — как крокодил! А уж про первые образцы наскальной живописи и говорить нечего…


Камни-помощники


Секреты камня


Искусство в камне


У камня своя история

Яркая книга. С разворотом про самые знаменитые древние строения из камня. Один из разворотов в начале книги — с россыпью камней (фото выше), но без названий. А в конце книги — такой же — но с названиями. Можно играть в запоминалки и угадалки…

Для любознательных детей и неугомонных родителей! После прочтения и рассматривания сразу хочется отправиться на поиски кладов!

У камня своя история. Диана Астон. Сильвия Лонг. Манн, Иванов и Фербер. 2015

Текст и фото — Ирина Хмельницкая

Робот из коробки

Великие здания: архитектура для детей и родителей

Книги для маленьких египтологов

Story Cubes — истории в кубиках — игры для развития речи и воображения

HABA — игрушки из Германии

Как фотографировать ребенка

Творческий проект «О чём говорят камни»

  • 3 апреля 2014

Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении — 2014»
Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Я старалась найти интересную познавательную тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия детей с неживой природой и древней мировой историей каменных изваяний, этнической культурой нашего региона.

Мы живём в маленьком красивейшем таёжном городке где добывают железную руду, по сути, мы ходим ногами по кладу. Каждый раз, гуляя с детьми и находя разные интересные камни, мы собирали их, приносили в группу, так получилась коллекция из камней. Но со временем она переросла в мини-музей истории древних камней — мегалитов, менгиров Хакасии.

Цель: Создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности через реализацию проекта мини-музей «О чём говорят камни». Знакомство детей с культурой хакасского народа менгирами, разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную деятельность.

Задачи:

  • Формировать навыки исследовательской деятельности.Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены изделия из камня.
  • Обогащать словарный запас дошкольников.
  • Формировать нравственно-патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно-историческое наследие.
  • Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
  • Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической деятельности с ними.

Первый этап – подготовительный.

Изучение литературы, ознакомление с интернет ресурсами, разработка перспективного плана. Работа с родителями.

Второй этап – практический.

Собрали экспонаты для мини-музея, привлекла педагогов и детей других групп. Совместная деятельность осуществлялась через интеграцию образовательных областей. Организация выставки книг: энциклопедий, художественной литературы по теме проекта. Оформление фото альбомов: «Какие бывают камни», «О чем говорят камни». Составление литературного сборника «Сказания о камнях». Изготовление атрибутов к сюжетно ролевым играм.

Третий этап – создание мини-музея.

  • Оформление мини-музея.
  • Представление экспонатов мини-музея детям других групп.

Четвёртый этап – обобщающий.

  • Создание электронного фотоальбома.
  • Оформление проекта и его презентация на педагогическом совете.

В результате работы над проектом повысилась познавательная активность у ребят. Они узнали о свойствах камней, их особенностях, значение и применение человеком, о полезных ископаемых России, Хакасии. Дети познакомились с культурой и бытом хакасского народа, выяснили, что хакасы создавали менгиры для проведения ритуальных обрядов, и лечения от различных недугов. Расширился словарный запас дошкольников, ребята научились искать ответы на интересующие вопросы самостоятельно. Повысилась степень участия родителей в жизни группы.

Условия реализации. Данный проект осуществляется на базе МБДОУ «ЦРР – ДС «Дельфин» в подготовительной к школе группе под руководством воспитателя данной группы. Проект реализуется в совместной деятельности детей, педагогов и родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.

Тип проекта: творческий, групповой.

Продолжительность: 4месяца.

Приложение: Творческий проект «О чём говорят камни».

Автор: Золотухина Нина Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории МБОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Дельфин», город Абаза, Хакасия.

Картотека опытов с камнямиопыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Картотека опытов «Камни»

Опыты с камнямиРазработала: Болталина О.В.1. Какими бывают камни? Цель: сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам.Материалы: разнообразные камни, лупыХод опыта Предполагаемые ответы детейВнимательно рассмотрите камни? Какие они? Разные. Большие и маленькие. Красивые.Какие камешки вам нравятся больше всего? Найдите самые красивые камешки для вас. Обоснуйте свое мнение. Гладкий и цветной. На нем есть полосочки. Круглые и маленькие.Закройте глаза и на ощупь выберите самый гладкий круглый камешек. Внимательно его рассмотрите. Вы знаете как он называется? Этот морской камень называется галькой. Как вы думаете почему у него нет острых углов? А раньше были? Предлагаю взять несколько камешков в ладошки и потрясти их. Что вы чувствуете? Дети выбирают каменьДети затрудняются ответить

Как они стучат.А почему они стучат? Потому что мы их трясемА что с ними происходит в море? (А какая сила их трясет в море?) Они там стучат и бьются. Силой водыВода двигает камни, сталкивает их друг с другом, они траться о песок. Острые углы постепенно стачиваются, камешки становятся круглыми. Закройте глаза и поставьте перед собой ладони. (Кладет детям в ладошки небольшие шершавые камешки) Что вы чувствуете? Какие камни на ощупь?

Не гладкие. Неровные, царапаются.Чем отличаются эти камни от морских камней? Не гладкие, острые, шершавые.Выложите камни в два ряда: от большого к маленькому, от шершавого к гладкому. Рассмотрите камешки через лупу. Что вы видите? Трещинки. Узоры.Что мы с вами узнали нового о камнях? Камни бывают маленькими и большими, гладкими и шершавыми, цветными и прозрачными, теплыми и холодными.

2. Твердый каменьЦель: Сформировать представление о твердости камняМатериалы: камешки, пластилин, монеты Ход опыта Предполагаемые ответы детейВозьмите в одну руку камешки, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему? Пластилин смялся, а камешек – нет, потому что он твердый.Постучите комочком пластилина о камень, двумя камнями друг о друга. В чем разница? Когда стучали поастилином о камешек, то ничего не слышно и пластилин мылся, а когда двумя камешками – то слышен стук и камни не мнутся.А почему как вы думаете был слышен шум при стучании камешек о камешек? Потому что камень твердый, а пластилин – мягкий.Нацарапайте что-нибудь на камешке монеткой. Что получается? Ничего не видно. Камень очень твердый.Почему говорят «твердый как камень», «стоит как каменный»? Камешки твердые.

3. Тонет — не тонетЦель: сформировать представления о свойствах камняМатериалы: Морские камешки, кусочки гранила и пемзы, прозрачные сосуды с водой.Ход опыта Предполагаемые ответы детейДети, как вы думаете, что будет, если положить камень в воду? Он утонетБросьте камень в сосуд с водой и наблюдайте, что будет с ним происходить. Утонул Может ли камень плавать? НетВозьмите гранит и пемзу. Сравните их по весу. Одинаковы камни по весу? Нет, один – легкий, другой -тяжелый.Что произойдет с каждым из них, если их опустить в воду? УтонутДавайте проверим, так ли это: опустите гранит и пемзу в воду. Что произошло? Пемза не утонула, гранит утонул.Как вы думаете почему? Потому что пемза легкая. В ней много дырочек. А в дырочках есть воздух и пузырьки с воздухом не давали ей утонуть.В пемзе много дырочек, в которых скапливается воздух, поэтому она легкая и не тонет.

4. Может ли камень издавать звуки?Цель: сформировать представление о свойствах камняМатериалы: разнообразные камниХод опыта Предполагаемые ответы детейДети, как вы думаете, может ли камень издавать звуки? МожетКак нам это проверить? Постучать камешкамиПостучите разными камешками друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются? Нет. Тяжелые камни издают звук громкий, маленькие – тонкий, легкие – тихий.Камни издают звуки при трении или резком соприкосновении друг с другом. Разные камни издают звуки, не похожие друг на друга.

5. Меняют ли камни цвет?Цель: сформировать представления о свойствах камня.Материалы: пустые емкости, лейки с водой, камни.Ход опыта Предполагаемые ответы детейДети, как вы думаете, камни могут изменить цвет? НетПредложите детям положить в емкость камень и залить его водой. Затем потрогать камни, ощупывая их в воде и вытащите камни из воды Что изменилось? Сравните камни по цвету: мокрые камешки и сухие. Они стали темнымиКакие из них красивее? Мокрые.Какой вывод можно сделать? Мокрые камни меняют цвет

6. Рисующие камниЦель: сформировать представления о свойствах камня.Материалы: небольшие листы фанеры, мел, угольХод опыта Предполагаемые ответы детейВспомните с детьми, чем можно рисовать, например, на асфальте.Какими камнями лучше всего рисовать на фанере: мелом или угоем? МеломДавайте попробуем это сделать. Дети рисуют на доске фанеры мелом и углемЧем рисовать лучше? Почему? Мелом рисовать лучше, потому что он мягкий, а уголь твердый – он царапает. Предложить детям для самостоятельного экспериментирования разнообразные камни: галька, пемза, кирпич, уголь Формулировка выводов

7. Теплый камешекЦель: сформировать представление о свойствах камня.Материалы: лампа (солнечная погода), камешки разного цвета (обязательно должен быть камень черного цвета)Ход опыта Предполагаемые ответы детейПотрогайте разные камни и скажите, они холодные или теплые? ХолодныеЗажмите камень в кулаке. Стал ли он теплее? ЧуточкуКак вы думаете почему? У нас руки теплыеВозьмите камешек белый и черный, подержите из под лампой. (оставьте на ярком свету) Камешки стали теплыеКакой камень нагрелся теплее? ЧерныйПочему черный камень оказался самым теплым? Дети затрудняются ответитьЧерный цвет поглощает солнечные лучи. Поэтому черный камень нагрелся больше, чем белый.Вспомните, в какой одежде нам жарче летом?

В черной

8. Легкий – тяжелыйЦель: сформировать представления о свойствах камняМатериалы: камешки разной плотности и величины, весы.Ход опыта Предполагаемые ответы детейДети, как вы думает модно посмотрев на камни сказать, какой из них самый тяжелый? Можно. Самый большой- и будет самым тяжелымА если взять камешки одного размера они будут равные по весу? Так? Затрудняются ответитьДавайте проверим. Как мы можем это сделать? Взять в рукиВозьмите в одну руку – пемзу – пористый камень, в другую – плотный, такого же размера. Какой из них тяжелее? Почему? Пемза легче, потому что в нем много дырочек, в плотном камне нет дырочек, он тяжелый.Как вы думаете если взять большой пористый камень и маленький плотный, какой из них будет тяжелее? Плотный будет тяжелееТочно? Как мы еще можем узнать вес камня. Точный вес? С помощью весов (дети взвешивают камни на весах)Дети, какой можно сделать вывод? Камни имеют вес. Вес камня порой не зависит от его размера.

9. Прочный каменьЦель: сформировать представления о свойствах камняМатериалы: камни разной плотности, молотокВоспитатель предлагает разбить камешки молотком Один камень разбился, а другой – нетКакой камень легче было разбить Мел, которым мы рисовали, от него отлетели кусочки. Пемзу – она пористая.А какой камень не получилось разбить? Гранит, галькуПочему? Он плотный и тяжелый.Какой из этих камней прочнее? Гранит и галька прочнее чем мел и пемзаКакие из камней, которые мы рассматривали ранее, прочные, а какие менее прочные? Предположите Мрамор – прочный, известняк — нетО каком свойстве камня мы сегодня узнали О прочности

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]