Говорим с детьми об осени
Для начала детям нужно рассказать об осени. Тут есть, о чем поговорить! Чисто осенних тем – очень много. Вот лишь, навскидку, некоторые из них.
- Почему наступает осень?
- Какая пора года придет на смену осени?
- Чем осень отличается от других времен года? Этот вопрос полезно расширить. Например, осенью желтеют листья, созревают яблоки и другие плоды, птицы улетают на юг, идут частые холодные дожди, солнышко светит все реже, становится холоднее. Каждую часть этого вопроса необходимо растолковать ребенку на доступном ему уровне. Например:
- почему именно осенью листья на деревьях становятся желтыми?
- почему именно в эту пору улетают птицы?
- что такое «теплые края», куда птички так стремятся? Вернутся ли они обратно, и когда именно?
- какие именно плоды созревают осенью и что из них делают? Скажем, яблоки – кушают, капусту – солят и т. д.
- Именно осенью лучше всего знакомить ребенка с образцами народного творчества об этой поре года. Ведь сколько чудесных поговорок и пословиц придумано про осень! Конечно, многие из них будут ребенку непонятны, а потому папе с мамой необходимо разъяснять малышу их смысл. Найти такие пословицы и поговорки несложно, они есть и на нашем сайте здесь.
- Детские стихи, сказки и рассказы на осеннюю тему – еще один замечательный случай рассказать малышам об осени. Таких произведений написано на эту тему просто-таки бесконечное множество! Заодно нелишним будет выучить с ребенком пару-тройку «осенних» стихотворений. Они, несомненно, пригодятся – и на утренниках, и просто для развития детской памяти.
- Равно, кстати, как и песенки про осень: их также имеется немало. Почему бы не разучить с малышом несколько таких песенок? Опять же – пригодятся. Ну, а где песни, там и инструментальная музыка. Слушать музыку об осени (хоть детскую, хоть взрослую), когда за окном осень – это же здорово, это прекрасно развивает творческие способности!
- А ведь есть еще и живопись! Обычно дети очень любят рисовать картины на тему осени. Вот пускай и творят.
- Ну и как же обойтись без прогулок по осеннему парку, а еще лучше – по лесу, или по степи, или по берегу реки (если есть такая возможность) в сопровождении мамы и папы! Здесь у ребенка появится замечательная возможность увидеть осень «вживую», да еще и с мамиными пояснениями. Впрочем, это уже отдельная обстоятельная тема.
Закрепление темы «урожай».
Осень — это время сбора урожая, закрепляем эту тему в развивающей игре.
Понадобятся настоящие овощи и фрукты, которые есть в доме. Попробуйте поиграть именно с настоящими овощами и фруктами, а не с их имитациями — детям это очень нравится.
Если есть необходимость – проговариваем названия овощей (хотя наверное в возрасте 2-3,5 года это уже пройденный этап ).
Затем сажаем их в огород (складываем вместе на полу):
Закапываем (накрываем полотенцем).
Поливаем (понарошку конечно же ).
Светим солнышком — закрепляем в сознании, что для произрастания живого нужно солнышко (мы взяли желтую подушку, которой потрясли над огородом). Можно взять все что угодно желтое или посветить фонариком.
Наконец пришла пора собирать урожай – осень же! Собираем его так: малыш просовывает руку под полотенце, нащупывает там овощ или фрукт и, не вытаскивая, должен определить «на ощупь» что за овощ он нашел.
Эта игра развивает сенсорику (думаю что и логика тут тоже хорошо работает ).
Учимся считать.
Распечатываем таблицу и карточки (там все очень просто, поэтому если нет принтера, все можно нарисовать вручную, уж листочки желтым карандашом сможет нарисовать любая мама ). Их можно скачать здесь.
Таблица:
Работа с таблицей:
Считаем листочки, водя по ним пальчиком ребенка или указкой. Листочки расположены традиционной лесенкой – в такой форме легче всего усвоить отличия одного числа от другого. Хорошо бы повесить такую таблицу на стену в комнате и периодически пересчитывать листья с малышом. Для непосед, которым ну очень скучно считать какие-то там листочки (моя дочь именно такая), можно сделать сказочную инсценировку. Пусть в гости придет ежик или зайчик, заинтересуется табличкой и весело посчитает листочки (мы например рассказывали сказку, в которой ежик пришел к гости к зайчику (мягкие игрушки), и зайчик рассказал как он ходит в лесную школу и учит там математику. Ежик заинтересовался и попросил научить его считать, что звери и сделали, используя таблицу).
Прогулка по осеннему лесу – веселая зарядка:
1. «Поворот головы вправо-влево». Прогуливаясь по лесу, смотрим в стороны – какой наш осенний лес?
2. Работаем над силой голоса, «разминаем артикуляционный аппарат»:
Превратимся в осенний ветерок и тихо-тихо подуем (тихим голосом) «у-у-у-у». Листочки на деревьях (пальчики) чуть-чуть шевелятся.
Подуем как сильный ветер «У-у—у!» — громко! Деревья закачались от такого сильного ветра (подняли руки вверх и закачались как деревья).
Мы заблудились в лесу, кричим «Ау!». Сначала кричим тихо, потом погромче, потом совсем громко!
Подошли к берлоге медведя. Мишка уже готовится к зимней спячке. Он зевает! (открываем и закрываем рот несколько раз).
Собираем осенние ягоды в лесу (имитируем движения пальцев). Пробуем ягодки (делаем жевательные движения).
Как весело и хорошо в лесу (улыбаемся!)
По дороге нам повстречался хомячок! У, сколько зернышек он набрал за щеки (надуваем щечки как у хомячка!)
Вот белочка грызет орешки! (стучим зубами).
Но белка испугалась нас и убежала – только хвостиком махнула (язычок машет, как беличий хвостик – высовываем язычок между зубами, шевелим язычком как хвостиком).
Белочка решила угостить нас орешками. Мы орешки погрызли (снова стучим зубами), а после орешков нужно почистить зубки!!! (обводим языком верхние и нижние зубы).
Осенний магазин.
После того, как мы собрали все овощи из огорода (из предыдущей игры) устраиваем осеннюю ярмарку урожая — покупаем и продаем осенние овощи и фрукты. Вместо денег – карточки с листочками (картошка стоит один листик, морковка – два листика и т.п.). Вместо карточек можно использовать настоящие монетки. Пусть продавцом будет веселый ежик или зайчик (мягкая игрушка), а покупателем малыш.
Когда мы играли, я выложила карточки с листиками в ряд перед «прилавком» в возрастающем порядке, чтобы ребенку было легче в них сориентироваться:
В нашем возрасте (2 и 11) мы уверено считаем только до двух. Счет до трех-четырех – пока только осваиваем – видно ребенок еще не готов (у нас очень хорошо усваивается счет, если мы играем с монетками в магазин). Но в этой игре с числом «три» стало получше — Даша довольно уверено стала находить три листочка (наверное благодаря предыдущим играм в магазин), и даже четыре листочка без подсказки самостоятельно нашла (я удивилась! Ведь 4 мы еще не проходили ! Видно сообразила сама, поскольку карточки 1,2,3 не подошли под описание).