Календарно-тематический план по теме недели: «Осень в гости к нам пришла» (старшая группа)


Говорим с детьми об осени

Для начала детям нужно рассказать об осени. Тут есть, о чем поговорить! Чисто осенних тем – очень много. Вот лишь, навскидку, некоторые из них.

  1. Почему наступает осень?
  2. Какая пора года придет на смену осени?
  3. Чем осень отличается от других времен года? Этот вопрос полезно расширить. Например, осенью желтеют листья, созревают яблоки и другие плоды, птицы улетают на юг, идут частые холодные дожди, солнышко светит все реже, становится холоднее. Каждую часть этого вопроса необходимо растолковать ребенку на доступном ему уровне. Например:
  • почему именно осенью листья на деревьях становятся желтыми?
  • почему именно в эту пору улетают птицы?
  • что такое «теплые края», куда птички так стремятся? Вернутся ли они обратно, и когда именно?
  • какие именно плоды созревают осенью и что из них делают? Скажем, яблоки – кушают, капусту – солят и т. д.

  1. Именно осенью лучше всего знакомить ребенка с образцами народного творчества об этой поре года. Ведь сколько чудесных поговорок и пословиц придумано про осень! Конечно, многие из них будут ребенку непонятны, а потому папе с мамой необходимо разъяснять малышу их смысл. Найти такие пословицы и поговорки несложно, они есть и на нашем сайте здесь.
  2. Детские стихи, сказки и рассказы на осеннюю тему – еще один замечательный случай рассказать малышам об осени. Таких произведений написано на эту тему просто-таки бесконечное множество! Заодно нелишним будет выучить с ребенком пару-тройку «осенних» стихотворений. Они, несомненно, пригодятся – и на утренниках, и просто для развития детской памяти.
  3. Равно, кстати, как и песенки про осень: их также имеется немало. Почему бы не разучить с малышом несколько таких песенок? Опять же – пригодятся. Ну, а где песни, там и инструментальная музыка. Слушать музыку об осени (хоть детскую, хоть взрослую), когда за окном осень – это же здорово, это прекрасно развивает творческие способности!

  1. А ведь есть еще и живопись! Обычно дети очень любят рисовать картины на тему осени. Вот пускай и творят.
  2. Ну и как же обойтись без прогулок по осеннему парку, а еще лучше – по лесу, или по степи, или по берегу реки (если есть такая возможность) в сопровождении мамы и папы! Здесь у ребенка появится замечательная возможность увидеть осень «вживую», да еще и с мамиными пояснениями. Впрочем, это уже отдельная обстоятельная тема.

Закрепление темы «урожай».

Осень — это время сбора урожая, закрепляем эту тему в развивающей игре.

Понадобятся настоящие овощи и фрукты, которые есть в доме. Попробуйте поиграть именно с настоящими овощами и фруктами, а не с их имитациями — детям это очень нравится.

Если есть необходимость – проговариваем названия овощей (хотя наверное в возрасте 2-3,5 года это уже пройденный этап ).

Затем сажаем их в огород (складываем вместе на полу):

Закапываем (накрываем полотенцем).

Поливаем (понарошку конечно же ).

Светим солнышком — закрепляем в сознании, что для произрастания живого нужно солнышко (мы взяли желтую подушку, которой потрясли над огородом). Можно взять все что угодно желтое или посветить фонариком.

Наконец пришла пора собирать урожай – осень же! Собираем его так: малыш просовывает руку под полотенце, нащупывает там овощ или фрукт и, не вытаскивая, должен определить «на ощупь» что за овощ он нашел.

Эта игра развивает сенсорику (думаю что и логика тут тоже хорошо работает ).

Учимся считать.

Распечатываем таблицу и карточки (там все очень просто, поэтому если нет принтера, все можно нарисовать вручную, уж листочки желтым карандашом сможет нарисовать любая мама ). Их можно скачать здесь.

Таблица:

Работа с таблицей:

Считаем листочки, водя по ним пальчиком ребенка или указкой. Листочки расположены традиционной лесенкой – в такой форме легче всего усвоить отличия одного числа от другого. Хорошо бы повесить такую таблицу на стену в комнате и периодически пересчитывать листья с малышом. Для непосед, которым ну очень скучно считать какие-то там листочки (моя дочь именно такая), можно сделать сказочную инсценировку. Пусть в гости придет ежик или зайчик, заинтересуется табличкой и весело посчитает листочки (мы например рассказывали сказку, в которой ежик пришел к гости к зайчику (мягкие игрушки), и зайчик рассказал как он ходит в лесную школу и учит там математику. Ежик заинтересовался и попросил научить его считать, что звери и сделали, используя таблицу).

Прогулка по осеннему лесу – веселая зарядка:

1. «Поворот головы вправо-влево». Прогуливаясь по лесу, смотрим в стороны – какой наш осенний лес?

2. Работаем над силой голоса, «разминаем артикуляционный аппарат»:

Превратимся в осенний ветерок и тихо-тихо подуем (тихим голосом) «у-у-у-у». Листочки на деревьях (пальчики) чуть-чуть шевелятся.

Подуем как сильный ветер «У-у—у!» — громко! Деревья закачались от такого сильного ветра (подняли руки вверх и закачались как деревья).

Мы заблудились в лесу, кричим «Ау!». Сначала кричим тихо, потом погромче, потом совсем громко!

Подошли к берлоге медведя. Мишка уже готовится к зимней спячке. Он зевает! (открываем и закрываем рот несколько раз).

Собираем осенние ягоды в лесу (имитируем движения пальцев). Пробуем ягодки (делаем жевательные движения).

Как весело и хорошо в лесу (улыбаемся!)

По дороге нам повстречался хомячок! У, сколько зернышек он набрал за щеки (надуваем щечки как у хомячка!)

Вот белочка грызет орешки! (стучим зубами).

Но белка испугалась нас и убежала – только хвостиком махнула (язычок машет, как беличий хвостик – высовываем язычок между зубами, шевелим язычком как хвостиком).

Белочка решила угостить нас орешками. Мы орешки погрызли (снова стучим зубами), а после орешков нужно почистить зубки!!! (обводим языком верхние и нижние зубы).

Осенний магазин.

После того, как мы собрали все овощи из огорода (из предыдущей игры) устраиваем осеннюю ярмарку урожая — покупаем и продаем осенние овощи и фрукты. Вместо денег – карточки с листочками (картошка стоит один листик, морковка – два листика и т.п.). Вместо карточек можно использовать настоящие монетки. Пусть продавцом будет веселый ежик или зайчик (мягкая игрушка), а покупателем малыш.

Когда мы играли, я выложила карточки с листиками в ряд перед «прилавком» в возрастающем порядке, чтобы ребенку было легче в них сориентироваться:

В нашем возрасте (2 и 11) мы уверено считаем только до двух. Счет до трех-четырех – пока только осваиваем – видно ребенок еще не готов (у нас очень хорошо усваивается счет, если мы играем с монетками в магазин). Но в этой игре с числом «три» стало получше — Даша довольно уверено стала находить три листочка (наверное благодаря предыдущим играм в магазин), и даже четыре листочка без подсказки самостоятельно нашла (я удивилась! Ведь 4 мы еще не проходили ! Видно сообразила сама, поскольку карточки 1,2,3 не подошли под описание).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]